Меню

Английская готическая архитектура как называется

Английская готика, разновидности стиля часть 3

Англия интересна тем, что в период средневековья она являлась вторым важным центром развития готического искусства. Изначально, готика была заимствованным стилем и первые постройки являлись подражанием французским соборам, но очень быстро появилась своя школа мастеров, благодаря которым сформировались и получили бурное развитие несколько самобытных стилистических направлений.

Также, как и во Франции, первые несколько столетий стиль развивался исключительно в рамках христианских построек и не касался архитектуры жилых зданий. Важно сказать, что деление стиля на подвиды достаточно условное (также, как и в других странах) потому, что многие соборы строились по 200-300 лет, проекты постоянно менялись и переделывались, поэтому множество построек имеют признаки одновременно нескольких направлений.

Базовые отличия английской готики от французской:

  1. французская архитектура пользовалась инженерными достижениями каркасной системы зданий и стремились к уменьшению толщины стен и распределению нагрузки на колонны, в Англии долго сохранялись мощные стены согласно правилам романской архитектуры;
  2. собственные орнаменты и декоративное оформление, в поздний период отличительным декором является веерный нервюрный свод;
  3. все французские соборы имеют круглое окно-розу, в то время как в Англии розы использовались, но на них не делалось такого акцента, для британского стиля характерны большие акцентные окна;

В 1812 году искусствовед Томас Рикман предложил классификацию разновидностей средневековой английской готики. Он выделил три периода: ранний, украшательский (декоративный) и перпендикулярный. На сегодняшний день такое деление считается общепринятым, поэтому мы также будем придерживаться данных терминов, а завершим обзор кратким описанием викторианской готики XIX века.

1. Ланцетовидная готика, ранний период

Ланцетовидная готика – ранний период развития готической архитектуры в Англии, который продолжался с 1180 г. по 1240 г. Для этого периода характерно влияние предшествующей романской архитектуры и французской культуры. Французское влияние связано с тем, что земли Нормандии и Анжуйская провинция, где активно развивалась готика, в XII веке были завоёваны Англией.

На­зва­ние направления «лан­це­то­вид­ный», свя­за­но с рас­про­стра­нён­ной в это вре­мя фор­мой окон – уз­ких, вы­со­ких, с не­боль­шим стрель­ча­тым за­вер­ше­ни­ем. Слово происходит от понятия «ланцет» — заострённый клинок.

Постройки:

  1. Кентерберийский собор, к ранней готике относится главным образом оформление хора (пространство перед алтарём), прототипом для всего проекта послужил французский собор в городе Санс;
  2. Даремский собор, 1093-1133 гг., собор планировался в романском стиле, но был перестроен в стиле ранней готики;
  3. Собор в Уэльсе, 1185-1240 гг., в последствии был перестроен в стиле украшенной готики.

Признаки: 1) Высокие узкие окна (ланцетовидные); 2) признаки романского стиля; 3) отсутствие «вертикализма» при сравнении с французскими постройками.

Даремский собор, внутри

Кентерберийский собор, фасад

Кентерберийский собор внутри

2. Украшательская или украшенная готика, декоративный стиль

Украшательский стиль – промежуточный этап развития Английской готики. Как видно из названия, для этого направления характерно обилие украшений и декоративной структуры. Стиль относится к периоду 1290-1360 гг.

Варианты названия: украшательская готика, украшенная, декоративная.

Читайте также:  Как называется автомат с жвачками

Украшательский стиль также подразделяется на две группы: ранняя и поздняя. Ранний этап называют геометрическим, для него характерны правильные линии и простые орнаменты. Большое окно обычно делится узорчатой сеткой из прямых линий.

Поздний украшательский стиль называют «криволинейным» или «текучим», для него характерны плавные линии орнаментов. Оконный орнамент напоминает стиль французской пламенеющей готики.

Постройки:

  1. Церковь Вестминстерского аббатства, главный алтарь;
  2. Собор в Линкольне, ангельский хор, 1185-1315 гг.;
  3. Эксетерский собор, 1258-1400 гг.;
  4. Капеллы собора в Или, 1083-1375 гг.;
  5. Собор в Глостере является примером позднего декоративного стиля и перехода к следующему периоду (перпендикулярному).

Соборы, которые были заложены в ранний период продолжали строиться и перестраиваться в следующие периоды, поэтому не удивляйтесь тому, что список построек пересекается со списком из предыдущего раздела (ланцетовидной готики).

Признаки: 1) Обильный и разнообразный декор; 2) большое прямоугольное витражное окно; 3) сложные составные колонны в стиле лучезарной французской готики.

Линкольнский собор, фасад

Собор в Линкольне, внутри, украшенная английская готика

Линкоьнский собор, внутри

Собор в Или, восьмигранный купол центральной башни

Главный фасад Эксетерского собора

Капелла в Эксетерском соборе, английская декоративная готика

Эксетерский собор, украшательская готика

Капелла собора в Или, декоративный стиль

3. Перпендикулярная готика

Перпендикулярный стиль – завершающая фаза развития готического стиля в средневековой Англии. Относится к периоду 1330-1530 гг.

С самого начала развития стиля в Англии в нём наметились свои отличительные признаки. Если французская готика приветствовала вертикальные линии и «устремление ввысь», то у англичан в оформлении фасадов и интерьеров выделялось декоративное деление поверхностей (стен) как вертикальными линиями, так и горизонтальными. Таким образом, перпендикулярное направление – это альтернатива лучистому.

Интерьер портала собора в Глостере – первый и ярчайший пример использования перпендикулярного стиля. Обратите внимание, что декор образуется сеткой, состоящей из горизонтальных и вертикальных линий. Даже витражное окно имеет решетчатую раму, которая за счёт которой оно органично вписано в общий интерьер. Кроме того, деление окна прямоугольной сеткой позволило создавать просто огромные окна, а просторные помещения храмов оказывались залиты лучами света.

Ещё один декоративный приём, характерный для этого направления – веерный свод. На фото потолка Королевской капеллы в Кембридже хорошо видно, как тонкие линии от колонн поднимаются к потолку и, как бы «веером», расходятся по своду, пересекаясь там. Таким образом формируется потолочный орнамент.

Постройки:

  1. Собор в Глостере;
  2. Королевская капелла Кингз-Колледж в Кембридже
  3. Кентерберийский собор, очередная реконструкция
  4. Вестминстерский дворец (отдельные элементы фасада, восстановленные в XIX веке).

Признаки: 1) более скромное оформление по сравнению с украшательским стилем; 2) основой декоративного оформления являются пересекающиеся линии, которые образуют своеобразную сетку, наложенную на все поверхности интерьера; 3) веерный нервюрный свод (см. фото ниже).

Витражи Глостерского собора

Галерея украшена в стиле перпендикулярной стили

Кентерберийский собор внутри, элементы перпендикулярного стиля

Кентерберийский собор, галерея

Потолок капеллы Генриха 7 в Вестминстере

Вестминстерский дворец, реконструкция 19 в.

Читайте также:  Как называется заболевание спины

4. Период правления Тюдоров, завершающий этап средневековой готики

Строго говоря, архитектура Тюдоров, очень редко выделяется в отдельное направление в литературе, так как является, по сути, поздним периодом перпендикулярного стиля. Тем не менее, мы решили упомянуть его отдельно потому, что это направление отличается рядом уникальных признаков, именно в это время были построены величайшие готический сооружения. Наконец именно Тюдоры сделали всё, чтобы английская готика прекратила своё существование, как ведущий английский стиль.

Временной период: 1485-1603 гг., готическая архитектура относится к правлению Генриха VII и Генриха VIII.

Не верно было бы утверждать, что при Тюдорах развивалась только готическая архитектура, также были популярны замки в романском стиле. Хотя, именно в этот период появились важные светские постройки в готическом стиле.

Главным признаком и символом этого периода стала пониженная стрельчатая арка (арка Тюдоров), которая использовалась повсеместно, как в готических соборах, так и в замках.

В XVI веке была построена капелла (часовня) королевского колледжа в Кембридже. Это строение, не особенно грандиозное внешне, считается вершиной развития перпендикулярного стиля. Значение капеллы можно сравнить со значением Сент-Шапель для французов. Здание имеет самый большой потолочный пролёт, выполненный методом веерного свода, а интерьер поражает сложностью оформления.

В XVI веке король Генрих VIII проводит церковную реформу и католическое христианство оказывается под запретом, что в свою очередь стало смертельным ударом для готического стиля. Храмы и монастыри закрывались, их имущество изымалось, а всё что связано с римским католичеством объявлялось пережитком отсталого прошлого. Английская архитектура начала постепенно эволюционировать в сторону классицизма, подобные процессы происходили и в других странах Европы.

5. Светские постройки

Жилые и общественные здания в средневековой Англии строились в основном в романском стиле, готика была мало популярной. Из небольшого количества зданий, имевших признаки готики сохранилось совсем мало. Самой ранней постройкой можно назвать Вестминстерский дворец, от которого до наших дней в первозданном виде дошло только одно помещение – Вестминстер холл. Здание было уничтожено пожаром в 19 веке.

Характерным признаком светских готических зданий Англии были высокие потолки с большими пролётами на деревянных опорах.

Также в период правления Генриха XVIII было построено большое количество университетских зданий (Оксфорда и Кембриджа), многие из которых сохранились до наших дней. Эти здания являются примером того, как английские архитекторы пытались адаптировать элементы готического стиля для светских построек.

6. Викторианская готика, неоготика

В период с 16 по 18 века в Великобритании, как и в других странах Европы развивались роскошные дворцовые стили, но с наступлением 19 века всё изменилось. Появилась мода на старину и после 300 лет забвения готика начала снова возрождаться. На этот раз Англия стала законодателем мод обновлённого стиля для всего континента.

Первой значимой постройкой в готическом стиле стал особняк Строуберри Хилл, построенный богатым графом Горацием Уолполом. Поначалу графа воспринимали, как чудака, отчасти так и было, но со временем интерес к стилю становился всё сильнее. Архитекторы всё чаще использовали сложный готический декор, применяя современные строительные материалы. В конце концов к середине XIX века каждый состоятельный человек считал за необходимость иметь в своём поместье хотя бы одну готическую комнату. Всё это происходило в период правления королевы Виктории, поэтому новый стиль получил название Викторианская готика. В последствии, стиль стали также называть Gothic Revival («готическое возрождение»).

Читайте также:  Пылесос который сам ездит и пылесосит как называется

Крупнейшей и знаковой постройкой, ставшей визитной карточкой неоготического стиля, стало здание парламента – Вестминстерский дворец. Из-за пожара, огромный средневековый комплекс зданий дворца практически полностью сгорел, для восстановления были наняты лучшие архитекторы своего времени: Чак Берри и Огастес Пьюджин. Здание не было восстановлено с исторической точностью, фактически было построено новое, с новыми залами, и интерьерами. Мастера не только использовали старинные готические элементы, но и обогатили стиль новыми, продемонстрировали как можно создавать ультрасовременные интерьеры на средневековый манер.

Крупные постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. Вестминстерский дворец, даты реконструкции 1840-1860, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  3. Интерьеры отдельных комнат в крупных поместьях: гостиная в замке Истнор, готический банкетный зал в замке Лизмор и пр.
  4. Церк­овь Святого Петра в Лидсе, 1839-1841, арх. Р. Д. Чантрелл)
  5. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  6. Мемориал принца Альберта — монумент в Кенсингстонском парке Лондона, памятник в неоготическом стиле был открыт королевой Викторией в честь своего мужа Альберта, скончавшегося в 1861 году.

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Викторианский стиль оказал сильнейшее влияние на архитектуру других стран. Английские архитекторы работали в Австралии, США, Венгрии и, даже, в России.

Галерея в замке Строуберри Хилл

Интерьер библиотеки в замке Строуберри Хилл

Английская гостиная в неоготическом стиле, Замок Истнор, 19 век

Замок Лизмор Банкетный зал

Интерьер церкви св. Эдигия в Чилде

Церковь Святого Петра в Лидсе

Мемориал принца Альберта

7. Ссылки. Цикл статей по теме «разновидности готики»

Часть 1. Разновидности готического стиля – обзорная статья о классификациях стиля по времени и типам построек;

Часть 2. Французская готика и её течения разновидности ключевого европейского стиля (ранняя, лучезарная, пламенная);

Часть 3. Английская готика и её направления от средних веков до викторианской эпохи;

Часть 4. Немецкая готика, стили центральной Германии и соседних государств (Австрия, Венгрия).

Часть 5. Национальные разновидности готики других стран – Бельгия, Испания, Италия, США, Россия

Источник

Adblock
detector