Меню

Аэропорт в харькове как называется

Аэропорт в харькове как называется

История гражданской авиации УССР берет свое начало в Харькове. Тут 26 марта 1923 года было учреждено акционерное общество «Укрвоздухпуть», одной из задач которого была организация регулярных авиарейсов. 18 ноября 1923 года было получено шесть первых гражданских аэропланов «Комета-2», закупленных вместе с моторами и запасными частями у фирмы немецкого авиаконструктора К. Дорнье. В январе 1924 года в системе АО «Укрвоздухпуть» организовано конструкторское бюро во главе с К. А. Калининым. 25 мая 1924 года были открыты первые регулярные пассажирские линии: Харьков-Полтава-Киев и Харьков-Кировоград-Одесса. Грунтовая взлетно-посадочная полоса находилась в то время на северной окраине города за городским парком, в Сокольниках — там, где сейчас располагается авиазавод. В 1928 году из Харькова начали выполняться первые международные рейсы по маршруту Харьков-Тегеран.

17 сентября 1926 года был издан приказ об организации на базе авиамастерских «Укрвоздухпути» «Авиазавода имени Совнаркома УССР». Первым директором и главным конструктором завода назначен К. А. Калинин. 10 декабря 1929 года на базе акционерных обществ «Добролет» (Москва) и «Укрвоздухпуть» (Харьков) создана единая государственная организация — «Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота». 1 января 1930 года Согласно решению СНК СССР «Авиазавод АО «Укрвоздухпуть» передан из ликвидированного АО «Укрвоздух­путь» в ведение Авиатреста ВСНХ СССР, где получил наименование «Харьковский авиазавод» (ХАЗ). Директором завода назначен Н. П. Королев.

Развитие авиационного производства в Сокольниках потребовало переноса гражданского аэропорта. Для него было выбрано место в 12 километрах к югу от центра города, за поселком Основа. Новый аэропорт вступил в строй 6 декабря 1932 года. Он включал в себя грунтовую взлетно-посадочную полосу, двухэтажное здание аэровокзала и прочие наземные службы. В августе 1933 года аэропорту было присвоено имя П. П. Постышева, а в 1936 году аэропорт был признан лучшим в СССР. В предвоенные годы в Харьковском аэропорту совершали посадку транзитные рейсы, проходившие из Москвы и Ленинграда в Крым и на Кавказ. Здесь приземлялся крупнейший пассажирский самолет тех лет, шестимоторный гигант П-124 (АНТ-20бис), который выполнял рейсы Москва-Харьков-Минеральные Воды. Аэропорт являлся самостоятельной хозрасчетной единицей, непосредственно подчиненной Главному управлению гражданской авиации. 24 сентября 1938 года начался беспересадочный перелет самолета АНТ-37 по маршруту Москва-Хабаровск. Экипаж возглавляла дочь известного харьковского летчика и авиаконструктора Валентина Степановна Гризодубова. Кроме нее, в экипаж входили Полина Осипенко (второй пилот) и Марина Раскова (штурман). Самолет преодолел 8 тысяч километров за 26 с половиной часов; таким образом был установлен международный рекорд дальности полета для женских экипажей. В 1941 году на аэродроме была построена бетонная взлетно-посадочная полоса.

В годы Великой Отечественной войны

Личный состав аэропорта вошел в состав Киевской и Харьковской особых авиагрупп Гражданского Воздушного флота. 23 августа 1943 года советские войска освободили Харьков.

В 1945—1991 годах

Существующий аэровокзал был сооружен в послевоенные годы по типовому проекту, разработанному московским НИИ «Аэропроект» в 1951 году (арх. Элькин Г., Крюков Г., Миткевич Г.). Этот же проект был применен во Львове, Свердловске, Челябинске и других городах СССР. Строительство аэровокзала началось в 1951 году, а его открытие было приурочено к помпезному празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией (1954 год). В 1958 году к аэропорту из центра города была проложена троллейбусная линия.

Внешне здание аэровокзала отличается повышенной парадностью, характерной для «сталинской» архитектуры 30-х — 50-х годов. Центральный вход украшает восьмиколонный портик с высоким парапетом сложного очертания. Над зданием возвышается изящная восьмигранная башенка со стройным шатром и шпилем, увенчанным золоченым венком. Интерьеры обильно оснащены лепными архитектурными деталями и росписями. На первом этаже здания аэровокзала находился небольшой зал ожидания (в южном крыле), а также буфет (в северном крыле). На втором этаже, до постройки гостиницы на улице Аэрофлотской, находились комнаты матери и ребёнка, а также гостиничные номера, а позже — служебные комнаты.

Выход на перрон аэропорта осуществлялся через центральный зал аэровокзала. Здесь, во внутреннем дворике между зданием аэровокзала и перронным залом, был небольшой сквер. В перронном зале происходила проверка билетов и багажа пассажиров, а также сдача багажа. Проверка багажа была введена лишь после первого в СССР захвата самолета отцом и сыном Бразинскасами в 1970 году. До этого перронного зала не существовало, а летное поле было отделено от перрона лишь небольшим ограждением, пройти за которое можно было показав билет на самолет контролеру. От перрона к трапу самолета пассажиров доставляли перронные автобусы — автопоезда из микроавтобусов РАФ-980/979 в 60-е годы и пассажирские полуприцепы АППА-4 с тягачами ЗиЛ-130 в 70-е — 90-е годы.

Читайте также:  Число 100 в 100 степени как называется

Помимо основного здания аэровокзала с северной стороны привокзальной площади, возле посадки троллейбуса, находилось дополнительное одноэтажное помещение с залом ожидания, билетными кассами и камерой хранения багажа.

Прилетающие пассажиры доставлялись перронными автобусами к воротам, расположенным с севера от здания аэровокзала, через которые попадали с летного поля на привокзальную площадь. Рядом с воротами находился навес, под которым осуществлялась выдача багажа. При этом багаж пассажиры снимали самостоятельно с автокаров с тележками, которые подъезжали под навес прямо с летного поля. После начала реконструкции аэропорта в 2008-ом году высадка пассажиров из перронных автобусов и выдача багажа стала осуществляться с южной стороны от здания аэровокзала.

Уже к началу 70-х годов Харьковский аэропорт ежегодно обслуживал до 600 тысяч пассажиров, а через 10 лет эта цифра возросла до 900 тысяч человек. В то же время город вплотную подступил к аэропорту. Поэтому в генплане города, разработанном в конце 70-х — начале 80-х годов было предусмотрено строительство нового аэропорта в районе пгт. Полевая Дергачевского района, что в 30 километрах от Харькова. В перспективе туда же планировался вынос сборочных цехов авиазавода. Проект нового аэропорта разрабатывал институт «Украэропроект», а аэровокзала — «Укргорстройпроект». Аэропорт планировалось связать с городом скоростной автомагистралью. В конце 1980-х началось строение взлетно-посадочной полосы. Однако с распадом СССР строительство было прекращено.

Авиарейсы и авиакассы

15 февраля 1973 года в 12:05 состоялся первый полет турбореактивного самолета Ту-134А с харьковского аэродрома. С этого дня авиарейсы Харьков-Москва, Харьков-Киев, Харьков-Ленинград и Харьков-Свердловск стали обслуживаться новыми самолетами Ту-134А.

15 сентября 1975 года открыта воздушная линия «Харьков-Новосибирск», обслуживаемая самолетами ИЛ-18. Эта линия стала самой длинной, из существующих воздушных линий Харьковского аэропорта.

1 апреля 1977 года возросла стоимость авиабилетов.

21 июня 1980 года открыт прогулочный авиамаршрут «Аэропорт — Аэроклуб ДОСААФ в пос. Коротич — Аэропорт», обслуживаемый самолетами АН-2.

1 февраля 1988 года согласно изменениям, внесенным Министерством гражданской авиации СССР в Правила перевозки и обслуживания пассажиров на внутренних воздушных линиях, стало возможным приобретение билета в авиакассах без предъявления паспорта.

5 мая 1988 года Совершен пробный технический рейс самолета Як-42 по маршруту Вильнюс-Харьков. Он подтвердил готовность Харьковского аэропорта принимать самолеты этой модели.

1 сентября 1988 года началась разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта нового аэропорта Харьков-Полевой.

2 января 1989 года Харьковский аэропорт впервые стал регулярно принимать самолеты Як-42, которые стали обслуживать воздушную линию Саратов-Харьков-Одесса.

В 1991—2009 годах

Объемы авиаперевозок в существующем аэропорту уменьшились в десятки раз. В то же время серьёзной проблемой для харьковского аэропорта стало отсутствие таможенного контроля и пограничного терминала, ведь в годы СССР здесь принимали только внутренние рейсы. В 1995 году была проведена реконструкция — выполнен капитальный ремонт здания аэропорта, создан пункт погранично-таможенного контроля. Также была реконструирована взлетно-посадочная полоса, в результате чего аэропорт был допущен к выполнению полетов на самолетах Ил-76.

29 января 1996 года Приказом государственного Департамента авиационного транспорта Украины «Укравиатранс» аэропорт «Харьков» допущен к выполнению полетов на самолетах ИЛ-76т.

1 апреля 1998 года открыт авиарейс Вена-Харьков-Вена компании «Австрийские авиалинии», соединивший Харьков с Центральной Европой.

27 мая 1999 года после двухлетнего перерыва возобновлено воздушное сообщение Харькова с Москвой

9 августа 1999 года открыт международный авиарейс Харьков — Ларнака

11 октября 1999 года в небо поднялся первый серийный самолет Ан-140, выпущенный на Харьковском авиационном заводе.

В 2001 году путем передачи аэропорта из ведения Минтранса городу было образовано Авиационное коммунальное предприятие «Международный аэропорт Харьков». В марте 2008 года весь имущественный комплекс Харьковского аэропорта был передан в аренду сроком на 49 лет фирме «Нью Системс АМ». При этом взлетно-посадочная полоса, являющаяся стратегическим объектом, остается в собственности государства.

8 мая 2007 года Исполняющим обязанности генерального директора Харьковского авиазавода назначен Сергей Задорожный.

В апреле 2008 года КП «Международный аэропорт Харьков» было официально упразднено.

Настоящее время

В настоящее время аэропорт «Харьков» один из важнейших аэропортов Украины. Пропускная способность свыше 1600 пасс./час, а планируемый пассажиропроток — 800 тыс. человек в год, хотя стоит отметить, что работая целый год на пике загруженности аэропорт сможет принимать 2 млн человек в год.

Читайте также:  Как называются очки на глаза для сна

Площадь аэропорта более 20 тыс. кв. м. Состоит из трех терминалов. Основной (новый) терминал разделён на две части (для внутренних и международных рейсов) и VIP-терминал (реконструированный старый). Есть также реверсный терминал, который будет работать во время Евро 2012. Его позже перепрофилируют в ангар для частных самолётов. Аэропорт имеет две взлетно-посадочная полосы длиной 2200 м и 2500 м, что позволяет аэропорту принимать и отправлять все среднемагистральные воздушные суда. Оснащён многими ресторанами и магазинами, включая Duty Free, и прочими дополнительными сервисами. У аэровокзала находится большая стоянка.

В харьковском аэропорту функционирует единственная на территории Украины современная система обработки багажа (BHS), производительность которой — 960 единиц багажа/час для международных рейсов и 600 единиц багажа/час для внутренних рейсов. Отличительная особенность BHS — мобильность, которая предполагает способность к расширению, созданию дополнительных пунктов регистрации, терминалов прибытия. За поставку и полную интеграцию информационно-технологических решений в основном (новом) терминале отвечает ведущий оператор информационных и телекоммуникационных решений для авиаиндустри SITA. Основной терминал оборудован необходимым количеством каналов пропуска пограничной и таможенной служб, контроля авиабезопасности, приспособлениями для удобного передвижения по терминалу лиц с ограниченными возможностями.

С 1 декабря 2010 наземным обслуживанием занимается швейцарская компания Swissport (также обслуживает аэропорт Борисполь). Компания занимается регистрацией пассажиров, трансфером автобусами до борта самолета, обеспечением трапами, центровкой и контролем загрузки воздушных судов.

Летом 2012 был оснащен двумя телетрапами (часто используют слово «рукав») и новой диспетчерской вышкой, самой современной на Украине. Такую вышку в 2011 установили в аэропорту Донецка. Стоит также отметить, что телетрапы на данный момент на Украине есть только в терминале B бориспольского аэропорта, Львове и Донецке.

Модернизация и реконструкция

Международный аэропорт «Харьков» — один из важнейших объектов столицы Слобожанщины, реконструируемых в настоящее время в рамках подготовки к проведению финальных игр чемпионата Европы по футболу 2012 года. Старт масштабному проекту был дан 1 апреля 2008 года, когда компания «Нью Системс АМ» (группа DCH, президент — генеральный инвестор и координатор подготовки Харькова к Евро-2012 Александр Ярославский) выиграла конкурс на аренду целостного имущественного комплекса харьковского аэропорта.

Проект реконструкции включает строительство нового терминала, реконструкцию существующего, строительство новой взлетно-посадочной полосы и капитальный ремонт перрона, благоустройство привокзальной площади. Технологическая схема обслуживания пассажиров разработана немецкой компанией Airport Research Center. После завершения реконструкции аэропорт способен будет принимать без ограничений воздушные суда класса A, B и C; самолёты класса D по согласованию. Новый терминал площадью более 20 тыс. кв. м., позволит обслуживать до 1,5 млн человек в год. В дальнейшем планируется возведение второго терминала [источник не указан 398 дней] .

Финансирование проекта осуществляется за счет средств частного инвестора — компании «Нью Системс АМ» (группа DCH) и средств Государственного бюджета Украины. Доля DCH — 508,8 млн.грн. (строительство нового пассажирского терминала, реставрация существующего терминала, реконструкция привокзальной площади и строительство парковочных мест, строительство временного реверсного терминала, полная модернизация инфраструктуры аэропорта, закупку спецтранcпорта). Доля государства — 727 млн грн. (строительство новой ВПП, перрона и мест стоянок самолетов, новой аварийно-спасательной станции и авиадиспетчерской вышки, замена светосигнальной системы и системы средств посадки самолетов (ІІ кат. ИКАО) [источник не указан 711 дней] .

Источник

Аэропорт Харьков (Kharkov Airport). Официальный сайт.

Харьковский аэропорт расположен в 12,5 километрах от центра города Харьков в юго-восточном направлении. Этот аэропорт считается одним из наибольших аэропортов Украины. Он имеет статус международного аэропорта, а по документам обозначается как «Харьков (Основа)». Основным арендатором выступает компания группы DCH.

Весь комплекс относится к аэропортам второго класса, который имеет возможность принимать самолеты типа Airbus, Embraer, Douglas, Boeing, Ту-154, Як-42, Ан-124 и аналогичные этим аппараты. Работают укомплектованные площадки для посадки вертолетов всех классов.

История

На территории, где расположен аэропорт, еще в 1923 году было организовано предприятие под названием «Укрвоздухпуть». Задачей этого предприятия была регулярная перевозка груза и пассажиров с применением аэропланов типа «Комета-2». С мая 1924 года были налажены первые регулярные полеты в Полтаву, Одесу, Кировоград. Первый полет за пределы страны с аэропорта Харьков был осуществлен в 1928 году в Тегеран.

За счет развития предприятия в поселке Сокольники потребовалось перенесение гражданского аэропорта за пределы города в поселок Основа. Этот аэропорт начали эксплуатировать с декабря 1932 года, в его состав была включена грунтовая взлетная полоса и здание вокзала из двух этажей. К 1936 году данный аэропорт был лучшим на территории всего СССР. Первое время существования аэропорта он обслуживал самолеты и пассажиров, которые выполняли транзитные полеты.

Читайте также:  Как называется государство в государстве 6 букв

В послевоенное время вокзал аэропорта был полностью переделан по проекту известного архитектора Элькинина и его коллег. Необходимо отметить, что такие же здания аэропорта были построены во Львове, Челябинске и Свердловске. К 54-му году прошлого века было завершено строение аэровокзала, которое отличалось помпезностью внешнего вида.

В начале 1970 года аэропорт Харькова качественно обслуживал 600 тысяч пассажиров, а к 80-м годам пассажирооборот по аэропорту достигал показателя в 1,5 миллиона человек. Только в эти годы территория города расширилась к границе аэропорта. Перед 90-ми годами было начато строение новой взлетной полосы, но распад СССР не позволил закончить данные работы.

На сегодняшнее время аэропорт Харьков является очень важным и стратегическим аэропортом на территории Украины. Современное состояние аэропорта позволяет принимать и обслуживать 1,6 тысяч пассажиров каждый час.

Аэропорт владеет территорией в 20 тысяч километров, он имеет 3 терминала приема лайнеров. Главный терминал подразделен на две части для международных и рейсов внутри страны. Отличием и преимуществом аэропорта можно назвать то, что только он имеет современную и автоматизированную систему, которая обрабатывает багаж, ее мощность достигает показателя в 960 единиц в час.

Начиная с 2010 года, наземное обслуживание полностью выполняет компания Swissport, которая принадлежит Швейцарии. Эта компания обеспечивает трансферные услуги и регистрацию пассажиров, также проводит контроль погрузки и отгрузки грузов и багажа с самолетов. В 2012 году в этом аэропорту была установлена самая современная вышка диспетчеров среди всех аэропортов Украины.

Недавняя реконструкция и модернизация Харьковского аэропорта вывели его на качественно высший уровень. В проекте реконструкций были отмечены изменения перрона, взлетной полосы и преображение площади возле самого аэровокзала. Весь комплекс изменений позволил принимать лайнеры класса С, В, А, а также класса D, по предварительному согласованию. В год пассажирооборот в аэропорту может достигать показателя в 1,5 миллиона человек. Основным спонсором ремонтных работ выступила компания «Нью Система».

Аэропорт Харьков сотрудничает со многими авиакомпаниями, которые позволяют осуществлять множество регулярных и чартерных перевозок с данного международного аэропорта. Внутренние рейсы направлены к самым большим городам страны, а внешние в основном к курортным городам мира.

Авиакатастрофы

За все время существования аэропорта было зафиксировано 9 катастроф. Первая произошла еще в январе 1946 года, когда потерпел крушение пассажирский самолет типа Ли-2, он держал путь на Москву, но разбился скоро после взлета. Погибло 5 людей экипажа и 23 пассажира. В 18.03.1972 возле села Р. Лозовая разрушился в воздухе самолет Ан-10, который летел из Москвы. Причиной разрушения стал отрыв крыла при выполнении круга. Авария унесла жизни всех людей на борту, а их с экипажем насчитывалось 122, среди них были дети. После этой аварии были сняты с эксплуатации все воздушные аппараты типа Ан-10.

В 1975 году погибло 19 человек после крушения самолета Ан-24Б. Причиной аварии послужили неправильные указания диспетчера аэропорта Харьков. 1979 год знаменуется еще одной масштабной катастрофой, при которой столкнулись два пассажирских самолета типа Ту-134. Столкновение произошло на высоте 8,4 километра в районе города Днепродзержинска. Общее количество людей на двух бортах равнялось 178 человекам, все они погибли. Самая последняя катастрофа произошла в январе 2006 года при аварии под Харьковом пассажирского чартерного самолета «ВАе 125», который принадлежал РФ. В результате аварии все люди на борту погибли.

Также было много авиапроисшествий на территории Харьковского аэропорта. Так, в 2008 г. самолет типа MD-80 осуществил аварийную посадку, причиной стал полный отказ системы кондиционирования, а это не позволит подняться на большую высоту. В августе этого же года во время посадки самолета типа Embraer лопнуло одно из колес шасси, это повлекло схождение аппарата за пределы полосы. Пострадавших не было.

Основные данные аэропорта Харьков:

  • Страна аэропорта: Украина.
  • Международный аэропорт Харькова в восточной части Украины.
  • Год основания аэропорта: 1932
  • GMT часовой пояс (лето/зима):+3/+2.
  • Координаты аэропорта: долгота 36.29, широта 49.92.
  • Географическое месторасположение: в 12 километрах на юго-восток от центра города Харьков.
  • Число терминалов аэропорта: 2.

Харьков (Kharkov Airport). Официальный сайт: www.hrk.aero

Коды аэропорта:

  • ИАТА код аэропорта: HRK.
  • ИКАО код аэропорта: UKHH.
  • Внутрен. код аэропорта: ХРК.

Источник