Меню

Акустические колонки как называются

Выбор колонок для дома, компьютера, музыки и домашнего кинотеатра

Акустические системы или колонки – одна из наиболее распространенных категорий товаров в магазинах потребительской электроники. Они доступны в широком ценовом диапазоне. В магазине вы найдете разные модели: большие, маленькие, двух- и трехполосные, двух и пятиканальные, с разными корпусами, способами питания и подключения. А еще есть портативные аудиосистемы, но это большая тема для отдельного гайда.

Что выбрать для себя? Вариантов много, а купить нужно то, что лучше всего подходит под задуманные задачи. С тем, на что нужно смотреть при выборе настольных, напольных и настенных колонок мы сейчас и разберемся.

На что нужно смотреть при выборе колонок

Для начала нужно определиться с тем, для чего покупается набор колонок. Слушать музыку, использовать колонки для просмотра фильмов или выбирать источник звука для компьютерных баталий – не одно и то же, для каждого варианта использования есть свои, наиболее подходящие системы. Реально найти и универсальное решение, которое позволит решить все задачи по воспроизведению звука.

При выборе колонок следует обратить внимание на:

  • формат системы и тип колонок;
  • технические характеристики колонок;
  • способ подключения источника звука и тип питания;
  • конструкция колонок, материал корпуса;
  • дополнительные функции (встроенный плеер, беспроводные интерфейсы и пр.).

Определитесь, для чего покупаете колонки

Перед покупкой колонок определитесь с тем, с какой целью это делается. Одно дело, улучшить качество звучания при разговорах по Skype или просто создание музыкального фона. В этом случае реально обойтись небольшими настольными колонками с невысокой стоимостью. Причем в самом портативном варианте для них даже не потребуется отдельного источника питания – можно выбрать колонки, которые подключаются к источнику звука (а это обычно компьютер или ноутбук) по USB и по нему же получают питание. В остальных случаях для электропитания используется стационарная сеть.

Если же речь идет о том, чтобы не просто сформировать звуковой фон, а создать правильную и качественную звуковую картину, нужно выбирать стереоколонки 2.0 с хорошим частотным диапазоном и показателем мощности или смотреть в сторону формата 2.1. Для тех, кто мечтает о реалистичной звуковой картине при просмотре фильмов или игре в компьютерные и консольные игры, выпускаются колонки в форм-факторе 5.1 и более. Стоит отметить, что для качественного воспроизведения музыки это не обязательно. Хорошая акустическая система 2.1 прекрасно справится с любым звуковым материалом.

Определяемся с форматом акустической системы

Определившись с тем, зачем вам нужны колонки, следует определить, какой формат системы нужен. Выбирать предстоит между форматами 2.0, 2.1, 5.1 и 7.1. Разберем, что они собой представляют:

  • 2.0 – стереоколонки. Воспроизводят звук, качество и мощность которого зависит от конструкции колонок. Оснащаются разным количеством динамиков, в зависимости от цены. В самой простой конфигурации устанавливается по одному динамику на колонку. Максимальное количество зависит от конструкции и количества полос;
  • 2.1 – также обеспечивают воспроизведение стереозвука, но в состав комплекта входит дополнительная низкочастотная колонка-сабвуфер. Через сабвуфер выводится низкочастотный звук, а через две стереоколонки выводятся высокие и средние частоты;
  • 5.1 – расширенный вариант 2.1 систем. Для формирования объемной звуковой картины добавлены две тыловые колонки и одна по центру. Для использования такой акустики нужно иметь место для размещения, возможность для подключения, а также соответствующий материал. Источник звукового сигнала должен сформировать многоканальный звук, что обычно делается с помощью специальных декодеров, например DTS;
  • 7.1 – дальнейшее развитие 5.1 систем, в которые добавляются две тыловые колонки. Позволяют получить еще более впечатляющую звуковую картину при условии наличия соответствующего исходного материала.

Кроме формата колонок следует обратить внимание и на их размеры. Ведь колонки бывают как небольшими, так и очень даже габаритными. Соответственно, стоять они тоже могут на столе, на полке, на полу (правда, сабвуфер всегда следует ставить на пол, если вы хотите получить на самом деле полноценные низкие частоты), быть подвешенными на стене. Вариантов много и нужно ориентироваться не только на формат системы, но и как она разместится в комнате. Тут все зависит от дизайна, ведь колонки, особенно многоканальные, это не только устройство для воспроизведения звука, но и интерьерные предметы. Кроме того, размер напрямую влияет на цену. Хорошая напольная акустика стоит намного дороже полочной и тем более настольной.

Технические характеристики колонок

Разобравшись с форматом акустической системы и размерами, перейдем к техническим характеристикам.

Про мощность колонок

Первая из характеристик — мощность. Она показывает то, насколько громко и без искажений колонки воспроизводят звук. На какую мощность выбрать колонки? Все зависит от того, в каком помещении их планируется установить. Для фона на рабочем месте рядом с компьютером вполне достаточно колонок с мощностью до 5 Вт. Для небольшой комнаты достаточно колонок, выдающих от 5 до 20 Вт, а чтобы прокачать большой зал и устроить дискотеку, нужны колонки на 50 Вт и более. Кроме того, в акустических системах отдельно указывается мощность сабвуфера. Чем она больше, тем эффектнее будут взрывы и прочие низкочастотные звуки. В среднем она составляетот 20 Вт и более.

При выборе колонок нужно учитывать, что мощность бывает пиковой Р.М.Р.О. и среднеквадратичной RMS. Некоторые производители лукавят и в рекламе колонок указывают пиковую мощность. Хорошо узнать, что в пике колонка способна отдавать много ватт, но для оценки реальных возможностей необходимо среднеквадратическое значение. Именно оно показывает, на каком максимальном уровне колонка способна воспроизводить длительное время звуки без искажений и повреждения динамиков.

Частотный диапазон

С частотным диапазоном все просто. Человеческое ухо в идеале воспринимает звуки в диапазоне частот от 20 Гц до 20 кГц. Хорошим колонкам нужно охватывать этот диапазон как можно полнее. Но в реальности весь слышимый диапазон охватывает дорогая профессиональная техника. Большинство колонок охватывают диапазон частот от 40 Гц до 20 кГц. Для нормального воспроизведения низких частот и достижения как можно более низкого значения частоты как раз и нужен сабвуфер. Без него любителю басов и рокота моторов никуда!

Следующий момент – отношение сигнал/шум. Измеряется он в децибеллах и чем больше имеет значение, тем лучше. Это связано с обеспечением минимального уровня шумов.

Количество полос

Чтобы колонка воспроизводила как можно больший диапазон частот и делала это качественно, в нее устанавливают несколько динамиков, работающих в разных частотных диапазонах. Соответственно, колонки бывают одно-, двух- и трехполосными. Делается это из-за того, что в природе не существует идеального динамика, способного качественно воспроизводить весь диапазон частот. Поэтому устанавливают несколько динамиков, хорошо работающих в определенном диапазоне: на низких, средних или высоких частотах.

Как колонка определяет, на какой динамик подавать звук? Для этого в нее устанавливаются фильтры-кроссоверы. Они и обрезают звуковой сигнал до нужного частотного диапазона для каждого динамика.

В какой-то мере количество полос говорит о том, сколько динамиков установлено в колонке. Но это справедливо только для однополосной акустики. В ней всегда стоит один динамик. А вот в двухполосной, например, устанавливают два или три динамика. В первом случае низкие частоты воспроизводит один динамик, во втором – два. То есть, в двухполосной колонке стоит не менее двух динамиков, а в трехполосной – не менее трех.

Колонки однополосного типа являются самыми недорогими решениями, двухполосные и трехполосные стоят по-разному, в зависимости от других характеристик (материал корпуса, мощность, диапазон частот и пр.). Преимущество двухполосной системы перед однополосной заключается в более качественном воспроизведении высоких частот, а трехполосной по сравнению с двухполосной – в лучшей передаче низких и средних частот.

Читайте также:  Как называется посылка которую оплачивают при получении

Можно дать следующую рекомендацию: если вы выбираете между двух- и трехполосными колонками одной ценовой категории, лучше брать трехполосные, так как они воспроизводят звук качественнее. Кстати, есть акустические системы и с большим количеством полос (четыре и пять), но они стоят очень дорого.

Тип и материал корпуса

Перейдем к типу корпуса колонки и материалу, из которого их изготавливают. По типу корпуса различают:

  • закрытые колонки. Самый стандартный корпус, который обычно имеет форму корпуса, близкую к прямоугольнику. Используется в недорогих колонках;
  • колонки с фазоинвертором. Отличный вариант для воспроизведения низких частот;
  • колонки со звуковым лабиринтом. Считается, что в этом случае качество звука – лучшее. Но при этом эта конструкция — самая дорогая.

Колонки изготавливают из разных материалов. От того, из чего сделан корпус колонки, серьезно зависит качество звука. Он бывает пластиковым, деревянным, фанерным, из МДФ или ДСП. Считается, что пластик отрицательно сказывается на звуковых характеристиках, поэтому корпуса из него в основном используются для изготовления недорогих колонок.

Дерево хорошо тем, что позволяет реализовать качественное звучание. Но колонки с деревянным корпусом обычно обходятся дорого в производстве и стоят недешево. Поэтому в большинстве случаев используется не дерево, а фанера, ДСП или МДФ. Такой вариант обходится дешевле, но при этом качество звука получается выше, чем у изделий из пластика.

В корпусе колонки не должно быть отверстий, так как они отрицательно сказываются на качестве звука. Исключением являются фазоинверторы. У них с лицевой стороны располагаются отверстия для качественной передачи басов.

Стоит отметить, что разница в качестве звука у колонок с пластиковым и деревянным (фанерным, МДФ, ДСП) корпусом заметна только при воспроизведении музыки или звуковой дорожки на высоком уровне громкости.

Подключение колонок и дополнительные функции

Колонки различаются не только по своим характеристикам, но и по способу подключения к источнику звука. Широко распространен 3,5-мм разъем или RCA. С помощь 3,5 мм разъема колонки подключаются к выходу звуковой карты, гнезду для наушников и пр., через RCA — к усилителю и пр. Но это не единственные способы включения колонок. Модели предназначенные для компьютеров могут подключаться по USB. Поэтому внимательно смотрите, каким способом подключаются колонки и сможете ли вы включить понравившуюся модель в свои источники звука.

Современные колонки – это часто не просто устройства для воспроизведения передаваемого с усилителя звука. Нередко они представляют активную систему, то есть, оснащены встроенным усилителем. Соответственно, производители оснащают их пультами управления, позволяющими задавать громкость, не подходя к колонкам. Правда, бывает и так, что производитель выносит всю систему управления на пульт, а это не всегда удобно. Лучше, когда элементы управления усилителем и другими функциями, встроенными в активные колонки есть на корпусе системы и на пульте. Пульт бывает проводным и беспроводным и позволяет регулировать громкость, высокие и низкие частоты.

Кроме того, электроника становится все миниатюрнее. Следовательно, в колонке поместится не только усилитель, но и встроенный плеер, а также устройство для чтения носителей информации. Обычно внешние носители (флешки) читаются через USB-порт, но есть и системы с картридерами.

Еще одна дополнительная функция, встраиваемая в современные колонки – беспроводная связь с источником сигнала по Bluetooth. Она полезна и используется, например, для того, чтобы передать музыку со смартфона на колонку, не выполняя непосредственного проводного подключения.

Ценовой диапазон

Колонки – разнообразный товар, соответственно и цена на них различается в широких пределах: от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч рублей. Условно весь спектр моделей делится на следующие категории:

  • до 1000 рублей. Колонки минимального размера с питанием от USB. Пригодны для получения фонового звукового сопровождения с небольшой громкостью;
  • от 1000 до 3000 рублей. Эти колонки можно использовать для воспроизведения музыки и в домашних кинотеатрах.
  • выше 3000 рублей. В эту категорию входят многоканальные системы, комплексы, которые используются не только для воспроизведения звука от других источников, но и в качестве мультимедийных плееров или музыкальных центров.

Источник

​Азы акустики для чайников: типы акустического оформления колонок

В предыдущем путеводителе для начинающих меломанов, посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната — своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно — после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение — ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.

PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.

Читайте также:  Как называется игра где соединяешь элементы

При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.

Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха — пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.

В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом — в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.

Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука — пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело — труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.

Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора — 24 дБ/окт.

В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный — 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще — достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Читайте также:  Как называются цветы в корзине

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.

Акустический лабиринт — любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.

Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта — процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай — стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие.

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта — трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы.

Nautilus от Bowers & Wilkins — одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления — нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Источник

Adblock
detector