Меню

Армянские мусульмане как называются

Амшены: кто они, самые чистокровные армяне?

Всем бари ор, сегодня поговорим о весьма интересном субэтносе армянского народа — амшенских армянах.

Амшенцы — довольно крупный субэтнос армянской нации. Особенно много их ныне живет в Краснодарском крае и Абхазии. Среди самых знаменитых амшенских армян — юморист Михаил Галустян , телепродюсер Маргарита Симоньян , актер Арарат Кещан .

Родина их историческая — древняя причерноморская область Западной Армении Амшен или Халдия, входившая четыре тысячи лет назад еще в состав протоармянского государства Хайаса. Сегодня это гористый регион в Турции примерно вокруг городов Самсун, Орду, Ризе и Трабзон.

Амшенские армяне берут свое начало примерно в VII веке от рождества Христова, когда после очередного арабского нашествия около двенадцати тысяч жителей окрестностей древней армянской столицы Карса перебрались в гористую область, звавшуюся Халдия . Эти переселенцы значительно увеличили и изменили местное армянское население.

Вел переселенцев мудрый князь Амам Аматуни, основавший на новом месте крепость, названную в честь него Амамшен . Позже это слово превратилось в «Амшен» (Хемшин) — Համշեն. Ее название постепенно распространилось на всю обширную окрестную область.

За века обособленной жизни в горах амшенские армяне выработали собственный диалект армянского языка, не всегда понятный жителю Еревана или Арцаха. Особую культуру. А еще амшенские армяне называют себя самыми чистыми по крови представителями великой армянской нации.

Амшен в средние века входил в состав Трапезундской империи, затем стал частью Османского государства. При турках амшенские армяне распались на два субэтноса. Один предпочел остаться в исконном апостольском христианстве. Второй же принял суннитский ислам, превратившись в так называемых баш-хемшилов, армян-мусульман.

В XIX-XX веках большинство амшенских армян-христиан перебралось по приглашению российских властей в район современного Сочи — поднимать прекрасный край, покинутый его прежними адыгскими обитателями. Сегодня в России живет около четырехста тысяч амшенских армян — значительная часть населения Сочи, Анапы, Туапсе, Новороссийска.

Читайте также:  Как раньше называлась аренда

Хемшилы же мусульмане остались в Турции, где местные власти непрерывно проводят активную политику по их полной тюркизации. Хемшильским детям в школах рассказывают, что будто бы их реальные предки — турки-сельджуки, прикочевавшие сюда со степей Алтая.

Источник

Армяне-мусульмане, черкесогаи и другие. 5 необычных армянских субэтносов

Единый армянский народ — уникальный и древний. Фактически армяне распадаются на две ветви со своими диалектами — западную и восточную.

Среди армянского этноса можно выделить 5 интересных субэтносов, весьма отличных от остальных армян.

Черкесогаи

Уникальный армянский субэтнос, сложившийся на Кубани еще в XV-XVII столетиях. Черкесогаи — армяне (хаи, гаи), что в средние века, не желая принимать ислам, переселились из захваченного татарами Крыма на адыгейские (черкесские) территории в современном Краснодарском крае.

Черкесогаи восприняли адыгский язык и культуру, в том числе, традиционный северокавказский костюм-черкесску. Но сохранили свое армянское национальное самосознание. А главное — остались апостольскими христианами.

Именно черкесогаи основали в XIX столетии один из самых известных городов Кубани — Армавир, названный так в честь древней армянской столицы. Один из самых известных черкесогаев — первый советский легальный миллионер Артем Тарасов (1950-2017 гг.)

Армяне-амшенцы

Особая ветвь западных армян, с XI века н.э оказавшаяся в изоляции в горной области Амшен на берегу Черного моря — недалеко от городов Самсун, Хопа и Трапезунд.

За долгие века армяне-амшенцы выработали свой особый диалект, малопонятный жителю Еревана или Степанакерта. также армяне-амшенцы имеют особые традиции и свой тараз (национальный костюм) не похожий на костюмы других армян. К армянам-амшенцам принадлежит например знаменитый юморист Михаил (Ншан) Галустян.

В XIX веке армяне-амшенцы переселились из Османской империи в Краснодарский край и Абхазию. Здесь в XX веке и произошла их встреча с другими армянами. Поначалу, например, амшенская община армян Сочи непросто находила общий язык с армянами, приехавшими сюда из Закавказья.

Читайте также:  Завтрак переходящий в обед как называется

Хемшилы

Особая по религии ветка армян-амшенцев. В отличие от остальных армян, сохранивших свое григорианское апостольское христианство, хемшилы под давлением турецких властей все же перешли в суннитский ислам. Во время Геноцида 1915-года как мусульмане не подвергались преследованием со стороны османов.

В связи с исповедованием ислама стоит вопрос о том, армяне ли хемшилы вообще. Ведь для армянина оставаться христианином в любых условиях это вопрос принципа. Сегодня хемшилы живут как в Турции, так на Кубани, и в Абхазии.

Таты-армяне

Необычное сочетание армян и персоязычных татов. Жили прежде на Апшеронском полуострове в Азербайджане — в селениях Кильвар, Мадраса и Хачмас.

Считают себя армянами, исповедуют армянское христианство, но при этом говорят на диалекте фарси. Армяне-таты в начале 1990-х годов вынужденно покинули родной Азербайджан. Ныне 100 их семей живут в селе Новая Мадраса недалеко от города Аштарак в Армении.

Армянокыпчаки

Уникальный субэтнос армян, перешедших на тюрско-кыпчакский язык в средневековом Крыму. Однако армянокыпчаки сохранили армянское самосознание, армянскую письменность, древнюю христианскую религию.

Жили армянокыпчаки на территории на территории современной Западной Украины в XVI—XVII веках, однако ныне ассимилировались. Оставили, тем не менее, богатое наследие в виде множества литературных текстов и христианских храмов (например, во Львове).

Источник

Армяне-мусульмане: кто они. Как к ним относятся другие армяне.

Обычно об армянах говорят, как о христианах: последователях апостольской церкви, православных или же католиках.

Однако далеко не все мои читатели знают, что в Турции и на Ближнем Востоке по историческим причинам сложилась уникальная община армян-мусульман. Это живущие в Турции армяне-амшенцы, или как еще их называют хемшилы. Хотя далеко не все армяне-амшенцы — мусульмане. Те, что оказались за пределами Турции, в ислам не обратились.

Точное количество армян-мусульман в мире неизвестно. По разным подсчетам, от двадцати до пятидесяти тысяч душ. Турецкие армяне-хемшилы перешли в ислам во время господства Османской империи, особенно в тяжелейшем для армянской нации начале XX века.

Читайте также:  Покраска типа амбре как называется

Армяне-мусульмане, не преследуемые османами, сохранили армянское этническое самосознание. Но остались в Турции. Ныне расселены на востоке и в центре этой страны — исторических территориях Западной Армении.

Имеется небольшая община армян-мусульман в Краснодарском крае а также в соседней республике Абхазии, где в Сухуме у них даже печатается собственная газета. Небольшая часть армян-мусульман живет в Казахстане, куда армян-мусульман в 1940-е годы депортировали из Грузии, как «потенциальных турецких шпионов».

Среди армян-христиан соплеменники-мусульмане вызывают ожесточенные споры. Считать, ли армян, перешедших в ислам, по-прежнему армянами или это уже отдельная нация?

Большинство армян здорово озадачены принятием их земляками ислам. Ведь исповедование древней веры отцов, христианства — неотъемлемый элемент армянской национальной идентичности. Вроде как если, ты не христианин — то ты вовсе и не армянин.

Некоторые армяне рассматривают земляков-мусульман как жертв насильственного обращения в иную веру. Иные же армяне-христиане с подозрением смотрят на мусульман, считая их «предателями веры Христовой».

Но если посмотреть под другим углом, то далеко не живущие в России армяне- христиане могут говорить по-армянски. А большинство армян-мусульман свободно владеют армянским, несмотря на столетнюю изоляцию. Н апрашивается разумный вопрос, кто больше армянин — тот кто исповедует христианскую веру или знает армянский язык?

Интересно, что среди самих армян-хемшилов все сложно в плане национальной самоидентификации.

Живущее в Турции старшее поколение амшенцев-мусульман, памятуя о непростых прошлых временах, опасается, когда их открыто называют армянами. Но вот хемшильская молодёжь все чаще тянется именно к армянской самоидентификации — записывает на армянском языке песни, снимает на нем кино. Таким образом, турецкие армяне-мусульмане рассчитывают избежать ассимиляции в Турции и вернуться к корням, а может быть, и к христианской вере предков.

Источник