Что заливают в аккумулятор
В настоящей заметке мы немного поговорим о том, что за раствор заливают в аккумулятор. Как известно, помимо разноимённых пластин в корпусе аккумулятора находится электролит. Без него невозможна электрохимическая реакция и выработка электрического тока.
Что представляет собой электролит
Электролит ─ это водный раствор серной кислоты (H2SO4). Требуемая плотность электролита в стартерных свинцово-кислотных аккумуляторах составляет от 1,275 до 1,29 гр/см3. Электролит приготавливается из аккумуляторного сорта серной кислоты. Её концентрация составляет 92─94%. Величина плотности ─ 1,835 гр/см3. Среди прочих сортов серной кислоты можно назвать следующие.
Участие серной кислоты в работе аккумулятора
Если вкратце, то устройство автомобильной АКБ следующее. Имеются положительные электроды с активной массой из диоксида свинца (PbO2) и отрицательные с намазкой пористого свинца (Pb). Они разделены сепараторами из полиэтилена и погружены в электролит.
При разряде аккумулятора на положительном электроде происходит выделение сульфата свинца (PbSO4) и воды (H2O). На отрицательных пластинах также идет выделение сульфата свинца с отдачей свободных электронов. Так поддерживается электрический ток.
При разряде аккумуляторной батареи идет расход серной кислоты и понижение плотности электролита. Разряд обычно идёт до плотности 1,15 гр/см3. При заряде процесс на электродах идет в обратном направлении. Сульфат свинца растворяется с образованием серной кислоты, плотность электролита увеличивается. На полностью заряженном аккумуляторе плотность будет 1,27─1,29 гр/см3.
Что нужно знать об электролите при обслуживании автомобильного аккумулятора
Здесь важны два момента.
· Контроль уровня электролита. Нужно следить, чтобы уровень был на 10-15 мм выше верхней точки пластин. И ни в коем случае не нужно допускать их оголения. Поэтому постоянный контроль и доливка дистиллированной воды.
· Контроль плотности. После зарядки нужно измерять плотность. Как уже было сказано, нормальное значение 1,27─1,29 гр/см3. Если плотность слишком низкая, то её нужно повышать зарядкой. А если при заряде не набирает, то можно корректировать откачкой и доливкой серной кислоты более высокой концентрации.
Удачи! Пишите в комментариях, занимаетесь ли контролем уровня и плотности электролита при эксплуатации автомобильного аккумулятора.
Источник
Электролит для аккумуляторов
Жидкость, которая обеспечивает работоспособность аккумуляторов называется электролитом. От температуры и объема этой жидкости в отсеках АКБ зависит, как будут происходить электрохимические реакции и работа всей батареи. Поскольку от температуры зависят физико-химические процессы, в разное время года электролит батареи должен иметь разную плотность.
Что такое электролит
Электролит — это жидкое вещество, состоящее из серной кислоты (H2SO4) и дистиллированной воды, проводящее электрический ток из-за диссоциации (распад) на ионы. Автомобильными кислотными аккумуляторами называются такие, в которых залита кислота — электролит. Обслуживаемые АКБ позволяют регулировать плотность электролита, что очень важно для климата с большой разницей в течение года.
Характеристики электролита
Не многие знают, что за кислота в аккумуляторах, как она называется. Ответ: концентрированная серная кислота. Это основной компонент электролита. Второй компонент — дистиллированная вода (очищенная, не содержащая примесей).
Плотность кислоты должна быть не выше 1,84 грамм/милилитр, это максимальный порог. Чтобы уменьшить плотность до специально заданных величин, добавляется дистиллированная вода.
Аккумуляторные батареи заправляют специально очищенной от всяких примесей серной кислотой и водой. Есть Государственный стандарт ГОСТ 667-73 о том, каких требований должна быть кислота для АКБ.
Какие пределы плотности электролита для аккумуляторов
Плотность должна быть в пределах 1,07 — 3,0 г/мл. Если разбавить серную кислоту до такой рабочей величины плотности (1,07-3 г/мл), то концентрация H2SO4 будет 27-40 %.
Как проверять электролит
Рекомендуется проверять электролит в автомобильном аккумуляторы 2 раза в года: когда начало холодать и когда стало тепло.
Инструменты для проверки:
- ареометр — специальный прибор для измерения плотности любых видов жидкостей (продается везде);
- стеклянная трубка с внутренним диаметром от 5 до 7 мм. Если нет трубки, то можно обойтись без нее, но с использованием чистого листа бумаги.
Порядок проверки в обслуживаемых АКБ:
- Отсоединить АКБ.
- Выкрутить пробки.
- Опустить рабочую часть ареометра в электролит одной из секций.
- Манипуляциями с грушей на ареометре всасываем электролит в прибор до тех пор, чтобы поплавок поднялся и начал плавать не задевая стенок прибора.
- Реальная плотность будет показываться на шкале в том месте, где электролит и стержень будут касаться друг друга.
- Записать на бумагу полученные данные.
Такие измерения надо сделать для всех банок аккумулятора.
Плотности в разных секциях одного аккумулятора должны быть почти одинаковыми. Разница между ними должна быть в пределах от 0,2 до 0,3 грамм/милилитр.
При высоком уровне заряда аккумуляторной батареи, температура замерзания жидкости будет ниже, показатели плотности электролита чуть выше, чем при «севшем» АКБ. Поэтому, если плотность электролита немного не дотягивает до нужной величины, то знайте, что когда хорошо зарядите АКБ, плотность чуть-чуть увеличится.
Еще одно важное правило: следить за объемом электролита. Уровень жидкости может быть ниже верха пластин не более 15 мм.
Для измерения количества жидкости в емкостях, надо установить аккумулятор на ровную поверхность. Опустить стеклянную трубку в жидкость до верха свинцовых пластин, закрыть верхний конец трубки, поднять ее и измерить линейкой, сколько миллиметров электролита было над свинцовыми пластинами. При необходимости залить дистиллят по чуть-чуть. Таким способом проверить уровень во всех секциях. Уровень жидкости должен быть на 10-15 мм выше верха пластин.
Важно! Нельзя заливать электролит в АКБ для поднятия уровня жидкости. Это испортит аккумулятор. Надо заливать дистиллированную воду.
Если нет трубки, то уровень жидкости в аккумуляторе измеряют чистой бумагой, завернутой в трубочку. Проводим такие же действия, как и с трубкой, однако следует учитывать погрешность — бумага намокнет выше реального уровня.
Не будут приводить таблицу показателей плотности для каждых температур. Для российского климата плотность должна быть 1,28 г/мл.
Если плотность электролита дойдет до 1,1 г/мл, то уже при -6 градусов, жидкость начнет затвердевать, образовывать кристаллы. Водители крайнего севера перевозят аккумуляторные батареи в тепле или в специальном термоконтейнере.
Как подготовить элекролит
В продаже имеются уже заправленные нужной плотности электролитом и заряженные аккумуляторы, а также есть сухозаряженные аккумуляторы. В сухозаряженные АКБ надо залить электролит.
Для приготовления электролита своими руками, потребуются:
- Дистиллированная вода.
- Воронка.
- Серная кислота (H2SO4). Желательно, чтобы плотность чистой кислоты была 1,4 г/см 3 . В крайнем случаем можно использовать кислоту плотностью 1,84 г/см3.
- Емкость со шкалой.
- Трубка для перемешивания жидкости. Нужна трубка из нейтральных к кислоте материалов: эбонит, керамика, стекло).
- Средства индивидуальной защиты (СИЗ): резиновые перчатки, очки, спецовка с длинными руками, сапоги.
Правила техники безопасности при изготовлении раствора
- Внимание! Запрещается лить воду в кислоту. От этого начинают лететь брызги и можно получить ожоги.
- Разрешается лить кислоту в воду, но тонкой струей.
- При доливании, следует перемешивать жидкость.
- После перемешивания полученного раствора, требуется измерить плотность ареометром.
Сколько жидкости в аккумуляторе
В зависимости от мощности и объема АКБ, объем жидкости в них находится в таком диапазоне: 2,6-3,7 литров. Если после заправки аккумулятора, жидкость осталась, ее надо нейтрализовать пищевой содой и вылить.
Таблица: сколько нужно воды и серной кислоты для достижения разных величин плотностей.
Заправка электролита
Приготовленный раствор следует заливать в аккумулятор через воронку из нейтрального материала.
Заливаем жидкость поочередно в секции АКБ. Делаем одинаковый уровень во всех банках. Уровень должен быть от 1 до 1,5 см выше пластин. 2-3 часа не трогаем аккумулятор. Плотность незначительно может уменьшиться при выстаивании.
Далее следует зарядить автомобильный АКБ до рабочих параметров. Для правильной зарядки заправленного аккумулятора надо выставить ток, в значении в 10 раз меньше, чем указано на корпусе АКБ. Например, если на корпусе аккумуляторе написано 65 А*ч (ампер умножить на час), то на зарядном устройстве ставим силу тока 6,5 А (Ампер). В таком значении надо заряжать в течение 4 часов. После зарядки опять замеряем плотность.
Что портит аккумулятор
В разные периоды эксплуатации этого электро устройства, он подвергается различным физико-химическим и механическим воздействиям. Если на улице мороз, на корпусе появляются кристаллы льда, электролит также начинает замерзать и кристаллизоваться.
Если аккумулятор замер, нельзя использовать горелки и другие отогревающие устройства.
Отогрев батареи должен происходить в естественном режиме. Достаточно снять АКБ, занести в теплое помещение на сутки. При естественном отогревании, все детали конструкции аккумулятора будут согреваться равномерно.
Если в результате мороза или механических ударов, на корпусе аккумуляторе появилась хотя бы одна трещинка, то такой АКБ отслужил свой срок. Дальнейшая эксплуатация его запрещена. При обнаружении трещины, сразу отсоединить от него клеммы и демонтировать.
Можно ли использовать аккумулятор, если корпус его вздулся? Ответ: можно, если не нарушена герметичность устройства.
Восстановить можно 2 способами:
- Для приведения в порядок такой батареи, надо проверить уровень электролита в нем, плотность. Поставить на зарядку с током 1 А на одни сутки. Во время зарядки можно периодически измерять плотность жидкости. Если плотность увеличивается во время зарядки, то АКБ годный.
- Также, можно слить полностью старую жидкость, промыть дистиллированной водой, приготовить раствор, залить его и подождать несколько часов. Потом зарядить медленной зарядкой, то есть установить ток от 0,5 до 1 Ампера. Через 2 часа у исправного аккумулятора плотность электролита должна немного увеличиться.
Вывод
Сколько электролита залито, какой чистоты, какой плотности — все это влияет на срок эксплуатации АКБ, который можно прослужить 5 лет, а может пол года.
Если объем жидкость уменьшается, то следует доливать дистиллированную воду. Во время всех работа соблюдать правила техники безопасности, то есть не лениться надевать очки и не стесняться других.
Видео
В этом видео учат, как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе.
Простой способ повысить плотность АКБ.
Как восстановить старый аккумулятор.
Об электролите.
Источник
Что следует заливать в аккумулятор воду или электролит?
При перезаряде или иных проблемах с аккумулятором АКБ может терять соляную кислоту, после чего в батарею требуется доливать воду или же электролит.
Часто при эксплуатации автомобиля возникают проблемы с аккумулятором, что вынуждает доливать электролит в АКБ. При этом непонятно, нужно ли доливать в банки дистиллированную воду или сразу электролит. Неправильно выполнив такую работу, автовладелец может полностью вывести из строя автомобильную батарею, а в редких случаях происходит возгорание машины, которое становится причиной полного уничтожения авто. Поговорим поподробнее о том, что же нужно доливать в аккумулятор – чистую дистиллированную воду или электролит.
Регулярное обслуживание аккумулятора
Автовладельцу, вне зависимости от того, установлен ли на его машине обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор, в любом случае потребуется проверять уровень электролита и при необходимости доливать соляную кислоту. Крайне важно, чтобы жидкость внутри банок полностью покрывала металлические пластины, в противном случае аккумулятор не может накапливать напряжение и появляются определенные проблемы с заведением двигателя.
На обслуживаемых аккумуляторах такой контроль не представляет особой сложности, всё что нужно сделать, это открыть пробки каждой из банок и визуально проверить на каком уровне находится электролит внутри АКБ. В необслуживаемых аккумуляторах имеются специальные глазки с зеленым или красным цветом, по которым можно определить уровень электролита. Отдельные модели имеют прозрачные стенки, что позволяет удешевить их конструкцию и с лёгкостью контролировать состояние аккумулятора.
Особенности используемого электролита
В современных аккумуляторах электролит выполнен из серной кислоты, при этом многие автовладельцы уверены, что при понижении уровня жидкости следует заливать обязательно дистиллированную воду. Однако в подобном случае может отмечаться такое явление, когда показатель плотности электролита существенно уменьшается, соляная кислота просто не может обеспечить поддержание нужной химической реакции и накопление заряда свинцовыми пластинами.
В каждом конкретном случае, в зависимости от текущих показателей плотности электролита, заливать в АКБ следует либо дистиллированную воду, либо соляную кислоту. Если отмечается перезаряд аккумулятора, то следует восполнять жидкость с помощью приобретённого в магазине электролита. Чаще всего при перезарядке АКБ, что отмечается при неисправности генератора, происходит снижение уровня электролита, после чего пластины обнажаются, приводя к полному выходу из строя батареи. Повышенным давлением электролит будет выдавливать из банок, а на корпусе появятся заметные подтёки. Определить подобные проблемы проще всего при помощи мультиметра, который будет показывать напряжение на клеммах более 15 Вольт.
Если отмечается перезаряд, то во все банки до минимального уровня следует доливать дистиллированную воду. Сразу после этого с помощью ареометра проверяется плотность, которая должна показывать 1,27-1,28 грамм на кубический сантиметр. Чтобы довести плотность жидкости до нужного показателя, потребуется использовать готовый корректирующий электролит.
Если причиной потери электролита аккумулятором является повреждение корпуса, необходимо устранить имеющиеся проблемы, загерметизировать трещину, лишь после этого доливать в банки готовый электролит. В последующем если потребуется привести показатель плотности в норму, используют небольшое количество дистиллированной воды.
Заливать дистиллированную воду в аккумулятор можно исключительно в том случае, если отмечается правильная работа батареи. После этого в обязательном порядке проверяют плотность и подзаряжают АКБ. В последующем автовладельцу необходимо контролировать показатель заряда, плотность электролита и уровень жидкости внутри банок.
Подведём итоги
В каждом конкретном случае в зависимости от имеющихся неисправностей в аккумуляторе доливать в него можно как дистиллированную воду, так и уже готовый приобретённый в магазине электролит. Автовладельцу потребуется проверять плотность и уровень жидкости, что и станет залогом длительной эксплуатации батареи на автомобиле.
Подписывайтесь на наш канал — узнаете много нового и интересного !
Источник