Меню

Аэродром базирования мац как называется

Аэродром базирования

Военный аэродром — в современной терминологии это аэродромный комплекс, включающий стационарную взлётно-посадочную полосу (ВПП), сеть рулёжных дорожек и защищённые места стоянок самолётов — земляные обвалования (капониры) или крытые арочные железобетонные укрытия, а также инфраструктуру аэродромного, боевого, инженерно-технического, материально-тылового обеспечения повседневной жизнедеятельности и перспективных боевых действий дислоцируемой авиации и профильных воинских частей по их прямому предназначению.

Аэродромы стран НАТО, как правило, не имеют рассредоточенных защищённых стоянок. Достаточно широко практикуется установка на местах стоянки лёгких полузакрытых сооружений, для защиты летательного аппарата от атмосферных воздействий.

Абсолютное большинство военных аэродромов ориентированы в первую очередь на эксплуатацию боевой авиационной техники. Аэродромный комплекс, помимо типовых структур по размещению и обслуживаю ВС, также включает наземные и подземные хранилища боеприпасов, различные технические территории и специальные площадки, иногда занимающие весьма значительную территорию аэродрома. Склады длительного хранения авиационных средств поражения (АСП) обычно не строят в непосредственной близости от аэродрома, ввиду их потенциальной опасности.

Также есть военные аэродромы, в которых приоритетной задачей являются грузопассажирские перевозки (например, аэродром Чкаловский в Московской обл.). Необходимо отметить, что порядок перевозки пассажиров военно-транспортными и пассажирскими самолётами Минобороны кардинально отличается от принятого в гражданских авиакомпаниях.

Большинство военных аэродромов имеют ВПП с искусственным покрытием (бетон, армированный бетон (армобетон), асфальтобетон, реже — сборное металлическое листовое покрытие, что обеспечивает их всесезонную эксплуатацию. Некоторые военные аэродромы имеют грунтовые ВПП (как правило, такие аэродромы используются для учебно-тренировочных целей или для базирования вертолётов).

Содержание

Классификация военных аэродромов в РФ

В зависимости от размеров ВПП и предназначения, отечественные военные аэродромы можно условно разделить на три вида:

  1. Крупные (с длиной ВПП 3000 метров и более), способные принимать воздушные суда (ВС) 1-го класса — стратегические бомбардировщики (Ту-95, Ту-160), тяжёлые транспортные самолёты (Ан-124, Ил-76, Ан-22) с полной загрузкой, крупные пассажирские самолёты (Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-96 и т. д.), и все ВС 2-4 классов.
  2. Средние (с длиной ВПП 2000 — 2800 м), способные принимать ВС 2-го класса (Ан-12, Як-42, Ту-134 и т. п.), а также тяжёлые транспортные самолёты (Ил-76, Ан-22) с частичной загрузкой, и все ВС 3-4 классов.
  3. Небольшие (с длиной ВПП 1200 — 1800 м), способные принимать ВС 3-го класса (Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, Як-40 и т. п.) и 4-го класса (Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Ан-38, Л-410 и т. п.), а также вертолёты всех типов.

Также имеются вертодромы, предназначенные для базирования только вертолётов. ВПП такого аэродрома невелика и используется для отработки взлёта/посадки вертолёта «по самолётному». В виде исключения такой аэродром может принимать лёгкие самолёты 4-го класса.

Существует ряд аэродромов совместного базирования, на которых наряду с военной дислоцируется гражданская, ведомственная или спортивная авиация.

Отдельно стоит выделить авианесущие корабли, способные принимать самолёты и вертолёты палубной авиации. На каждом таком корабле, как правило, имеется полётная палуба, ангар, средства технического обслуживания и обеспечения, запасы топлива, ГСМ, средств поражения и т.д. На корабле во время похода базируется авиагруппа. Постоянными местами базирования палубной авиации являются сухопутные аэродромы берегового базирования.

Особенностью многих военных аэродромов являются рассредоточенные укрытия для летательных аппаратов: открытого типа — земляные обвалования (в горной местности — ниши или капониры с использованием рельефа), и закрытого — арочные укрытия (ЖБУ), а также рулёжные дорожки большой протяженности, проложенные ломанным маршрутом, с целью максимального снижения ущерба при авианалётах противника. Толчком к строительству таких аэродромов послужил опыт Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в прямую линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмовыми и бомбовыми кассетами при пролётах вдоль рулёжной полосы. ЖБУ строят для небольших самолётов, преимущественно фронтовой авиации, тогда как для больших бомбардировщиков, ракетоносцев, транспортных самолётов часто строят открытые стоянки с земляным обвалованием, некоторые военные аэродромы в РФ имеют общую стоянку как в аэропортах (перрон).

В современной отечественной практике военные аэродромы различают по типам применения на:

  • Базовый аэродром, или аэродром постоянного базирования, где авиационная воинская часть (-и) находится на постоянной основе (базируется). На аэродроме постоянного базирования имеется полноценная аэродромная инфраструктура. Часто недалеко от аэродрома построен военный городок для размещения личного состава, гражданского персонала и членов семей.
  • Оперативный аэродром, предназначенный для непосредственного ведения боевых действий или выполнения боевых задач в мирное время. Как правило, все авиационные полки в СССР имели оперативные аэродромы.
  • Аэродром рассредоточения, предназначен для временного базирования авиации при угрозе нападения на базовый аэродром, в т.ч. с применением ОМП. При СССР большинство полков имели аэродромы рассредоточения.
  • Учебный аэродром предназначен для обучения курсантов полётам. Под термин учебный аэродром также попадает учебная площадка с авиационной техникой, выработавшей ресурс и не предназначенная для полётов, но использующаяся для отработки практических навыков курсантов по её технической эксплуатации.
  • Запасной аэродром. При планировании любого вылета всегда определяется запасной аэродром (-ы) посадки, на случай невозможности посадки на запланированном аэродроме. В категорию запасных аэродромов военной авиации в том числе попадает часть сугубо гражданских аэропортов, по предварительному согласованию; также большие военные аэродромы служат запасными для гражданских судов.
  • Промежуточный аэродром посадки. Часть аэродромов МО РФ на постоянной основе используется для дозаправки перелетающих воздушных судов различных ведомств. На таких аэродромах обычно имеется отдельная стоянка или перрон для перелетающих ВС и гостиница для экипажей.
  • Аэродромный участок дороги (АУД). Резервный аэродром, предназначенный для ведения боевых действий. Представляет собой участок автомобильной дороги (автотрассы), расширенный и усиленный, с нанесённой стандартной разметкой ВПП, а также стоянками под авиационную технику и площадками для аэродромных средств РТО. АУД рассчитан только на относительно небольшие летательные аппараты (вертолёты и фронтовую авиацию). В мирное время АУД не имеют постоянного состава и не охраняются. На случай учений АУД имеют объездную дорогу.
Читайте также:  Как называется шоу на мотоциклах

Примечание. Назначение любого аэродрома может со временем меняться.

Зенитное прикрытие аэродрома

Для предотвращения воздушного нападения военные аэродромы часто прикрываются силами ПВО. Ранее для этой цели применялась ствольная артиллерия, затем вблизи аэродромов стали размещать зенитно-ракетные дивизионы. С появлением зенитных ракет большой дальности надобность размещения стартовых площадок ракет в непосредственной близости от аэродрома отпала.

Охрана военного аэродрома.

Все военные аэродромы являются режимными охраняемыми объектами с ограниченным доступом, на всех въездах обычно установлены стационарные контрольно-пропускные пункты с вооружённой личным оружием дежурной службой. В СССР/РФ вся действующая территория и объекты военного аэродрома поделена на охраняемые зоны. Зоны охраны распределены между авиационными и др. подразделениями, от которых ежедневно назначается наряд. Охрана несётся непрерывно и круглосуточно методом патрулирования (контрольных обходов территории) вооружённой дежурной службой — караульными и дежурными по стоянкам подразделений (ДСП). Старшим начальником, которому подчиняется вся охрана аэродрома, является Дежурный по стоянкам части — ДСЧ. ДСЧ подчиняется дежурному по части (полку, авиабазе, авиагруппе), а в порядке внутренней службы — заместителю командира части по инженерно-авиационной службе (инженеру или старшему инженеру). При производстве полётов или приёме/выпуске перелетающих ВС дополнительно выставляется т.н. оцепление лётного поля — охрана ВПП и МРД от проникновения посторонних лиц, транспортных средств или животных, что может привести к аварийной ситуации.

Для предотвращения несанкционированного взлёта ВС (угона) на военных аэродромах все зоны охраны разделяются воротами или шлагбаумами, которые перегораживают рулёжные дорожки, и лентами с шипами. В случае попытки угона ВС подаётся команда «Капкан», по которой дежурной службой выполняется ряд мероприятий по предотвращению выруливания летательного аппарата на ВПП, в том числе, в качестве крайней меры, разрешено открытие огня по кабине лётчика (экипажа).

Термин авиабаза в РФ

В 2000-е годы в качестве разговорного синонима термину военный аэродром в российских средствах массовой информации (СМИ), а также в пресс-релизах Минобороны России стал употребляться термин авиабаза, заимствованный из английского языка (en:Airbase), где он активно используется (особенно в США). В 2008-2009 гг в военной авиации РФ было проведено очередное реформирование штатной структуры, которое заключалось в слиянии авиационной лётной части (-ей), базирующейся на аэродроме, с остальными воинскими частями тылового и технического обеспечения аэродрома (обычно это авиационно-техническая база, батальон связи и радиотехнического обеспечения, и какая-либо часть по хранению и обслуживанию оружия; возможны различные варианты). Такая объединенная структура получила официальное название авиабаза (АвБ) и собственный номер, как пример — 6950-я АвБ дальней авиации на аэродроме Энгельс-1, 7060-я АвБ морской авиации на аэр. Елизово, 575-я АвБ армейской авиации (аэр. Черниговка). Условное наименование для такого формирования (в/ч 00000) обычно передавалось не от авиационного полка, а от дислоцируемого на аэродроме тылового подразделения — авиационно-технической базы гарнизона, в связи с тем, что АТехБ имеет в своём составе финансово-довольствующий орган и лицевой счёт в банке. Однако, опыт формирования таких авиабаз показал, что бывшая ранее полковая структура авиации ни в чём не хуже, а часто и лучше, поэтому начиная с 2014 года значительная часть авиабаз (как самостоятельных воинских частей) расформирована и в авиационные гарнизоны вернули старую полковую структуру. Там, где до уровня полка на аэродроме просто не хватает штатной авиационной техники (а это в авиации РФ сплошь и рядом) были сформированы авиагруппы, по сути представляющие собой отдельные эскадрильи со структурами обеспечения и обслуживания, с базированием на собственном аэродроме.

Интересные факты

  • Лётчики-истребители 2ВА первыми в мире, в авиационной практике, массово, использовали шоссейную дорогу для взлёта и посадки. Первое испытание необычного аэродрома А. И. Покрышкин произвёл лично [1] . В настоящее время на некоторых федеральных автодорогах имеются специализированные участки, рассчитанные на применение авиацией и имеющие аэродромную разметку (т.н. АУД — аэродромный участок дороги).
  • Известны случаи, когда ВПП военных аэродромов строились из кирпича (в некоторых регионах СССР в годы Великой Отечественной войны), на Курилах (в годы японской оккупации).

Ни бетон, ни металлические плиты, которые использовались для сооружения взлетно-посадочных полос на аэродромах в европейской части страны, на Курилах не выдерживали испытаний: деформировались. Японцы нашли оригинальное решение проблемы. Они сооружали деревянные взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки без единого железного гвоздя. Оказалось, что это очень практично, особенно зимой, когда неизбежны температурные колебания.

  • Иногда создавались закрытые стоянки для самолётов (капониры), оборудованные внутри горных массивов.

На другом острове Курильской гряды мы увидели более крупный аэродром, с несколькими полосами. В центре его высилась гора, которую опоясывала рулежная дорожка. У подножия горы японцы соорудили капониры, куда и закатывали самолёты на случай атаки аэродрома или стихийного бедствия. Входы в капониры ограждали подвижные (на роликах) металлические плиты — тоже мера предосторожности. Все это было очень искусно замаскировано под цвет окружающей местности.

Источник

Аэродром базирования мац как называется

Продолжительность базирования в ходе боевых действий на одних и тех же аэродромах зависит от условий обстановки и вида боевых действий (наступление, оборона).
Перебазирование или смена базирования, в зависимости от темпов наступления войск и может осуществляться через несколько суток. (табл. 2)
В современной войне при резком изменении оперативно-тактической обстановки особую актуальность приобретает маневр силами и средствами авиации с одного направления на другое.
Маневр, по направлению бывает:
— из тыла к фронту;
— вдоль фронта;
— от фронта в тыл.

Маневр с изменением аэродромов базирования называется перебазированием.
Под маневром ИА понимается изменение ее группировки на земле и положения самолетов (групп) в воздухе для создания более выгодного соотношения и успешного выполнения поставленных боевых целей и задач (рис. 5).

Рис. 5. Цели маневра

Маневр и перебазирование должны осуществляться скрытно и в установленные сроки.
Собственно, перебазированию предшествует этап подготовки нового авиационного района в инженерном и тыловом отношениях. Организуется его охрана и оборона.
Для обеспечения возможностей авиационным частям (подразделениям) вести боевые действия с новых аэродромов, необходимо создать на них материальную базу, обеспечивающую эффективные действия авиации.
Перебазирование в новый район осуществляется
— воздушным;
— летным;
— наземным эшелонами.
А) Воздушным эшелоном следует часть органов управления с передовой командой, личный состав инженерной авиационной службы (ИАС), необходимые средства связи и РТО.
Б) Все остальные подразделения обеспечения, а также имущество перемещаются в новый район на автомобилях или по железной дороге, т. е. наземным эшелоном.
В) Летный эшелон составляют самолеты авиационной части, осуществляющие перелет на новый аэродром.
Необходимость обеспечения непрерывного боевого воздействия на противника требует перебазирования авиационных частей, как правило, с одновременным выполнением боевой задачи. Известно, что время, необходимое на перелет боевых самолетов, на новый аэродром базирования, всегда значительно меньше времени перебазирования инженерно-авиационной службы и обслуживающих подразделений.
В связи с этим маневренность авиационных частей определяется временем, необходимым для перебазирования личного состава и соответствующего технического имущества ИАС и других обеспечивающих подразделений. Для обеспечения своевременной подготовки перелетевших самолетов к повторному полету на новом аэродроме ИАС должна заблаговременно направить туда часть своих сил и средств
. Следовательно, в период перебазирования авиационной части подготовка самолетов к боевым вылетам будет осуществляться неполным составом сил и средств ИАС и авиационно-технической части (АТЧ), что может привести к возрастанию времени подготовки самолетов к боевому применению и снижению боевых возможностей части.
Таким образом, боевые возможности части при перебазировании зависят от продолжительности перебазирования ИАС. Поэтому перебазирование необходимо производить с минимальными временными затратами и тем самым наиболее полно использовать боевые возможности части.
На этапе выполнения маневра авиационной частью ее ИАС должна находиться в состоянии постоянной готовности к перебазированию.
Готовность ИАС к перебазированию определяется приспособленностью к перебазированию технического имущества, которая обеспечивается его контейнированием, пакетированием, а также подготовленностью инженерно-технического состава (ИТС) к проведению перебазирования.
В целом работа ИТС при маневре авиационной части осуществляется в три этапа:
первый этап — заблаговременная подготовка ИАС к перебазированию;
второй этап — непосредственная подготовка;
третий этап — собственно перебазирование.
При заблаговременной подготовке, которая осуществляется в ходе учебно-боевой подготовки, проводятся:
— типовые расчеты на перебазирование различными видами транспорта;
— отработка заявок в АТЧ на крепежный и упаковочный материалы и средства погрузки;
— подготовка комплекта необходимых запасных частей и расходных материалов;
— подготовка пакетов, контейнеров для размещения технического имущества (обмер и взвешивание имущества);
— тренаж летного состава по самостоятельной подготовке самолетов к полету;
— тренажи ИТС по погрузке и выгрузке технического имущества.
Непосредственная подготовка начинается с получения распоряжения на перебазирование авиационной части. Она имеет целью подготовить ИТС, авиационную технику и техническое имущество к конкретному перебазированию. Для этого разрабатывается план перебазирования ИТС и технического имущества, который является составной частью плана перебазирования части.
Руководство разработкой плана и подготовкой ИТС к перебазированию осуществляет заместитель командира части по ИАС.
Перебазирование начинается с момента убытия со старого аэродрома передовой команды ИАС и заканчивается развертыванием на новом аэродроме последнего эшелона ИАС.
В ходе перебазирования ИАС осуществляет:
— свертывание и отправку передовой команды;
— подготовку к перелету и выпуск в полет самолетов;
— погрузку и отправку группы выпуска;
— погрузку и отправку наземного эшелона;
— развертывание сил и средств ИАС на новом аэродроме базирования и подготовку авиационной техники к применению.
Доставку ИТС и технического имущества на оперативный аэродром организует в авиационной части начальник штаба части.
С целью обеспечения непрерывной боевой работы авиационной части перебазирование личного состава и технического имущества ИАС на новый аэродром осуществляется, как правило, тремя эшелонами (рис. 6).
А) Первый эшелон — передовая команда в составе оперативной группы и группы усиления, один комплект технической позиции управляемых авиационных средств поражения (ТП УАСП) и подвижная ремонтная группа (ПРГ) ТЭЧ части;
Б) Второй эшелон — группа выпуска, один комплект ТП УАСП и ремонтная группа ТЭЧ части;
В) Третий эшелон — группа транспортировки авиационно-технического имущества (АТИ) и основная группа ТЭЧ части.

Рис. 6. Состав эшелонов перебазирования ИАС части

Распределение сил и средств ИАС по эшелонам перебазирования представлено в таблицах (табл. 3).
I) Передовая команда предназначена для заблаговременного выдвижения на новый аэродром базирования с целью приема летного эшелона и обеспечения ведения боевых действий авиационной части до прибытия основного состава ИАС. Она состоит из Оперативной группы и группы усиления.

Состав передовой команды:
— технический состав авиационно-технических отрядов (АТО);
— специалисты группы высотного оборудования и парашютно-десантной службы.
Передовой команде придаются комплекты запасных частей и расходных материалов первой необходимости (технические аптечки) по всем специальностям.
Старшим передовой команды при перебазировании авиационной части, как правило, назначается один из инженеров части.
Передовая команда направляется на новый аэродром базирования после принятия командиром части решения на перебазирование.
После убытия первого эшелона, до момента перелета самолетов на новый аэродром, на прежнем аэродроме базирования остается команда выпуска и основная часть ТЭЧ части.
В целях повышения мобильности ИАС передовую команду, как правило, разделяют на две группы: оперативную и группу усиления.
A) Оперативная группа предназначена для проверки готовности аэродрома базирования к приему авиационной техники, определения порядка размещения авиационной техники и средств наземного обслуживания (СНО), встречи, расстановки и подготовки авиационной техники совместно с летными экипажами к повторному полету.
Б) Группа усиления составляет основную часть передовой команды и убывает на новый аэродром совместно с оперативной группой или после подготовки авиационной техники к полету на прежнем аэродроме.
После прибытия на новый аэродром группа усиления осуществляет подготовку самолетов к полетам.
Для выполнения ремонта авиационной техники на новом аэродроме передовой команде придается подвижная ремонтная группа. В зависимости от поставленной задачи в состав передовой команды может включаться один комплект технической позиции управляемых авиационных средств поражения (ТП УАСП) для подготовки управляемых ракет к применению.
II) Команда выпуска обеспечивает подготовку и выпуск самолетов с прежнего аэродрома базирования. Старшим команды выпуска, как правило, назначается заместитель командира части по ИАС.
С целью повышения мобильности команды выпуска из ее состава выделяется группа выпуска и группа транспортировки авиационно-технического имущества.
А) Группа выпуска осуществляет подготовку самолетов к полетам с прежнего аэродрома базирования, а также производит погрузку и перевозку имущества ИАС на новый аэродром.
Б) Группа транспортировки авиационно-технического имущества (АТИ) после подготовки самолетов к полету и сдачи редко применяемого имущества в АТЧ осуществляет перевозку технического имущества ИАС на новый аэродром базирования.
III) Ремонтная группа (аэромобильная ТЭЧ) предназначена для завершения регламентных работ и ремонта самолетов на старом аэродроме базирования.
IV) Основная группа ТЭЧ части принимает участие в подготовке самолетов к полету, вводит в строй самолеты, находящиеся на регламентных работах и ремонте, а также готовит к перебазированию техническое имущество и средства войскового ремонта.
V) Подвижная ремонтная группа является мобильной инженерной группой и отвечает за оперативный ремонт возникших неисправностей, в том числе и в полевых условиях.

Источник