Меню

Арабское пение как называется

Классическая арабская музыка.

Базовые ритмы в арабской музыке

Средне-восточную музыку можно разделить на: арабскую, турецкую и персидскую.

В свою очередь в каждом из этих направлений можно выделить следующие категории: классическая музыка, народная музыка, современная музыка и поп-музыка.

Классическая арабская музыка.

Cуществует особая группа арабской музыки, которая в современном арабском мире считается классической. По-арабски эта музыка называется «тараб». К этой категории относится «золотой фонд» арабской песенной культуры – Ум Кальсум, Фейруз, Варда, Абдель Вахаб, Абдель Халим и др. Тараб- это музыкальная композиция со сложным пением и сложными ритмами. Вообще, музыка этой категории отличается тем, что под нее обычно не танцуют, ее слушают. Классическая музыка — главным образом, это музыка с таким уровнем музыкальности и замысловатости, которая может звучать в унисон с душой истинного любителя музыки. Эти песни, обычно открываемые лирической инструментальной увертюрой, перетекали в вокальную секцию, далее чередовались дополнительные инструментальные и вокальные секции. Вот некоторые из многих песен, которые сделали Ум Кальсум известной: ‘Inte Omri’, ‘Ana Fi Inte Zahark’, ‘Alf Leila Wa Leila’, ‘Leilet Hob’, ‘Lissah Faker’ и ‘Huwwa Sahih el-Hawa Ghallab’. Ее песни, сопровождаемые оркестрами, были длиной более часа.

Самая известная арабская классическая музыка — вероятно, песня ‘Lamma Bada Yata Thanna’

К категории «тараб» можно отнеси, с небольшой натяжкой, еще двух исполнителей – Мажду Руми и Казема Сахера , песни которых выделяют еще и тем, что исполняются на классическом арабском языке, а не диалекте.

Часто составными частями «тараб» являются «маваль» и «такасим».

Маваль

«маваль» – сольное исполнение партии без ритма, где певец произвольно растягивает мелодию, это скорее поэзия, чем музыка.Более того, при исполнении маваль до музыки дело может и не дойти вовсе… Выглядит это примерно так: певец в форме речитатива рассказывает о своих чувствах, причем так, что это трогает и завораживает слушателей. В определенный момент может раздаться музыка (а может и не раздаться). Но если уж музыка раздалась, то это моментально заводит аудиторию, которая начинает неистово танцевать (или же в такой момент на сцене может появиться танцовщица, к которой будет приковано внимание разогретой глубоким сопереживанием аудитории). Популярной исполнительницей маваль является Асы Аль Халляни.

Такасим

«такасим» – от арабского слова «тасим», что в переводе означает игру на музыкальном инструменте. Для таксима характерно солирование одного инструмента. Различают таксимы в которых соло партии исполняют струнные инструменты (уд, рабаб, скрипки, альт, контрабас), духовые таксимы (флейты, мизмары, саксофон), ударные таксимы (бубны, барабаны). Выделяются следующие таксимы: самый частый таксим -одно соло, и смешанное соло – когда к соло в качестве аккомпанирующего добавляется еще один или два инструмента. Один музыкант исполняет партию соло, другой – аккомпанемент. Для таксимов в арабской музыке используются множество разных ритмов. Короткий таксим – на 8 тактов. Он зацикленный: верхняя часть соло разнообразна, а ритм постоянный. Следующий ритм – длинный, на 11 тактов. Еще один длинный таксим – на 17 тактов. По сути, он идет на 16 тактов – две восьмерки, но последний такт удлиняется.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Музыка ислама

Что такое исламская музыка и как она используется в богослужениях

Читайте также:  Как правильно называется характеристика

Одна из главных особенностей музыки Востока — многовековое сосуще­ство­вание множества очень разных, несхожих между собой этнорегиональ­ных му­зыкальных традиций. Их стилистическое разнообразие заметно даже внутри объединенных исла­мом культур. Но есть и общее для всего ислам­ского мира в понимании музыки. В пер­вую очередь оно связано с мифом о гре­ховности музыки и, соот­ветственно, неза­кон­ности музыкального творчества. Мнение о запрете на пе­ние, игру на музы­кальных инструментах и на само их слуша­ние оди­наково распро­странено на бытовом уровне среди мусуль­ман Ближ­него Востока и в Центральной Азии, Африке, Индии, Рос­сии, Китае. Уче­ные тысячелетия спорят об этом, приводя доводы из священ­ной книги мусуль­ман, Корана, и хадисов — преданий о словах и поступках про­рока Мухаммада. Наи­более объектив­ные авторы сходятся в том, что, во‑первых, в Коране нет прямых указаний на запрет­ность музыкаль­ного твор­чества, а , музицирование действительно может быть осу­ждаемо — но только в ситуа­циях, когда оно способ­ствует духовному растлению челове­ка — так же, как разврат, алкоголизм и тому подобное.

Самый уважаемый голос в этой полемике — один из крупнейших мысли­те­лей ислама Абу Хамид Мухаммад ал-Газали (ок. 1058 — 1111). Мусульмане называют его «Худжжат ал-ислам», буквально «Довод ислама»: такой титул дают самым автори­тетным исламским богословам. Обобщая взгляды единомышленников пред­шествую­щих веков, ал-Газали обосновал невоз­мож­ность запрета музы­ки как таковой и безусловную зависимость ее воз­дей­ствия от нрав­ствен­ного состоя­ния самого человека: «…выно­сить сужде­ние о сама‘ Буквально — „слы­ша­ние, слушание“. нужно, исходя из сердца, поскольку оно не привно­сит в сердце ничего, чего бы там не было, но приводит в движение то, что там уже есть».

Понятие сама‘, используемое в исламе для обозначения явлений музыки, не экви­валентно современному европей­скому понятию «музыка»; кстати, и гре­ческое понятие «мусика» долго существо­вало в комплексе математи­че­ских наук. Сама‘ может быть слушанием пения, игры на музыкальных инстру ментах, распева стихов, а также может обозначать молит­венный ритуал суфиев с использованием музыкальных инструментов. Только с конца XVIII века понятие музыки начинает использоваться мусуль­манами соответ­ственно его европейскому значению.

И хотя музыку в этом, европейском, пони­мании в мечети услышать нельзя, она тем не менее остается естественным элементом богослужения. Более того, звуковая красо­та усиливает воздействие священного Слова на верую­щих. Она обнаруживается в звуковой форме всех — нормативных и ненорма­тивных — ритуалов: в призыве к молитве — азане; стержневом акте богослу­жения в исламе — чтении Корана; в ритуалах поминания Аллаха, суфийских радениях, в песнопениях религиозного содержания.

Эти формы, с одной стороны, отражают особенности традицион­ной локаль­ной музыкальной культуры (в контексте чтения Корана — прежде всего культуры арабов), с другой — отвечают важнейшим принци­пам, обозначен­ным еще пророком Мухам­мадом в его знаменитом хадисе: «Аллах красив, и Он любит красоту». Ниже мы рас­скажем о богослужебных ритуалах, в кото­рых исполь­зуются те или иные формы музыки.

Азан (с араб. «объявление, приглаше­ние») — это призыв к главному богослу­жеб­ному акту мусульман — молитве — и одно­временно открытое провозгла­шение веры. Согласно традиции, азан произносится с минарета специальным чтецом — муэдзином — перед ежедневным пятикрат­ным намазом (молит­вой). Для немусульман это самый заметный звуковой символ ислама. Отличия азана от других сигнальных форм приглашения на молитву (звуки трубы, гонга или ко­локо­ла) в том, что здесь исполь­зуется Слово — важней­ший элемент ислам­ского ритуала. Центр текста — шахада, базовое для этой ре­ли­гии свиде­тель­ство: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его».

الله أكبر الله أكبر
Аллах велик! (4 раза)
أشهد أن لا اله إلا الله
Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! (2 раза)
أشهد أن محمدا رسول الله
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! (2 раза)
حي على الصلاة
Идите на молитву! (2 раза)
حي على الفلاح
Ищите спасения! (2 раза)
الصلاة خير من النوم
Молитва лучше сна! (2 раза — в призыве к утренней молитве)
الله أكبر الله أكبر
Аллах велик! (2 раза)
لا إله إلا الله
Нет Бога, кроме Аллаха!

Мастерское исполнение азана превращает его в своего рода звуковую компо­зицию, где про­являются важнейшие характеристики музы­ки мусульманского Востока — импровиза­цион­ность и орнаменталь­ность.

Читайте также:  Как называется спорт на внедорожниках

Азан в исполнении одного из самых знаменитых представителей египетской школы Абдул-Басита Абдус-Самада (1927–1988)

У опытного исполнителя азан может звучать каждый раз (при точ­ном сохране­нии текста) благодаря использованию раз­ных музыкальных средств, в частности так называемых макамов Макам — здесь ладово-интонационная струк­тура (например, макам хиджаз, макам ниха­вент, макам хюззам, макам раст и другие), но макам также — обозначение музыкальной компо­зиции. , исполь­зуемых и в ре­ци­тации, то есть чтении, Корана.

Мехмет Эрарабаджи исполняет азан в макаме хиджаз в финале конкурса по чтению азана в Турции

Чтение Корана

Чтение Корана — важнейший ритуал в исла­ме. «Украшайте Коран своими го­лоса­ми», — гласит один из популярных хадисов. В са­мой же священной книге сказано: «…и читай Коран чтением стройным» (сура 73, аят 4). Главный кри­терий в этом искусстве — безукоризненное, чистое произнесение священного Слова и звуковое совершенство.

Существует множество стилей рецитации Корана, определяемых как принад­лежностью чтеца той или иной школе или влиянием локальных музыкальных традиций, так и зада­чами чтения. Например, в домашних условиях и при обу­чении текст произносится просто, с минимальным распевом, посколь­ку все внимание здесь уделяется верному про­изнесе­нию самого Слова. Чтение же профес­сиональных чтецов (кари) и тех, кто знает весь Коран наизусть (хафи­зов), перед слуша­тельской аудиторией может превра­щаться в выступле­ние, подобное концерт­ному — и по эмоциональности, и по уровню музы­каль­ного мастерства чтеца.

Чтение Корана, сура «Нур» («Свет»), в макаме раст одним из наиболее автори­тет­ных чтецов Египта Мустафой Исмаилом (1905–1978)

В рецитации Корана сфокусированы многие сущностные характеристики зву­кового искусства ислама: это устная традиция, где исполнитель каждый раз становится автором новой музыкальной композиции. Доскональ­ное знание правил произ­несения текста (включая соблюдение пауз — важнейшего эле­мен­та рецита­ции) сочетается здесь с блестящей вокальной техникой и импро­виза­торским мастерством. В примерах чте­ния признанными кари всегда обнару­жи­ваются точное ощущение мастером ауди­тории и контакт со слушате­лями, кото­рые чутко реагируют на искусное произнесение текста и исполнение макама.

В ХХ веке на территории исламского мира и за его пределами распростра­нилась практика проведения конкурсов по чтению Корана, в том числе особые сорев­нования для жен­щин, а также для детей и подростков. Демонстрируя блестя­щее знание священного текста, такие юные чтецы подтверждают преем­ствен­ность уст­ных музыкаль­ных традиций на Востоке.

Читайте также:  Как называется миграция птиц

Юный кари из Ирана Хуссейн Неджад исполняет суру «» («Утро»)

Зикр (с араб. «поминание») — это ритуал поминания Бога, основанный на по­вторе отдельных слов, например «Аллах», или фраз: среди наиболее часто зву­чащих — первая половина шахады «Ля иляха илляЛлах» («Нет Бога, кроме Аллаха»).

Хотя зикр присутствует и в рядовом богослу­жении, сегодня он больше изве­стен как эле­мент суфийских ритуалов. В практике разных суфий­ских орденов зикр может отли­чаться по формам. В первую очередь он де­лится на «тихий» (произ­носи­мый мысленно) и «громкий». У «громких» зикров может быть множество форм: исполнение унисоном голосов в сопровождении инстру­мен­тов (чаще всего ударных) или без них; сольный распев суфий­ских стихов, про­изно­симый сидя или в движении, превращаю­щемся в ряде случаев в бесконеч­ный танец. Самое важное здесь — ритм постоянного повтора слов и фраз-формул. Неред­кий эффект таких зикров — погружение участников в состоя­ние экстатического возбуждения.

Зикр братства пира Фаруки в Турции
Женский зикр в Дагестане

Сама‘ не только понятие музыкального в ши­роком смысле, но и особое радение суфиев, включающее пение, игру на музы­кальных инструментах, иногда та­нец — ракс. Не все суфий­ские братства используют сама‘ в своей практике: наиболее широкую популярность получили радения турецкого ордена мевле­ви, известного также как орден «кружащихся дервишей». Введение в практи­ку музыки и танца связано с учением вели­кого мистика и поэта XIII века Джала­ла ад-Дина Руми, который называл сама‘ «пищей души». Цель сама‘ — с помощью звуков музыки и беско­нечного кружения сосредо­точиться на мысли о Боге. В этом действе, строящемся согласно строгим правилам, могут использо­ваться струнные или удар­ные инструменты, голос, но прежде всего флейта — най, своего рода звуковой символ суфийского миропонима­ния: «Послушай эту сви­рель, как она пла­чет… / Всякий, кто вдали остался от корня своего, / вновь ищет время соединения…» (Джалал ад-Дин Руми, «Месневи»).

Сама‘ турецкого ордена мевлеви

Каввали

Каввали — еще одна суфийская музыкальная традиция, находящая все больше поклонни­ков в современном мире. Ее родина — Индия, а основатель — выдаю­щийся поэт и музы­кант Амир Хосров Дехлеви (1253–1325), принадлежав­ший к суфийскому ордену чиштийя. Стихи Амира Хосрова до сих пор служат одной из текстовых основ музыки каввали. Выступления исполнителей каввали тра­ди­­ционно про­водились у могил суфий­ских святых, сегодня же их можно услы­­шать на концер­тах. Одна из характе­ристик этой религиозной по своему содер­жа­нию музы­ки — экстатические ритмы, акцентируемые ударными инстру­мен­тами или хлопками в ладоши. Мелодическую основу обычно обеспе­чивают один или два инструмента — гармониумы, а в центре — ведущий певец с двумя или тремя допол­няющими исполни­телями, которые создают мелоди­ческие контрапункты Контрапункт (от лат. точка против точки) — здесь: сочетание двух и более мелодий в раз­ных голосах. .

На протяжении многих лет одним из глав­ных исполнителей каввали был Нусрат Фатех Али Хан (1948–1997), чье искусство покорило слушателей как Востока, так и Запада.

Фрагмент концерта Нусрата Фатеха Али Хана и его ансамбля в Йокогаме. 1992 год

Источник