Меню

5 как называется в драматическом произведении текст речи действующего лица

Художественные особенности драмы, виды и жанры

Драма — литературный род (наряду с эпосом и лирикой), предполагающий создание художественного мира для сценического воплощения в спектакле. Как и эпос, воспроизводит объективный мир, то есть людей, вещи, явления природы.

1. Драма — самый древний род литературы, из той же древности исходит его главное отличие от других — синкретизм, когда разные виды искусства объединены в одном (синкретизм древнего творчества — в единстве художественного содержания и магии, мифологии, морали).

2. Драматические произведения — условны.

Пушкин говорил: «Из всех родов сочинений самые неправдоподобные — драматические».

3. В основе драмы лежит конфликт, событие, разыгрываемое действием. Сюжет образуют события и действия людей.

4. Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драма не только словесное (реплики «в сторону»), но и постановочное действо, поэтому важна речь героев (диалоги, монологи). Еще в античной трагедии важную роль играли хоры (выпевая мнение автора), а в классике эту роль выполняли резонёры.

«Нельзя быть драматургом, не обладая красноречием» (Дидро).

«Действующие лица в хорошей пьесе должны говорить афоризмами. Эта традиция идёт издавна» (М. Горький).

5. Как правило, драматическое произведение предполагает сценические эффекты, быстроту действия.

6. Особый драматический характер: необычный (осознанные намерения, сформировавшиеся мысли), сложившийся характер, в отличие от эпического.

7. Драматические произведения — небольшие по объёму.

Бунин заметил по этому поводу: «Приходится сжимать мысль в точные формы. А ведь это так увлекательно!».

8. В драме создаётся иллюзия полного отсутствия автора. От авторской речи в драме остаются только ремарки — краткие указания автора на место и время действия, на мимику, интонацию и т.п.

9. Поведение персонажей — театральное. В жизни так себя не ведут, и так не говорят.

Вспомним неестественность супруги Собакевича: «Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью, ни носом.».

ТРАДИЦИОННАЯ СХЕМА СЮЖЕТА ЛЮБОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

ЭКСПОЗИЦИЯ — представление героев

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ — набор сцен, развитие идеи

КУЛЬМИНАЦИЯ — апогей конфликта

Драма (греч. Drama — действие) — род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображения. Основой драматического произведения конфликт, его содержание раскрывается через игру актеров. Драма показывает человека в напряженный момент жизни, раскрывает характер из-за действия, поступки, движение ее души. Драматические произведения имеют динамичный сюжет, их пишут в форме разговора действующих лиц. Из видов прямой речи драматические произведения чаще всего употребляют диалог, реже — монолог, в массовых сценах — полилог. Авторская язык используется только в ремарках, которые выполняют служебную функцию. В них сообщается о виде, возраст персонажей, их профессии, черты характера, дается описание сцены.

Драматическое произведение делится на части, которые называются действиями или актами. Акты составляются с объявлений, появление нового лица означает новую яву, не во всех произведениях есть яви. Между действиями являются перерыва (антракты), которые необходимы для смены декораций, а также отдыха актеров и зрителей.

В драматическом произведении — небольшое количество событий и действующих лиц, как правило, — одна сюжетная линия, когда побочные, то развиты слабо и подчинены главной. Основные средства характеристики действующих лиц — поступки, действия, жесты, мимика, речь. Эмоциональное восприятие игры усиливает музыка.

Драматические произведения, предназначенные для сценизации, — небольшие по объему (70-80 стр. Текста), потому продолжительность спектакля не может превышать 3-4 часа.

Виды и жанры драмы

Драма как литературный род делится на три вида: трагедию, комедию и собственно драму.

Трагедия (греч. Tragdidia от tragos — козел, ode — песня, букв, козлиная песня) возникла из игр печального характера в честь бога Диониса осенью, когда греки провожали его на зимнюю спячку. Возникновение трагедии связано с мифом о смерти бога Диониса. Его смерть оплакивали в дифирамбах. Основоположником трагедии был Эсхил, он ввел в трагедию второго актера, а Софокл — третьего. Античная трагедия имела мифологический характер. Важную роль в древней греческой трагедии играл хор. Он выполнял лирические и эпические функции. Лирические — оплакивание гибели героев, выражение соболезнования, ужаса, гнева, эпические — рассказы о событиях и обстоятельствах. Хор был участником трагического действа. В трагедии Эсхила «Персы» хор выражал позицию общества, которая была противоположной позиции героев, в трагедии «Агамемнон» хор представлял психологию народа. Хор мог вступать в диалог с героями трагедии.

По мнению Аристотеля, основное в трагедии — действие, трагедия может обойтись без характеров. «Трагедия, — по словам Аристотеля, — есть воссоздание украшенного языке (причем каждая часть имеет именно ей свойственны украшения) важной и законченной действия, имеет определенный объем, воспроизведение не рассказом, а действием, которое через сострадание и страх способствует очищению подобных чувств» .

Трагедия захватывает душу перипетиями и узнаванием. Третья составляющая трагедии — страдания.

Аристотель касается композиции трагедии. Она включает пролог, эписодии, эксод, хоровую часть. В хоровую часть входят парод и стасим. Пролог — часть трагедии перед выходом хора, эписодий — часть трагедии между хоровыми песнопениями, эксод — часть трагедии, после которой нет хора. Парод — первое выступление хора, эксод — последний. Аристотель считал, что композиция трагедии должна быть запутанной, «воспроизводить ужасное и достойное сожаления».

Читайте также:  Молодые горы как называются

Размышляя над характерами в трагедии, Аристотель считал, что они должны быть благородными.

Трагедия почти всегда заканчивается смертью главного героя, его обрекали на гибель сверхъестественные силы, мифическая судьба (греч. Тоига, лат. Fatum). Эдип из трагедии Софокла «Эдип-царь» волей судьбы стал преступником, убивает своего отца царя Лая и женится на матери Иокасту. Он стремился избежать преступления, но Судьба невольно сделала его преступником. Осознав суть преступления, Эдип ослепляет себя и уходит в изгнание.

Новым этапом в развитии трагедии стала трагедия эпохи Ренессанса. В трагедиях Шекспира судьбу героев определяют не боги, а не рок, а социальные условия. Герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Гамлет» выступают против обычаев и традиций, становятся жертвами отживающего общества.

В трагедиях классицистов (Корнель — «Гораций», «Сид», Расин — «Федра») происходил конфликт между чувствами героев и их обязанностью перед государством. Герои трагедий жертвовали личными интересами ради государственных. Классицисты строили свои трагедии согласно правилам нормативной эстетики: действие должно происходить в течение суток и в одном месте.

В эпоху Просвещения трагические герои погибают в борьбе за социальное и национальное освобождение, отстаивая просветительские идеи. Значительную роль в развитии трагедии эпохи Просвещения сыграли произведения Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»), Гете («Гец фон Берлихинген», «Эгмонт»).

В эпоху романтизма трагедия раскрывает конфликт между героем и действительностью (Байрон — «Манфред», Гюго — «Рюи Блаз»).

Категория «трагического»имеет многовековую историю. Первым теоретиком трагического был Аристотель. Он считал, что трагическое имеет объективный характер, в его основе — переход от счастья к несчастью. Человек испытывает несчастье тому, что вступает в конфликт с судьбой и волей богов.

Согласно правилам классицизма трагическим героем мог быть представитель высшего сословия общества. По мнению Лессинга, трагическое возникает тогда, когда смелая личность поднимается над окружающей действительностью, вступает в борьбу с опасными препятствиями, мужественно переносит несчастье. Героями трагедий могут быть обычные люди. Кант считал трагическое видом возвышенного и фактически отождествлял эти категории. Гегель отмечал, что трагическое в искусстве является отражением трагического в действительности. Герои трагедий — активные, свободные в своих действиях, они ставят перед собой высокую цель. Высокими политическая борьба, патриотизм, религия, любовь к родственникам. Трагический герой должен быть благородным. Трагический герой, по мнению Гегеля, виноват и невиновен одновременно. Царь Эдип из одноименной трагедии Софокла виноват в осуществлении нескольких преступлений (убил отца, женился на матери), но он и не виноват, потому что пытался избежать преступлений и не знал, кто его родители.

Трагическое Гегель связывал с исторической необходимостью. Он считал, что там, где возможна счастливая развязка, — трагедия невозможна. Трагическое связано с решением сложнейших конфликтов, которые вызывают муки, страдания и гибель.

«Трагедия, — отмечает В. Фролов — наиболее конфликтный жанр драматургии, если можно так выразиться, это драматическое отражение наиболее глубоких и различных конфликтов».

Трагизм создают действия людей, которые злоупотребляют властью ради собственной цели или приходят к власти, совершая преступление (Шекспир — «Гамлет», Пушкин — «Борис Годунов»).

Трагическое возникает в семейно-бытовых ситуациях, не связанных с политическими конфликтами. Романтическая любовь Ромео и Джульетты противоречит нормам феодального общества. Влюбившись в Джульетту, Ромео не забывает, что он из рода Монтекки, который ведет борьбу с родом Капулетти по законам кровной мести.

Трагедия связана также с борьбой за высокие цели, имеющие общественное значение.

М. Горький в «Беседах о ремесле» писал: «Трагедия — это слишком высоко для мира, где почти все» страдания «возникают в борьбе за право собственности на человека, на вещи и где под лозунгом» борьбы за свободу «часто борются за расширение «права» эксплуатации чужого труда. Мещанин, даже когда он «скупой рыцарь», — все-таки не трагический, ибо страсть к монеты, к золоту — уродливая и смешная . Плюшкин и отец Гранде Бальзака . — не трагичны, они только гадкие . Трагедия абсолютно исключает пошлость . Когда в зоологическом парке бьются обезьяны — разве это трагедия? » Трагедия всегда связана с высоким, возвышенным, благородным. Трагический герой хорошо понимает суть событий, в которых принимает участие и свою роль в них. Не может быть трагическим тот герой, который погибает случайно. Трагический герой — активный, постоянно готов отстаивать свои убеждения, не способен на компромисс.

В современном литературоведении есть два взгляда на трагическое. М. Иванова, Г. Поспелов считают, что трагическое отражает внутренние коллизии героя, борьбу между личным и общественным в характере человека. Трагические обстоятельства не включают в себя трагического. М. Иванова отмечает, что особенностью трагедии является «наличие в ней трагического героя, в душе которого происходит трагическая борьба личных и сверхличных устремлений и чувств».

Убедительной является концепция А. Аникста, Ю. Борева, М. Лазаревой, Т. Любимовой, Яранцев. «Сущность трагического, — отмечает Н. Лазарева, — составляет противоречие между крупными общественными или личными интересами и целями, которые последовательно защищают герои художественных произведений, и практической невозможностью их осуществления в столкновении с посторонними силами (общественными или естественными), что приводит к тяжелым внутренних переживаний, мучительных страданий или гибели этих героев. При этом противоборствующие силы могут выступать и как внешние по отношению друг к другу, и как столкновения разнородных начал в характере отдельной личности «.» А. Аникет считает важным признаком трагического «выдающуюся личность, обладающая героической мощью», не требуя от нее обязательного внутреннего конфликта.

Читайте также:  Как называются белые накладки на колеса

Комедия — это вид драмы, противоположный трагедии. Она связана с низким и безобразным. Комедия (греч. Komodia от komos — веселая процессия и ode — песня) — сатирическое произведение, в котором разоблачаются явления в жизни человека и общества. Комедия сформировалась в Древней Греции с срамных песен. Возникла из игр в честь бога Диониса весной, который, по их верованиям, возвращался к жизни. Когда корифей рассказывал о воскресении Диониса, хор пел радостные песни о победе жизни над смертью. После окончания обряда шли массовые художественные выступления, веселые игры, танцы. Первым выдающимся комедиографом в Древней Греции был Аристофан. В комедиях «Мир», «Всадники», «Лисистрата» он разоблачает негативные общественные явления, что и определило особенности этого вида драмы как обличительного.

Первым теоретиком комедии и комического был Аристотель. Комедия, по мнению Аристотеля, является «изображение всего сравнению плохого в человеке, но недостатки воспроизводятся не во всей полноте, а лишь в той мере, в которой смешное является частью непристойного, потому смешное — это какая-то ошибка или безобразие, только не вредно и не пагубное «. Античный теоретик замечал, что в основе комедии — переход от несчастья к счастью.

Античная комедия имеет композицию, которая отличается от структуры комедий других эпох. Она начиналась прологом, в котором излагалась главная тема и определялось содержание борьбы героев. За ним шел парод (выступление хора), он был подготовкой к агона. Агон — спор героев на актуальные темы. Далее, актеры покидали сцену и слово переходило к хору. Завершал комедию эксод, в котором побеждало добро, положительное, а отрицательное осуждалось. Аристофан и вска композиционная структура просуществовала недолго.

В эпоху средневековья комическое не отличали от смешного, комедии считали произведение со счастливым финалом. Данте назвал свою поэму «Божественной комедией».

Достижения комедийного искусства Возрождения связаны с именами Лопе де Вега и Шекспира. Их комедии отмечаются мастерством сюжетов, живостью диалогов и выразительностью характеров.

Новый тип комедии создал Мольер («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп»). Мольер обличает духовное обнищание аристократии, её показную набожность, циничное лицемерие, им противопоставляет положительные образы простых людей. Это было отступлением от классицистических канонов. Но сами характеры действующих лиц Мольер строил на принципах классицизма, выделяя доминантную риса («Тартюф», «Скупой»).

В эпоху Просвещения появляются комедии П. Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»), К. Гольдони («Трактирщица», «Слуга двух господ»). Положительными героями их комедий являются люди среднего состояния.

В XVIII в. появились сентиментальная комедия, в которой на место комедийного начала пришли сентиментально-трогательные ситуации, комическая опера, которая выражала интересы простых людей. Первую сентиментальную комическую оперу написал Ж.Ж. Руссо («Крестьянский колдун»). В XVIII в. приобрела популярность сентиментальная комедия с пением, интригующим, анекдотическим сюжетом, которую называют водевиль.

Просветители выступили против классицистического трактовка комического. Классицисты предметом комического считали жизни простых людей.

В XIX в. появляется комедия идей (ее основатели О. Уайльд и Б. Шоу), комедия настроений (А. Чехов), в XX в. комические Каика-аллегории (Е. Шварц), эксцентричные комедии-буффонады (Ж. Жироду и Д. Хармс).

Украинская комедия начинается с интермедийной части школьной драмы и вертепа XVII — XVIII вв. Достижения украинской комедии XIX ст. связанные с произведениями «Москаль-волшебник». Котляревского, «Сватовство на Гончар» Г. Квитки-Основьяненко, «За двумя зайцами» М. Старицкого, «Мартин Боруля», «Сто тысяч», «Хозяин» Ивана Карпенко-Карого, «Чмырь», «Мамаша» М . Кропивницкого. В XX в. комедия обогатилась произведениями М. Кулиша («Так погиб Гусь», «Хулий Хурина», «Мина Мазайло»). Комедию последних десятилетий XX в. представляют произведения А. Коломийца («Фараоны»), Я. Стельмаха («Викеитий Прерозумний»), В. Минко («Жених с Аргентины»).

Почти столько лет, сколько существует комедия, существует и теория комического. Аристотель видел комическое в противоречиях между уродливым и прекрасным, Кант — между низким и возвышенным. Гегель считал комичной мелкую, ничтожную цель, которую осуществляют с серьезным видом. По мнению Н. Чернышевского, основой комического является внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающихся внешностью, которая претендует на реальный смысл и значение. Н. Чернышевский подчеркивал, что «настоящая сфера комического — человек, человеческое общество, человеческая жизнь, потому что в человеке только развивается стремление быть не тем, чем она может быть, развиваются неуместны, безуспешны, бессмысленные претензии. Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачным, неуместным, становится комичным, если не бывает страшным или губительным «.

Основа комического — смех смехом над уродливым, мы поднимаемся над ним. Безобразное становится комическим, когда пытается выдать себя за прекрасное. Комическое, по словам Чернышевского, «пробуждает в нас чувство человеческого достоинства». Смех может быть доброжелательным (ирония) и злым (сарказм). А. Герцен писал: «Смех — одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится бог знает на чем . Смех — дело далеко не одного шутки . Написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно. В церкви, дворцах, в стройную перед начальником департамента, перед приставом частые, перед немцем-приказчик никто не смеется. Крепостные-слуги лишены права улыбки в присутствии помещиков. Одни уровне смеются между собой.

Если ниже позволить смеяться при высших или если они не могут удержаться от смеха, тогда прощай чинопочитанию . Смех нивелирует, — а этого-то и не желают люди, которые боятся остаться на своей собственной удельному весу «. Гоголь отмечал, что смеха боится даже тот, кто ничего не боится.

Конечно, не все, что в жизни вызывает смех, может быть основой комического. Еще А. Пушкин писал, что комедия базируется не только на смеха, но и на развитии характеров.

Читайте также:  Как называется станция в подольске

Комический герой не является тем, за кого себя выдает, он настойчиво добивается своей цели, и в процессе действий чувствует, что не может ее достичь, но при этом не представляет, насколько он смешон. Ограниченность, тупость могут быть не только смешными, но и страшными, опасными. Там, где возникает страх за жизнь, исчезает комическое. Субъект комического всегда чувствует превосходство над объектом смеха. Комическое появляется вследствие несоответствия ожидаемого, прогнозируемого и реально существующего.

Сфера комического — ограничена. Не все виды искусства обращаются к комическому. Есть комического в архитектуре, минимальные возможности для его создания имеет музыка. Обращается к комическому графика, карикатура, редко — скульптура (деревянные, глиняные, фарфоровые изделия). Значительные возможности для воплощения комического имеет художественная литература. Кроме комедии, комическое осваивает юмореска, сатира, эпитафия, пародия, памфлет, фельетон, фарс, а также — сатирические романы, повести, рассказы.

Сатирическая комедия появилась в эпоху античности. В сатирической комедии нет положительных героев, она развенчивает общественные пороки. Гоголь писал, что в его сатирических комедиях положительным героем является смех. Образцом сатирической комедии есть одноактная пьеса М. Зарудного «Номенклатурная единица».

Героическая комедия появилась в творчестве романтиков. ее основателем является французский поэт-романтик Э. Ростан, автор комедии «Сирано де Бержерак». В героической комедии сочетается героическое и комедийное начало. Расцвет героической комедии приходится на 30-е годы XIX в. Образцами этого жанра является «Мой друг» Н. Погодина, «Слава» В. Гусева.

Лирическая комедия связана с творчеством А. Чехова. В лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется печальное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации («Простая девушка» В. Шкваркина, «Маленькая студентка» Н. Погодина).

В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей. Этот жанр сформировался в эпоху классицизма. В творческой практике его использовали Мольер («смесь дворянстве»), Д.И. Фонвизин («Недоросль»), Гоголь («Ревизор»).

Комедия масок или комедия дель арте (итал. Commedia deli arte — профессиональная комедия) — вид импровизированного народного театра эпохи Возрождения. Действующими лицами комедии являются слуги маски: Арлекин другие, роли влюбленных выполняли без масок. Каждый персонаж имел устойчивые черты характера, носил соответствующую одежду, говорил своим языком. Комедия дель арте сочетала песню, слово, танец акробатику. В ней участвовало 10-13 действующих лиц, интерьер — городская улица, балкон, окно.

В середине XVII в. жанр комедии дель арте теряет актуальность. Традиции жанра комедии дель арте в XIX в. продолжила итальянский диалектальных комедия. Влияние комедии масок сказался на произведениях Мольера.

Комедия ситуаций — разновидность комедии, в основе которой интрига, непредвиденные ситуации, неожиданный поворот в сюжете, несовпадение слов и поступков, она появилась в эпоху античности, развивалась в эпоху средневековья. Первым произведением этого жанра был произведение Менандра «Близнецы». Этот жанр использовали В. Шекспир («Комедия ошибок»), Ж.Б. Мольер («Тартюф»), Гоголь («Ревизор»).

Комедия интриги — разновидность комедии ситуаций, по действию оживленная, напряженная, с авантюрными осложнениями (обманом, переодеванием). Запутанный конфликт решается в неожиданной концовке. Комедиями-интригами является «Сивильский цирюльник» П. Бомарше, «Два веронца» Шекспира.

Комедия характеров — оппозиционный жанр по комедии ситуаций. В её основе — напряженная, острая борьба, яркие, типизированные характеры. Героям комедии характеров свойственна одна страсть. «Укрощение строптивой» Шекспира, «Тартюф» Мольера, «.

Комедия настроений — это жанр, в котором объединены особенности комедии-ситуации и комедии характеров. В комедии настроений нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения, она отмечается тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью. Комедиями настроений является «Чайка», «Вишневый сад» А. Чехова.

Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но её главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в её драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем её конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны.
Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира.
Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством.
Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.
Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.
Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 веков, прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.

Источник