Меню

Армянский кувшин как называется

Семь интересных фактов о вине и виноделии в Армении

1. Армения — страна, на территории которой находится древнейшая винодельня мира

Споры о том, где родилось вино — это споры, которые ведутся уже не одно десятилетие. И, несмотря на то, что в умах огромного количества людей родиной виноделия является то ли Древняя Греция, то ли древняя Финикия, на самом деле всё гораздо интересней. Самые древние окаменевшие виноградные косточки, по которым можно с уверенностью сказать, что это косточки уже селекционированного винограда, более сладкого чем дикие ягоды, обнаружены археологами на территории современной Грузии. Однако здесь практически нет достоверных свидетельств древнего виноделия. А вот на территории современной Армении, в деревушке Арени, в пещере на берегу реки Арпы, их найдено в изобилии. В полу этой пещеры археологи обнаружили огромное количество глиняных кувшинов, таких древних, что они сделаны без использования гончарного круга поскольку относятся к эпохе позднего каменного века, к тому времени, когда древний человек ещё не изобрел никакого гончарного круга. Анализ остатков содержимого этих горшков показал, что там находятся гребни, косточки и окаменевшие шкурки винограда. Это позволяет говорить о том, что мы имеем дело с одной из древнейших виноделен мира, возможно даже самой древней — кувшины были сделаны за 4.5 тысячи лет до нашей эры, то есть примерно 6.5 тысяч лет назад.

2. Большая часть территории страны свободна от филлоксеры

Современное вино, которое мы с вами пьём, является не совсем тем продуктом, который пили наши предки на протяжении тысячелетий. Дело в том, что в самом конце XIX века, в 1870-1890х годах предположительно из Северной Америки в Европу были привезены саженцы каких-то растений, вероятнее всего — американского винограда, на корнях которого «нелегальным эмигрантом» в Старый Свет приехала филлоксера. Это маленький вредитель, корневая тля, которая паразитирует на корнях культурных и дикорастущих растений — она прокалывает корень растения, впрыскивает в прокол специальный фермент, который препятствует зарастанию прокола и сосет сок, который корни растения поставляют в крону. Тля активно размножается и на корнях образуются большие колонии паразита, настолько большие, что растению очень быстро перестает хватать соков для существования и оно погибает. На Земле существует всего несколько крупных территорий, которые не заражены до сих пор этим вредителем. Самой крупной является Чили — страна которая полностью свободна от этого вредителя. Малое количество осадков, сухость и каменистость почв в Армении в значительной степени ограничивают развитие и распространение филлоксеры. Правда в середине двухтысячных годов в новостях промелькнули сообщения о том, что несколько очагов заражения в Араратской долине всё-таки обнаружены — первые бесконтрольные годы после распада Союза сделали своё чёрное дело и кто-то умудрился притащить в Армению этого вредителя, однако до сих пор большая часть страны остаётся свободной от него . Виноград здесь растёт на собственных корнях и это одна из немногочисленных таких зон в мире.

3. Вина этой земли ценились еще во времена шумеров

Виноделие Армении действительно очень древнее. Настолько, что некоторые факты успели укорениться не только в исторических книгах и археологических артефактах, но и в самом языке. Так, например, одним из самых распространённых белых сортов винограда в Армении является сорт, который имеет официальное название Воскеат («золотая ягода»). Однако это название было введено в использование только в XX веке — до того сорт носил название Харджи, что означает «дань» (перс. «харадж») — именно этим виноградом и вином из него народы жившие на территории Армении выплачивали дань более воинственным и агрессивным южным народам Междуречья . Свидетельством таких выплат является огромное количество винной керамики, которую обнаруживают археологи при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона и более поздней Персии. Геродот, в гораздо более позднее время пишет об этом: «В земле армениев, что живут выше (по течению рек) ассирийцев, вавилоняне нарезают ивы и делают из них бока судна, потом обтягивают их покровом из кож и делают подобие дна, не раздвигая стенок кормы и не суживая носа, но придавая судну круглую форму щита. После этого все судно наполняют соломой, нагружают и спускают вдоль по реке. Груз состоит преимущественно из пальмовых бочек с вином».

Читайте также:  Как называется полоса земли вдоль берега моря озера

4. Традиционная технология виноделия не менялась тысячелетиями

Однако бочка вовсе не служила емкостью для виноделия — она была лишь транспортным контейнером. А как же делалось вино в этих самых «землях армениев»? Грузия, активно развивающая сегодня своё виноделие, очень гордится тем, что на территории Кахетии сохранена одна из древнейших технологий производства вина — в больших глиняных кувшинах. Они называются «квеври» и название это даже запатентовано и зарезервировано в США и странах Евросоюза для эксклюзивного использования только виноделами Грузии. Однако мало кто знает, что и в Армении существует и местами продолжает использоваться, точно такая же технология — здесь тоже существуют и используются совершенно такие же глиняные кувшины, которые называются » карасы «. Карасы, точно также как грузинские квеври, могут быть закопаны в землю, а могут и размещаться на подставках, и служат емкостями для брожения виноградного сусла и хранения вина. На сегодняшний день карасы являются определённым символом армянского виноделия — здесь существует винодельня с таким названием, а также в названии нескольких вин других виноделен это слово используется, как обозначение технологии производства.

5. Флагманский автохтонный сорт дает весьма тонкие вина

В последние десятилетия очень много разговоров ведется о том, что любителям вина с опытом начинают несколько приедаться популярные «международные» сорта винограда, такие как Каберне Совиньон или Мерло и о том, что новые регионы производства вина в мире могут привлечь к себе внимание только используя для производства вина свои собственные «автохтонные» сорта винограда, которых больше нет ни у кого. Скажем, Россия в этой части может показывать своим гостям донской сорт Красностоп, Грузия, о который мы уже вспоминали, может похвастаться своим Саперави, но один из самых интересных и деликатных автохтонных сортов — это армянский сорт Арени Черный . Это сорт винограда который даёт очень светлые красные вина, не очень плотные, не очень мощные, но которые развивают сложную и богатую ароматику при выдержке. Они одновременно деликатны, ягодны и изящны. Если мы будем искать какие-то аналогии, какие-то сорта «побратимы» с точки зрения стилистики вин, то Арени в определенном смысле напоминает Пино Нуар, один из самых благороднейших сортов мира , причем по стилистике, ароматике и богатству они, может быть, даже ближе к к нему чем те сорта, которые традиционно с ним сравнивают — греческий Ксиномавро или итальянский Неббиоло.

6. Здесь начали использовать серу задолго до того, как в Бордо вообще начали делать вино

В 1936 году геолог Демехин, изучавший базальты реки Раздан, обнаружил на вершине холма Кармир-Блур (Красный холм), находящегося на окраине Еревана, обломок камня с клинописной надписью. Последовавшие археологические работы обнаружили обширное древнее поселение, оказавшееся последней столицей, последним городом, последним оплотом государства Урарту, который пал под натиском скифов. Стены крепости были обрушены при штурме и внутри было захоронено огромное количество вещей той эпохи, которая датируется VI веком до нашей эры. То, что является особенно интересным — это множество кладовых, которые сохранили около 400 карасов, каждый емкостью от 800 до 1200 литров. Примечательно, что, как пишет академик Пиотровский «В одном из помещений (№ 33) обнаружены не вкопанные, а стоящие и лежащие на полу карасы, около которых лежали куски серы. Это обстоятельство указывает на то, что уже в урартское время (VII-VI века до нашей эры, прим. мое) применялось окуривание карасов серой (для дезинфекции)». Это в очередной раз свидетельствует о высочайшей культуры виноделия на этих землях еще 3 тысячи лет назад.

Читайте также:  Проколотые щеки как называется

7. Кроме автохтонного винограда в Армении есть и автохтонный дуб для бочек

Каждый любитель вина знает, что лучшие вина, особенно красные, принято выдерживать в дубовых бочках. Удивительно, но и в этом аспекте технологии армянское виноделие имеет свою отличительную особенность — здесь распространено использование местного дуба для производства бочек. Специфика же его состоит в том, что основным видом дуба, который произрастает в среднегорной и нижнегорных частях Армении, является особая разновидность дуба, с одной стороны родственная французскому «скальному» дубу, а с другой стороны настолько отличающаяся, что выделена в особый подвид — дуб «иверийский» или «грузинский» (Quercus iberica) . Этот дуб заметно отличается по своей органолептике — обладая достаточно плотной, мелкопористой древесиной он содержит и передает выдерживаемым напиткам большее количество фурфурола – вещества, отвечающего за ароматы сливочной ириски (butterscotch), карамели, сладких пряностей и миндаля.

Источник

Как называется старинный кувшин 6 букв начинается на а

Скорее всего речь идет об амфоре. Амфора (с древнегреческого языка — ἀμφορεύς, в переводе означает «сосуд с двумя ручками») — это античный сосуд из керамики, имеющий вытянутую или яйцеобразную форму и две вертикальные ручки на горлышке или плечиках. Амфора очень напоминает привычный нам кувшин.

Как в древнем Египте производили стекло?

Как самостоятельный материал стекло в Древнем Египте стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.

В древнем Египте применяли так называемое «катанное» стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.

Читайте также:  Как называются кепки которые носят рэперы

Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого—окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь—чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта. Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских.

Источник

Как называется старинный кувшин 6 букв начинается на а

Скорее всего речь идет об амфоре. Амфора (с древнегреческого языка — ἀμφορεύς, в переводе означает «сосуд с двумя ручками») — это античный сосуд из керамики, имеющий вытянутую или яйцеобразную форму и две вертикальные ручки на горлышке или плечиках. Амфора очень напоминает привычный нам кувшин.

Как в древнем Египте производили стекло?

Как самостоятельный материал стекло в Древнем Египте стали использовать со времени XVII династии. Особенно распространено оно было в последующую, XVIII династию. От времени Нового царства дошли стеклянные вазы, свидетельствующие о зарождении производства стеклянной мозаики. Состав стекла был близок современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре, что облегчало изготовление стеклянных изделий. В отличие от современного оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже – было прозрачным.

В древнем Египте применяли так называемое «катанное» стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. Перед тем как изготовить какую-нибудь вещь, ремесленник брал кусок стекла и снова его разогревал. Для того чтобы сделать сосуд, мастер сначала лепил подобие такого сосуда из песка; затем эту форму облепляли мягким тёплым стеклом, насаживали всё на длинный шест и в таком виде прокатывали; от этого поверхность стекла становилась гладкой. Если сосуд хотели сделать нарядным, с узорами, то на него наматывали разноцветные стеклянные нити, которые во время прокатки вдавливались в ещё мягкие стеклянные стенки сосуда. При этом, разумеется, старались подбирать цвета так, чтобы узор хорошо выделялся на фоне самого сосуда. Чаще всего такие сосуды делались из тёмно-синего стекла, а нити брали голубые, белые и желтые.

Чтобы суметь изготовить многоцветное стекло, стекольщики должны хорошо знать своё дело. Обычно в лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого—окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь—чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта. Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим знаниям ценился их труд, и славились изделия их мастерских.

Источник