Меню

А может быть ворона мультфильм как называется

Все помним «Пластилиновую ворону»? Подробности создания таких мультфильмов, о которых вы не знали!

ВЛАСТЕЛИНЫ ПЛАСТИЛИНА

Аниматор способен оживить все что угодно: рисунок и куклу, пуговицы и спички, чай и кофе. Мультики бывают войлочными, вязаными, лоскутными… Но в борьбе за зрительскую любовь среди прочих подручных материалов побеждает обычный пластилин. Из этой «божественной глины» мультипликатор может вылепить целый мир, сильно смахивающий на тот, в котором мы все мечтаем жить. Не более совершенный, чем наш, но очень душевный и теплый.

Одно время считалось, что если мультфильм не рисованный, то ему сложнее растопить сердца зрителей. Тем оглушительнее был успех «Пластилиновой вороны» Александра Татарского, увидевшей свет в 1981 году и ставшей поистине культовым произведением, которое соединило в себе достоинства народного «хита» и авторской анимации.
Маловато будет!»

В истории с «Вороной» вначале было слово, а точнее стихотворение Эдуарда Успенского под названием «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…». Оказалось, впрочем, что по этому «либретто» мультфильм уже есть. Тогда «папа Чебурашки», похулиганив с известной басней Ивана Крылова, явил другое поэтическое произведение – «А может быть, ворона. ».

Чтобы подчеркнуть игру в неопределенность, Александр Татарский решился на необычный ход. «Пластилин на нашем пути возник случайно, как результат судорожных поисков, – вспомнил про это Игорь Ковалев, друг Татарского, художник-постановщик. – Студия запланировала сделать фильм по рисункам детей. Были уже готовы два сюжета. Первый – «О картинах» – сделан в гуаши, второй – в карандаше. Тут пришел Успенский, принес стихотворение «Про ворону». Стали думать: что же еще можно сделать? Сидели втроем. Что-то предлагали. Саша и воскликнул: «Пластилин!».

На стекле делали барельеф из пластилина,
затем его размазывали

Невероятные метаморфозы, происходящие на экране, зритель может наблюдать благодаря технологии, которую изобрели создатели «Вороны». На стекле делали барель­еф из пластилина, затем изображение размазывали, снимая каждый такой шаг. Когда пленку пускали в обратном направлении, на экране из бесформенной мешанины рождалась живая картинка.

«Пластилиновую ворону» чуть не отправили «на полку» за «идеологическую безыдейность». Спасли ее режиссер Эльдар Рязанов и автор «Кинопанорамы» Ксения Маринина. Они на свой риск дали мультфильм в эфир этой популярной передачи вместе с сюжетом о том, как он сделан. И на создателей «Вороны» обрушилась слава. Потом уже появилась заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», где использовался тот же прием. Выдержав испытание временем, она убаюкала не одно поколение телезрителей.

А в 1983 году был снят народный бестселлер «Падал прошлогодний снег», чья участь сродни фильму «Ирония судьбы, или С легким паром». В том смысле, что полный веселого абсурда мульт про глуповатого мужичка, которого жена «уж послала, так послала» в лес за елкой, стал обязательным блюдом в новогоднем телеменю.

В этом фильме превращения, ставшие фирменным стилем Татарского, приобретают глобальный характер. «По экрану летят пластилиновые брызги, бьют фонтаны. За тотальной трансформацией бытовых деталей и персонажей разворачивается пластическая метафора жизни. И хотя Татарский не пионер пластилиновой анимации, именно у него пластилин обретает качество чувственной, окрашенной юмором и эмоцией метаморфозы», – замечает Лариса Малюкова, кинокритик и искусствовед.

Помимо Александра Татарского в отечественной истории есть и другие выдающиеся мастера. Один из самых известных – Гарри Бардин. Первым его творением в технике объемной пластилиновой анимации стал мультфильм «Тяп-ляп, маляры», снятый в 1985 году. Как признавался Бардин, все его творчество подогревалось «нелюбовью» к классической кукольной анимации, где мысль была всегда скована формой. Яркое доказательство тому, что из этого круга можно вырваться, – «Брэк!». Смешной и социально острый мультфильм о боксе, снятый в 1985 году, был награжден призами фестивалей в Риге, Штутгарте, Загребе и Лейпциге.

«Мои руки чувствуют объем – он у меня на кончиках пальцев, что ли. В рисованной мультипликации я должен долго объяснять художнику, что мне нужно, с пластилином я многое делаю сам – это для меня проще», – говорил Гарри Бардин. Потом были еще пластилиновые мультфильмы «Серый Волк энд Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Гадкий утенок» и трогательная «Чуча».

Герои нового времени

Сегодня одно из главных действующих лиц в мире пластилиновой анимации – студия «Пилот», которую создал Александр Татарский. Сергей Меринов немало лет проработал там мультипликатором, прежде чем пошел учиться на режиссера. И свой дипломный фильм он сделал в пластилине. «Это уникальный материал на стыке двух анимаций – рисованной и кукольной, и берет от них лучшие качества. От рисунка – пластичность. Ведь кукла скована конструкцией, у нее не может вытянуться рука, она не способна принимать невообразимые позы. А пластилиновая фигура может все. Плюс кукольной анимации – то, что не надо каждый кадр рисовать. Сделал персонажа и ведешь его весь фильм», – поясняет он.

Над проектом «Гора самоцветов» – циклом мультфильмов по сказкам народов России – студия «Пилот» начала работать в 2004 году. Созданные разными режиссерами в разных стилях и техниках (рисованной, пластилиновой, кукольной и 3D), они успели завоевать множество фестивальных наград. У всех мультфильмов стандартный сериальный хронометраж 13 минут, а также пластилиновая заставка, в которой рассказывается о народе, чья сказочная история пойдет следом.

По воспоминаниям Сергея Меринова, в большей степени из-за «Горы самоцветов» студия сделала рекордный в своей истории заказ на пластилин – сразу 800 кг. Хотя и в «мирное время», говорит он, материал приходится покупать даже не наборами, а огромными коробками с одним цветом: белым, синим, красным.

Проект «Гора самоцветов» стал последним для лидера студии Александра Татарского, который ушел из жизни в 2007 году. Но, несмотря на эту огромную потерю, проект не закрылся. Сегодня в творческом багаже «пилотовцев» уже более 60 сказок цикла. А самобытные заставки «Горы самоцветов» разрослись в дочерний проект «Мульти-Россия», который в сотрудничестве с «Пилотом» затеяла продюсерская компания «Аэроплан». Это серия анимационных миниатюр, каждая из которых представляет собой визитную карточку одного из уголков страны. «Государственные инвестиции «в патриотизм» на сей раз оказались успешными, ведь эффект от хорошего мультика несопоставим с прямолинейной идеологической пропагандой, – пишет в своей книге «Сверхкино» Лариса Малюкова. – Узнаваемые голоса Алексея Баталова, Льва Дурова, Ирины Муравьевой, Александра Филиппенко, Виктора Сухорукова, Владислава Галкина придают картинам ощущение домашности, их хочется пересматривать».

Из-за «Горы самоцветов» студия «Пилот» сделала рекордный заказ – сразу 800 кг пластилина

Предполагалось, что мультипликационная видеоэнциклопедия России будет состоять из сотни минутных серий. Готово пока не более половины. Работу тормозит недостаток финансирования, которое поначалу обеспечивалось в том числе стараниями Русского географического общества и хотениями администраций регионов. Сегодня заказы в рамках проекта «Мульти-Россия» возникают время от времени.

Читайте также:  Как называется носилка для ребенка

Дружба с «цифрой»

Пластилиновые техника и мультипликаторы – явления в отечественной анимации уникальные, уверен Сергей Меринов. Чтобы выжить, пластилинщики берутся за любую работу: музыкальные клипы, образовательные проекты и пр. Как пример, клип на песню Леонида Агутина «Мир зеленого цвета» или к композиции группы «Несчастный случай» «Шла Саша по шоссе».

Один из последних образовательных проектов Сергея Меринова – «Пластилиновая азбука». Тридцать два коротких мультфильма, от 45 секунд до 1,5 минуты, представляющих каждую букву алфавита. Их по достоинству оценили не только дети и их родители. В 2014 году «Пластилиновая азбука» стала победителем в номинации «Лучший мультипликационный сериал» на международном фестивале в Варне.

Пластилиновых, а не рисованных смешариков можно лицезреть в музыкальном ролике «Мнем мы, мнем», сделанном студией «Пластилин» в сотрудничестве с компанией «Смешарики». Но то, что еще никто не видел, – как смешные шарообразные зверушки путешествуют по объектам наследия ЮНЕСКО в России и рассказывают о них детям. Три пластилиновых фильма из образовательного проекта «Наследники», получившего грант правительства, готовы и вскоре будут представлены на суд зрителей.

Благодаря «цифре» у современного аниматора появилось право на ошибку

По словам Сергея Меринова, сотрудничество со «смешарами» – редкий случай, когда персонажей лепили из пластилина, но двигать их пришлось в компьютере: «Иначе они бы перестали походить на смешариков». Но вообще при создании мульт­фильмов в этой технике все в основном делается по старинке: и лепят, и оживляют героев руками.

«Цифровые технологии нам чем помогают… Если раньше это все снималось на одном мультстанке, на нем могло быть до 12 ярусов, и аниматор все персонажи в кадре двигал, фоном снег мог идти, и передний план лежать, и это все надо было делать одновременно, – рассказывает Сергей Меринов. – Долго и тяжело – работу такую можно было доверить только самым опытным. А сейчас каждый персонаж или декорация хоть и создаются и двигаются вручную, но снимают их на отдельном станке на хромакее, и все вместе собирается уже в компьютере. Так у аниматора есть право на ошибку, он переснимет только ту часть сцены, где ошибся. И потом при съемке каждого кадра всегда можно посмотреть, что получается. Раньше из-за одной ошибки приходилось переснимать все. Конечно, работать стало быстрее». Значит, новые технологии не подвинули, а лишь дополнили любимый с детства пластилин.

Как это сделано?

В пластилиновой анимации существует две основные техники. Перекладка – композиция состоит из нескольких слоев персонажей и декораций (по слою для каждого персонажа, заднего или переднего планов). Слои располагаются на нескольких стеклах, друг над другом, а камера – вертикально над стеклами. Персонажи и декорации плоской формы (барельефы) перекладывают, снимая покадрово (именно так создавал свои шедевры Александр Татарский). С развитием компьютерных технологий каждый слой стали снимать отдельно, а после – совмещать при монтаже.

При объемной пластилиновой анимации (кукольной) персонажи располагаются в декорации. Для анимирования кукол их иногда специально укрепляют с помощью опор и подвесок.

И та и другая техника предполагает покадровую съемку объектов с их модификацией в промежутках между кадрами.

Конец . Не пропустите еще две интересные статьи на нашей канале:

ДРУЗЬЯ ! Дайте обратную связь — заходят ли в вас наши статьи?! Возможно нам нужно создать особый материал, специально по вашим запросам — пишите нам! Любим вас!

Источник

А может быть ворона мультфильм как называется

музыка-Григорий Гладков,слова-Эдуард Успенский

Слушайте <a data-cke-saved-href='http://u.to/_IJODw' href='http://u.to/_IJODw' title="https://music.yandex.ru/album/3623387/track/30031011">А может быть, ворона</a> — <a data-cke-saved-href='http://u.to/94JODw' href='http://u.to/94JODw' title="https://music.yandex.ru/artist/2929781">Галина Смучинская</a> на Яндекс.Музыке

Текст песни:

Одну простую сказку, а может и не сказку,
А может не простую, хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства, а может и не с детства,
А может и не помним, но будем вспоминать.

Нам помнится вороне, а может быть собаке,
А может быть корове, однажды повезло.
Послал ей кто-то сыра, грамм, думается двести,
А может быть и триста, а может полкило.

На ель она взлетела, а может не взлетела,
А может быть на пальму с разбега взобралась.
И там она позавтракать, а может пообедать,
А может быть поужинать спокойно собралась.

Но тут лиса бежала, а может не бежала,
А может это страус злой, а может и не злой.
А может это дворник был,
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику за новою метлой.

Читайте также:  Паста с фаршем и помидорами как называется

Послушайте, ворона, а может быть собака,
А может быть корова, но тоже хороша.
У вас такие перья, у вас рога такие,
Копыта очень стройные и добрая душа.

А если вы споете, а может быть залаете,
А может замычите, коровы ведь мычат.
То вам седло большое, ковер и телевизор
В подарок сразу вру́́́чат, а может быть вруча́т.

И глупая ворона, а может собака,
А может быть корова, как что-то запоет.

А сыр у той вороны, а может быть собаки,
А может быть коровы, конечно же упал.
И прямо на лисицу, а может и на страуса,
А может и на дворника немедленно попал.

Идею этой сказки, а может и не сказки,
Поймет не только взрослый, но даже карапуз.
Не стойте и не прыгайте, не пойте не пляшите,
Там, где идет строительство или подвешен груз.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Чудеса — своими руками (673)
  • из бисера (48)
  • шьем (37)
  • разное (30)
  • шьем игрушки из ткани (29)
  • из ниток, сутажа (28)
  • из теста, макарон, крупы (28)
  • из пластика и целлофана (14)
  • из кожи (14)
  • декупаж (14)
  • из фетра (12)
  • канзаши (8)
  • из дерева (6)
  • из кофе (5)
  • из мыла (5)
  • пэчворк (4)
  • из камней (1)
  • арт-карвинг (1)
  • шьем игрушки из меха (1)
  • вышивка (разное) (15)
  • вышиваем крестиком (124)
  • вышиваем гладью (4)
  • вышиваем «ришелье» (3)
  • вышиваем лентами (3)
  • вышиваем биссером (2)
  • изонить (10)
  • вышиваем аппликацию (2)
  • вяжем спицами (узоры) (9)
  • вяжем спицами (одежда, обувь) (26)
  • вяжем спицами (разное) (7)
  • вяжем крючком (узоры) (12)
  • вяжем крючком (одежда, обувь) (54)
  • вяжем крючком (разное) (63)
  • Чудо-бумага (282)
  • оригами модульное (80)
  • квиллинг (37)
  • из бумажных трубочек (32)
  • паперкрафт (29)
  • вытинанка (22)
  • из картона (12)
  • оригами (12)
  • из гофрированной бумаги (12)
  • Делаем сайт (блог) (145)
  • Рамочки (37)
  • Коллекции изображений (32)
  • Полезные ссылки (21)
  • Читалка (137)
  • Звучащее слово (68)
  • Стихи (32)
  • Умные книги для детей (22)
  • Звучащие сказки (6)
  • Вкусно и красиво! (133)
  • конфетный букет (15)
  • напитки (кофе) (5)
  • сладости (5)
  • закуски (4)
  • из мяса (2)
  • мясные блюда (1)
  • Напитки алкогольные (1)
  • карвинг (1)
  • выпечка (сладкая начинка) (34)
  • выпечка (начинка соленая) (11)
  • кулинарные советы (4)
  • салаты (сметана, майонез) (4)
  • салаты (растит.масло) (1)
  • блины, оладьи (2)
  • заготовки (3)
  • Праздничное настроение (125)
  • Новогоднее (67)
  • Пасхальное (38)
  • Рождественское (37)
  • День влюбленных (17)
  • свадебное (1)
  • Ох, уж эти дети (54)
  • Сказку сделаем из глины, теста снега, пластилина (14)
  • Рисовать — это просто! (13)
  • Умные раскраски (12)
  • О здоровье и не только (46)
  • Красивое (35)
  • Цветы (28)
  • флористика (3)
  • Сад+огород (15)
  • Музыка для души (13)
  • О кошках (13)
  • Удивительный мир вещей (11)
  • Юморное (10)
  • Кинозал (7)
  • Художественные фильмы (4)
  • Мультфильмы (2)
  • Документальные фильмы (1)
  • Плэйкасты (6)
  • Квартирные вопросы (3)
  • Игрушки (2)
  • о The Sims 3 (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Интересные факты о «Пластилиновой вороне»

«Пластилиновая ворона» — это самый интересный и самый необычный советский мультфильм. Стиль изображения пластилиновых образов героев удивляет и завораживает. И все это пока что без самого сюжета!

Вы только вспомните эти оригинальные перевоплощения: дворник стал страусов, корова превратилась в собаку, а арбуз получился из бывшей пальмы. Чем не чудеса!? По оригинальности и своеобразию сюжета, рядом можно поставить лишь мультфильм «Падал прошлогодний снег», (между прочим, он так же выполнен в пластилиновой анимации).

Возможно, сам сюжет короткометражного мультфильма «Пластилиновая ворона» не столь интересен, но какова подача! Вот это фантазия, вот это абстракция. А чего стоит представление банальных и скучных вещей в формате чего-то смешного и веселого! За такое изображение реальности, авторам и аниматорам стоит памятник поставить.

Главной особенностью этого мультфильма было и остается свобода восприятия – не нужно вдумываться и пытаться что-то уловить. будет достаточно всего лишь сесть напротив монитора и смотреть, наслаждаться увиденным, наполняя сердце и душу самыми настоящими счастьем и радостью.

На создание мультфильма ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками.
Мультфильм разделен на три независимые части, которые, однако, имеют общих персонажей. Сюжет о вороне – 3-я часть мультфильма
Песня третьей части мультфильма изначально должна была звучать в обычном темпе, однако на записи Татарский не проследил хронометраж звука, из-за чего вместо необходимых 5 минут для созданной анимации вышло 8 минут. Режиссер не знал, как быть, и пока не было решения, были записаны и голоса. В монтажной Татарский случайно услышал, как восстанавливалась граммофонная запись выступления Ленина — скорость звучания была то быстрее, то медленнее. Режиссер поинтересовался у реставратора, как это получается. Технология была проста — на бобину катушечного магнитофона наматывалась изоляционная лента, из-за чего пленка подавалась на воспроизводящую головку быстрее, и темп звучания также ускорялся. Поняв, что в этом выход из возникшей ситуации, Александр Татарский, заплатив реставратору 70 рублей, сжал 8-минутную запись до необходимых 5 минут, вследствие чего песня приобрела свое знаменитое «мультяшное» звучание.
25 лет назад с прилавков магазинов на полгода исчез… обычный пластилин! В стране началась настоящая пластилиномания – увлеченно лепили не только дети, но и взрослые. А виной тому – мультфильм «Пластилиновая ворона», вышедший тогда на телеэкран.
Когда молодому киевскому аниматору Александру Татарскому предложили в Москве снять мультфильм по детским стихам, он решил обратиться к самому популярному детскому писателю Эдуарду Успенскому. У автора Чебурашки нашлось стихотворение «Жил-был один слоненок, а может, не слоненок…», которое понравилось Татарскому. Режиссер нашел неординарное решение – делать картинку из пластилина, чтобы подчеркнуть игру в неопределенность, которая была в тексте. Однако по этому стихотворению Успенского уже был сделан мультфильм. А создавать новый начальство категорически запретило.
«Я расстроился, Успенский уехал на дачу, – вспоминает Татарский, – а через день вдруг привез мне мятую бумажку (видимо, в электричке писал), где было уже другое стихотворение – «А может быть, ворона, а может быть, собака…» Он просто взял тот же прием и похулиганил с известной басней Крылова «Ворона и Лисица». Я прочитал стихи и понял, что по ним и буду снимать мультфильм».
Съемки задом наперед
Сочинение музыки режиссер решил доверить непрофессиональному исполнителю песен Григорию Гладкову, с которым до этого познакомился на отдыхе в Крыму.
«С Александром Татарским я встретился в Коктебеле, – вспоминает Гладков. – Пел на пляже, и ему понравились мои песни-сказки или баллады. Когда началась работа над «Пластилиновой вороной», меня вызвали в Москву из Ленинграда, где я жил. Приехал, мне дали стихи, я тут же сочинил еще две песни, и мы отправились на худсовет. Я тогда еще не был членом Союза композиторов, и музыкальный редактор пыталась меня отстранить. Кричала, что у них уже был «авантюрист с гитарой» – Сергей Никитин, который написал музыку к мультфильму «Большой секрет для маленькой компании», и что второго раза она не допустит. Но Татарский с Успенским меня отстояли».
Пластилиновая техника была тогда еще в Союзе неизвестна. Потом уже наши новаторы узнали, что подобные мультфильмы делали до них и в Чехии, и в Канаде. Но тогда мультипликаторам об этих работах ничего не было известно. Так что режиссер Татарский и художник-постановщик Игорь Ковалев придумали собственную технологию: на стекле делали наполовину объемную картинку из пластилина. Затем изображение постепенно размазывали, снимая каждый мазок. А потом пускали пленку в обратном направлении – и в кадре из бесформенной мешанины красок чудесным образом складывалась живая картинка.
Мюллеру в мультфильме не место!
В мультик вошли три сюжета по песенкам Григория Гладкова. Первый называется «О картинах». Там понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т.п. объясняются на примере пластилиновых копий с картин великих мастеров – «Джоконды» Да Винчи, «Девочки с персиками» Серова. Второй сюжет – «Игра», где картинки из пластилина сменяют друг друга, когда герой закрывает и открывает глаза. Его авторы решили сделать в стиле ретро и посвятить своим родителям. Ну а только третий – всем известная «ворона» по стихотворению «А может, а может».
Про картины пел сам автор – Гладков. «Воронью» песенку доверили исполнить популярным в то время ведущим детской юмористической радиопередачи «Радионяня» Льву Шимелову и Александру Левенбуку. А для «Игры» Татарский и Гладков пригласили Леонида Броневого (как оказалось, актер начинал свою творческую карьеру в оперетте). Тут высокое начальство устроило полный разнос: «Почему допустили, что в советском мультфильме поет группенфюрер Мюллер – не помните разве, что актер играл гестаповца в «Семнадцати мгновениях весны»?!
Спаситель – пластилиновый Эльдар Рязанов
Когда мультфильм был закончен, руководство студии тут же запретило его за безыдейность. «Был большой скандал, – рассказывает Татарский. – Я, конечно, понимал, что сделал классное кино, но когда заявили, что пленку надо смыть, а режиссера отправить обратно в Киев… В общем, я был в предынфарктном состоянии».
Неожиданно на студию заглянула Ксения Маринина – режиссер популярной тогда на телевидении передачи «Кинопанорама», которую вел Эльдар Рязанов. Ей хотелось увидеть мультик из пластилина. «А могли бы специально для «Кинопанорамы» сделать похожий сюжет?» – поинтересовалась она. «Я сказал: «Могу», – продолжает режиссер. – И сделал еще один ролик минуты на три, где показал, что такое пластилин, и какие фокусы с ним можно сотворить. Там одно изображение каскадом превращалось в другое, а в конце возникал пластилиновый портрет Рязанова. Короче, получилась хорошая реклама. Ролик показали в «Кинопанораме», а следом шел наш сюжет о вороне. Никого не сняли с работы, все успокоились, и фильм стали показывать по телевидению».
Вскоре «Пластилиновую ворону» послали на всесоюзный телефестиваль, где лента неожиданно для всех получила главный приз. Режиссера на фестиваль даже не позвали, хотя, по существующим правилам, он должен был представлять на конкурсе свою работу. И узнал о победе Татарский только по телевизору.
«Результаты конкурса я услышал в программе «Время» – дома, лежа на кровати, – вспоминает Александр. – Когда диктор, объявляя победителей, назвал «Пластилиновую ворону», я решил, что это какой-то подвох. Но через секунду понял – правда. Тогда я сделал сальто прямо на кровати. Удивился, тут же попробовал его повторить, сломал кровать, но совершить такой прыжок уже больше не смог».
Досье
«Пластилиновая Ворона»
* музыкальный мультфильм
* режиссер – Александр Татарский
* художник-постановщик – Игорь Ковалев
* композитор – Григорий Гладков
* авторы стихов – Александр Кушнер («О картинах»), Овсей Дриз («Игра»), Эдуард Успенский («А может, а может…»)
* СССР, «Экран», 1981 г.
* режиссерский дебют Александра Татарского
* в ленте использованы рисунки детей из мультстудии Центрального дворца пионеров г. Киева, где работали Татарский и Ковалев
* фильм получил 25 наград, в том числе Главный приз IX Всесоюзного фестиваля детских фильмов в Ереване, Главный приз III Московского фестиваля молодых кинематографистов 1982 года, Диплом жюри II Международного фестиваля комедийных фильмов в Габрове (Болгария) 1983 года.

Читайте также:  Как называется содержимое хлопушки

Источник