Классификация маломерных судов
Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.
По предназначению
Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:
- для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
- спасательные;
- гидрографические;
- разъездные;
- лоцманские;
- лесосплавные и т. д.
- суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
- прогулочные разновидности акцентируют внимание на внутреннем обустройстве и удобстве для пассажиров;
- туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
- для рыбалки и охоты.
Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.
Для народнохозяйственных целей
В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.
Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.
Спортивные
Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см3.
Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.
Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.
Прогулочные
Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.
Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.
Туристические
Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.
К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.
Для рыбалки и охоты
Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.
Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.
Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль.
Жильё на воде
Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.
Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.
По методу передвижения
Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:
- моторное судно с подвесным типом мотора;
- катера, они имеют встроенный двигатель;
- гребные суда;
- парусные;
- комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
- буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.
По конструкции двигателя
На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:
- винтовые лодки;
- с винтом воздушного типа работы;
- колесные суда;
- с движителем водомётного типа.
Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.
По типу движения
Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:
- водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
- глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
- плоскодонное судно;
- суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
- конструкции с воздушной подушкой;
- комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
- Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
- 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
- 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
- 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
- Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.
По району плавания
Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:
- океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
- морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
- рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
- портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
- речные лодки.
По конструкции
Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:
- беспалубные модели;
- палубные;
- с частичными палубами.
Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:
- рубки-убежища – отличаются небольшими размерами;
- палубные надстройки имеют большую величину и располагаются от одного борта до другого, преимущественно на носу;
- рубки – это конструкции, стенки которых не доводятся до борта;
- гладкопалубные – это крупные крейсерские яхты, у которых нет рубок и надстроек.
По материалу
На основании типа используемого материала для изготовления различают:
- металлические. Изготавливаются из алюминия и его сплавов или стали;
- деревянные. В основе лежит фанера или шпон;
- пластмассовые. К ним относится стеклопластик, полиэтилен и остальные виды термопластичных конструкций;
- армоцементные лодки;
- резиновые. Необязательно полностью из резины, материалом может покрываться корпус снаружи;
- композитное судно – это лодка, состоящая из нескольких материалов.
Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.
По типу кормы
В зависимости от формы кормовой части выделяют:
- с транцем;
- с острой кормой;
- с кормой типа крейсера;
- с подзором;
- с обводами тоннельного типа.
Источник
Рыболовные мореходные лодки Африки
Каждое утро из больших и малых портов атлантического побережья Африки и из всех прибрежных деревень уходят на рыбную ловлю флотилии парусных лодок. К полудню они возвращаются, и до позднего вечера на берегу океана шумят рыбные базары.
Рядом с огромными лайнерами старинные туземные лодки с характерными ромбическими парусами производят экзотическое впечатление, но в деревушках, на фоне яркой тропической зелени и желтых хижин, они выглядят совсем по-другому, очень естественно. Этими же парусными лодками широко пользуются как средством для местных перевозок и всех других хозяйственных целей. И несмотря на то, что в том же Дакаре (столица Сенегала) уже появился современный рыболовный флот из сравнительно крупных судов-теплоходов, местные мастера, как и десятки лет назад, здесь же рядом, на берегу, строят и строят небольшие, но исключительно мореходные долбленые лодки. Единственная дань сегодняшней технике — подвесной мотор, устанавливаемый в специальном колодце.
Африканская лодка наиболее распространенного типа имеет сравнительно узкий корпус длиной до 8—10 м. Основой служит выдолбленное сверху лыжеобразное бревно, концы которого в носу и корме выступают на 1—1,5 м за транцы, ограничивающие защищенный бортовыми досками кокпит. Часто для достижения необходимой ширины днища к выдолбленному бревну с боков крепятся дополнительные брусья, как показано на приводимой схеме. Борта лодки образованы широкими досками, положенными внакрой на края днища. Такие же доски поставлены поперек в виде транцев, подкрепленных солидными горизонтальными кницами-брештуками. Несколько в нос от середины лодки крепится бимс с наметкой для установки мачты. На кромки днищевой части укладываются банки.
Рулей на лодках нет, правят кормовым веслом. Парус в виде ромба крепится одной из вершин к топу мачты, а по нижним боковым шкаторинам распирается двумя «гиками».
Подвесные моторы применяются рыбаками Сенегала и Гвинеи широко. Однако океан — есть океан. Нам однажды пришлось буксировать одну такую лодку, владельцы которой понадеялись на свой «Джонсон» и не взяли парус. В довольно свежую погоду они ушли за 20 миль от Конакри, а мотор вышел из строя. Большинство рыбаков даже при наличии мощного подвесного мотора основным средством движения лодки считают парус.
Отдельные лодки подобного типа иногда имеют весьма внушительные размеры: длина их доходит до 20 м. В этом случае судно вооружают двумя мачтами.
Африканские лодки, как и народные лодки всех широт, удивительно хорошо приспособлены к особенностям эксплуатации. Носовой и кормовой «тараны» легко рассекают крутую прибойную волну, высокие борта надежно защищают от заливания гребнями.
Источник
Зачем вьетнамцы делали круглые лодки и как на них плавать
Казалось бы, что может быть логичнее лодки с привычным острым носом, вытянутой формы? Ничего! Круглая лодка по всем своим формам и ходовым качествам очевидно должна уступать обычным лодкам. Так зачем было делать круглые?
Дело в том, что круглая лодка Тхунг Чай — это чисто вьетнамское изобретение.
Тхунг Чай — так называется круглая вьетнамская лодка, плетеная из бамбуковых прутьев. «Корзина, обмазанная смолой» так переводится на русский язык название этой необычной лодки.
И придумали они её не от хорошей жизни. Традиция изготовления этих лодок идёт из глубины веков.
Уже тогда «сильные мира сего» придумывали как «сорвать» больше налогов с простых трудяг. Вот и придумали, что все рыбаки должны платить налог с каждой лодки, которая от носа до кормы больше 3 метров.
Кому хочется платить? Вот придумали вьетнамцы делать круглые лодки, у которых нет ни носа, ни кормы. И длину измерить невозможно! Тем самым случилось так, что формально новый вид лодок не попадал под налоги.
Это послужило толчком к массовому использованию именно таких, круглых лодок.
Круглая форма лодки, оказалась не такой уж и сложной в управлении, если научиться правильно управлять и грести вёслами, то такая лодка не на много и уступает лодкам с острым носом
До сих пор в глубинке местными рыбаками лодки Тхунг Чай используются в рыбном промысле, но большую популярность они снискали у многочисленных туристов! Ведь такого развлечения нет больше нигде в мире.
Очень колоритное развлечение! Особенно до того момента, пока тебе не объяснят как правильно управлять этим средством передвижения)
На самом деле круглая лодка вполне устойчива и может вместить до 4 человек. Но тот кто «на весле» должен проявить сноровку и не слабые физические данные)
«Гребец» пользуется одним веслом, попеременно загребая воду в разные стороны. Лодка «покачивающимися» движениями уверенно движется вперёд. Но у не опытного гребца, она очень легко может «вальсировать» или вообще прибиться к берегу в дикие заросли мангровых) Как собственно и произошло со мной)
Источник