Меню

Абхазская шапка как называется

Что горцы и казаки должны знать о папахе

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины».
В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.
До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Читайте также:  Витамин б17 как называется

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Источник

Предмет гордости: история абхазского мужского костюма

О том, как менялся абхазский мужской костюм, какое он имеет значение в жизни абхазов, как он завоевал мировую популярность и каково будущее черкески, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

«Анна шла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском, но блеск этот был невеселый. » – так начинается девятая глава одного из самых известных романов Льва Толстого «Анна Каренина».

Во второй половине XIX века кавказский национальный костюм постепенно входит в русскую моду. Сначала отдельными элементами вроде башлыка, а затем и целиком. В черкеску облачается императорская армия и члены царской семьи. Чуть позже в столице европейской моды, Париже, появляются дома «кавказского происхождения», которые в начале 20-х годов прошлого века ввели в моду кавказские мотивы. Черкеска быстро завоевала популярность, в нее стали облачаться представители европейской аристократии, она также присутствовала в коллекциях домов мод. Но обо всем по порядку.

Корни черкески

В абхазском языке удивительным образом отражается разнообразие и богатство национального мужского костюма. Каждый элемент одежды имеет свой термин.

Мужская одежда состояла из черкески – акуамжвы (акәымжәы – прим.), рубашка – акаба, штанов – адзикуа, войлочной куртки – агубанакь, войлочного плаща, бурки – ауапа, головных уборов, башлыка – ахтарпа, войлочной шапки – ауапацэа хылпа, меховой шапки – ахылапарч. На ногах носили постолы из сыромятной кожи – ажцвеймаа (ажәцәеимаа – прим.), надеваемые на босую ногу.

«Черкеска – русское название верхней мужской одежды – кафтана, которая была распространена в обиходе у многих народов Кавказа» – так определяет Большая советская энциклопедия мужской национальный костюм многих народов Кавказа.

Черкеска, или по-абхазски акуымжвы (акәымжәы – прим.) – традиционный мужской костюм абхазов.

Как писала этнолог Елена Малия, народная одежда представляет собой богатый источник, характеризующий творчество народа, его искусство, вкусы и эстетические потребности. Абхазский национальный мужской костюм в первую очередь связан с военными традициями и верховой ездой.

Еще в начале прошлого века в Абхазии основная масса крестьян была одета в домотканную одежду из грубого сукна или льняного полотна. Форма акуамжвы практически оставалась неизменной – плотно облегающая фигуру, туго перехваченная поясом, с длинными рукавами.

«Эта форма диктовалась коллективом и передавалась по традиции от дедов к отцам и от отцов к детям. Она была дорога и близка каждому и представляла предмет особой национальной гордости. Еще недавно в обязательный застольный этикет входил тост пить за сынов, одетых в «абхазскую черкеску и абхазскую шапку». Всякое непристойное замечание по поводу своего костюма абхазы воспринимали как личное оскорбление. Отрезание полы черкески было равносильно мести и снятию позора», – пишет Елена Малия.

Полы черкески сходились на талии и застегивались пуговицами и застежками. Черкеска имела небольшой вырез. По бокам на груди имелись газырницы с газырями. Раньше в газырях сохраняли порох, позже они утратили свое назначение и стали использоваться как украшение.

«Газыри на черкеске появились чуть позже. Все преобразования, которые происходили с этим костюмом, носили очень практический характер. Газыри появились в верхней части, потому что это было удобно, этого требовало время, этого требовало развитие видов оружия, – пояснила министр культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии Эльвира Арсалия. – Потом в какой-то период, в 30-40 годах прошлого века, газыри хоть и остались на прежнем месте, но они уже утратили утилитарную функцию».

Женское дело

Подготовкой, обработкой, выделкой сырья для одежды занимались сами абхазки, которые славились искусным рукоделием. Искусство ткачества в Абхазии восходит к древнейшему периоду. Умение шить акуамжвы высоко ценилось в абхазках, даже при выборе невесты сторона жениха осведомлялась, умеет ли девушка шить, кроить и вышивать.

«У абхазов есть выражение: «Она была такой искусницей, что и птицу нарисовать могла и даже ни разу не сняв мерки с человека, пошить черкеску». Ну, это навык, традиции, которые передавались из поколения в поколение», – объяснила Эльвира Арсалия.

Читайте также:  Как у индусов называется пятнышко на лбу женщины

Одежду абхазки делали из ткани, которую они сами же ткали на специальных станках. Как отметила министр культуры, ткань была на вес золота. И потому мастерицам приходилось шить костюм так, чтобы ни один маленький кусочек не выпал.

«И это был очень рациональный крой одежды, который собирал архитектуру костюма соответствующим образом», – добавила она.

Большое значение имел и цвет. По словам Арсалия, есть понятие абхазского спектра – цветов, которые использовались в абхазском костюме. Это, как правило, серый, коричневый, глубокое бордо, белый, черный. Другие цвета появились уже в прошлом веке.

Мода на черкеску

Конец XIX – начало ХХ века, по словам Арсалия, можно считать триумфом черкески как костюма, который заслужил внимание многих народов, для которых черкеска не была национальным костюмом. Во время Первой мировой войны черкеска стала символом доблести и воинской чести.

«Это ингушский, абхазский, чеченский полки, которые участвовали в Первой мировой войне. И, конечно же, лошадь, оружие, национальный костюм – это то, с чем люди уходили на войну. Черкеска как максимально удобная одежда заслужила большое внимание. До Первой мировой войны царская армия не носила черкеску. В это время портные императорского двора разработали специальную форму черкески, которая была адаптирована под военные нужды», – объяснила Эльвира Арсалия.

В черкеску оделись и члены царской семьи, не исключая императора Никола II. Есть даже портрет Николая II на вороном коне в красной черкеске. В черкеске всероссийский император встретил и роковую минуту своей жизни.

Кавказский мужской костюм, который принадлежал последнему русскому царю, сегодня экспонируют в музее-заповеднике Царское село.

После революции 1917 года многие представители и Кавказа, и России, эмигрировали во Францию. Там благодаря им черкеска оказала большое влияние на моду.

«Была определенная эстетика по ношению черкески. В это время в Париже удачно работали несколько кавказских домов, которые шили одежду на кавказский манер. Они были очень успешны, просуществовали 10-15 лет. Основателями этих домов были выходцы из Кавказа», – рассказала интересную историю Эльвира Арсалия.

Не только акуамжвы, но и другие элементы мужского костюма получили широкое распространение в России и в Европе. Этот факт отразился в русской литературе. Так эпизоды с башлыком можно встретить в «Анне Карениной» Льва Толстого, в стихе Марины Цветаевой.

«Башлык откинула на плечи:

Смешно кататься в башлыке!

Смеется, — разве на катке

Бывают роковые встречи?»

«Этот элемент сам по себе очень привлекал внимание и многих путешественников по Кавказу. Французы, итальянцы отмечали абсолютную универсальность этого элемента одежды, в котором можно было и виноград собирать, и ребенка переносить, и, опоясавшись, подниматься в гору, и раненного перевязать. У манеры ношения башлыка есть свои правила: по торжественным случаям, по траурным и так далее», – объяснила министр культуры Абхазии.

В 30-е годы акуамжвы уже постепенно уходит из повседневной одежды. Лишь только акаба продолжают носить как отдельный элемент.

Но последние десять лет, по наблюдениям Эльвиры Арсалия, вновь возродился интерес к национальному мужскому костюму.

«Абхазский мужской костюм чаще всего носят в День флага или на свадьбы. Мне кажется, это такой интерес к своей идентичности, к своей истории, который проявляется в такой форме. Я думаю, у абхазского национального костюма есть будущее», – добавила Арсалия.

Некоторые элементы мужского костюма, например, газыри используют и в женском костюме. Хотя не все к этому одобрительно относятся.

Источник

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Папаха — традиционный головной убор горских народов Кавказа, некоторых народов Средней Азии и казаков всей России. Сразу нужно отметить, что папаха никогда не являлась простым головным убором.

Именно про папаху жителями гор придуманы поговорки типа: «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой», «Если голова цела, на ней должна быть папаха» и т. д. У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Например, знаменитый советский, чеченский танцор Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе.

Как для горца, так и для для казака папаха – всегда была символом гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение к нему остаётся.

Читайте также:  Как называется игра про лиса на сони плейстейшен

По версии Большой Советской энциклопедии, слово папаха имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года, и даже тюрбаны. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами.

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам, которые с самого своего появления на Кавказе начали заимствовать большое количество культурных и бытовых элементов жизни горцев. В том числе включив в свой гардероб этот головной убор.

Переняв у горных народов их национальный головной убор, казаки по достоинству оценили все его преимущества. Папаха изготавливалась из овечьего меха и качественно защищала солдата от холода и жары. Не зря горные воины не снимали папаху даже во время ужасной жары – она прекрасно спасала от зноя. И что самое важное для солдата – в бою паха смягчала удар шашкой, а этот факт не раз спасал воинам жизнь. В разный временной период папахи имели различную высоту, изготавливались из разных материалов и имели разные цвета. Каждый народ, использовавший этот головной убор, дополнял и изменял его, создавая тем самым уникальную национальную шапку. Самый известный пример – кабардинские папахи, боле всего напоминающие современные. Они были скопированы казаками, и с течением времени превратились в известные — кубанки.

Русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств: в казачьих войсках, в конвое Александра I, степные войска на Урале и в Забайкалье, кавказские войска Дагестана и Осетины, конный дивизион Туркмении, сибирские войска.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Однако уже совсем скоро, после революции, в хождение был запущен шлем суконный, более известный как «буденовка». Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку».

Тем не менее, даже революционеры папаху очень любили, и в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

В 1922 году папаха была выведена из массового употребления. Однако, уже в 1936 году, приказом НКО СССР номер 67 от 23 апреля вновь вернулась. Согласно приказу, папаху могли использовать в качестве выходной формы одежды бойцы казачьих формирований в составе РККА. Так, кавказские казаки носили папахи-осетинки («кубанки»), а донские казаки предпочитали традиционную высокую папаху. В 1940 году вышел приказ, который разрешил использовать папаху в качестве зимнего головного убора генералам и маршалам Советского Союза. А спустя еще некоторое время, папаху разрешили носить и полковникам всех родов войск, вместо шапки-ушанки (подробнее — https://novate.ru/blogs/221219/52818/ ).

После развала Советского Союза в 1995 году головной убор был запрещен к использованию в армии. Но спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 папаха в очередной раз вернулась в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным видом. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки.

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении.

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков.

Источник