Меню

Авиационное топливо как называется

Авиационное топливо

Авиационное топливо — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения теплов

Авиационное топливо — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания).

Делится на 2 типа — авиационный бензин и керосин.

Бензин применяются, как правило, в поршневых двигателях, керосин — в турбореактивных.

Также известны разработки дизельных поршневых авиационных моторов, которые использовали дизельное топливо, а в настоящее время — керосин.

На данный момент из-за прогрессирующего дефицита нефти ищутся способы для замены нефтяного авиационного топлива, в том числе рассматриваются варианты топлив: синтетическое, криогенное (включая жидкий водород), криогенное метановое топливо (КМТ) и другие.

Любой авиационный двигатель рассчитывается под определенный тип (сорт) топлива, на котором он выдает требуемые параметры по мощности, приемистости, надежности, ресурсу, и рекомендуемые аналоги топлива, на которых допускается, как правило, ограниченная эксплуатация, с потерей ряда характеристик двигателя.

Авиационный бензин

Основная область применения авиационного бензина — топливо высоконагруженных поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Основной способ производства авиационного бензина — прямая перегонка нефти, каталитического крекинга или риформинга без добавки или с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и различных присадок.

Для авиабензина основными показателями качества являются:

— детонационная стойкость (определяет пригодность бензина к применению в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси без возникновения детонационного сгорания);

— фракционный состав (говорит об испаряемости бензина, что необходимо для определения его способности к образованию рабочей топливовоздушной смеси; характеризуется диапазонами температур выкипания (40-180(°)С) и давлений насыщенных паров (29-48 кПа));

— химическая стабильность (способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении).

Классификация авиационного бензина основывается на их антидетонационных свойствах, выраженных в октановых числах и в единицах сортности.

Сорта советского авиационного бензина ранее маркировались по системе: буква Б и через дефис — цифра, обозначающая октановое число.

Как пример, в СССР в 1950 х гг. выпускались авиационные бензины — Б-59, Б-70, Б-74, Б-78б и Б-78г, причем 2 последних несколько различались по химическому составу, что обозначали литеры после цифры: б — это из бакинских месторождений нефти, а г — из грозненских.

В дальнейшем для повышения октанового числа в бензин вводилась антидетонационная присадка:

— продукт Р-9 (тетраэтилсвинец — 55%, бромистый этил — 35%, монохлорнафталин — 10%, красный краситель);

— продукт В-20 (тетраэтилсвинец — 55%, бромистый этил — 35%, дихлорэтан — 10%, синий краситель);

Присадка добавлялось по объёму от 1 до 4 см 3 /литр.

Бензин с присадкой имел маркировку:

— на основе Б-59: 1Б-59(73), 2Б-59(78), 3Б-59(81), 4Б-59(82)

— на основе Б-70: 1Б-70(80), 2Б-70(85), 3Б-70(87), 4Б-70(88)

— на основе Б-74: 1Б-74(85), 2Б-74(88), 3Б-74(90), 4Б-74(92)

— на основе Б-78: 1Б-78(87), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95)

— где цифра перед буквой Б означает объём количества присадки в см3 на литр бензина. В скобках число показывает итоговое октановое число смеси бензина с присадкой.

Также готовились топливные смеси, с добавлением в бензин бензолов и изооктанов, с октановым числом 95:

Смесь №1: 60% Б-70, 20% изооктана и 20% неогексана.

Смесь №2: 60% Б-70, 20% алкилбензола и 20% неогексана.

Смесь №3: 60% Б-70, 32% изооктана и 8% изопентана.

С распространением турбореактивных двигателей производство авиационного бензина было значительно сокращено.

К концу 20 го века в производстве оставались этилированный бензин Б-91/115 и Б-95/130, которые маркируются по ГОСТ 1012-72 через дробь: в числителе — октановое число или сортность на бедной смеси, в знаменателе — сортность на богатой смеси.

Затем производство этого бензина в России было полностью прекращено, а парк легкомоторной авиации начал использовать автомобильный бензин АИ-95 или импортный бензин AVGAS 100LL (с осени 2016 года 100LL производится в РФ по ГОСТ Р 55493-2013).

Также осталось производство бензина Б-70, который долгое время применялся в качестве горючего для турбостартеров двигателей самолётов типа Ту-16, Ту-22, МиГ-21 и ряда др.

В настоящее время этот бензин в основном применяется при техническом обслуживании техники в качестве растворителя.

Реактивное топливо

Керосин — фракция нефти, выкипающая в основном в интервале температур 200-300°С

Реактивное топливо, топливо для авиационных реактивных двигателей — это как правило, керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей.

В настоящее время прямоперегонного авиационного топлива мало, широко применяется гидроочистка и добавка присадок.

Керосин применяется для бытовых целей как печное и моторное топливо, растворитель лаков и красок.

Реактивное топливо применяется в качестве горючего для газотурбинных двигателей самолётов и вертолётов гражданской и военной авиации, и кроме того, топливо на борту воздушного судна также может использоваться в качестве теплоносителя или хладагента (топливно-воздушные и топливно-масляные радиаторы), и в качестве рабочей жидкости гидросистем (например, управление сечением реактивного сопла двигателя).

Читайте также:  Когда люди думают одинаково как это называется

Также реактивное топливо широко применяются как растворитель при техническом обслуживании воздушных судов, при очистке от загрязнений ручным либо машинным способом (например, в ультразвуковой установке для очистки фильтров в качестве рабочей жидкости применяется авиакеросин).

Авиационное реактивное топливо проходит в общей сложности до 8 ступеней контроля качества, а в Российской Федерации, кроме того, и приемку военным представителем.

Реактивное топливо вырабатывается в основном из среднедистиллятных фракций нефти, выкипающих при температуре 140-280 С° (лигроино-керосиновых).

Широкофракционные сорта реактивного топлива изготовляются с вовлечением в переработку бензиновых фракций нефти.

Для получения некоторых сортов реактивных топлив (Т-8В, Т-6) в качестве сырья применяются вакуумный газойль и продукты вторичной переработки нефти.

Кроме углеводородов в реактивном топливе в незначительных количествах присутствуют сернистые, кислородные, азотистые, металлорганические соединения и смолистые вещества.

Их содержание в реактивных топливах Регламентируется стандартами.

В России и странах СНГ, эксплуатирующих советскую авиатехнику, используются следующие типы авиационного топлива:

— ТС-1 в РФ производится по ГОСТ 10227-86 с изм. 1-6. — прямогонная фракция 150-250 С°, либо смесь прямогонных и гидроочищенных фракций (основным ограничением является содержание общей серы и меркаптановой не более 0,2 % и 0,003 %).

Самый массовый вид авиационного топлива на территории РФ и постсоветском пространстве, предназначенный для всех старых типов турбовинтовых и дозвуковых турбореактивных двигателей, также на нём эксплуатируются самолёты зарубежных производителей.

По своим характеристикам и области применения примерно соответствует зарубежному керосину Jet-A.

Является резервным по отношению к топливу РТ.

— РТ — высококачественное топливо, нефтяная фракция 135-280 С° с полной гидроочисткой.

Содержание серы: общей — 0,1 %, меркаптановой — 0,001 %.

В связи с гидрокрекингом топливо «сухое», то есть имеет низкие смазывающие свойства.

В процессе производства в него вводятся антиокислительная и антиизносная присадки.

Предназначено для турбореактивных дозвуковых и некоторых сверхзвуковых самолётов (Су-27, Ту-22М3 и др.), а также в качестве резерва топлива ТС-1.

Зарубежных аналогов для данного топлива нет.

-Т-6 и Т-8В — термостойкое реактивное топливо для двигателей некоторых сверхзвуковых самолетов (например, МиГ-25).

Производятся по очень сложной технологии с гидроочисткой и введением присадок.

Это топливо производятся только для нужд Министерства обороны РФ.

Источник

Почему в авиации используется керосин? Причины, фото и видео

Ежедневно тысячи самолётов отправляются в пункты следования на пяти континентах. Немногие задумываются о том, как осуществляется техническое обеспечение полёта. Попробуем выяснить, почему именно этому виду топлива отдаётся предпочтение при заправке современных летательных аппаратов, и чем он отличается от бензина

Что такое авиационное топливо?

Топливом для использования в авиационной отрасли называется горючее вещество, предназначенное для подачи в смеси с воздухом в камеру сгорания самолётного двигателя. Цель – получение тепловой энергии, которая выделяется в момент окисления смеси кислородом, то есть сгорания. Топливо, заливаемое в кессонные баки летательных аппаратов, делится на два вида.

Авиационный бензин

Данный вид топлива получается с помощью прямой перегонки, риформинга или каталитического крекинга. Основными физико-химическими показателями авиабензина являются:

  • стойкость к детонации;
  • химическая стабильность;
  • фракционный состав.

Для бензина характерными являются высокая испаряемость и пригодность к образованию необходимых для текущих условий полёта топливо-воздушных смесей.

Данный вид горючей смеси применяется для сжигания в поршневых двигателях внутреннего сгорания. Самолёты с такими моторами летают на небольшие расстояния на местных авиалиниях, используются для проведения демонстрационных полётов и авиашоу. Наиболее популярными в российской малой авиации считались марки этилированного бензина для нормальных и обеднённых смесей, разработанные к последней четверти прошлого века – Б91/115 и Б95/130. Сегодня парк малой авиации полностью заправляется обычным бензином АИ-95, либо импортным топливом AVGAS 100LL.

Авиационный керосин

Для сжигания в камере сгорания турбореактивного самолётного двигателя обычный бензин не годится. В поршневых двигателях используется эффект резкого воспламенения бензиновоздушной смеси для создания толчка на головке цилиндра. Совсем иной принцип используется в реактивных двигателях. Здесь важно, чтобы горение было плавным. Именно это и обеспечивает сжигаемый авиационный керосин.

Для заливки в кессоны реактивных самолётов используется топливо, которое получают из среднедистиллятной керосиновой фракции нефти с температурой выкипания 150-280°С. 96-98% состава авиационного керосина – это нафтеновые, парафиновые и ароматические углеводороды. Остальная доля в составе – за смолами, азотистыми и металлоорганическими соединениями.

Отличие керосина от бензина

Способ получения авиационного керосина – прямая перегонка малосернистой и сернистой нефти. Для улучшения физико-химических свойств керосина применяются различные присадки и гидроочистка. Керосин имеет ряд преимуществ перед бензином:

  • высокий показатель теплоты сгорания (как массовой, так и объёмной);
  • низкая испаряемость;
  • меньшая температура замерзания;
  • небольшая кинематическая вязкость.
  • Кроме того, керосин менее пожароопасен, чем бензин.

Существенный плюс в использовании керосина – широта применения. Кроме топлива для реактивных силовых установок, он используется на борту как хладагент или теплоноситель для радиаторов. Для управления сечением сопла двигателя используется гидросистема, рабочей жидкостью в которой также может быть керосин. Излишне напоминать, что данный вид топлива – прекрасный растворитель. Это крайне важно при организации процесса технического обслуживания реактивных авиадвигателей.

Читайте также:  Lmfao саксофон как называется песня

Номенклатура керосинов для реактивных двигателей

В России и других странах бывшего СССР традиционно используются несколько видов топлива.

Согласно ГОСТ 10227-86 данный тип керосина (резерв РТ) является прямогонной фракцией, либо смесью таковой с гидроочищенными фракциями. Основное ограничение – суммарное содержание серы не должно превышать 0,2% (в том числе, меркаптановой – не более 0,003%). ТС-1 заправляется в кессоны дозвуковых реактивных двигателей. По своим физико-химическим свойствам этот керосин очень напоминает популярную зарубежную марку топлива Jet-A.

Т-6 и Т-8

Термостойкий керосин этих марок производится нефтеперегонными предприятиями исключительно для использования ВКС РФ в некоторых типах сверхзвуковых машин. Топливо отличается очень высоким качеством, так как перегоняется с полной гидроочисткой и введением улучшающих присадок.

Данный тип топлива (резерв ТС-1) представляет собой высокоочищенную прямогонную фракцию с температурой выкипания 135—280 С°. Содержание общей серы не превышает 0,1%. Топливо обладает смазывающими свойствами в связи с тем, что добывается методом гидрокрекинга, и является «сухим». Сфера применения – военная авиация. Аналогов среди зарубежных марок у данного керосина нет.

Для улучшения характеристик керосина используются различные типы присадок:

  • антистатическими;
  • противоизносными;
  • противодокристаллизационными.
  • антиокислительными.

Главной целью их применения является сохранение физико-химических свойств авиационного керосина на всём маршруте полёта в зимний период и в сложных метеорологических условиях.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Авиационные топливные термины, которые необходимо знать при планировании деловой поездки

Во время активной фазы поездки вы должны избегать задержек и проблем с пополнением запасов топлива. Основной способ, увеличивающий шансы на беспроблемную работу, – быть в стадии максимальной подготовленности. Для этого важно знать всю терминологию, связанную с топливом, а также любые местные проблемы или процедурные различия в иностранных аэропортах. Минимизация вероятности задержек заправки топливом лучше всего достигается путем повторного подтверждения отгрузки, знания, в какой части поля проводится заправка, и наличием корректной документации. Работа со сторонним поставщиком или местным оператором наземного обслуживания поможет обеспечить гладкость процесса заправки частного самолета с точки зрения ценообразования, своевременной загрузки и сопутствующих услуг.

Знайте общую терминологию пополнения запасов топлива

– Авиационная топливная карта. Карта, выданная в рамках авиационной топливной программы, предъявляемая держателем карты в пункте продажи топливному агенту. Некоторые карты используются для оплаты, в то время как другие позволяют получить скидку от объявленной стоимости или подтвердить членство в топливной программе (в зависимости от программы).

– Программа авиационных топливных карт. Программы авиационных топливных карт сильно различаются, но общей ценностью среди них является предложение последовательных, надежных услуг поставщиков и снижение цен по сравнению со стандартными, объявленными ценами на топливо через предварительно согласованную сеть поставщиков (например, операторов бизнес авиации и других поставщиков).

– Контрактная топливная программа. Качественные программы ценообразования на топливо, помогающие авиаперевозчикам снизить эксплуатационные расходы, в основном используемые при поездках вдали от дома. Контрактные топливные программы предлагают авиаперевозчикам более низкую, чем розничная, стоимость топлива, а также возвращают стоимость обслуживания в терминале или у оператора наземного обслуживания за счет маркетинга и услуг, предоставляемых расширенной клиентской базе.

– Откачивание топлива. Покупатель может попросить продавца откачать горючее из баков частного самолета. Топливо утилизируется или хранится по договоренности сторон за счет покупателя. Продавец может взимать дополнительную плату за такие услуги и связанные с этим расходы на утилизацию.

– Топливный агент. Сотрудник компании-поставщика, который предоставляет / контролирует заправку воздушных судов клиентов.

– Оценка топлива. Приблизительная калькуляция расходов на топливо, исходя из местоположения, поставщика и количества галлонов / литров – данных, которые можно использовать, даже если первоначальная информация неполная или неопределенная. Оценка близка по своим характеристикам к фактическим данным, но не предназначена для выставления окончательных счетов.

– Топливохранилище. Место, где авиационное топливо хранится до выгрузки в топливные баки воздушных лайнеров. Система цистерн или гидранты транспортируют авиационное топливо из хранилища в частный самолет.

– Топливный гидрант. Топливозаправщики могут быть автономным бензовозом или грузовиком с гидрантом, либо тележкой. Система гидрантов может быть доступна в некоторых аэропортах, где самолет подключается непосредственно к центральной сети трубопроводов, которая обеспечивает подачу топлива к лайнерам. По сравнению с бензовозами у гидрантных систем есть существенное преимущество, так как грузовики должны периодически пополняться (а гидранты избавлены от таких временных потерь), кроме того, гидрантное топливо, как известно, обходится авиаперевозчикам дешевле. Однако время ожидания для заправки воздушного судна гидрантом, как правило, значительно больше, к тому же увеличивает риски буксировки и необходимости изменения положения воздушного судна.

– Топливные расценки. Контрактное соглашение между торговым посредником и клиентом. Это ожидаемая стоимость цен на топливо, включая налоги и сборы, исходя из местоположения, поставщика и объема топлива (количества галлонов / литров). Расценки могут варьироваться в зависимости от продавца ГСМ. Официальные ценники предназначены для выставления счетов или выписки счетов-фактур.

Читайте также:  Как правильно называются электрические столбы

– Бензовоз. Автономные транспортные средства, обычно вмещающие до 10 000 галлонов топлива, которые имеют свои собственные насосы, фильтры, шланги и другое оборудование для заправки частных самолетов.

– Пополнение запасов топлива. Действие по передаче топлива из грузовика или гидранта в воздушное судно утвержденным агентом.

– Топливо. Любой материал, который можно использовать для выработки энергии, чтобы производить механическую работу контролируемым образом. В данном тексте под топливом понимается авиационное топливо.

– Топливные инциденты. Любое отклонение от нормального / стандартного процесса заправки.

IATA. Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association) – торговая организация, представляющая авиационную отрасль. Здесь разрабатываются коммерческие стандарты для выставления счетов за топливо, среди прочего, чтобы упростить и повысить эффективность процесса. Код аэропорта IATA использует трехбуквенный код, обозначающий каждый аэропорт в мире на основе фонетики. Например, парижский аэропорт Шарль-де-Голль (Charles de Gaulle) по классификации IATA имеет кодировку CDG.

ICAO. Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization) – учреждение Организации Объединенных Наций, кодифицирует принципы и методы международной аэронавигации. Код аэропорта ИКАО использует четырехбуквенный код, обозначающий каждый аэропорт в мире в зависимости от местоположения. Так, тот же парижский аэропорт Шарль-де-Голль (Charles de Gaulle) по классификации ICAO имеет кодировку LFPG.

– Заправка. Фактическая операция по диспергированию топлива продавцом в баки частного самолета покупателя.

– Заправщик. Лицо или организация, выполняющие операцию пополнения запасов топлива.

– Заправка топливом сверху крыла. Заправка топливом сверху, также известная как гравитационная заправка, используется на многих типах частных самолетов. Заправка топливом сверху крыла аналогична заправке автомобиля: одно или несколько топливных отверстий открыты, и топливо закачивается с помощью обычного насоса.

– Некондиционное топливо. Топливо, определяемое как некондиционное, не соответствует спецификациям качества, изложенным в отраслевых соглашениях.

– Нехватка топлива. Нехватка топлива может возникнуть из-за того, что у продавца недостаточно горючего, чтобы удовлетворить требования всех своих покупателей. Для удовлетворения всех запросов поставщиком может использоваться метод распределения.

– Централизованная заправка топливом. Этот способ применяется на более крупных самолетах и ​​исключительно для реактивного топлива. Для централизованной заправки подсоединяется шланг высокого давления, и топливо закачивается при минимальном давлении 40 фунтов на квадратный дюйм (PSI), при этом максимальное давление не должно превышать 45 PSI.

– Заправочный талон. Документ, точно и четко определяющий дату заправки, время, регистрационный номер частного самолета, номер рейса, тип воздушного судна, описание продукта, показания счетчиков и количество отгруженного топлива в соответствии с обычной практикой Продавца. Также в заправочный талон может быть включена дополнительная информация, которую согласуют стороны.

Типы авиационного топлива различаются, поэтому важно знать, что необходимо вашему бизнес джету

– Авиационный керосин, Avgas. Высокооктановое топливо используется для самолетов и гоночных автомобилей. Термин Avgas является гибридом от авиационного бензина в отличие от mogas (автомобильный бензин), который является стандартным нефтяным спиртом, используемым в автомобилях. Avgas обычно используется в самолетах с поршневыми двигателями. Avgas обрабатывают синим красителем и распределяют из сопел диаметром 40 миллиметров (49 миллиметров в США). Отверстие в топливных баках самолета с поршневым двигателем не должно превышать 60 мм в диаметре.

– Авиационное биотопливо. Авиационное биотопливо также используется для авиации. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) поддерживает исследования, разработку и внедрение в повседневную практику водорослевого топлива. Цель ИАТА заключается в том, чтобы как можно больше ее членов использовали альтернативные виды топлива.

Jet A. Топливо на основе неэтилированного парафинового масла (Jet A-1). Это горючее похоже на дизельное топливо и может использоваться как в двигателях с воспламенением от сжатия, так и в турбинных двигателях. Реактивное топливо имеет прозрачный соломенный цвет и обычно используется в США.

Jet A-1. Керосиновое топливо для реактивных двигателей частных самолетов, широко доступное по всему миру, за исключением нескольких стран, которые используют другие виды топлива, такие как TS-1 или JP-8. Jet A-1 подходит для большинства самолетов с турбинным двигателем, имеет ту же температуру вспышки, что и Jet A (38°C), но максимум точки замерзания в Jet A-1 составляет -47°C.

Jet B. Реактивное топливо сродни нафта-керосину, которое используется для улучшения характеристик в холодную погоду. Однако более легкий состав Jet B делает его более опасным в обращении. По этой причине его редко используют, за исключением очень холодного климата. Он похож на дизельное топливо, имеет прозрачный соломенный цвет и может использоваться как в двигателях с воспламенением от сжатия, так и в турбинных двигателях частных самолетов.

Источник