Меню

Анти санта клаус как называется

Крампус — злой брат Санта-Клауса

Крампус — не очень дружелюбный рождественский демон

Санта-Клаус любит приносить подарки для детей на Рождество, но его брат Крампус — это совсем другое дело.

Крампуса невозможно принять за Санту . Он — демон, известный своим изуродованным демоническим лицом и волосатым черным телом. Гигантские рога прорастают из его головы, потому что Крампус не на 100% демон — он также наполовину козел. И так же, как Сатана, Крампус любит пугать людей.

Санта и Крампус играют хорошего и плохого полицейского

Санта и Крампус на самом деле очень хорошо ладят друг с другом. Они объединяются в декабре, чтобы убедиться, что дети ведут себя — хорошо. Крампус обычно утаскивает непослушных детей в ад.

Как именно Санта и Крампус работают вместе?

Крампуснахт , или ночь Крампуса — 5 декабря. В эту ночь Крампус посещает каждый дом, как в традиционных рассказах о Санта-Клаусе .

Если дети пережили встречу с Крампусом , на следующий день он исчезал. Дети могли наконец дышать спокойно, зная, что вместо избиений они получат подарки.

Крампус носит с собой набор березовых палочек, чтобы наказывать детей

Весь замысел Крампуса состоит в том, чтобы заставить непослушных детей вести себя хорошо. И одним из самых важных инструментов, которые Крампус использует для запугивания, является его пучок березовых палочек, которые он обычно носит на спине.

Крампус иногда даже оставляет пучок березовых палочек, чтобы напомнить детям, что он скрывался повсюду. Семьи вешали их на стену, чтобы напомнить детям, что нужно следовать правилам.

Крампус запихивает детей в свой мешок, чтобы утащить обратно в ад

Крампус не только носит березовые палки, чтобы наказывать детей, но и часто появляется с мешком или корзиной, привязанным к спине. Но этот мешок не для того, чтобы нести подарки — он для похищения непослушных детей.

Если ребенок вел себя особенно плохо, Крампус засовывал его в корзину и утаскивал в ад, и выпускал обратно только через год.

С другой стороны, Крампус мог переносить ребенка в мешке, чтобы утопить его в озере или съесть. В любом случае, это далеко от мешка подарков Санты .

Источник

9 мифических существ, способных своим появлением испортить Рождество

Рождество, несмотря на явный религиозный оттенок этого праздника, отмечается не только верующими: собираться за общим семейным столом и радовать друг друга подарками давно стало доброй традицией для многих людей.

Рождественские предания и легенды столь тесно переплелись с языческим фольклором различных народов, что путешествуя в конце года по разным странам, можно встретить кого угодно — от голландского негритёнка Пита, карабкающегося в дом через дымоход, до 13-ти исландских Дедов Морозов и их мамочки-людоедки, крадущей малышей. Предлагаем вам окунуться в атмосферу рождественских сказаний и заодно вспомнить, не слишком ли плохо вы вели себя в этом году?

1. Крампус

В некоторых странах Европы издревле ходят легенды о Крампусе, злобном брате-близнеце Санты или его отрицательном альтер-эго — вместо пожеланий счастливого Рождества и раздачи подарков «Анти-Санта» ищет по всему миру нерадивых детей и наказывает их. Ночь Крампуса отмечается в канун Дня Святителя Николая (6 декабря по католическому календарю) — проповедника, который, как считается, был прототипом Санта Клауса.

Во время чествования «Анти-Санты» по улицам европейских городов, ища повода для драки, ходят толпы переодетых Крампусом агрессивных молодых людей, причём гуляния сопровождаются обильными алкогольными возлияниями и громкими песнями. Участники этих мероприятий довольно часто получают травмы различной степени тяжести, поэтому в последние годы правительства некоторых стран обязывают празднующих носить повязки с номерами, чтобы среди них проще было найти правонарушителей.

Считается, что с виду Крампус представляет собой кого-то вроде дьявола с косматой шкурой, раздвоенными копытами и козлиными рогами, но вычурность костюмов, гуляющих в Ночь Крампуса, ограничивается только их фантазией и доступностью материалов — среди них можно увидеть самых разнообразных «монстров» и «чудовищ».

Традиция постепенно распространяется за пределы Европы: например в этом году настоящей сенсацией стал «Krampusfest», проведённый в Лос-Анджелесе.

2. Йольский кот

В нашей стране непослушных малышей забирают Серый Волчок или Баба Яга, а исландцев с детства пугают Йольским котом, который посещает дома под Рождество и может похитить и съесть мальчиков и девочек, которые в течение года не сделали ничего хорошего и вдобавок были замечены в хулиганстве. Прилежным же детям пушистый «блюститель нравов» оставляет подарки.

Согласно легенде, чтобы избежать нападения Йольского Кота, необходимо к рождественским праздникам обзавестись тёплой шерстяной одеждой, которая даст четвероногому проказнику понять — человек сумел приобрести обновку, а значит, не потратил год зря.

Читайте также:  Как называется прибор которым пользуются геодезисты

Видимо, страх перед жестоким, но справедливым Рождественским Котом служит для этого северного народа отличным мотиватором: по статистике, исландцы работают сверхурочно чаще подавляющего числа жителей других европейских стран.

3. Фрау Перхта

В германских и австрийских народных сказках довольно часто встречается ведьма, известная как фрау Перхта. В течение 12-ти дней после Рождества она рыщет по домам, раздаёт подарки праведникам, а грешников заставляет страдать, например, разрывая и вытаскивая внутренние органы и заменяя их мусором и грязью.

В честь фрау Перхты австрийцы устраивают рождественские шествия и гуляния, чем-то похожие на празднование Ночи Крампуса, правда «поклонники» Перхты не так агрессивны и за редким исключением не склонны к злоупотреблению алкоголем — торжества носят больше семейный характер.

Специалисты по европейскому фольклору уверены, что легенды о фрау Перхте самым непосредственным образом связаны с культом древней богини Перхты, которая большую часть года живёт в лесу и выходит «в люди» только после Рождества. Некоторые эксперты отмечают схожесть преданий о Перхте с итальянскими легендами о Бефане, но другие уверены, что между ними нет ничего общего: несмотря на отталкивающую внешность, Бефана является сугубо положительным сказочным существом — она не наказывает провинившихся ребятишек, зато дарит всем игрушки и сладости.

4. Белсникель

В легендах некоторых юго-восточных регионов Германии говорится о Белсникеле — косматом бродяге в потрёпанной одежде из звериных шкур, который в преддверии Рождества поощряет хороших детей конфетами, а сорванцов и лентяев воспитывает розгами.

Своим поведением Белсникель напоминает Крампуса, только он не столь кровожаден и жесток: чаще всего дух не использует рукоприкладство, лишь предупреждая детей, что в Рождество каждый из них должен вести себя примерно.

В годы активного освоения европейцами американского континента вместе с переселенцами в Америку попала традиция «встреч» с Белсникелем: например, в одном из районов Пенсильвании этот мифический персонаж популярностью практически не уступает Санта Клаусу.

5. Ганс Трапп

Ещё один «Анти-Санта», на этот раз из Эльзаса и Лотарингии (северо-восточные районы Франции), носит имя Ганс Трапп. Согласно преданию, Трапп был жестоким и алчным богачом, который заключил договор с дьяволом, за что его отлучили от церкви и отправили жить в лес, чтобы обезопасить французов (особенно детей) от его тлетворного влияния.

Ссылка не слишком помогла: злодей, замаскировавшись под соломенное пугало, принялся охотиться на заблудившихся малышей и поедать их. Однажды Господь внял молитвам пойманного Траппом мальчика и поразил нечестивца молнией, но и этим не удалось полностью успокоить негодяя: каждый год под Рождество, наряженный соломенным пугалом, он возвращается в этот мир и пугает скверно ведущих себя детей.

6. Пер Фуэтар

«Тёмная сторона» Пер Ноэля, французского Деда Мороза, — Пер Фуэтар, который сопровождает главного рождественского волшебника в его странствиях и подсказывает ему, как себя в течение года вёл тот или иной ребёнок.

В старину французы верили, что один мясник как-то под Рождество заманил к себе в лавку троих маленьких мальчиков, убил их и настряпал из детского мяса всяческих «деликатесов». Но наесться ими до отвала каннибал не успел: на помощь невинно убиенным пришёл Святой Николай, который воскресил жертв, а самого мясника взял под свою опеку.

С тех пор каждый год 6 декабря парочка Пер Ноэль и Пер Фуэтар приходят на Землю и ищут озорников и сорванцов, чтобы как следует проучить их, а пай-мальчики и примерные девочки получают от «Отца Рождества» и его спутника заслуженное послушанием и прилежностью вознаграждение.

7. Зварте Пит

Имена помощников голландского Санта Клауса соответствуют английскому Black Peter (Чёрный Питер). В отличие от большинства других сказочных существ этой подборки, Зварте Питы не слишком похожи на фантастических монстров — с виду они представляют собой мальчиков (в некоторых легендах — негритят), с ног до головы покрытых сажей.

По поручению Синтаклааса (голландский вариант Санта Клауса), чтобы оставить детям подарки, Питам приходится проникать в дома через печную трубу, а затем тем же путём выбираться.

В День Святителя Николая голландский Дед Мороз со своими негритятами прибывают в Нидерланды из Испании на пароходе, причём в середине XIX-го века детей в стране пугали тем, что Зварте Питы и Синтаклаас могут забрать их с собой. Видимо, в те времена Испанию считали чрезвычайно неприветливым местом, но, вероятнее всего, сказалась многолетняя вражда этих двух европейских держав.

Читайте также:  Как называется оплата картой на сайте

8. Йоласвейнары

Веками исландцы слагают предания и песни о коварных Йоласвейнарах, или, как их ещё называют, Йольских Парнях, устраивающих под Рождество различные пакости и розыгрыши. Одни легенды описывают Йоласвейнаров, как безобидных озорников, крадущих из дома всякие мелочи, другие гласят, что Парни больше похожи на свирепых чудовищ, вполне способных, например, съесть ребёнка. Численность Йоласвейнаров от сказания к сказанию менялась, а в настоящее время принято считать, что их чёртова дюжина, и с ними повсюду ходит уже известный вам Йольский Кот.

До начала XX-го века Парни считались не слишком уважаемыми персонажами, но после того, как в Исландию проникли легенды о Санта Клаусе, тамошним жителям захотелось иметь собственного положительного рождественского героя, и за неимением более подходящих, на эту «роль» взяли Йоласвейнаров.

По традиции, исландские мальчики и девочки в каждую из 13-ти ночей, предшествующих Рождеству, оставляют свою обувь за порогом, чтобы Святочные Парни клали в туфельки и башмаки различные подарки, разумеется, только тем детям, которые в течение года вели себя хорошо. Интересно, что Деды Морозы из Исландии заметно отличаются друг от друга и не любят, когда их путают, поэтому подарки у каждого из них свои.

9. Грила

Завершает подборку героев рождественских преданий кровожадная великанша-людоедка Грила. Этот образ встречается в исландских легендах с древних времён, но только в XVII-м веке Грилу начали называть матерью Йольских Парней и стали ассоциировать с Рождеством.

Исландский фольклор гласит, что великанша живёт в горной пещере вместе с 13-ю своими отпрысками, ленивым и нерадивым мужем по имени Леппалуди (для неё этот брак стал третьим по счёту) и огромным чёрным Йольским Котом в качестве домашнего животного.

Столь «насыщенная» семейная жизнь наделила Грилу жестокостью и вероломством: злодейка похищает маленьких исландцев (особенно тех, кто в течение года «отличился» шалостями) и подаёт их к своему рождественскому столу.

В Исландии Грила считается насколько могущественной, что в 2010-м году новостное агентство «The Onion» даже объявило её виновницей извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль.

Источник

Святой Крампус или Санта Клаус. История чудовища

Раньше это был жуткий персонаж, который забирал с собой детей. Во второй половине 19 века началась трансформация образа в положительную сторону – розгами он сечет и в мешок забирает только плохих детей. А к нашему времени зверь-садист превратился просто в умильного дедушку, от которого все ждут только подарков.

Тем, кто уже давно не верит в Деда-Мороза, можно рассказать нелицеприятную историю этого сказочного теперь персонажа, который своим появлением обязан реально существовавшему человеку — святителю Николаю архиепископу Мир Ликийских (развалины его резиденции находятся около поселка Демре в современной Турции). У разных народов он зафиксировался под разными именами: Николай Мирликийский, Николай-Чудотворец, Николай-Угодник, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Санта Клаус.

Судя по всему, мрачные дела Николая, которые так сильно врезались в память народную, заключались в контрольной поездке по подданным территориям в осенне-зимний период для сбора дани/налогов. В те времена при неуплате дани совершенно нормальной практикой штрафных санкций было забирать детей 7-12 лет в рабство.

Свечку мы, разумеется, не держали, но уши настолько сильно торчат изо всех щелей, что потребовалось много лет для перекрашивания черного образа Николая Мирликийского в белый и пушистый.

Вот один из вариантов его современного изображения. Кстати, католическая церковь в отличие от православной, не так давно предусмотрительно деканонизировала Николая Мирликийского, исключив его из списка святых.

Интересно как судьба распорядилась его «мощами» — голова его находится в итальянском городе Бари, а в Венеции уже полный комплект вместе с еще одной головой. И самое интересное, что обе головы считаются подлинными! Вот такой двухголовый святой. В Венеции кости его все переломаны, якобы на них потоптался какой-то матрос, что по его делам и не удивительно.

Примерно до середины 19 века являющиеся зимой Пер-Ноэль, Санта-Клаус и прочие совершенно однозначно воспринимались как злые персонажи, которые забирают с собой маленьких детей и от которых ждать ничего хорошего не приходится, т.е. радовались когда он уходил и можно было относительно спокойно жить целый год, поэтому каждый год возможно «новое счастье».

Во второй половине 19 века по всем правилам политкорректности (это на самом деле давняя технология искажения сущности) началось изменение образа в положительную сторону, чтобы о рабовладении ничто не напоминало. А уж к нашему времени страшный сборщик налогов превратился просто в умильного дедушку, от которого все только подарков ждут.

Читайте также:  Как называется прием основанный на повторении однородных согласных звуков

В России во второй половине XIX века, при Александре II, отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников, упоминаются в 1861 г. «старый Рупрехт» (о нем чуть позже поясним) и в 1870 г. святой Николай или «дедушка Николай». Это были единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые появляется «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый нам образ Деда Мороза. Но потом революция 17-го года, запреты на все церковные праздники, и Дед Мороз как обязательный персонаж новогоднего — а не рождественского — праздника возрождается уже в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Вернемся в 19 век и посмотрим что сохранилось от темной предыстории Санта Клауса-Николауса. В России — некий «бабай», который опасен и забирает маленьких детей. Отец Николай на турецком — Баба Ноэль. В турецком ударение на второй слог, и В.И. Даль отмечает уже трансформированное: «Детей пугают и бабайкою, старухою, и тут сходятся производства от бабы и от бабая».

В Болгарии Дед Мороз — Дяду Мраз, в Чехии есть сорт мороженого «Морозко» (по-чешски «Mrazík»).

В Германии аналогом Бабая является Крампус (Krampus). Он ходит вместе с Санта Клаусом и забирает непослушных детей. «Еще одно встречающееся в Альпах на Николаев день существо – крампус. Он страшен и лохмат, с рогами, длинными зубами и хвостом. По поверью, хороших детей награждает Николай, а плохих наказывает крампус. С длинными розгами, коровьими хвостами и колокольчиками группами и в одиночку крампусы расхаживают по улицам деревень и городов и пугают прохожих.» Аналогом Крампуса по выполняемым задачам является образ рождественского солдата Рупрехта, который тоже ходит по домам с розгами и сечет или забирает с собой маленьких детей.

Интересно, что если изначально Крампус (Рупрехт) является помощником Санта Клауса-Николауса и получается удобное распределение ролей «Белый рыцарь-Черный рыцарь» = «хороший царь и плохие бояре», то потом образы разделяются окончательно — черные силы как бы существуют сами по себе, а «хороший царь» набирает себе очки положительного персонажа. Однако, разделяй сознание и властвуй.

В старых версиях преданий Крампус похищает особо непослушных детей, уносит их в свой страшный замок и сбрасывает в море, что согласуется с ролью его помощника Санта Клауса — Николая Мирликийского, который является покровителем мореплавателей. Действительно, рабов отправляли к месту назначения именно морем.

Здесь Крампус уже орудует будто бы сам по себе, но цель действий пока еще хорошо заметна — детей в кандалах уводят в рабство:

Затем постепенно образ Крампуса вырождается в некое пугало, которое само заковано в кандалы, то есть цепи превращаются в нейтральный атрибут как у какого-нибудь «металлиста». Вместо похищения детей он их только наказывает — сечет розгами или только пугает:


В настоящее время роль Крампуса постепенно уменьшается, оставаясь только в некоторых районах Баварии и Австрии, где 5 декабря празднуется даже специальный «День Крампуса» (Krampustag). В этот день жители одеваются в такие страхолюдные костюмы и пугают прохожих и соседей, не рискуя получить в ответ бутылкой по голове. Подарков Крампус не дарит, он специализируется на наказании непослушных детей, пугая их:

И вот появляется образ почти забавного декоративно-страшного Крампуса, у которого все атрибуты остались — корзина с детьми, кандалы, розги, но теперь это не похищение, а катание на санках:

Мы посмотрели как образ злого помощника Санта Клауса потихоньку выродился в некое забавное пугало, повод подурачиться и приколоться. А что же сам Санта Клаус? Он, отделившись от своего злобного помощника, тоже постепенно изменил образ в сторону добродушного старичка с подарками.

На этой открытке слева Санта Клаус вроде бы делает то же самое, что и его помощник Крампус справа, но как-то так по-доброму, будто бы пугает. Сюжет тот же, а сущность исчезла:

А здесь уже всё становится игрушечным — и сабля и ребенок:

И, наконец, получаем чуть ли не странствующего монаха. Где изначальные епископские наряды, где черт-помощник, где похищаемые дети в мешке или в кандалах? Сюжет обозначен, но искажён до неузнаваемости. Учитесь, как надо грамотно подправлять имидж.

Источник