Меню

Армия на руси как называлась

Структура древнерусского войска.

Дружина.

Основу древнерусского войска составляла княжеская дружина. Формирование ее у Восточных славян началось в VI-VIII вв. с распадом родоплеменной структуры и усилением власти князей.

Княжеская дружина представляла собой особое привилегированное сословие профессиональных военных. Однако кроме собственно военных обязанностей дружинники часто выступали в качестве советников князя, дипломатов и посадников. На раннем этапе формирования Руси князь не возвышался над дружиной, а считался лишь первым среди равных. Численность княжеской дружины по мнению разных историков составляла 300-1000 воинов, но с развитием государства их количество увеличивалось.

Дружина делилась на старшую и младшую, хотя такие историки как С. Соловьев, С. Платонов, И. Данилевский выделяли еще и среднюю дружину.

Старшая дружина состояла из мужей, бояр или гридней и была главной ударной силой княжеского войска. Из старших дружинников также выбирались воеводы, которые управляли всей дружиной или ее отдельными отрядами. Уже к XI веку старшая дружина из чисто военной структуры начинает превращаться в государственный аппарат, при помощи которого князь управлял своим государством. А сами дружинники, бояре формируют феодальную знать, олицетворяя княжескую власть на местах.

Младшая дружина или отроки формировалась из сыновей феодальной знати, в нее также могли вступать воины из народа. Младшая дружина была чем-то вроде личной гвардии или охраны князя. Отроки везде сопровождали его, выполняли различные поручение и постоянно проживали при княжеском дворе. В XII веке из младших дружинников формируется новое сословие — дворянство, на которое князья стали опираться в борьбе с усиливающимся влиянием боярства.

Ополчение.

Кроме княжеской дружины, в состав древнерусского войска входило народное ополчение, так называемая посоха или вои. Ополчение не являлось постоянным воинским соединением, а собиралось лишь по мере необходимости, для крупных военных походов или для отражения вражеской атаки.

Термин «посоха» произошел от принципа формирования ополчения. Так по приказу князя, от каждой сохи, то есть от каждого хозяйства необходимо было выставить по одному воину.

Ополченцы не являлись профессиональными воинами и в отличии от тяжеловооруженных и конных дружинников, сражались только в пешем строю и практически не имели доспехов. Вооружение у ополченцев также было разношерстным, чаще всего они были вооружены копьями, секирами или палицами.

Наемники.

Довольно часто русские князья для ведения боевых действий прибегали к услугам наемников. Первыми из известных воинов наемников были варяги. При князьях Олеге Вещем (879-912 гг) и Игоре Старом (912-945 гг) варяги и вовсе составляли основу княжеского войска. Важную роль они также играли во время правления Святослава Игоревича (945-972 гг), так варяг Свенельд был главным воеводой и советником князя. Использовали варягов и князья Владимир Великий (978-1015гг) и Ярослав Мудрый (1010-1034 гг). Однако уже Владимир Святославич стал постепенно избавляться от варяжского элемента, заменяя их русскими дружинниками. Так в 986 году он по просьбе византийского императора Василия II, отправил ему на помощь 6-тысячный отряд варягов для борьбы с восставшим полководцем Фокой Вардой и просил не отсылать их обратно.

Начиная с XII века русские князья в междоусобных войнах прибегали к помощи половцев, поляков, венгров. Так киевский князь Изяслав Ярославич, дважды изгоняемый киевлянами, возвращал себе престол в 1068 и 1076 годах при помощи польского войска.

Приграничные народы.

В конце XI века с разрешения киевского князя в Поросье, на границе Руси со степью селятся теснимые половцами тюркские народы: черные клобуки, торки и берендеи. За право проживать на территории Руси эти народы были обязаны нести воинскую повинность. Так они исполняли роль пограничных войск, защищая Русь от набегов степных кочевников, тех же половцев.

Источник

Армии Древней Руси в XI-XII веке

В последнее время историки сменили мнение о численности армий в средние века кардинальным образом. Можете ли представить, чтобы целые города (Великий Новгород, Киев) захватывались супер гигантским войском количеством в … 300-500 человек? Подробности о столь масштабных сражениях и методах подсчёта армии читайте в статье.

Как менялось мнение о численности армий

Точка зрения на количество воинов в рядах средневековой дружины сильно менялась в ходе развития науки. Разберём смену мнений на примере Куликовской битвы (1380 год):

1. Карамзин, Соловьёв, Татищев в XVIII-XIX собирали в основном массив источников и не занимались их критикой. Поэтому в работах можно встретить цифру, что на Куликовом поле было 150000 русских и 600000 татар. Но эти числа не просто большие, они для того времени фантастические. Ведь даже Наполеон не мог собрать больше 600 тысяч солдат, хотя это была уже совсем другая эпоха: больше население, мощнее экономика.

Читайте также:  Больница для неизлечимо больных как называется

2. Критически и системно стали подходить к этому вопросу в середине XX века. В это время Анатолий Николаевич Кирпичников (археолог) высчитал, что на Куликовом поле чисто физически не могло поместиться больше 30000, так как это место тогда было небольшим, оно было сильно сжато с двух сторон лесом и оврагами. В это же время раскапывается огромное количество древних городов, после чего стало очевидно, что население было крайне малочисленным и разряженным.

3. Последние исследования показывают, что численность армий средневековой Руси периода феодальной раздробленности не была выше 10 тысяч человек всего. Это сумма всего боеспособного населения со всей Руси. А если же взять междоусобные войны, то войско вообще сокращается до 500-1500 человек с одной стороны. На Куликовом поле по самым оптимистичным прогнозам не могло собраться больше 10000 воинов (вместе с союзниками).

Источники информации

В отличие от Европы у нас нет документации по комплектации и армии (именно документов, а не летописей!), так как мы, во-первых, отставали по развитию, а во-вторых, частые пожары систематически уничтожали все бумаги.

При исследовании вопроса можно использовать 3 источника:

· летописи (из них узнаём, какие князья и города участвовали в бою);

· численность населения, а также количество и размер городов;

· археологические данные с поля боя.

Нарративные источники

Из них можно брать только состав войска, а не его численность. Летописец не интересовался ни количеством дружины, ни точным ходом боя, поскольку не воспринимал свой труд в качестве исторического источника. Для него летопись – прежде всего религиозный текст, где ценность точной информации стремится к нулю.

Из нарративных источников можно узнать, какие коалиции, города и княжеские дружины присутствовали на поле боя, а также место сражения. И уже потом, используя эти данные, посчитать примерное количество войска.

Численность населения

Средневековая Русь – это примитивное аграрное хозяйство, поэтому мобилизационный потенциал не может быть выше 1%. При этом в расчёт идут только города, так как деревня того времени – это 3-5 дворов, с населением 15-20 человек (с большим расстоянием между посёлками).

Численность населения в городе можно примерно высчитать исходя из площади, а точнее по размерам и числу жилых построек (домов). При исследовании средневекового жилья и города становится ясно, что на гектар может максимум приходиться 200 человек. Но скорее всего, плотность населения была куда меньше – около 100 человек на гектар.

Если свести все цифры, то открывается грустная и даже шокирующая правда:

Источник

РЫКАРИ — РУССКИЕ СУПЕРВОИНЫ

Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.
У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это — подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом — на положении “прирученных зверей”.
От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная “мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.
Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно — и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.

У славян были свои «берсерки» — рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что «Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью. » (Иордан, древний историк, VI век).

Читайте также:  Как называются леса северной америки

Рыкарь — это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин».Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни — служение своему роду. Исторические источники говорят о том, что один рыкарь был способен разогнать 10-20 воинов, а два рыкаря обращали в бегство сотню вооруженных человек.
Триста рыкарей города Аркона – стражи храма Световита, наводили ужас на всё не славянское побережье Балтики. Такими же воинами был славен и храм Радогоста в городе Ретра. Существовало даже целое славянское племя рыкарей — лютичи (от слова «лютый»), все воины которого сражались в волчьих шкурах.

Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.

Волхвы Нити Покона хранят многие секреты древнего боевого мастерства Дружины Велеса, которая является Стражем внутреннего Духовного пространства Руси. Ратники и Витязи Дружины владеют навыками рукопашного боя (действия с оружием и без него, нанесение ударов руками, ногами и т.п.), который носит название «Велесово ратание».

Вот что пишет о Велесовом ратании Андрей Митрофанский в опубликованной статье (Митрофанский А. Стража Велеса. Воинские искусства.// Журнал «Ведическая культура». Март 2006. №9.):

«…ВЕЛЕСОВО РАТАНИЕ — древнеславянская система подготовки Ратников дружины Велеса. Дружина Велеса всегда была малочисленна, и во все времена складывали удивительные легенды о подвигах и мужестве ее Ратников.
В системе подготовки воинов использовались мало известные и уникальные техники, которые позволяли, используя все умение ратников противостоять малым числом многочисленным ворогам. В эти методики входили такие знания как: построение стенки ратников, навыки передвижения по ночному лесу и топям в сцепке. Умение противостоять в рукопашной схватке нескольким противникам, молниеносно перевоплощаясь в лики Велеса, проявленные в этом мире: Медведь, Ворон, Тур и Волос. Все это вместе взятое позволяло Страже Велеса выходить победителями из казалось бы безнадежных сражений, отстаивая Честь и сохраняя Культуру, чистоту и независимость своего Народа. Именно Стража Велеса несла на себе основную нагрузку по защите Капищ и Святилищ.
По сей день, Волхвами хранятся эти тайные методики тренировок и уникальные способы подготовки ратников. Методики в первую очередь направлены на раскрытие Мужского Духа — Духа Воина в мужчинах. Дух Воина принадлежит мужчинам по праву рождения, как защитника Рода, просто когда-то дорога к нему была закрыта.
Велесово Ратание это традиция передаваемая от Сердца к Сердцу, свято хранимая стражниками…»

К сказанному можно добавить, что славянские воины в Дружине Велеса проходят два этапа становления своего Духа.
Первый этап — слепая (звериная) ярость — уровень Ратника, подразумевает раскрытие своего Ярла (ярого сердца) с целью сметания любого препятствия со своего пути, будь то враг или какая-либо другая напасть.
Второй этап — благородная ярость — уровень Витязя, подразумевает подчинение своей ярости холодному рассудку (Челу).

Кроме того воины Дружины Велеса владеют навыками Велесовой боротьбы — обрядовой борьбы, которую они показывают на славянских праздниках — на Масленнице, Яриле, Купале, Коляде и т.д.

Рыкарь имел мало общего с пресловутым германским берсерком. «Берсерк» — слово не славянское, у славян были свои «берсерки» — рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что «Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью. » (Иордан, древний историк, VI век).

Сражались рыкари обнажёнными или в одних звериных шкурах, без кольчуг и щитов (они им попросту мешали!). В бой они всегда бросались первыми, с боевым кличем «Ярь!» устремляясь вперёд. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего — пополам, а конного — до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей. И ни сталь, ни огонь не могли с ними ничего поделать.

Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.

Читайте также:  Как называется желтая краска на палитре

В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.

Есть любопытные факты:

1 – В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.

2 — Русский воевода Евпатий Коловрат спешил с 1500 отрядом на помощь Рязани, осажденной Батыем… Не успел… Оглядев пепелище, он принял решение вступить в бой со вражеским арьергардом и разгромил его на голову. Когда Батыю донесли о нападении,он послал воинов (тумен) закрыть вопрос. Русские устояли. Батый послал второй тумен. Русские опять устояли. Пораженный доблестью витязей,он предложил им деньги и должности. Они ответили: «Нет». — «Чего же вы хотите?» — спросил Батый. «Мы хотим умереть», — ответила дружина Коловрата.
После такого ответа Батый вынужден был остановить войско (неслыханный момент в истории ведения войны), перестроить его из походного порядка в боевой и двинуть всю свою мощь на горстку русских.
Совершенно ясно только одно, что простой человек не мог сделать подобное, какой бы яростью он не обладал, есть предел человеческих сил (физических).

Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность.

Источник