Меню

5 как называется сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого

Основные Литературные Термины

Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

1. смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;

2. образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

Правосудие — Фемида (женщина с весами)

Белый голубь — мир во всем мире

Разорванные цепи — свобода

Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Антитеза — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Я царь — я раб, я червь — я бог!

Герой лирический — образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.

Гипербола — средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)

Гротеск — причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.

Завязка — событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения.

Ирония — вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.

Коллизия — порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения.

Кульминация — в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

Лейтмотив — выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.

Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.

Лошадь величиной с кошку

Жизнь человека — один миг

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

В лесу родилась елочка,

Если рассуждать объективно, ель не может «родиться» — она вырастает из семян. Но с помощью метафоры, сравнивающей елочку с ребенком, создается яркий, запоминающийся образ, понятный даже маленьким детям.

Читайте также:  Как называется монастырь дервишей

Неологизмы — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

Оксюморон , или оксиморон — фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье .

Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чем ты воешь, ветер ночной,

О чем так сетуешь безумно?

Пафос — высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Парадокс — в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.

Перифраз — использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.

Плеоназм — неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли. В нормативной стилистике Плеоназм рассматривается как речевая ошибка. В языке художественной литературы — как стилистическая фигура прибавления, служащая усилению экспрессивных качеств речи.

«Елисей не имел аппетита к питанию»;

«какой-то скучный мужик. лег. между покойными и лично умер»;

«Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым» (А.Платонов).

Предисловие — статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора.

Развязка — завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Реминисценция — использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.

М.Лермонтов – «Город пышный, город бедный» (о Санкт-Петербурге)

У Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (о Москве).

Рефрен — повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях — припев).

. Нам в бой идти приказано:

«Да здравствует свобода!»

Свобода! Чья? Не сказано.

А только — не народа.

Нам в бой идти приказано –

«Союзных ради наций»,

А главного не сказано:

Чьих ради ассигнаций?

Сарказм — едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.

Сатира — разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.

Синекдоха — стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное.

«родной кров» или «родной очаг» вместо «родной дом»

«парус» вместо «лодка»

«волна» или «волны» вместо «море»

Тавтология — повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.

Все мое, сказало злато,

Все мое сказал булат.

Трагедия — вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.

Читайте также:  Как называется мяч с рожками для малышей

Трагикомедия — драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.

Тропы — слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа — сопоставление предметов и явлений.

Фабула — череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.

Эзопов язык — различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.

Экспозиция — непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Экспрессия — подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.

Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Эллипсис — стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса — в создании эффекта лирической «недоговоренности», нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.

Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Эпиграф — выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.

Эпилог — заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Источник

5 как называется сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого

Как называется приём, использованный поэтом в пятой строфе стихотворения («И прятать в ней свои шаги, / Как прячется в тумане местность. »)?

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчёркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Б. Л. Пастернак, 1956

«Быть знаменитым некрасиво», «Цель творчества — самоотдача». Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод? Ответ приведите в единственном числе.

Такие изречения называются афоризмами или крылатыми выражениями. Афоризм — это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Простите, а почему ответ «афоризмЫ» не правильный? Ведь вопрос задан во множественном числе: «Как называЮТся. изречениЯ. Тогда необходимо указывать в задании, чтобы ответ был в Им.падеже.

Читайте также:  Как называется аналог нобелевской премии в области математики

В задании четко сказано: «ответ запишите в единственном числе».

Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:

И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги.

Такая стилистическая фигура называется анафорой или единоначатием. Анафора или единоначатие — это стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).

Ответ: анафора или единоначатие.

Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие («любовь пространства», «будущего зов»).

Такой термин называется метафорой. Дадим определение.

Метафора — перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («Пройдут твой путь за пядью пядь»)?

Такой приём называется аллитерацией. Дадим определение.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

При решении печатных сборников допускался ответ просто «звукопись», так как данное понятие уже подразумевает под собой повторение любых звуков.

Если сборники и допускают такие ответы, то это не делает им чести. Если в задании чётко формулируется «одинаковых СОГЛАСНЫХ звуков», то ответ должен быть однозначен — «аллитерация».

Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?

В 1956 году Пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. Стихотворение стало своеобразным кодексом чести настоящего литератора. Рассуждая о цели творчества, в последнем четверостишии автор приходит к выводу, что поэт или писатель должен

… быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т.е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях. Поэт не должен отступать от своего призвания – искать истину и нести её людям.

Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения созвучны стихотворению Б Л. Пастернака?

Наш современник Е.Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», — эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Марина Цветаева в стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто» счастье свое видит в том, чтобы «жить так, как пишу: образцово и сжато». Ее предшественник Н.А.Некрасов считал своим долгом быть поэтом−гражданином и творчеством нести пользу людям, служить Родине. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать. —

становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.

Б.Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» провозглашает свое назначение:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Все три автора при всей их индивидуальности единодушны в одном: если тебе дано предназначение быть поэтом в России, то жизнь твоя должна быть подчинена этому предназначению.

Источник

Adblock
detector