Меню

Арзамасская область как называется сейчас

Арзамас 16 — Закрытые города СССР

Всем известно о том, что первое применение атомного оружия было совершено американцами и целями стали японские города Хиросима и Нагасаки. После этого факта – стал вопрос о создании первой советской атомной бомбы. Проект по созданию последней назывался КБ-11, а инфраструктура для разработки бомбы решили построить на месте посёлка Саров, который позже, носил наименование Арзамас-16. Арзамас-16 имел и другие названия: Кремлёв, Арзамас-75, Горький-130.

Закрытый город Арзамас-16 был построен на границе Горьковской области и Мордовской АССР. Учитывая разработку проекта такой большой важности, в кратчайшие сроки этот ЗАТО получил режим усиленной охраны. Помимо режима, городок получил периметр с двумя рядами колючей проволоки и контрольно-следовую полосу между ними.

Вплоть до середины 1950 годов, всё население городка жило в обстановке чрезвычайной секретности. Все работающие над КБ-11, были лишены права выходить с территории города даже во время отпуска. Такой же запрет распространялся на семьи всех работающих над проектом. Исключением были лишь командировки.

Со временем, когда город расширился, его жители получили возможность выезжать на специальном автобусе в областной центр. Помимо того, жители Арзамаса-16 получили возможность приглашать к себе в гости родственников, но лишь после получения родственниками специального пропуска. Следует отметить, что именно жители Арзамаса-16, как никто другой знали, что такое настоящий социализм.

Зарплата всегда выплачивалась вовремя – никаких задержек на объекте государственной важности! Средняя зарплата в Арзамасе-16 составляла не много не мало – 200 рублей. Магазины был забиты дефицитным товаром: десятки сортов колбас, сыров, красная и чёрная икра, другие деликатесы. Жители соседних городов и посёлков даже не могли мечтать о всём том, что имели жители Арзамаса-16. Единственное, о чём точно никто не мечтал – так это контрольно-пропускной режим J

Сейчас, на месте Арзамаса-16 находится ядерный центр Саров, который, как и его предшественник остаётся закрытым городом…

Читайте о других закрытых городах и многом другом в моём блоге!

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!

Источник

Странный город Арзамас

Есть города, которым судьба уготовила роль города-транзита. Так, например, Вязьма — транзит между Москвой и Смоленском, через него все еду, но мало кто задерживается. Аналогичная роль и у Арзамаса, который сейчас является стартовой площадкой на пути в Дивеево и получается, что туристы и паломники зачастую кроме вокзала в Арзамасе ничего не видят. А зря, ибо город очень даже заслуживает внимания.

Впервые город Арзамас упомянут в 1552 году, когда царь Иван Грозный во время третьего похода на Казань приказал заложить на присоединенных мордовских территориях кремль. Официальной же датой основания принято считать 1578 год, именно к этому времени относятся дошедшие до нас исторические документы, в которых Арзамас упоминается как крепость и административный центр большого уезда.

О происхождении названия города есть несколько версий. По наиболее популярной название города изначально звучало как Эрзямас и происходит от мокшанского слова эрзя «мордвин-эрзянин» . Также существуют версии, что название города производится от имени двух мордвинов ( Арзая и Масая ), оказавших Ивану Грозному услугу и что название «Арзамас» образуется из двух слов — «Эрзя» и «Маз» — что означает красивое (главное) поселение мордовского племени Эрзя .

В течении многих лет Арзамас жил и развивался как торгово-ремесленный город, застраиваясь особняками богатых купцов и красивыми белокаменными церквями, что придавало городу особый неповторимый облик.

«Город 33 церквей» — так называют Арзамас, поскольку к началу XIX века в нем было 33 храма и 4 монастыря, к сожалению не все они дожили до наших дней.

Ну оставим историю и погуляем по Арзамасу сегодняшнему. Город можно разделить на две условные части — историческую и современную. Историческая часть Арзамаса очень компактная, практически все достопримечательности расположены не далее километра от Соборной площади.

Мое первое удивление от Арзамаса — красивейшая площадь, место, которое могло бы стать основной туристической точкой города сейчас используется как парковка для машин, тут же автобусные остановки и ни одного нормального безопасного перехода. Если хочется сделать фотографию собора или монастыря, то приходится лавировать между машин и пытаться не попасть под колеса. Да и вид собора с автобусами как-то не самый лучший. Говорят, что в скором времени эта площадь станет пешеходной и весь транспорт с нее уберут, по-моему это очень здравое решение, главное- что бы оно осуществилось.

Читайте также:  Как называется речной порог

Воскресенский собор построен в честь победы в войне с Наполеоном 1812 года. Из-за финансовых проблем строительство собора затянулось аж на 28 лет ( с 1814 по 1842 гг). В советское время эту красоту хотели взорвать, но жители города смогли его отстоять, тем самым сохранив его и до наших дней. Для посещения собор открыт только летом.

Рядом с Воскресенским собором стоит церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник», построенная в 1794 году. С разрешения можно подняться на колокольню, нам к сожалению это не удалось, с которой открываются прекрасные виды на достопримечательности города.

Еще одна интересная локация Соборной площади — женский Свято-Николаевский монастырь, основанный при Иване Грозном, около 1580 года. Изначально монастырь был деревянным и несколько раз полностью погибал в пожарах. В 1683 году была построена первая каменная церковь Св. Николая, позже, в 1811 — церковь Богоявления Господня. При монастыре была богадельня, приют для девочек-сирот, школа для насельниц обители. В начале 20 в. в монастыре действовали живописная, белошвейная, золошвейная, башмачная, вязальная и др. мастерские.

При советской власти монастырь был закрыт, а с 1994 года в нем возрождена монашеская жизнь.

Рядом с Соборной площадью расположена площадь Сергия Старогородского, до 2017 года называвшаяся Благовещенской, в честь ее доминанты — церкви Благовещения Пресвятой Богородицы ( 1775-1778 гг). Рядом с ней стоит часовня Спаса Нерукотворного образа ( 1861 г), принадлежавшая когда-то Спасо-Преображенскому монастырю.

За годы Советской власти Благовещенская церковь была сильно испорчена и лишь сейчас с большим трудом удалось вернуть ей первоначальный облик.

От церквей и монастырей перейдем к архитектуре городской.

Здание городского магистрата, расположенное на Соборной площади. Построенное на заграничный лад здание было предназначено для магистрата, введенного в России Петром I. Это здание уникально вдвойне: во-первых это единственный сохранившийся в России магистрат Петровской эпохи, во-вторых оно ни разу не перестраивалось с момента постройки, т.е. именно так оно и выглядело 300 лет назад.

Сейчас здесь музей Русского Патриашества.

Вообще Арзамас поразил своей городской архитектурой, в центре города практически каждый дом можно подолгу разглядывать, жаль только, что многие дома сильно нуждаются в бережной реставрации.

Дом Белянинова, памятник архитектуры XVIII-XIX вв

Улица Гостиный ряд. Первые торговые лавки здесь появились еще в 18 веке, но сильный пожар уничтожил их, вместе с большей частью города. Через год после пожара гостиные ряды стали восстанавливать, строя вместо деревянных лавок каменные. До наших дней сохранились самые ранние постройки Гостиных рядов. И эта улица могла бы стать очень привлекательной для туристов, если бы не обилие разномастной рекламы, под которой практически невозможно увидеть всю красоту этих домов и не обшарпанность зданий, которые явно заслуживают более уважительного к ним отношения.

Источник

Арзамас — этимология

Иоанн основал Донков, Епифань, Венев, Чернь,
Кокшажск, Тетюши, Алатырь, Арзамас
Н. М. Карамзин.
История государства Российского: Том 9 (1816-1820)

1) Краткая история города

а) Город Арзамас основан как крепость по указанию Ивана Грозного в 1552 году, на реке Теша, во время третьего похода на Казань. Часть войска: Сторожевой полк, Левой руки полк и Государев полк следовали через Муром в направлении на Арзамас (основан позже в 1578 г.), к реке Сура и далее к устью реки Алатырь. Главным ориентиром движения войск служила река Тёша, сведений о существовании в это время города Арзамаса — нет.
Русские войска в последних походах на Казань блокировали левый и правый берег Волги, населению этих территорий предлагали освобождение от налогов на три года, если они перейдут под покровительство русского царя.
В XVII века Арзамас важный транзитный пункт на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. Спасо-Преображенский мужской монастырь, в центре города Арзамаса, основан в 1555 г.

* Арзамаская засека, см. ст. А.А. Инжутов. «За засекою у рву»;

б) Река Теша — этимология

* А. П. Гайдар. Школа (1929): «Под горою текла речонка Теша. Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеских обители».

Читайте также:  Как называются медицинские приборы

Тёша — средняя река в Нижегородской области России, правый приток Оки, длина 311 км, ширина от 10 до 50 метров. Несудоходная, в XIX веке судоходна в устье, сплавная, течение слабо-умеренное (0,3-0,4), глубины 2-5 м. В пойме имеются минеральные источники с сульфатное-кальциевыми и сероводородными водами, вода чистая, дно преимущественно песчано-каменистое. Гидроним не истолкован, этимологии нет.

* Книга Большому Чертежу 1627 г. Дополнения Тобольской редакции (сп. Љ 2259Ш71)

«Ока река вытекла ис Чистого поля от Раковых колков, а в Оку пала река Теша, а против Теши пала Ушна река. От Мурома 120 верст на Теши город Арзамас».

*Русск. ТЁША = Т.Ш. = без гласных, наоборот Ш.Т. = иврит Ш.Т., ШАТА пить, выпивать; т.е. река, имеющая чистую воду, пригодную для питья человеку и животному — ПИТЬЕВАЯ.
Гидроним указывает на питьевое состояние воды в реке, возникшее по специфическим гидрологическим особенностям местности: песчаные берега и дно, минеральные и подземные источники, отсутствие крупных болотных массивов, слабым течением и т.д. В XVII-XVIII веке в связи развитием кожевенного производства вода перестала быть пригодной для питья (ЕЭСБ/Арзамас).

* Надо отметить, повесть «Казанская история» сообщает, что лето во время похода Ивана Грозного 1552 г. выдалось жарким, дождей не было: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5148
«И была теперь степь пустынная и труднопроходимая. . Много же людей поумирало от солнечного жара и от безводья, ибо все овраги и болота пересохли и не текли обычным путем небольшие степные речки, лишь в больших реках и глубоких омутах сохранилось немного воды, но и ту за один час досуха вычерпали: кто сосудами, кто ковшами, кто котлами, а кто и пригоршнями, отталкивая друг друга, побивая и давя, не жалея ни отец сына, ни сын отца, ни брат брата. Другие же лизали росу и таким образом с трудом утоляли жажду».

2) Применение топонима в старорусской литературе

* Духовная грамота царя Ивана Васильевича, июнь-август 1572 г.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm
Да сына же своего Ивана благославляю великим княжеством Нижегородским, даю ему Новгород Нижней с волостями… А что к тем городам аз сажал детей боярских на диком поле, а те земли все сыну же моему Ивану, а вотчиникам владеть своим. Да город Арзамас с мордвами и черемисою, со всем, по тому, как было при мне. ».

* Сказки нижегородских дворян о службе в 1606–10 гг (1628)
побили и языки многие поимали, и Арзамас город взяли, и воевод живых. ».

* Челобитная М. М. и А. М. Вельяминовых с просьбой не отписывать у них вновь расчищенные земли (1647)
сослався, стали писать к бояром».

3) Обобщение и вывод

а) Существующая этимология

* Произвольное истолкование
Название «Арзамас» произошло в результате соединения мордовских слов ЭРЗЯ, названия мордовского племени, и «МАЗЫ» — красное, красивое. Таким образом, «Арзамас» можно перевести как «Красивое место Эрзя». (. )

* Мифологическое истолкование
Эрзя и Маза — имена братьев, управлявших этим поселением. Они участвовали в походе Ивана Грозного на Казань и постройке арзамасской крепости и были окрещены Александром и Михаилом. Наиболее вероятно происхождение названия от морд. трад. мужск. имени Орзамас (Эрзя Красивый), имевшего широкое распространение. (. )

* Примечание. Википедия/Эрзя
«Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин; ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 г. Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани (Рашид ат-Табиб — «врач Рашид») — происходил из еврейской семьи, государственный деятель, ученый, врач, казнен в 1318 г.».

б) Спасо-Преображенский мужской монастырь Арзамаса, основан в 1555 г., крещения мордвы началось в XVI веке и продолжалось до XVIII века, известно Терюшевское восстание 1743 г. направленное против насильственной христианизации. Московское государство стало осваивать эти земли в XVI в., в XIX веке на берегах реки Тёша находилось около 20 малых сёл и деревень, плотность населения небольшая; наличие поселения на месте Арзамаса до XVI века археологией не подтверждается.

Из документов XVI-XVII веков следует, что лесо-степная и овражистая территория Арзамасского уезда была слабо заселена, Дикая степь, Военная граница между Московской Русью и Казанским ханством. После закрепления и заселения русскими примерно к середине XVI века, на этой местности были образованы новые поселения, в том числе был основан и острог (крепость) Арзамас, который выделился как важный транзитный, религиозный, финансово-торговый и административный центр.

Читайте также:  Как называется одна шестидесятая доля минуты

Вывод
Маловероятно, что топоним связан с языком местного населения (эрзя, мокшанским), т. к. на период Казанских войн население было пестрым и незначительным, исповедовали ислам или язычество.
Мы можем выделить несколько предполагаемых значений топонима Арзамас применительно к языку иврит (сакральный язык иудеохристианства), эти территории в VIII-X вв. контролировались Хазарским каганатом (гос. язык иврит, религия — иудаизм).

* Военно-административный и налоговый центр осваиваемой степной территории — земля, страна, племенная территория; налогооблагаемая земля.
* Указание на природно-географические особенности территории, отсутствие достаточных водных источников — маловодная земля.
* Транзитная, вспомогательная территория, через которую и на которой действовали русские войска в ходе Казанских походов 1545-1552 гг.

Целесообразно рассмотреть топоним в связи библейским лексиконом и образами.

4) Терминология иврита

Приведем топоним в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни очевидно составного слова — АРЗАМАС = АРЗ+А связка слова+ МАС. У нас моментально появляются корни иврита связанные с социальной деятельностью человека на земле (территории).

а) А.Р.З. = ивр. без огласовок — Алеф, Реш, Цади, с огласовками ЕРЕЦ земля, страна, район племени, область (земля делится на фрагменты по племенам и народам). АРЦИ общегосударственный, земной.
Источник, см. стронг иврита 776, ЕРЕЦ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/776.html

* Традиционная передача ивр. буквы Цади на русский язык — С,З, Т, Ц.
См. ст. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный; лингвисты XIX века выяснили, что еврейскую букву ЦАДИ (Ц) на русский язык передавали русскими буквами — С, З (Назарет-Нацарет), Т, Ц.

б) МАС
* МАСА = М.С. = ивр. М.С., МАСА; отшествие, снятие (лагеря, снятие станов), выезд, путешествие, этап путешествия, переход, кампания.
Источник, см. стронг ивр. 4550, МАСА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4550.html

* МАС = М.С. = ивр. МАС дань.
Источник, см. стронг ивр. 4522, МАС; https://bibliaparalela.com/hebrew/4522.htm

в) МАССА — место в пустыне где израильтяне взбунтовались по причине отсутствия питьевой воды.
Библейская энциклопедия Брокгауза
из Египта дал роптавшему народу воду, изведя её из скалы (Исход 17:1-7; Пс. 94:8). Это событие упоминается в Библии неоднократно, при этом местность иногда именуется просто Масса (Втор.6:16; 9:22) или Мерива.

Как полагает автор работы, наиболее стабильным элементами в составном слове АРЗ+А+МАС являются слова-понятия ЗЕМЛЯ + ДАНЬ, т. е. узаконенные на этой территории (земле) фискальное-налоговые отношения.

АРЗАМАС = АРЗ+А связка слова+МАС = ивр. Алеф, Реш, Цади, с огласовками Е.Р.Ц, ЕРЕЦ земля, страна, район племени, область (земля делится на фрагменты по племенам и народам) + МАС дань; т. е. налогооблагаемая земля.

Территория, где выполнено необходимое условие государственности — налогообложение. Любое государство имеет в своей основе религиозную идею (идеологию) и механизм налогообложения, обеспечивающий эту идею-идеологию материально.

б) Библейский образ

* Исаия 6:12: «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле (ЕРЕЦ)».

* Второзаконие 10:11(Господь — Моисею): «и сказал мне Господь: встань, пойди в путь (МАСА) пред народом сим; пусть они пойдут и овладеют землею, которую Я клялся отцам их дать им».
Числа 10:28: «Вот порядок шествия (МАСА) сынов Израилевых по ополчениям их».
Бытие 13:3: «И продолжал он переходы (МАСА) свои от юга до Вефиля, до места, где был шатер его между Вефилем и между Гаем».

* Притчи 12:24: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (МАС)».
Бытие 49:15: « увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани (МАС).

Таким образом, используя библейский иврит мы смогли найти содержание топонима Арзамас, возникновение этого имени связано с освоением территории Дикой, Военной границы, русскими поселенцами в начале XVI века, появились хозяйственные деятели — появился предмет налогообложения.
Топоним очевидно связан с культурно религиозной деятельностью русской Православной Церкви, судя по историческим вехам — Спасо-Преображенский мужской монастырь Арзамаса основан в 1555 г., а сам город в 1578 году.

Источник

Adblock
detector