Меню

Американский самолет невидимка как называется

«Невидимку» F-117A не видели только американские радары

10 ноября 1988 года Пентагон опубликовал официальный пресс-релиз о первом в мире самолёте-невидимке F-117A, созданном по уникальной технологии, которая впоследствии будет названа «стелс» (stealth – невидимый).Этот угловатый футуристический «инопланетный» самолёт создавался в условиях абсолютной секретности. Очень немногие в Пентагоне знали, что программа вообще существует, пока F-117 не был открыт для публики в 1988 году.

Предпосылками к созданию боевого самолёта, способного скрытно преодолевать ПВО противника, послужили большие потери тяжёлых бомбардировщиков США во Вьетнаме от действий советских зенитно-ракетных комплексов. Попытки создать самолёт-невидимку предпринимались и раньше, но все они были безуспешными пока не появилось теоретическое обоснование возможности создания такого самолёта.

В 1962 году в издательстве «Советское радио» небольшим тиражом в 6500 экземпляров вышла книга «Метод краевых волн в физической теории дифракции», которая не привлекла внимание широкой аудитории. Однако, опубликованные в ней расчёты, формулы, а главное — идеи, через несколько лет произведут настоящий фурор в мировом авиастроении. Автор книги — молодой математик Пётр Уфимцев разработал, ни много — ни мало, теорию создания самолёта-невидимки.

Учёный рассчитал, что если изменить форму фюзеляжа самолёта с привычной округлой на угловатую (фасеточную) и использовать плоские панели, наклонённые под определёнными углами, то они могут эффективно отражать сигналы радиолокационных систем в сторону от радара, а значит, оставаться для них невидимыми. Казалось бы, что теперь можно приступать к разработкам первого в мире самолёта-невидимки, но в Советском Союзе идеи Уфимцева сочли не перспективными, а расчёты учёного — противоречащими всем законам аэродинамики, и подобный самолёт даже не сможет оторваться от земли.

В 1964 году в журнале Московского института радиотехники (сейчас МИРЭА) была опубликована статья Уфимцева с таким же названием, что и книга. Именно её обнаружил аналитик компании Локхид Мартин Денис Оверхолcер. К началу 1970 годов компьютеры и программное обеспечение уже значительно продвинулись в своём совершенстве, и была подготовлена почва для расчётов внешнего облика самолёта-невидимки.

Спустя 16 лет, в июле 1978 года Главное разведывательное управление Генштаба Вооружённых сил СССР получило уведомление, что в США ещё с начала семидесятых активно ведутся разработки по технологии, позволяющей делать самолёты незаметными для радаров. Но, что это были за разработки? Выяснилось, что в основу американских технологий легли расчёты Петра Уфимцева, взятые из его книги.

В разгар «холодной войны» и гонки вооружений в отделе иностранных технологий ВВС США очень внимательно следили за тем, что выходило в советской печати и имело хоть какое-то отношение к радиоэлектронике и самолётостроению. Поэтому книгу Уфимцева перевели и с особой тщательностью изучили в отделе секретных исследований Локхид Мартин Skunk Works, который занимался как раз невидимками. Труд советского учёного почти полностью вошёл в техническое обоснование проекта будущего самолёта.

Изучив труд Уфимцева, американские специалисты по опубликованным в нём формулам рассчитали параметры нового самолёта и пришли к выводу, что подобный аппарат действительно может быть невидим для существующих на тот момент радаров. Разработка самолёта-невидимки началась незамедлительно, он стал сверхсекретным проектом Пентагона. А Бен Рич, который руководил программой разработки, называет теорию Уфимцева, краеугольным камнем, позволившим осуществить прорыв в технологии стелс.

Проект F-117 начался в 1975 году с модели под названием «Безнадёжный бриллиант» (Hopeless Diamond). На следующий год Агентство оборонных перспективных исследовательских проектов (DARPA) заключило контракт с Локхид Мартин на создание и тестирование двух прототипов под кодовым названием «Есть Синий» (Have Blue).

Первый полёт демонстратора технологий состоялся 1 декабря 1977 года. И хотя оба прототипа во время испытаний были потеряны, полученные данные оказались положительными. Финансирование работ по разработке стелс-технологий было увеличено, а 1 ноября 1978 года был заключен контракт на разработку «Ночного ястреба». ОКР поручались Skunk Works. Бен Рич пригласил Билла Шредера, математика фирмы Локхид, и Дениса Оверхолсера для разработки компьютерной программы под названием «Эхо». С её помощью был получен облик самолёта с плоскими панелями — гранями, которые располагались таким образом, чтобы рассеивать более 99% энергии сигнала радара, делая самолёт невидимым на экранах РЛС.

Несмотря на то, что полученный дизайн абсолютно противоречил законам аэродинамики и делал полёт такого самолёта неустойчивым, а его управление сложным, концепция невидимости стала для конструкторов Локхид идеей фикс.

Директор Skunk Works Кларэнс «Келли» Джонсон предложил округлую конструкцию фюзеляжа. Он полагал, что плавно смешанные формы обеспечат лучшее сочетание скорости и скрытности. Тем не менее, его помощник Бен Рич настоял на поверхностях с огранёнными углами, что позволяет значительно снизить сигнатуру радара, а необходимый аэродинамический контроль может быть обеспечен компьютерным управлением. В отчёте Skunk Works, опубликованном в мае 1975 года, представлена округлая концепция самолёта, которая была отвергнута в пользу фасеточного (гранённого) подхода.

Аэродинамическое качество F-117A равно 4 (для сравнения: у Су-27 — 11,6, у F-15С — 10), в результате полёт на сверхзвуковой скорости для него невозможен, ограничивается радиус действия, уменьшается боевая нагрузка и манёвренность. Его максимальная скорость составляла 993 км/час, боевой радиус 860 км, в двух отсеках вооружения размещалось по одной корректируемой бомбе или ракете, боевая нагрузка 2300 кг. Самолёт не имел БРЛС и средств РЭБ, т.к. их работа умножала на ноль все достигнутые параметры скрытности. Для наведения на цель использовалась инфракрасная система с лазерным дальномером-указателем, который вычислял дальность до цели для бомб с лазерным наведением, т.е. самолёт не мог с высокой точностью атаковать цели в облачную погоду. Для навигации использовалась инерциальная система и приёмник спутниковой навигации.

По курсу 1990 года программа разработки F-117A оценивалась в $6,56 млрд, а стоимость одного самолёта — $111,2 млн. Всего было произведено 64 машины, включая 5 опытных образцов.

Читайте также:  Как называются те кто подсматривает

И всё же штурмовик (а не истребитель) F-117A Nighthawk американцы назвали технологическим превосходством США над остальным миром. Его внешний вид действительно впечатлял — угловатый фантастический дизайн заставлял думать, что это — совершенство, которого другим странам никогда не достигнуть.

Первое боевое применение «Ночного ястреба» состоялось во время операции «Буря в пустыне». Есть несколько версий результатов применения F-117A в войне с Ираком. Со стороны американских военных и СМИ — это полные восторга последствия ночных налётов и ударов корректируемыми бомбами по военным и гражданским целям в Багдаде, когда самолёты в полном радиомолчании пересекают границу с Саудовской Аравией и незамеченные обширной сетью иракской ПВО атакуют свои цели. При этом участники тех налётов рассказывают, как вокруг них летали иракские МиГ-29, но из-за того что системы наведения истребителей «были слепы, не могли обнаружить и выполнить захват».

Есть, однако, и другие утверждения относительно результатов первых налётов. Так, телеканал «Звезда» рассказывает, что 17 января 1991 года повергло руководство Пентагона в шок — три из десяти F-117A были обнаружены средствами противо-воздушной обороны Ирака.

«Иракские ВВС и ПВО смогли подбить три «невидимки» F-117А. Два самолёта были сбиты МиГ-25 и МиГ-29 ВВС Ирака и упали на территорию, контролируемую армией США. Третий, сбитый из ЗРК «Оса» советского производства, упал недалеко от линии фронта, но был оперативно эвакуирован американским спецназом на двух транспортных вертолётах», — рассказывает военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

27 марта 1999 года самолёт-невидимка F-117A (серийный № 82-0806) был сбит в районе деревни Буджановцы в 40 км к западу от Белграда. Согласно сербской версии, цель была поражена через 17 секунд после пуска двумя ракетами 5В27Д зенитно-ракетного комплекса С-125. Первая ракета оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт. По американской версии, в самолёт — в крыло — попала только одна ракета, вторая прошла мимо.

29 апреля 1999 года другой F-117A был повреждён югославской ракетой «земля-воздух», но благополучно вернулся на свою базу в Германии. Издание United Press International со ссылкой на анонимных чиновников в Пентагоне сообщает, что возможно, его увидели и произвели прицеливание при свете полной луны. Там же предполагается, что и первый сбитый в Сербии F-117A был сбит при полной луне. Сообщение бредовое, но из него можно предположить, что оба самолёта были сбиты из переносного ЗРК. Получается, что захват цели ракетой всё же произошёл и она не отклонилась от цели, не потеряла её.

До этого американцам удавалось все сбитые самолёты эвакуировать с места крушения, но в этот раз скрыть потерю невидимки Штатам не удалось. Новость о первом сбитом самолёте-невидимке стала сенсацией, это был сильнейший удар по американскому военно-промышленному комплексу. Вплоть до 25 ноября 1999 года — более полугода, военные США не признавали, что F-117A — гордость их авиастроения могла быть обнаружена радарами противника и уничтожена. Теперь об этом знал весь мир.

F-117A — сверхоружие, которое должно было заставить дрожать от страха всех врагов США, самый совершенный самолёт в мире, специально созданный для скрытного проникновения через системы ПВО противника. Но реальная жизнь показала, что амбициозная, дорогостоящая, высокотехнологичная разработка оказалась не так эффективна, как рассчитывали. Неужели американские инженеры ошиблись? Как получилось, что радары устаревших систем ПВО смогли обнаружить самолёт-невидимку?

Эффективность используемых американцами стелс-технологий зависит от частоты, на которой работает и облучает цель РЛС. Американская технология радиолокационной невидимости была рассчитана на радиоволны Х-диапазона — от 8 до 12 ГГц. Это сантиметровая длина волны, на которой работают большинство современных радаров ПВО и бортовые радиолокационные станции самолётов. Более старые советские РЛС используют L-диапазон — дециметровые волны с частотами от 1 до 2 ГГц. Эти РЛС прекрасно видят самолёты-невидимки.

Выходит, что американские конструкторы и учёные узнали об этом только после реального боевого применения F-117A, первых результатов и потерь. Получается немыслимое — во время испытаний самолёты облучались всеми доступными американцам средствами радиолокационного обнаружения, и все они не «видели» самолёт, а испытать его против РЛС, работающих в других частотных диапазонах, не додумались. Поверить в такое крайне трудно. А может им помогли допустить такую ошибку?***

Как бы там ни было, для конструкторов ОКБ Микояна и Сухого невидимость самолёта на радарах не является панацеей. Это подтверждает и первый советский прототип истребителя пятого поколения МиГ-1.44, и современный Су-57. Да и в самих Соединённых Штатах поняли и извлекли ошибки из опыта F-117A – самолёты F-22 и F-35 совершенно не похожи по своему дизайну на первый стелс — фюзеляж имеет округлые формы, что говорит также и о том, что дальность их обнаружения намного больше, чем у фасеточного «Ночного ястреба».

Все современные российские комплексы ПВО и БРЛС боевых самолётов работают в нескольких диапазонах волн и сканируют пространство в различных диапазонах частот. Поэтому планы Пентагона на то, что новый бомбардировщик B-21 Raider или страдающий от недоработок истребитель F-35 смогут свободно и безнаказанно проникнуть в воздушное пространство России или стран, оснащённых российскими системами ПВО, могут быть реальностью только в головах американских генералов, год из года требующих средства для противостояния мнимой российской угрозе.

*** Окончание читайте на сайте » Авиация России «

Источник

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk

История авиации знает множество примеров диковинных летательных аппаратов, которые в то или иное время поднимались в воздух. Как правило, это были экспериментальные модели, плоды творческих поисков инженеров, которые так и не смогли покинуть стены конструкторских бюро и не пошли в серию. Но есть в этом правиле и немногочисленные исключения.

Читайте также:  Как правильно называлась самоходная арт установка немцев в вов

Американский боевой самолет Lockheed F-117 Nighthawk имеет настолько необычную форму и внешний вид, что легко бы победил в конкурсе на самый диковинный летательный аппарат, если такой когда-нибудь проводился. «Ночной ястреб» весьма напоминает экспонат, украденный из музея кубизма.

Машина эта во многом примечательна, F-117 Nighthawk – первый серийный самолет, созданный с использованием «стелс-технологий». Другими словами, «Ночной ястреб» имеет настолько низкую заметность для радаров противника, что его часто называют «самолетом-невидимкой». Но это название больше для прессы. Американские пилоты (особенно те, кто летал на нем) дали Lockheed F-117 Nighthawk совсем другое название: Wobblin’ Goblin, что дословно можно перевести, как «хромой гоблин». Это нелестное прозвище недвусмысленно показывает отношение пилотов к летным характеристикам F-117 Nighthawk.

Lockheed F-117 Nighthawk – это одноместный ударный самолет, предназначенный для проникновения в тыл противника и нанесения ракетно-бомбовых ударов в любое время суток и при любой погоде. По замыслу разработчиков, технология «стелс» должна была обмануть вражескую систему ПВО. «Ночной ястреб» предназначался для ударов по важным объектам противника: штабам, аэродромам, узлам связи и объектам ПВО.

F-117 Nighthawk успел повоевать, он участвовал в нескольких конфликтах. Всего успели выпустить 64 самолета, стоимость одной единицы составляет более 100 млн долларов.

Можно сказать, что на этом самолете прошла обкатка технологии «стелс», особенно это касается отработки этой технологии при серийном производстве. Может быть, именно по этой причине машина получилась настолько неоднозначной.

История создания

Прежде чем описывать историю создания F-117 Nighthawk, следует сказать несколько слов об обозначении этого самолета. В американской военной авиации буква «F» применяется для обозначения истребителей или их прототипов. Как она попала в аббревиатуру «Ночного ястреба», который по своим аэродинамическим характеристикам совсем не годится в истребители – неизвестно.

F-117 – это ударный самолет, который разрабатывался для выполнения функций тактического бомбардировщика или штурмовика. Те авторы, которые пишут о «стелс-истребителе» F-117, очень далеки от темы или плохо знают эту машину.

Интерес к снижению заметности летательных аппаратов для радаров противника (технология «стелс») возник у военных США после того, как американские пилоты побывали во вьетнамских «ракетных джунглях». Снижение заметности самолетов для РЛС считалось одним из перспективных направлений увеличения их живучести, работы по программе «Стелс» начались в 1965 году. Хотя, интерес к снижению заметности летательных аппаратов появился у военных еще во времена появления первых радиолокационных станций.

F-117 можно назвать «самолетом-невидимкой» второго поколения, к первому стоит отнести SR-71 – знаменитый стратегический разведчик Холодной войны. Эта машина эксплуатировалась на высочайших скоростях, которые раскаляли корпус на несколько сотен градусов, так что добиться высокого уровня незаметности не получилось, но результаты конструкторы получили довольно неплохие.

В 1977 году в американском военном ведомстве был создан комитет Xcom, в задачи которого входило практическое применение технологий невидимости. Было санкционировано начало трех программ в этом направлении: Senior Prom (разработка крылатой ракеты-невидимки), ATB (в будущем она приведет к созданию стратегического бомбардировщика В-2) и Senior Trend, благодаря которой и появится F-117.

Разработка нового самолета была поручена компании Lockheed Martin. Трехзначный номер обычно присваивали сверхсекретным самолетам, так что все работы велись в глубокой тайне. Контракт с производителем был подписан 16 ноября 1978 года. Пентагон поставил перед инженерами компании задачу снизить все характеристики самолета, которые демаскируют его. Заказчика интересовала не только заметность для РЛС, но и уменьшение теплового излучения самолета, снижение уровня его шумности, устранение любых собственных излучений машины и инверсионных следов.

Lockheed Martin справилась с поставленной задачей в предельно сжатые сроки: уже через восемь месяцев началось строительство первой машины, которая была передана на испытания в 1981 году.

Естественно, что стремление уменьшить заметность самолета для радаров привело к серьезному изменению формы F-117, что, в свою очередь, существенно снизило летные характеристики машины.

Существует легенда, что когда ведущему специалисту Lockheed Martin по аэродинамике Дику Кэнтрелу показали желательную форму будущего самолета, то его хватил удар. Немного отойдя от потрясения, конструктор понял, что его отдел не будет играть главную скрипку при создании новой машины. Поэтому дал своим сотрудникам единственное задание: сделать так, чтобы «хромой гоблин» хотя бы как-нибудь поднялся в воздух.

Первые испытания показали крайнюю неустойчивость F-117 сразу во многих режимах полета. Были и другие неприятные неожиданности, которые преподнес самолет своим создателям. Им пришлось серьезно дорабатывать воздухозаборники, изменять конструкцию топливных баков и доводить систему управления машиной.

Использование технологий «стелс» сильнее всего ударили по маневренности машины. F-117 имел довольно неплохую тяговооруженность, но его маневренность и скорость оставляла желать лучшего. В систему управления самолетом были внесены ограничения, которые попросту блокировали выполнение некоторых маневров. Кроме того, у «Ночного ястреба» весьма ограничена дальность полета и никудышные взлетно-посадочные характеристики. В общем, он имел мало общего с тем «стелс-истребителем», который легко побеждает противников в голливудских блокбастерах.

Эксплуатировать F-117 начали с 1983 года, в первое время этот самолет был сверхсекретным, впервые американские военные признали сам факт его существования только в 1988 году. Первый публичный показ состоялся в 1990 году, а через год F-117 показали на авиационной выставке в Париже.

Для пилотирования нового самолета отбирались только опытные пилоты, имевшие налет не менее 1 тыс. часов, но и это не спасло от катастроф. Информации о них немного, так как программа была сильно засекречена. Есть информация, что первый «Ночной сокол» разбился в 1982 году, до приема машины в эксплуатацию. Затем были еще несколько аварий.

Сразу после появления F-117 был действительно грозным оружием. Его не могли обнаружить РЛС СССР и Китая. Не видели «стелс» и истребители. Однако ситуация очень быстро изменилась: радиолокационные средства обнаружения совершенствовались очень быстро, также появились другие технологии обнаружения самолетов. Так что очень скоро F-117 уже стал только относительно невидимым самолетом, а конструкционные недостатки, заложенные в нем, естественно, никуда не делись.

Читайте также:  Как правильно называется страна черногория

Описание конструкции

Ударный самолет F-117 построен по схеме «летающее крыло». Он имеет V-образное хвостовое оперение. Конструкция машины выполнена с использованием технологий «стелс», это касается и формы самолета, и материалов, использованных в его конструкции.

Крыло имеет большую стреловидность (67,5°), фюзеляж выполнен в виде плоских гладких панелей, угол которых вычислен так, чтобы отражать сигнал РЛС в различные стороны. Такая форма фюзеляжа называется фасеточной, и именно она снижает заметность самолета на 90%. По такому же принципу сделан и фонарь кабины пилота. Он покрыт особым материалом, содержащим золото. Подобное покрытие устраняет опасность облучения внутрикабинного оборудования и экипировки пилота (его шлем может фонить на экране радара сильнее, чем весь самолет).

Шасси – трехопорное. Передняя стойка имеет одно управляемое колесо, также одноколесными являются и основные стойки. Самолет оснащен посадочным крюком и тормозным парашютом.

Над крыльями с обеих сторон фюзеляжа находятся воздухозаборники. Все контуры щелей и соединений имеют пилообразные кромки, что также рассеивает электромагнитные волны. Внешней подвески нет, все оружие размещено во внутренних отсеках. Плоские сопла экранированы особыми теплопоглощающими плитами, которые значительно снижают заметность самолета в ИК-диапазоне.

Все антенны и другие передающие устройства, расположенные на поверхности самолета, могут убираться внутрь корпуса. В конструкции F-117 были активно применены композитные радиопоглощающие материалы и покрытия. Весь корпус покрыт несколькими видами подобных материалов, которые наклеивались на него, как обои на стену. Самолет покрашен черной ферромагнитной краской, которая не только поглощает радиоволны, но и отлично рассеивает тепло.

Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции, F-117 имеет гораздо меньшую эффективную площадь рассеивания (ЭПР), которая составляет 0,1-0,01 м2. Это в несколько сот раз меньше, чем ЭПР у обычного самолета сходного размера. Таким образом, обнаружить самолет с помощью наземной РЛС или радара истребителя весьма непросто.

Хотя, если вражеский истребитель все-таки обнаружит F-117, то шансов у последнего не будет практически никаких.

У «Ночного ястреба» нет собственной РЛС, для уменьшения риска обнаружения все системы навигации и прицеливания самолета являются пассивными. Также нет активных систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для навигации используется спутниковая и инерциальная система. Прицельные приспособления представлены инфракрасными камерами и лазерной подсветкой цели, которая включается на крайне непродолжительное время.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей General Electric F-404-GE-F1D2, каждый из которых развивает тягу 4 900 кг.

F-117 несет ракетно-бомбовое вооружение, может использовать и ядерные боеприпасы. Типичным оружием для самолета являются бомбы GBU-10 или GBU-27, может брать на борт ракеты AGM-88 HARM, AGM-65 «Maverick».

«Ночной ястреб» — очень узкоспециализированный самолет, он предназначен для ударов в ночное время по важным объектам противника. Все вооружение, которое он может брать на борт является управляемым. Оно отличается весьма высокой точностью (±0,1 м).

Ударный самолет F-117 очень неустойчив по рысканию и тангажу, поэтому в систему его управления введена специальная программа, которая не позволяет пилоту совершать опасные маневры.

Боевое применение

Самолет эксплуатировался с 1983 года по 2008, он успел принять участие в нескольких региональных конфликтах. За время эксплуатации было потеряно семь самолетов, только один из которых был сбит зенитным огнем противника. Остальные разбились в катастрофах, случившихся по вине пилотов или из-за технических неисправностей.

Боевым крещением F-117 стало вторжение американцев в Панаму в 1989 году.

Впервые массировано эти самолеты были использованы во время операции «Буря в пустыни» в 1991 году. F-117 во время этого конфликта показали весьма высокую эффективность: за одну ночь они уничтожили практически все иракские Ту-22.

Следующим конфликтом, в котором американцы массировано применили этот самолет, стала война в Югославии в 1999 году. Именно тогда был сбит «самолет-невидимка». Его уничтожила сербская зенитная батарея, вооруженная устаревшим советским зенитным комплексом С-125. Сербы заявляли об уничтожении еще одной или двух машин, но эти данные довольно спорны.

Последним значительным конфликтом, в котором был задействован F-117, стала вторая иракская кампания США (2003 год).

Изначально данный самолет планировали использовать до 2020 года, но высокие затраты на программы F-22 Raptor и F-35 заставило американских военных отказаться от него почти на десятилетие раньше.

Уже в середине прошлого десятилетия «Ночной ястреб» являлся морально устаревшей машиной. Из-за стремительного развития средств обнаружения летательных аппаратов, он утратил свое основное достоинство — звание «самолета-невидимки», а конструкционные недостатки, заложенные в него изначально, превращали F-117 в весьма дорогую и крайне уязвимую машину. Да и стоимость обслуживания «Ночного ястреба» была довольно высока, так что данное решение выглядит вполне естественным.

F-117 стал настоящим стендом на котором американцы отрабатывали все нюансы использования технологии «стелс». Этот самолет можно без преувеличения назвать уникальной машиной, F-117 был первым в своем классе, поэтому ему можно простить многие огрехи. Во многом благодаря «Ночному ястребу» в небо поднялись «самолеты-невидимки» пятого поколения: F-22 Raptor и F-35.

Летно-технические характеристики

Ниже представлены ЛТХ ударного самолета F-117A.

Модификация F-117A
Размах крыла, м 13.30
Длина самолета, м 20.30
Высота самолета, м 3.78
Площадь крыла, м 105.90
Угол стреловидности, град 67.30
Масса, кг
пустого самолета 13381
взлетная масса 23625
топлива 8255
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric F404-GE-F1D2
Тяга, кн 2 х 46,70
Максимальная скорость, км/ч 970
Крейсерская скорость, км/ч 306
Посадочная скорость 227
Перегоночная дальность, км 2012
Боевая дальность действия, км 917
Практический потолок, м 13716
Макс. эксплуатационная перегрузка 6
Экипаж, чел 1

Видео о самолете

Источник

Adblock
detector