Меню

Античный театр как назывался

Древнегреческий театр. Почему древние греки любили трагедии?

В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса диони́сиям .

Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы .

Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса — козлоподобных сатиров . Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.

В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем . Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл , добавил третьего.

В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:

1. Трагедия – дословный перевод названия – «песнь козла» (от греч. «трагос» — «козел», «одэ» — «песнь»); (Здесь нужно вспомнить о ряженных в козлиные шкуры) . Покровительницей этого театрального жанра считалась Мельпомена — муза трагедии , которую принято изображать с маской печали в руках. (о древнегреческих музах читайте в предыдущей статье ). Считается, что это род драмы родился из той части религиозных мистерий, где разыгрывалась история смерти Диониса.

2. Комедия – происхождение слова от греческого «комос» — шествие ряженых и «одэ» — «песнь»; За этот вид театральных представлений ответственность несла ещё одна Муза, которую звали Талия. Маска в её руках выглядит жизнерадостнее, чем та, что держит Мельпомена. Предполагают, что этот жанр вырос из тех же мистерий, когда разыгрывалась та часть мифа о Дионисе, где он воскресал. Тогда народ уже скидывал козлиные шкуры и маски, и все предавались буйной радости и обильным возлияниям, восхваляя этого бога.

3. С атирова драма (иногда говорят «сатировская драма») или иначе «игривая трагедия» — средний жанр (между трагедией и комедией, но не путать с современной трагикомедией), ближе всего стоящий к изначальным народным праздникам в честь Диониса.

Театральные представления проходили несколько раз в год (обычно приурочивались к праздникам) и были большим общественным событием, которому придавался государственный статус. Посещать театр должен был каждый свободный гражданин полиса. Вход был платным, но для людей малоимущих государство выделяло субсидии (начиная с эпохи Перикла) – то есть оплачивало их «входные билеты» на спектакли.

Театральный «марафон» длился четыре дня подряд (в некоторых источниках, говорят о трёх днях), с самого утра до захода солнца, и имел форму состязания драматургов, пьесы которых оценивало жюри. В каждый из дней, на суд выносили пьесы одного из соревнующихся авторов.

Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии . Это было связано с эффектом ка́тарсиса , важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.

Именно это нравственное очищение души в результате страдания пережитого вместе с героем трагедии, в совокупности с испытываемым эстетическим потрясением, и называлось катарсисом .

Всё действо в театре было музыкальным , потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).

Важную роль в таком представлении играл хор , состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.

Интересно, что гражданским долгом было не только посещение театра (для «улучшения» каждого отдельного жителя полиса), но и непосредственное участие граждан в спектакле (и в качестве корифеев, и в составе хора, и как оркестранта, и, особенно, как члена жюри). Это было почётной обязанностью, которой гордились, и которую ещё надо было заслужить.

Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.

Места для зрителей размещались полукругом на уступах холма и назывались театро́ном (буквально «место для зрелищ» — отсюда произошло слово «театр»). Актеры выступали на площадке – орхе́стре («место для плясок») , находящейся внизу. Сценическую площадку замыкало небольшое помещение, служебное по своему предназначению – ске́ния («палатка»). Здесь хранились костюмы, были простейшие «гримерки», а позже на стену скении, выходящую к зрителям, стали вывешиваться декорации. Передняя часть этой стены и площадка перед ней назывались — проскений («место перед сценой»).

Актёрами в Древней Греции были только мужчины . Часто один актёр во время спектакля играл несколько ролей (в том числе и женские). Для максимально быстрого «перевоплощения» артистов была введена традиция использования масок . Актёр, в таком случае, изображал не конкретного человека, а представлял собой некий типаж, например царя, героя, бога, злодея, слугу, старуху, и т. п.

Кроме того, с помощью масок передавались эмоции: грусть, гнев, веселье, коварство и др. Каждому определённому характеру и настроению соответствовала «своя» маска.

Так, силу и здоровье изображал смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб маски должен был выражать весёлое настроение героя пьесы, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актёра.

Читайте также:  Как называется царская корона

Чтобы сгладить, а иногда и подчеркнуть, комический эффект от огромных непропорциональных масок надетых на головы актёров, нужно было «увеличить» оптически объём их тел. Для этого использовалась обувь на очень высокой платформе – коту́рны .

Расцвет греческого театра связан с именами выдающихся драматургов — трагиков Эсхи́ла, Софо́кла, Эврипи́да . Незаурядность этих авторов состояла в том, что они стремились не только воспроизвести сюжет известного мифа (мифология лежала в основе содержания каждой трагедии), а, главным образом, старались раскрыть сложный, зачастую противоречивый внутренний мир своих героев.

В трагедиях великих греческих драматургов перед нами предстают яркие личности с сильными характерами, способные на неординарные поступки. В основе пьес лежат конфликты и неразрешимые противоречия, которые герои не в силах преодолеть: неразделённая любовь, голос чести, повороты судьбы, воля богов, родовое проклятие, собственные, разрушающие душу и разум, страсти. Персонажи спектакля, по ходу сюжета, оказывались в ситуации, когда они должны были сделать сложный этический выбор (чаще всего между желаниями и долгом). Это «обнажало» все самые потаённые стороны их души, демонстрируя истинное «лицо» человека, его суть. Таковы, например, « Прометей» Эсхила, «Медея» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла .

Жанр комедии в период расцвета театра был связан с творчеством комедиографа Аристофа́на . В его комедиях (например, «Всадники», «Облака» ) царила атмосфера карнавала и безудержного, иногда весьма грубого, непристойного веселья. В своих пьесах он поднимал острополитические темы и высмеивал человеческие нравы.

Таким образом, в Древней Греции все виды искусства преследовали одну важнейшую цель — формирование Личности гражданина , они были призваны выполнять гражданственно-воспитательную функцию в общественной жизни Древней Эллады .

Итак, зародившийся в Древней Греции театр, стал образцом для развития европейской драматургии в последующие эпохи. Без этого уникального явления не появился бы такой музыкальный синтетический жанр, как опера, и все её последующие вариации, вплоть до мюзикла. Главные принципы этого греческого явления используются в драматургии и по сей день. Но, пожалуй, главное — то, что театр Древней Греции был тем местом, где воспитывались нравы, формировались представления о морали, создавались условия эстетического и этического воспитания лучших сторон личности.

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Источник

История античного театра

Античный театр и его история.

Зарождение первого театра, который сейчас принято называть античным, произошло в Древней Греции, а после и в Римской Империи. Расцвет греческого лицедейства пришелся на 5 век до нашей эры, а римского – на 3-2 века. Существовал он в таком виде более тысячи лет, до падения Рима в 5 ст. н. э.

Как зародился античный театр?

Театр в Греции «вырос» из празднований, посвященных богу Дионису. Изначально он отвечал за плодородие, природу, которая отдает человеку свои дары. Впоследствии, он стал олицетворять вино, виноделие, а за ним и поэзию, драматургию, театр.
Происходили такие праздники несколько раз в год и условно делились на две части. Торжественная из них стала называться трагедией, что дословно переводится, как «песнь козлам» – имеются ввиду сатиры, окружавшие почитаемого Диониса. Шутливая и веселая – комедией, что расшифровывается как «комос» — пьяная толпа с ряжеными, которая шествует по улицам города и «одэ» — песнь.
Официальным годом рождения театра считается 534 год до н.э., а первым автором трагедий – Феспид. Он впервые сделал выступление совсем другим, отделив от привычного хора одного человека – актера. Он исполнял роль ответчика, объекта второго плана на фоне группы певцов.

Римский античный театр тоже начинался с праздников, связанный со сбором урожая и плодородием. К концу 4-го столетия до нашей эры граждане этого государства многое переняли у греков, в том числе и некоторую манеру в театральных выступлениях. При этом драматургия римлян все-таки отличалась.
Веселые представления у них начинались с фесциннин – шутливых песенок, которыми на празднике развлекали зрителей два хора. Драмы пошли от сатуры – сценок бытового характера, придуман как ритуал для ублажения богов во время страшной болезни, поразившей Рим.
После того, как Римская Империя окончательно завоевала Грецию и соседствующую с ней регионы, влияние побежденной культуры стало поглощающим и оба вида театра превратились в единое целое, сохранив интересные особенности обоих культу.

Пик рассвета античного театра

С годами театр развивался, в создании и постановке пьес появлялись новые нюансы. Были придуманы декорации и их расписывание, маски, костюмы и другой инвентарь для участников трагедий и комедии. Актеры были только мужчинами, надевавшими маски различных полов, изображавших эмоции персонажей. Важным было красиво говорить, уметь держать интонацию и завораживать зрителя своим голосом и пением.
Лучший период греческого античного театра – времена, когда свои произведения создавали Софокл, Эврипид, Эсхил и пишущий комедии на фоне трагиков Аристофан. Рим, поглощенный в плане культуры греками, сохранял и приумножал их культурное наследие. Меценаты выделяли большие средства, для того, чтобы представления проходили более ярко и с успехом. Были и другие авторы того времени, однако до наших дней их произведения не дошли или сохранились малопонятные отрывки.

Суть театра древних греков и римлян

Античный театр так популярен до сегодняшнего дня, пронзителен и увлекателен потому, что он был максимально близок к народу своего времени. Он затрагивал все социальные явления, которые происходили, важные и болезненные проблемы, веселые эпизоды из жизни рядовых людей.
Сюжеты текстов древних авторов основывались на мифологической картине мира, они брали из нее персонажей, события, сюжетные линии. При этом, властью и религией того времени было вполне допустимо, чтобы богов или правителей играли люди, чтобы они взаимодействовали и проявляли разные черты своего характера. Это не возбранялось строгими табу, как в других древних культурах.
Такая обстановка помогла создать удивительный симбиоз яркого мифологического сюжета с приключениями, жизненными перипетиями героев и кознями богов, с простотой человеческого быта, его проблем, терзаний и фантазий. Авторы пытались создать пути решения социальных проблем, найти выход или осветит тот или иной порок всего общества.

Читайте также:  Как называется линии ограничивающие тепловые пояса

Окончание античного театра и его «жизнь в веках»

Закончилась история этого великого культурного явления в 5 веке н. э. вместе с развалом Римской Империи. В это время не только разрушилось давно трещавшее по швам государство, но и сама культура, даже быт того периода.
На первый план вышла религия совсем иного порядка, почитавшая не гармонию и совершенство тела и разума, а жестко пропагандирующая очищение духа от пороков и скверны. Христианство привнесло свои этапы культурного развития в общечеловеческую копилку.
После мрачного Средневековья, в культуре Возрождения, люди, особенно творческие, снова обратились к принципам античного мира – совершенству тела, ясности разума. Через несколько столетий произошла научная революция, которая еще больше поощрила эти мотивы. Пьесы Софокла, Эфрипида, других греческих и римских авторов нашли новые прочтения и новую популярность.
Теперь, когда жизнь рядового человека усложнилась технически, появились другие социальные проблемы общества, античный театр все еще популярен. Его интерпретирую, переделывают и ставят в оригинале во всех странах мира, где любят театр.

Источник

Как развлекались древние греки, или 10 малоизвестных фактов об Античном театре

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

И как бы забавно это не звучало, но о популярности и влиянии греческого театра можно судить по тому факту, что многие древнегреческие пьесы до сих пор ставятся и в современных театрах по всему миру, вызывая восторг у публики. А факты об этом великом и прекрасном месте и вовсе поражают воображение, производя неизгладимое впечатление. Ведь если так подумать, то греки были весьма изобретательны в архитектурных сооружениях.

1. Дионисия

Происхождение театра в Древней Греции можно проследить до Большого фестиваля в Афинах, известного как Дионисия. Этот праздник проводился в честь Диониса, греческого бога урожая винограда, вина и плодородия. Это был второй по значимости фестиваль в Древней Греции после Панатинаикоса, на котором проводились игры. Дионисия состояла из двух связанных фестивалей, сельского Дионисия и городского Дионисия. Сельская Дионисия проводилась зимой, и её центральным событием было помпейское шествие. Городская Дионисия проводилась в марте и апреле, скорее всего, чтобы отпраздновать окончание зимы и сбор урожая в этом году, где центральным событием стали драматические представления. Жанры трагедии, комедии и сатиры, как говорят, развились на этом фестивале. Таким образом, современный западный театр можно проследить до театра в Древней Греции.

2. Греческая трагедия оказала огромное влияние на западную цивилизацию

Трагедия — жанр, который сосредотачивается на человеческом страдании, был самой ценной театральной формой в Древней Греции. Первое исполнение трагедии в «Дионисии» приписывается драматургу и актёру Феспису. Говорят, что он получил в качестве приза козу. Слово «трагедия», что означает «козья песня» на классическом греческом языке, возможно, происходит от премии, которую получил Феспис из Икарии. Более того, слово thespian используется даже сегодня для обозначения театрального художника. Греческая трагедия оказала огромное влияние на театр Древнего Рима и Ренессанса в той мере, в какой она, как говорят, сыграла исторически важную роль в самоопределении западной цивилизации. Помимо трагедии, другими основными драматическими формами в греческом театре были комедия, спектакль, который столкнул две группы друг с другом в забавном конфликте; и сатира, пьеса, основанная на греческой мифологии, которая изобиловала притворным пьянством, наглой сексуальностью, шалостями, шутками и общим весельем.

3. Три пьесы фестиваля Дионисия

5 век до н. э. считается золотым веком греческой драмы. К этому времени пять дней фестиваля «Дионисия» были посвящены театрализованным представлениям. По меньшей мере три из этих дней были посвящены трагическим пьесам. Было соревнование между тремя драматургами, в котором каждый представил свой набор из трёх трагедий и одной пьесы сатиры в последующие дни. Большинство сохранившихся греческих трагедий были исполнены во времена Дионисия. Помимо трагедий, был также конкурс между пятью комическими писателями, которые представили по одной пьесе каждый. Хотя комедии имели второстепенное значение и не пользовались таким же высоким уважением, как трагедии, для многих было большой честью получить приз «За лучшую комедию в городе Дионисия».

4. Строение греческого театра

Греческие театральные здания имели три основных элемента: орхестра, скена и театрон. Орхестра была центральным местом в театре, где должна была состояться настоящая пьеса. Обычно оно было прямоугольной или круглой формы. Скена была зданием, расположенным сразу за орхестрой. Она использовалась как закулисная сцена, где актёры меняли свои греческие театральные костюмы и маски. В то время как скена изначально была временным сооружением вроде палатки или хижины, позже она стала постоянным сооружением из камня. Во многих случаях скена была нарисована и служила фоном для пьесы. Theatron, что означает «место для просмотра», относится к зоне отдыха, откуда зрители смотрели пьесу. Кроме того, оркестр обычно располагался на плоской террасе у подножия холма, так что склон создавал естественный театр.

Читайте также:  Как называется число которое стоит над дробной чертой

5. Театральные маски

Драматические маски, которые теперь стали символизировать театр, возникли в Древней Греции. Две маски вместе представляют комедию и трагедию, два основных жанра греческого театра. Маска комедии известна как Талия, муза комедии в греческой мифологии, в то время как маска трагедии известна как Мельпомена, муза трагедии. Греческие театральные маски используются с шестого века до нашей эры. Маски были одной из характерных черт классического греческого театра и на то была весомая причина. Большие маски помогали преувеличить эмоции актёров и их черты лица. В театрах, где собирались тысячи людей, это было необходимо. Актёры носили тёмные маски для трагедий и яркие маски во время комедий. Маски были сделаны из органических материалов, благодаря которым не сохранилось никаких физических свидетельств греческих театральных масок. Маски предназначались как для актёров, так и для хора. Поскольку хор представлял один и тот же персонаж, все они носили одну и ту же маску.

6. Женщинам было запрещено играть в древнегреческом театре

В первые годы греческие трагедии имели только одного актёра. Этот актёр носил костюм и маску, изображая богов. Это, пожалуй, самая тесная связь между пьесами и религиозными ритуалами, из которых они возникли. Феспис в 520 году до н. э. создал концепцию хора, где актёр говорил с лидером хора, а хор только пел и танцевал, не говоря ни слова. Затем актёр начинал менять костюмы в скене, что позволило разделить пьесу на различные эпизоды. Через несколько лет число актёров, допущенных в спектакль, было увеличено до трёх. Только к V веку до нашей эры в пьесу было допущено ещё больше актёров. Все роли в греческих театральных пьесах исполняли мужчины. Женщины не играли в древнегреческих пьесах, и до сих пор спорят о том, приходили ли они вообще смотреть пьесы.

7. Хор был неотъемлемой частью древнегреческого театра

Хор был уникальной особенностью греческих театральных пьес, и в первые годы он был неотъемлемой частью пьесы. У членов хора были показные костюмы, предназначенные для привлечения внимания. Хор мог представлять почти всё: от гигантских пчёл до рыцарей и кухонной утвари. Однако он часто играл групповой характер. Он мог бы также представить комментарии, резюме и информацию, которая не является частью диалога. В некоторых случаях члены хора даже озвучивали тайные мысли и страхи персонажей. Хор либо говорил в унисон, либо пел. Это был важный приём, используемый, когда на сцене греческого театра было всего от одного до трёх актёров. Однако к V веку до н. э. значение хора стало снижаться, и он больше не был неотъемлемой частью главной драмы.

8. Нет смерти и насилию на сцене

Греческие трагедии часто имели дело с моральными вопросами и трагическими дилеммами без выигрыша. А их сюжеты почти всегда вдохновлялись греческой мифологией, которая была частью религии. В греческой трагедии были некоторые особенности. Например, существовали определённые ограничения, когда речь заходила о изображении смерти и насилия. Насилие на сцене было полностью запрещено. Более того, персонаж всегда умирал за сценой в скене, и только его голос можно было услышать. А всё потому, что убийство на глазах у зрителей считалось неуместным. Кроме того, в первые годы поэтам было запрещено использовать свои пьесы для высказываний о политике того времени. Однако со временем театр стал использоваться для озвучивания идей и проблем демократической, политической и культурной жизни Древней Греции. Драматурги часто использовали мифы как метафору, чтобы вызвать беспокойство о настоящем.

9. Греческая комедия состоит из 4-х частей

Древнегреческая комедия была разделена на четыре части. Первая часть называлась «парадос», в которой хор, состоявший из двадцати четырёх исполнителей, пел и танцевал. Вторая часть была известна как «агон». Обычно это была словесная дуэль между главными действующими лицами. Сцены менялись быстро, сюжет часто имел фантастические элементы и был простор для импровизации. В третьей части, в parabasis, хор выступал перед аудиторией. Заключительной частью спектакля был «исход», где хор обычно давал зажигательное исполнение песен и танцев. Будучи менее формальными по своей природе, комические пьесы в Древней Греции позволяли поэтам комментировать текущие события в сатирической манере.

10. Отцы греческой трагедии и комедии

Эсхил, Софокл и Еврипид — три самых известных древнегреческих трагика, значительное число пьес которых сохранилось до наших дней. Эсхил сегодня известен как «отец трагедии». Именно с его произведений началось познание жанра трагедии. Более того, он — первый известный драматург, представивший пьесы в виде трилогии. Софокл считается самым знаменитым драматургом своего времени, а его пьеса «Царь Эдип» многими учёными оценивается как шедевр древнегреческой трагедии. Еврипид, считавшийся «самым трагическим из поэтов», стал самым популярным из трёх, благодаря которым сохранилось больше его пьес, чем творений Эсхила и Софокла вместе взятых. Комедия в Древней Греции делится на три периода: старая комедия, средняя комедия и новая комедия. В то время как средняя комедия в основном потеряна, Аристофан и Менандр — самые известные представители старой и новой комедии соответственно. Сохранилось одиннадцать пьес Аристофана, именно поэтому, его часто называют «отцом комедии».

Читайте также о том, какие две древнейшие гробницы были открыты в Луксоре для посетителей со всех уголков планеты.

По материалам сайтов factfile.org и learnodo-newtonic.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Adblock
detector