Морская артиллерия
— Слово это имеет три различных значения: 1) собрание пушек, составляющих боевое вооружение судов флота; 2) науку, которая занимается изучением свойств и употребления разных видов боевого оружия, применяемого к вооружению кораблей, и искусство, как наилучшим образом и с наибольшим успехом действовать судовою артиллериею при всех тех условиях, которые могут встретиться в М. бою; 3) личный состав, управляющий судовыми пушками. Первое появление пушек на военных судах начинается со второй половины XIV ст., а именно в 1359 г. у Педро IV, короля арагонского; на одном из его судов была поставлена пушка (бомбарда), стрельба из которой нанесла большой вред кастильским кораблям. В 1379 г. венецианцы с успехом действуют из пушек против кораблей генуэзцев. В 1429 г. ганзейские войска в войне против датчан употребляют плавучие батареи. Первоначально ставили пушки на галеры, но установка артиллерии на них была неудобна, как вследствие тесноты и валкости судов этого типа, так и вследствие того, что пушки стояли низко от воды и были со всех сторон открыты. Поэтому пушки начали устанавливать на галеонах и галеасах, а затем на судах еще больших размеров — кораблях, на которых пушки устанавливают в большом числе. Так, в 1 501 г. Людовик XII снаряжает 16 кораблей, в числе которых один был вооружен 200 пушками; в 1588 г. на непобедимой испанской армаде находилось 2750 пушек: к 1691 г. во французском флоте было уже 5136 пушек, а в английском флоте — 8396 пушек. В зависимости от числа пушек корабли разделялись на ранги; так, в XVII ст. в английском флоте корабли делились на 7 рангов: 100-, 90-, 80-, 70-, 60-, 50- и 40-пушечные, причем суда эти отличались как своею величиною, так и калибром пушек. В России М. артиллерия появляется при Петре Великом, который положил начало созданию могущественного флота. Число пушек на судах нашего флота было различное: на кораблях было от 110 до 74, а на фрегатах, корветах, бригах и шхунах значительно меньшее. Число пушек на борту, в каждой батарее, менялось: от 17 — для больших кораблей и до 6 — для бригов и шхун. Большие корабли имели по 3 закрытые батареи: нижняя — гон-дек, вторая — мидль-дек и третья — опер-дек. На меньших кораблях были только батареи гондек и опер-дек, а на фрегатах — только опер-дек. Кроме того, на всех судах, как больших, так и малых, были открытые батареи на верхней палубе. По штату 1722 г., но пушечные корабли вооружались следующим образом: на гон-деке ставились 30-фунтовые пушки (см. Пушки), в мидль-деке — 18-фунтовые, в опер-деке — 12- и 8-фунтовые, а на открытой батарее — 6-фунтовые. В 1790 г. 30-фунтовые пушки заменяются 36-фунтовыми и вводятся 1/2- и 1-пудовые единороги и 24-фунтовые коронады. С 1805 г. 18-фунтовые пушки заменяются 24-фунтовыми, а 12-фунтовые — 18 фунтовыми. С 1831 г. на кораблях устанавливаются и 2-, и 3-пудовые бомбовые пушки. До конца 1850-х годов типы судов и системы их вооружения мало изменялись. Большой переворот как в вооружении судов, так и в корабельной архитектуре произвело введение в начале 1 8 60-х гг. нарезных пушек, стреляющих более тяжелыми продолговатыми снарядами, с большею меткостью и на большие расстояния. У нас последняя попытка достигнуть сильного вооружения гладкостенными пушками была сделана в 1863 г., при вооружении мониторов — для них были проектированы чугунные 15-дюймовые гладкостенные пушки, которые, однако, в скором времени были заменены более сильными стальными нарезными пушками 9-дюймового калибра. В конце 1870-х и 1880-х гг. преобладало стремление иметь на кораблях нарезные пушки очень большого калибра; сначала в итальянском флоте, а вслед за тем и в английском, на броненосцах стали устанавливать пушки с диаметром канала около 17 дм, причем каждая пушка весила около 6200 пд., но в настоящее время все государства отказываются от установки на кораблях таких гигантских орудий. В иностранных флотах имеются пушки в 12,6 и 13,5 дм. (вес такой пушки не превосходит 4200 пд.); у нас на судах имеется значительное число 12-дюймовых пушек: вес такой пушки около 3500 пд.; пушки эти вместе со своими установками помещают, большею частью, попарно в барбетах или вращающихся башнях. Для того, чтобы быстро заряжать такие пушки снарядами, весящими 810 фн., и зарядами весом около 360 фн., а также для быстрой и точной наводки и стрельбы из таких орудий требуется приспособление сложных механизмов с применением пара, гидравлики и электричества. Для того, чтобы командир мог по своему желанию стрелять или одиночными выстрелами из любой пушки, или сразу из нескольких пушек, или же всеми пушками, имеющимися на борту, на современных кораблях устраивают особые приборы, в которых сосредоточены коммутаторы, соединенные гальваническою цепью с орудийными запалами. Ввиду весьма разнообразных условий, при которых приходится действовать флоту во время войны, является большое разнообразие в калибрах и размерах пушек. На судах нашего флота в настоящее время имеются пушки следующих калибров: 12-, 11-, 10-, 9-, 8- и 6-, 2 1/2- и 1 3/4-дюймовые, 120-, 75-, 47- и 37-миллиметровые, 9- и 4-фунтовки. С появлением военного флота явилась необходимость в людях, хорошо знающих артиллерийское дело. О подготовке офицеров для М. артиллерии см. Техническое училище морского ведомства. Кроме офицеров, необходимо иметь и хорошо подготовленный кадр нижних чинов. «Вся оборона корабля на артиллерии зависит», — писал великий основатель русского флота, но сознавая, что и сильная артиллерия без опытной прислуги принесет мало пользы, он приказывал: «чтоб как возможно чаще экзерциции пушками и ручным ружьем отправлять, особливо пушками». Еще в конце прошлого века существовала уже определенная программа обучения матросов стрельбе из пушек, а именно: сначала приучали стрелять из мушкетов в неподвижную цель, и кто не делал промахов переходил к качелям, к концам и середине которых были прикреплены беседки и при них гнезда для вертлюгов, в которые и вставлялись мушкеты; приготовленный таким образом мушкет изображал корабельную пушку. Стрельба производилась с качающейся качели, сначала по неподвижным, а потом по двигающимся целям и только по окончании полного курса стрельбы из мушкетов переходили к стрельбе из пушек. В настоящее время для приготовления артиллерийских специалистов из матросов имеется особый учебно-артиллерийский отряд, в состав которого входят суда разных типов с разнообразною артиллериею. Успешно окончивший курс, продолжающийся 1 1/2 года, из которых 8 месяцев отряд находится в плавании, дается звание комендора, и они расписываются по судам, причем на каждую пушку большого калибра полагается по 2 комендора, а на меньшие по одному. Из числа оканчивающих курс отбирается ежегодно несколько десятков особенно способных: их оставляют на отряды еще на год, с ними проходится курс по более обширной программе, и они выпускаются со званием артиллерийского квартермейстера; они назначаются на суда, по одному или по нескольку человек на судно. По выслуге определенного числа лет артиллерийские квартермейстеры имеют право держать экзамен на артиллерийского кондуктора, который назначается в помощь судовому артиллерийскому офицеру. При увольнении от службы кондукторы получают приличную государственную пенсию и награждаются званием почетного гражданина. На русском языке имеются следующие сочинения по М. артиллерии: Миних, «Мемории или записки артиллерийские»; Данилов, «Начальное значение теории и практики артиллерии»; Кушелев, «Военный мореплаватель или собрание разных на войне употребляемых судов, с показанием каким образом военные флоты долженствуют быть устрояемы для сражения»; Шель (Гогель), «Артиллерийские записки»; Маркевич, «Руководство к артиллерийскому искусству»; Миницкий, «О действии орудиями на кораблях»; Дуглас, «М. артиллерия»; Беллинсгаузен, «О прицеливании орудий на море»; Чуруки, «Руководство к прицеливанию на море» (переведено Ильиным); Монжери, «Исследование артиллерийского искусства на море» (переведено Ильиным); Ильин, «Наука М. артиллерии» 1846). Кроме того, изданы памятные книжки для М. артиллеристов (1808 и 1872 г.). Из новейших трудов в этой области: Валицкий, «Курс М. артиллерии» (1880); Бринк, «Влияние наклонного положения цапф на наведение орудий» (1883); Яцыно, «Курс морской артиллерии» (1896). См. также Корпуса морского ведомства (см.).
Источник
Лучше дернуть льва за ляжку, чем морпеха за тельняшку: сленг на военно-морском флоте
Мой моряк порой как «ляпнет» какое-нибудь красное словцо, что хоть стой, хоть падай.
«Влада, где мои караси и тропичка?!» — о___о
«Гальюн фм передаёт, что один контрабас включил машину времени».
«Вот встанет корабль к стенке, и сразу домой приеду». К какой ещё стенке.
И если со словом «добро» (=хорошо, окей) и словом «крайний» (в нашем понимании — «последний», но моряки так не говорят, т.к. словечко фатализмом попахивает) я кое-как смирилась, то остальные слова нередко вводят меня в ступор.
Адмиральский час – время послеобеденного отдыха.
Аттестат – вовсе не документ о среднем образовании 😁 Этим словом называют все, чем снабжается военнослужащий. К примеру, вещевой аттестат, продовольственный, оружейный.
Бакланить – тут два значения: есть не по расписанию и громко орать, возмущаться.
Балабас – любая еда.
Банка – тут тоже несколько значений: мель; пост дневального; мебель для сидения; бутылка водки емкостью 0,5л.
Беска – бескозырка (головной убор матросов, старшин и курсантов вмф).
Большая приборка – еженедельные Содом и Гоморра на корабле. Средство поддержания чистоты и лоска. Способ выявления матросских шхер. Способ избавить офицера (мичмана) от схода на берег. Подчеркивает превосходство чистоты и порядка над разумом. Заканчивается помывкой личного состава.
БП – боевая подготовка. К примеру, перед выходом в море.
БЧ – боевая часть. К примеру, бч-1, бч-2 и т.д.
Бык – матрос б/к (без класса).
Бычок – нет, не рыба. Это командир боевой части.
Вахта – дежурство. Вахтить – дежурить, нести вахту.
Ватерлиния – линия на борту, до которой судно погружается в воду при нормальной осадке.
Вводная – неожиданное задание, поручение, командировка или дурацкая ситуация, на которую надо реагировать по–умному. Служебная задача без стандартного решения.
Весло – столовая ложка. Иногда «весло» бывает учебным — корабельные юмористы высверливают в «гребной» части ложки отверстие и рядом пишут индекс — «Учебная».
Взять за ноздрю – в шутку так говорят, когда берут корабль на буксир.
Владик – так моряки ласково называют Владивосток.
Включить машину времени – забухать, впасть в запой.
Вымачивать якоря — отстаиваться, подолгу стоять на якоре.
Галимый – пустой, голый, не соответсвующий ожиданиям.
Гальюн – сортир, туалет.
Голяк – он же голик – веник, метла. Изначально имелся в виду инструмент из голых веток кустарника и деревьев. Со временем понятие стало применяться для обозначения любого веника или даже щётки для подметания. Последняя называется ещё и «сметка».
Гражданка – жизнь в обществе до или после военной службы, обычная (цивильная) одежда, вещи.
Губа – её ещё называют гауптвахтой – место отбывания военнослужащими наказания за небольшие правонарушения, как правило, временное отбывание срока взаперти в тюремной камере.
Драить – (кого-либо) строго выговаривать кому-л. – от «драить палубу, медяшку», в том же значении – «песочить».
Добро – чаще всего используется в значении разрешения на что-либо. Также употребляется в значении карт-бланша на все командно-инженерные действия во благо службы. Еще может означать географическую широту места.
Дубы – накладные элементы, символизирующие дубовые листья и прикрепляемые к козырьку фуражки старших офицеров и адмиралов.
Дучка – лунка, ямка, углубление, дыра в гальюне, над которой моряк приседает, чтобы справить нужду и подумать, как жить дальше.
Зад в ракушках – человек, который много и долго прослужил на кораблях. (по аналогии с кораблём, у которого со временем обрастает днище различными ракушками, особенно в южных морях). У моего моряка тоже уже зад в ракушках))
Залет — нарушение какого-либо официального или неофициального правила, обычая, традиции, правонарушение, наказание за правонарушение.
Залётчик — моряк, совершивший дисциплинарный проступок получивший соответствующее наказание.
Зам – второе лицо на корабле после Командира.
Зашхериться – спрятаться, зайти за «шар» или скрыться в тайнике (шхере).
Замполит – заместитель командира корабля по политической части.
Запеленговать – обратить внимание, принять в расчёт.
Каплей — капитан-лейтенант, соответствует званию капитана на суше.
Камбуз – так называют кухню на корабле.
Капраз – капитан первого ранга, соответствует полковнику.
Капдва – капитан второго ранга, соответствует подполковнику.
Каптри – капитан третьего ранга, соответствует майору.
Караси – так называют грязные носки.
Карась – молодой матрос.
Клеша – широченные вниз от колена флотские брюки.
Кнехт – голова боцмана. Поэтому говорят, что на кнехте сидеть нельзя.
Кок – повар на флоте.
Комбриг – командир бригады.
Комод – командир отдаления.
Комок – форменный камуфляжный костюм.
Конец – любой не металлический трос.
Контрабас – военнослужащий любой контрактной службы.
Король воды, гавна и пара — обычно 4 механик, т.к. все это входит в его заведование.
Кранец – может использоваться в значении: 1) живот; 2) небольшое помещение, шкаф; 3) устройство, которое используется для амортизации ударов корпуса корабля о причал или другой корабль в процессе швартовки или буксировки.
Кубарь – каюта, кубрик.
Лычка – узкая полоска на погонах: 1 лычка – ефрейтор, старший матрос, 2 лычки — младший сержант, старшина 2 статьи, 3 лычки – сержант, старшина 1 статьи, 1 широкая полоса – старший сержант, главный старшина. Лычки – визуальные знаки профессионального и статусного мастерства и старшинства.
Мореман – опытный моряк, морской волк. Мой муж по совместительству 😁
Машка – швабра особой конструкции, как правило, из каболок пенькового троса, для драйки верхней палубы. «Взять Машку за ляжку» — вооружиться шваброй и драить палубу.
Медяшка – все медные и бронзовые части устройств, клапанов, механизмов и приборов на корабле. Эту самую медяшку надо драить специальной ветошью или войлоком, пропитанным или натёртым особым составом или пастой, доводя до золотого блеска.
Море на замок – состояние или окончание служебного процесса в данный период. К примеру, рабочий день окончен, море на замок.
Неуставняк – практика неуставных отношений: «дедовщина» в армии, «годковщина» – в военно-морском флоте.
Низы – помещения корабля на нижней палубе, а также личный состав, расположенный или работающий в помещениях нижней палубы.
НСС – взыскание, неполное служебное соответствие. За ним следует снятие с должности.
Обрез – любая металлическая ёмкость для жидкости (оцинкованное ведро, таз, кастрюля).
Отбой, отбиться – отход ко сну.
Перехаживать звание — носить воинское звание свыше положенного срока по каким-либо причинам.
Пиджак – офицер, не имеющий классического военного образования, получивший воинское звание экстерном или по окончании гражданского института с военной кафедрой. Из пиджаков — те, кто остался служить офицером после окончания необходимого срока дальше.
Песочная медаль – она же « Медаль за песок» — медаль за выслугу лет, за 10, 15 и 20 лет безупречной службы соответственно по степеням.
Протабанить – пропустить, прозевать выгодный или удачный момент, упустить что-либо.
Раз – замена цифры «один». Например, форма номер раз, готовность номер раз, штормовая готовность раз.
Рогатые – специалисты ракетно-артиллерийской боевой части на надводном корабле. Возможно, из-за изображённых на «штатах» (нарукавных шевронах) скрещенных стволов орудий.
Салага – молодой, неопытный военнослужащий.
Секрет – секретчик, писарь секретного производства.
Система – военное училище, вуз.
Старлей – старший лейтенант.
Старпом – старший помощник командира.
Стенка – причал, пирс, место стоянки корабля у берега в базе.
Сход — редкий вид поощрения офицерского и мичманского состава, выражающийся в кратковременном свидании с семьей. Происходит по графику. Нарушается начальником с садистским удовольствием. Был бы вообще отменен, если бы не нужда Родины в следующих поколениях корабельных офицеров. Отрыв от служебных обязанностей. Помеха службе.
Сходная смена – смена офицеров, мичманов и т.д., которые имеют право после окончания этого рабочего дня, а также всех общих мероприятий сойти с корабля до назначенного времени. Это — при условии, что они успешно справились с заданиями командира, старпома, зама и своих командиров боевых частей и получили «добро».
Табанить – замедлять процесс. Стремиться «затормозить» прохождение документа, какой-то акции и т.д. Имеется в виду бодрое создание искусственных проблем на пути к прохождению чего-то нового и полезного. Особенно — для вас лично.
Тащ – товарищ, обращение матроса к старшему. Чтобы не допустить дальнейшего падения субординации, рекомендуется ответ, не меньший по строгости, чем: «Я вам не «тащ!»
Травить – давать слабину концу (веревке), рассказывать флотские байки, изрыгать пищу вследствие морской болезни (после водки блюют, во время качки — травят).
Травля – веселая дружеская беседа, не прерываемая начальством и проходящая в неформальной обстановке. В формальной обстановке является проявлением флотской демократии. Заразна, как чума, бесконечна, как Вселенная. Главное занятие в отсутствие начальства.
Тропичка – тропическая форма одежды, включающая в себя кепку, куртку и шорты, а также «тапочки с дырочками», т.е. легкие сандалии с множеством отверстий для вентиляции.
Тугрики – любые иностранные деньги.
Финик – финансист, офицер или мичман финансовой службы, или исполняющий обязанности внештатного специалиста фин-службы, получающий деньги в кассе и раздающий денежное довольствие на корабле.
Ходить – ходить, (плавать) в море. Сказать плавать — проявление дурного тона, моряку — как выстрел в ухо. Отсюда чаще произносится «дальний поход», чем дальнее плавание. Когда я по началу говорила мужу «Когда в море поплывете?», он отвечал: «Плавает г@вно, а мы ходим».
Химг@@дон – комплект резиновой одежды для химзащиты личного состава. Во время занятий — любимое мероприятие – загнать весь личный состав в химг@@дон и заставить выполнять свои обязанности. Вырабатывает выносливость. Способствует потовыделению ещё покруче сауны. Воспитывает жгучую ненависть к врагу и занятиям по общей подготовке.
ЦУ – 1) Целеуказание. Дать ЦУ — указать направление, поставить задачу, ориентировать. 2) Ценные указания начальника по выполнению поставленной задачи. В развитие ЦУ существует и ЕБЦУ — то есть ещё более ценные указания, от ещё более высокого начальника.
Чипок – чайная, Кафе на территории воинской части.
Швартоваться — пристать к пирсу и привязать корабль к нему с помощью швартова.
Шхера – (шв. skär) различные щели, узости, шире – укромные места, где можно хранить различные вещи и даже укрыться для неспешной беседы с товарищем по нелегкой морской службе.
Яшка, стоять на яшке — якорь, стоять на якоре.
Такие вот словечки употребляют в своей речи военные моряки.
Какие ещё словечки знаете? Делитесь!)
Если вам нравится, как я пишу для вас, то можете поставить лайк (в правом нижнем углу странички). Для вас это — один клик мышкой, а для меня — море вдохновения! Я ценю вашу поддержку 🙂
Также мои новые публикации вы можете отслеживать на моей страничке в Инстаграм . Буду рада новым читателям!
Источник