Меню

Армянская шапка как называется

Армянская национальная одежда: мужской костюм

Армянская народная одежда, пройдя многовековой путь развития, уже в начале XIX века была устойчивым комплексом. Фрагментарный материал о древней армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историографов, средневековые миниатюры, архитектурные и надгробные памятники и прочие источники.

Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса — восточноармянский и западноармянский.

Основу нательной мужской одежды армян Восточной Армении составляли нижняя рубаха и штаны. Их шили из домотканого холста (в начале XX века — из покупной фабричной белой бязи) дома сами женщины, сначала вручную, а с конца XIX века на машинке. На смену им пришло фабричное городское белье. Наиболее распространенной была традиционная туникообразная мужская рубаха — šapik — из двух полотнищ. В конце XIX – начале XX века в ряде регионов (Вайоц-Дзор, Тавуш и др.) носили рубаху более древнего типа, скроенную из одного полотнища ткани с перекидным плечом и прямой проймой. Мужские нательные штаны — vartik (также votašor, t’umban, p’oxan ) отличались от женских тем, что не имели внизу у щиколотки накладной декоративной каймы; штанины их заправляли в вязанные носки и обмотки. Примечательной деталью нательных, а также и верхних штанов был очкур (пояс, опояска, стягивающая штаны, шаровары) — xo ĵ an . Его вязали либо сплетали из хлопчатобумажных или шерстяных ниток в виде шнура с разноцветными кисточками на концах. Хонджан продевали через вздержку, концы его вместе с кисточками после завязывания штанов свешивались вниз. В конце XIX – начале XX века шапик и вартик традиционного покроя носили в Армении мужчины всех возрастов, начиная с маленьких мальчиков и кончая стариками. Нательная одежда устойчиво сохранялась в быту армян вплоть до середины прошлого столетия. Даже в 30-е годы она полностью не вытеснилась покупным фабричным бельем.

Поверх нательных штанов надевали шаровары — šalvar. Их шили из домотканой грубошерстной ткани, окрашенной в черный, реже — темно-синий или коричневый цвета из той же ткани, что и č‘uxa . По покрою они сходны с нательными штанами и на поясе также держались за счет хонджана . В начале XX века на смену традиционным грубошерстным шароварам постепенно начали входить в употребление брюки с застежкой на пуговицах, а также брюки европейского образца (прямые и брюки-галифе), носимые вместе в кожаным ремнем.

Основу верхней плечевой одежды в Восточной Армении составляли arxaluł и č‘uxa. Одежда типа архалух имеет у армян многовековую традицию, о чем свидетельствуют изображения на надгробных плитах и в средневековых миниатюрах.

В XIX – начале XX века архалух в Восточной Армении был распространен повсеместно: его носило все мужское население. начиная с мальчиков 10–12 лет. Шили архалух из покупных тканей (сатина, ластика, ситца, шали) черного, синего, коричневого тонов, на подкладке. По крою это — распашная одежда до колен с цельнокроенными передними полочками и отрезной приталенной спинкой, которая в талии собиралась в сборку либо пришивалась из нескольких клиньев. Простроченный вместе с подкладкой сверху донизу рядом вертикальных швов, архалух от воротника до талии застегивался встык на ряд крючков. Украшением его служила тесьма-галун в тон основной материи, которой обшивали воротник, разрез груди, края подола и рукавов. В состоятельных семьях, как, например, в купеческой среде Еревана, наряду с тесьмой использовали шелковый шнур.

Способом застежки отличался двубортный — došov arxaluł, глубокий запах которого на левой стороне груди застегивался на пуговицы, а нередко симметрично пришитый ряд пуговиц справа создавал впечатление двубортной одежды. Ареал его распространения был довольно ограничен: он считался дорогостоящей одеждой, которую, как правило, носила молодежь и мужчины среднего возраста.

Архалух обычно опоясывали серебряным поясом, реже ремнем или же кожаным поясом с накладными серебряными пуговицами.

В конце XIX – начале XX века в связи со значительными социально-экономическими изменениями в жизни сельского общества, а также под влиянием городской моды изменениям подвергся и мужской костюм армян. Архалух постепенно начал вытеснятся блузой, а затем пиджаком. Молодежь, побывавшая в городе на заработках, учебе и по другим поводам, предпочитала на городской манер носить блузу с пиджаком, что получило довольно широкое распространение уже в 30-е годы XX века.

Читайте также:  Как называется пальто на замке

Традиционная одежда армян Западной Армении в основе своей была распашной и, несмотря на региональные различия, имела общий схожий силуэт, яркую цветовую гамму и отличалась красочностью и обилием вышивки.

Мужская нательная одежда имела сходный с восточноармянским покрой. Однако нательная рубаха отличалась боковым разрезом ворота. Нательные штаны – вартик – кроились без шагового клина, но с широкой вставной полосой ткани, в результате чего нередко ширина таких штанов практически равнялась их длине (так называемые штаны с широким шагом). Они, как и верхние шалвар, также были на очкуре (поясе) – хонджан из шерстяных разноцветных скрученных ниток. Шалвар нередко шили из пестрой, яркой узорчатой ткани в полоску.

В зависимости от региона, обшлага штанин, боковые швы, а также карман окаймлялись толстой крученой черной шелковой нитью (Малая Армения), расшивались шерстяными нитками, цветными бусинками, обшивались золотыми или черными шелковыми нитями (Киликия). Подобные широкие штаны носили в Армении переселенцы из Западной Армении (Сасун) и выходцы из Ирана (г. Маку).

Ворот и длинные рукава верхней рубахи — išlik — расшивались геометрическими узорами из красных ниток. В ряде регионов (Васпуракан, Туруберан) рукав рубахи оканчивался у кисти длинным висячим пришитым куском – jalahik. На рубаху надевали род жилета – elak, elek – с открытой грудью, из-под которого хорошо была видна расшитая грудь рубахи. Подобный жилет был характерным компонентом традиционного мужского костюма только Западной Армении.

Сверху на жилет надевали короткую, до талии, и открытую спереди шерстяную куртку — bač’kon, salta — с цельнокроенными рукавами, нередко стеганую. «Полагалось красиво, даже роскошно расшивать и елак, и бачкон, и даже шаровары, в особенности у молодежи. Зажиточные армяне выбирали самое тонкое, в особенности шатахское сукно, большей частью домашнего и местного ремесленного производства, причем старались все части костюма сшить из одной ткани» (Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении ǁ КЭС. 1955. Т.1. С. 182–264).

Поверх надевали короткую (до талии) распашную одежду с короткими рукавами — łazaxik — из козьего меха или войлочную aba . Козью курточку, обшитую по краям тесьмой и с пучками меха на плечах, носили в основном зажиточные сельчане.

Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

Источник

Армянский национальный костюм ТАРАЗ

Возможно, вы задаетесь вопросом: что означает «тараз»? Тараз-армянский традиционный национальный костюм, дизайн которого постепенно менялся на протяжении веков в зависимости от многих факторов. Среди них наличие меха, тканей, металлов, ювелирных изделий, навыков вышивания, кружева, климатические условия. Эти предметы одежды выражали классовую, региональную принадлежность, положение в жизни, богатство и пол.

История ТАРАЗа

Конечно, в начале люди носили очень простую одежду, чтобы согреться и выжить. Постепенно, с появлением нового текстиля и красок одежда приобрела эстетические ценности. Первыми основными материалами, использованными в армянской одежде, были шерсть и хлопок. Прежде чем начать собственное производство шелка, армяне импортировали шелк из Китая. Шелковые ткани стали символом богатства.

Мы смогли определить, как менялась одежда, благодаря сохранившимся древним фрескам и произведениям искусства. Есть также письменные документы с описанием тараза. Они помогают вести хронику исторического развития и художественного творчества таразов.

Цвета национального армянского костюма

Цвета, используемые в армянском таразе со временем стали приобретать особое значение. К 14 веку армянский философ Григор Татеваци объяснил доминирующие элементы тараза. Черный-земля, белый-вода, а желтый-пламя. Позже, появился фиолетовый для мудрости, красный для храбрости, синий для небесной справедливости.

Люди могли многое узнать о человеке по его костюму. Можно было, например, определить, женат ли человек или нет по цвету тараза. Это очень важно для человека, желающего привлечь партнера.

Тараз также выражал образ жизни человека-указывал на его богатство и количество детей. Женская одежда имела декоративную вышивку. Если она была богатая, ее одежда была украшена золотыми и серебряными нитями.
Возможно, на женском фартуке будет изображено древо жизни. Декоративные элементы на одежде, представляющие предметы повседневной жизни, такие как ножницы, миски и кувшины символизировали скромность женщины.

Аксессуары для Тараза

Тараз был украшен драгоценностями, которые передавались из поколения в поколение. Одежда также была украшена серебряными ожерельями и браслетами. Завершающим элементом костюма был головной убор. У замужней женщины он покрывал половину ее лба, имел вышитые ленты с декоративными геометрическими узорами. Они связывали лоб ленточкой, украшенной серебряными или золотыми монетами. Головной убор держался несколькими белыми платками.

Читайте также:  Военная почта как называется

Женщины меняли свою верхнюю одежду в зависимости от температуры и времени года. Изысканные кафтаны защищали от холода. Различные элементы таразов отличались в разных регионах Армении. Исторические факторы и местные обычаи диктовали ткани и аксессуары важности.

Мужской ТАРАЗ

Хотя мы сосредоточились на женском таразе, мужскую одежду также называли тараз. Одежда была в основном из хлопка, шелка или шерсти. Мужская рубашка была с длинными рукавами, с воротником, украшенным вышивкой. Поверх рубашки они носили кафтан и пальто без застежек. Иногда мужчины носили пальто из меха. Их брюки обычно были очень свободными и удобными. Мужской пояс был символическим. Серебряный пояс считался символом его зрелости, а золотой пояс демонстрировал его богатство.

Тараз сегодня

В настоящее время вы вряд ли увидите кого-то в таразе в обычной жизни. Элементы дизайна армянского национального костюма нашли свое отражение в нынешней моде. Они служат акцентом и напоминанием их богатого прошлого. И кстати, особенно среди женского пола очень актуальны аксесуары: сумки, пояс, головной убор и т.д.
Сегодня в национальных костюмах представляются в основном танцевальные коллективы. Они танцуют в этих красивых костюмах и представляют армянскую историю и культуру за рубежом.

Источник

Орнамент и цвет в армянском национальном костюме: разбираем на примерах

Одной из определяющих характеристик народной одежды является орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определенные цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия.

Женская традиционная одежда армян повсеместно отличается красочностью и богатой тональностью. Мужская одежда многоцветна лишь в западноармянских областях, между тем как восточноармянский мужской костюм характеризуется общей сдержанностью и скромностью расцветки, с преобладанием темных тонов, иногда сочетающихся с белым (под городским влиянием в начале XX века).

В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет — от темно-вишневого до кроваво-огненного тонов. Красный цвет использовался как для нижней (женские нательные рубашки, штаны), так и верхней одежды: мужские и женские шапочки, вязаные носки, пояса, женские головные платки, покрывала, нагрудники, передники. Последние играли важную роль в комплексе женской одежды как символ семейного положения: не случайно у армян выражение «красный передник» (karmir gognoc) означало «замужняя женщина».

Красный цвет широко использовался также в вышивках и нашивках, украшавших как мужскую, так и женскую одежду. У армян, как и у многих народов, красный цвет отождествлялся с «красивым», «хорошим», «праздничным». По народным представлениям этот цвет символизирует жизнь/кровь, солнце/огонь, плодородие и одновременно служит защитой от зла, болезни и бесплодия.

Красный цвет в сочетании с зеленым в первую очередь связывается со свадебной символикой. Это нашло отражение в ритуальной одежде, в частности, в свадебном чрезплечнике — косбанд или усбанд, ускап — крестообразной повязке из красного и зеленого платков на груди жениха, в нароте — свитом из красно-зеленых нитей шнуре, повязываемом священником в церкви на шею или руку жениху и невесты как символ бракосочетания, пути брачной пары. Нарот надевали и на шею ребенка при крещении. С помощью этого оберега ребенок проходил инициацию, переходя из ритуально нечистого состояния в ритуально чистое.

Сочетание красного цвета с зеленым в армянской традиции являлось символом брака, поскольку в народном цветовосприятии зеленый отождествляется с молодостью, весной, зеленью, произрастанием, с новым поколением. Повязать «красно-зеленое» означало сосватать, женить, пожелание женитьбы. Красно-зеленое цветовое сочетание характерно и для повседневной женской одежды ряда регионов, особенно Сюника и Арцаха (нижняя красная рубаха, верхний зеленый архалух ). Иногда красный цвет использовался в свадебном обряде в сочетании с белым: верхнее красное и нижнее белое головное покрывало невесты в Шираке и Джавахке, также красно-белый нарот в Сасуне.

В женской одежде Высокой Армении, Ширака, Джавахка зеленый цвет уступает место синему (фиолетовому, темно-сиреневому). Сочетание красного с синим, характерное как для Армении, так и для Передней Азии, прочно вошло в символику христианской иконографии. Замена красного передника как символа замужней женщины на синий — признак потери женщиной репродуктивной силы. Синее в народном восприятии ассоциируется со старостью, смертью. Как для других переднеазиатских народов, синий для армян — цвет траура, причем синий в знак траура носили по дальнему родственнику, черный — по близкому. Вместе с тем, синему цвету одновременно приписывалась целительная сила, и он широко использовался в лечебной магии: сине-черные бусинки до сих пор считаются амулетом, оберегом от порчи, сглаза.

Читайте также:  Как называлась римская гражданская община

Черный однозначно воспринимается как ритуально нечистый цвет. Черным кодируются все темные тона — серый, коричневый, синий. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Черный — самый распространенный цвет траура. В армянской традиционной одежде траур отражается, в частности, в головном уборе. В Тароне и Васпуракане (Западная Армения) мужчины в знак траура накидывали на шапки — araxči — черные платки-повязки — p’uši . Женщины в трауре в основном меняли головной убор на черное покрывало. Важно отметить, что молодые женщины носили траур только по мужу, в других случаях это запрещалось, так как полагали, что черный цвет мог лишить их детородной способности.

Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении.

В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании желтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Желтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику, он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой желтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование (засухи, неурожая, болезни). На основе негативного восприятия желтого возник ряд запретов, как, например, запрет посещать новорожденного в период сорокодневия в золотых украшениях, что могло стать причиной заболевания желтухой. Однако ассоциация блеска золота с солнечным блеском/светом оправдывала ношение золотых украшений, а также использование золотой нити в вышивках.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зеленый, белый) и негативного (синий/фиолетовый, желтый, черный) цветов.

Орнамент одежды относится к той области народного творчества, в которой проявляется специфический облик и национальный колорит народа. О древних истоках орнаментации одежды у армян свидетельствуют археологические находки, настенные росписи, рельефные изображения на стенах церквей, надгробные памятники, миниатюры и пр. Одежда и ее компоненты, наряду с утилитарным, имеют и ритуально-магическое значение. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов (шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол), то есть именно на тех частях одежды, которые имеют сакральную функцию защиты ее от проникновения всякого рода «нечисти». Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса в свадебном и родильном ритуале, орнаментированные женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки — гулпа (в частности, в свадебной обрядности) и пр. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охранно-магическое значение защиты от зла и «нечисти», а иголка (булавка) выполняла роль оберега от сглаза и порчи.

Материал для орнаментации одежды, в частности женской, был богат и разнообразен: это шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, а также золотые и серебряные нити, блестки, бисер и пуговки, мелкие ракушки и даже рыбья чешуя. Ракушкам и чешуе (как извлеченным из воды) приписывалась магическая сила, способная стимулировать плодовитость. Особой колдовской силой наделялись бисер и бусинки из разного материала (стекло, коралл, камень). Мелкие бусы из бирюзы или красного коралла украшали кончики кистей мужских поясов, бахромы головных повязок и женских головных платков. Бисером или бусами вышивались орнаменты на женских поясах и налобниках. По народным представлениям одни из них лечат от определенных болезней, другие нагоняют сон, третьи оберегают от сглаза и т. п.

1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Источник

Adblock
detector