Меню

Азбука для слепых как она называется

Как Луи Брайль придумал азбуку для слепых

4 января 1809 г. во Франции, в провинциальном Кувре в семье сапожника Симона Брайля родился сын. Его нарекли именем Луи. Судьба готовила его к тяжелым испытаниям, но он их с достоинством выдержал и приобрел всемирную славу.

Несчастный случай

Целыми днями малыш возился с кусочками кожи в мастерской отца. Они служили ему игрушками. В 3 года Луи попытался сделать дырку в одном из кусочков. Но детская ручонка неожиданно соскользнула и острие шила, которое не было идеально чистым от частичек кожи, угодило в глаз.

За два года инфекция распространилась и на другой глаз малыша. В пять лет Луи стал слепым. Какая судьба могла ожидать слепого? Нищета, голод, попрошайничество? Постепенно родители примирились с трагедией, но делали для развития сына все, что было в их силах.

Он научился плести бахрому и шить войлочные туфли. Три раза в неделю в дом приходил учитель и обучал Луи игре на скрипке. Отец сделал доску, куда вбил гвозди, которые повторяли очертания букв, и учил его читать. Мальчика отдали в обычную школу.

Любознательный ученик имел прекрасную память, все это и помогало Луи достичь отличных результатов по всем школьным дисциплинам. Учитель посоветовал родителям отправить его для получения дальнейшего образования, и в 10 лет он был принят в Париже в институт для незрячих.

Учебное заведение называлось Королевским, но классы располагалось в сырых и душных комнатах. Это было опасно для неокрепшего организма и много ребятишек, в т. ч. и Луи впоследствии пострадали от туберкулеза. Учеников здесь, кроме основных предметов, обучали игре на пианино и органе, умению вязать и ткать.

Главный упор был сделан на развитие тактильности. Такие занятия позволяли ученикам в дальнейшем самим зарабатывать себе на жизнь и не становиться обузой для родственников. А главное, они становились независимыми.

Здесь использовали учебные пособия с рельефно-линейным шрифтом. Но к сожалению, их было недостаточно, а по некоторым дисциплинам их не было. Брайль стал одним из лучших студентов.

В 1828 г. он окончил обучение и ему здесь же была предложена должность младшего учителя. Луи учил детей географии, истории, алгебре и музыке, а по выходным играл на органе в храме Сен-Николя де Шан.

«Ночная азбука»

В ту эпоху незрячих обучали при помощи так называемой «ночной азбуки». Ее изобрел в 1821 г. капитан Барбье де ля Серр. Ее использовали солдаты, когда донесения приходили ночью. Их записывали, прокалывая отверстия в картоне, а читали, прикасаясь пальцами, с другой стороны.

Дырочки располагались в 2 линии по 6 штук, и обозначали разные звуки. Подростку Луи азбука не нравилась. Там было много точек, но не было знаков препинания и нот. В ней нельзя было применить правила правописания. Но сама идея использовать выпуклые отверстия его заинтересовала.

Алфавит Брайля

Он проникся желанием создать новый удобный шрифт и работал над этой идеей все свободное время. Луи постоянно экспериментировал. Даже во время летних каникул, когда он приезжал навестить родных в Кувре, его видели сидящим у дороги. Он прокалывал иглой лист картона.

В 1824 г. 16-летнего Брайля словно осенило. Он создал алфавит из 63 комбинаций точек. Слепой может читать, водя кончиком пальца по этим точкам. Луи продолжил работу и добавил знаки препинания, цифры и ноты. Была опубликована подробная «инструкция» к работе со шрифтом.

В 1829 г. Брайль провел презентацию новой азбуки на совете руководства института, но совет посчитал его неудобным для зрячих учителей. Слепые люди добились повторного рассмотрения шрифта. Только после этого он был признан значительно удобнее, чем прежняя система.

Изобретение слепого стало эталоном. Доработанный вариант появился в 1837 г.

Де ля Серр, которого изводила зависть, начал всячески порочить его. Впоследствии было предпринято немало попыток заменить шрифт Брайля, то шрифтом Муна, то шрифтом, изобретенным в Нью-Йорке. Но, к счастью, все эти попытки были безуспешны.

Луи Брайль, со своей стороны, старался распространить азбуку для слепых в разных странах. Он учил музыке слепых по особым знакам записи нот.

Брайль умер 6 января 1852 г. Париже в 43 года. Первоначально похоронен на кладбище Кувра. Но в 1952 г. его прах перезахоронили в столичном Пантеоне. В доме, где прошло детство изобретателя, открыт музей.

Брайль не успел узнать о полном триумфе своего изобретения. В 1854 г. его научное открытие распространилось по всем европейским странам. Первая книга со шрифтом Брайля увидела свет в 1837 г. — это «История Франции».

Денис Оболенский

В России азбука для слепых появилась в 1885 г. Первым ее освоил Денис Оболенский, ослепший в 7 лет. Его отец — князь Оболенский полостью разорился, и ему пришлось служить в столичном ведомстве. Мать постоянно твердила, что когда Денис подрастет, то отправится в монастырь.

Уже в 10 лет мальчик понимал, что он никому не нужен. Но на его пути встретился студент-немец Руп, который много знал об известных слепых. Он рассказал мальчику о слепом учителе Иоганне Кни, о депутате в Бельгии Роденбахе, и о короле Георге V, который правил Ганновером.

Когда Руп вернулся домой, Дениса охватило отчаяние, он не хотел всю жизнь провести в монастыре. Дядя дал денег на поездку всей семьи. В 1857 г. они приехали в Гейдельберг и познакомились с мадам Сперлинг и ее дочерьми.

Читайте также:  Как называется укол перед наркозом

У этой женщины недавно умер слепой сын, и она, принимая близко к сердцу беду мальчика, выписала из Парижа «доску Брайля», а дочери учили мальчика чтению. Через 4 года Денис адаптировал знаки Брайля к русскому языку, а в 1870 г. усовершенствовал его.

Не пропустите видео с дополнительной информацией

😉 Поделитесь статьей в соц. сетях. Заходите на канал за новыми историями!

Источник

Для всех ли языков существует шрифт Брайля?

Интересует, существуют ли языки, В которых невозможно использовать рельефно-точечный шрифт Брайля, которым пользуются незрячие И слабовидящие люди?

С точки зрения иностранца: на какой язык (по произношению) похож русский язык?

Из славянских — больше всего на словацкий. То же смягчение согласных, похожие склонения, интонация. Почему не сербский? Слишком твёрдый и иной по звучанию. Почему не польский? Слишком шипящий. Почему не чешский? На тот повлиял немецкий и это отражается и в произношении.

Билингвы с рождения, расскажите, действительно ли вы свободно думаете на 2 языках? Или всё же один язык немножко иностранный?

Мои родители долго переживали, что я никак не могла нормально заговорить. Я мешала 2 языка в один, родители еле-еле меня понимали. Но со временем в моей голове всё улеглось, на каком языке с кем говорить. Это как кнопка «вкл/выкл». Это сложно объяснить.
Сейчас я говорю на 5 языках, и мои мысли это микс, который вообще никто не поймёт, если бы кто-нибудь решил мои мысли прочесть. Но в плане изучения иностранных языков, наверное, да, легче.

5 4 · Хороший ответ

Почему у китайцев настолько кривой и специфичный русский шрифт?

Лебедев на этот вопрос уже отвечал в Ководстве:

«Разгадка всегда была под носом. Все китайские шрифты уже установлены у нас на компьютере. И установлены очень давно, с начала 1990-х. Просто нам никогда не приходилось выбирать их из списка. А все знаки в этих шрифтах, которые не являются иероглифами, страшны, как смертный грех.

В одном шрифте несколько десятков тысяч иероглифов. Латиница и кириллица (включая все строчные и прописные буквы) вместе умещаются в пару сотен символов. «Синотайп» в самом начале своей деятельности вставил в свои шрифты эти знаки только в целях совместимости. Брать чужие шрифты было нельзя, денег у компании не было совсем, поэтому художники кое-как перерисовали Таймс и Гарамон, чтобы на месте европейского текста не было тофу.

Заказчики китайских шрифтов выросли в культуре, где шрифты представлены в сотнях и тысячах начертаний. Китайских шрифтов до сих пор всего пара десятков. Американцы не могли себе представить, что кто-то будет использовать технические символы для набора текста. А китайцам не приходило в голову использовать все разнообразие европейского дизайна каждый раз, когда нужна была латиница. Поэтому они продолжали работать в своих привычных пяти шрифтах, где знакомые нам символы так страшны.»

Как слепоглухонемых людей обучают общению? (жестовому языку и шрифту Брайля)

Давно задавался этим вопросом и пришёл к выводу, что подобные люди непригодны для общения, да и для жизни собственно. Он не видит, он не слышит, он не говорит, остаётся только чувствовать запахи и тактильные ощущения. На запахах и ощущениях кожи далеко не уедешь. Они и не думают.

Слепоглухонемое существо по сути дела является предметом обстановки, таким же как стол или диван. Стоит на нём посидеть, как он тут же прогибается под весом сидящего, отражая его седалище вмятиной в себе.

Такими же вмятинами и выпуклостями наполнено сознание слепоглухонемого с рождения ребёнка.

Увеличиваясь или уменьшаясь, выпуклости и вмятины, конечно же изменяют общий фон сознания несчастного ребёнка, но до самой смерти он, не услышав ни разу голоса своей матери, так и не научается отличать высокие процентные ставки от процентов страховой премии, а так же не понимает разницы между Лавровым и Керри — всё, чем живёт сознание современного человека.

Постоянно переживая тактильные ощущения, обоняя запахи окружения и вкус и объём полученной пищи, а так же прикосновения других человеческих существ, ребёнок, лишённый основных чувств со временем учится разным навыкам. например, самостоятельно есть, ходить на горшок, нюхать табак.

Приобретает навыки и умения. Может отличать мать от отца и родных от чужих. Проявляет эмоции, его родные постепенно учатся понимать значение выражений лица и пытаются интерпретировать гримасы в рамках своего миропонимания.

Постепенно, с возрастом, окружающим начинает казаться, что несчастный всё же может думать. Он хватает их за руки, отрыгивает, серет, разбрасыват вещи, почти как настоящий ребёнок. И окружающие, видя такое поведение, начинают присваивать этому слепоглухонемому ребёнку свои(!) мысли, отождествляя свои предположения, как бы мог думать на их месте другой человек.

Так и живут бедные существа, по сути не осознавая своей жизни никак, кроме как через желудок, нос и руки. Им, по сути недалеко ушедшим по своему развитию от горшка с цветком так никогда и не удастся по сути, подумать: «Чёрт возьми, неужели вся жизнь и пройдёт вот так — в походах за справками и мечте накопить миллион?»

Читайте также:  Как называется медицинский пояс

Источник

Система (азбука) Брайля для слепых: письмо и шрифты

Слепотой называют состояние, которое возникает вследствие полной потери зрения на оба глаза. Человек перестает не только видеть, но и ощущать свет. Это приводит к потере возможности ориентироваться в окружающем пространстве (бытовая слепота) и неспособности выполнять работу даже при помощи оптических приборов (профессиональная слепота).

Причины слепоты

Нарушение или полная потеря зрения, как правило, вызваны разными факторами. К ним относят внутриутробные заболевания и пороки развития плода, которые приводят к врожденной слепоте новорожденных. Потерю зрения у детей и взрослых до 50-ти лет обычно вызывают заболевания и травмы глаз. У лиц старшего возраста слепота нередко наступает вследствие сосудистых патологий органа зрения, возникновения глаукомы. В последнем случае, возвращению зрения способна помочь хирургическая пересадка роговицы.

Обучение и трудоустройство инвалидов

Даже имея физические ограничения, в России незрячие люди имеют возможность обучаться разным профессиям и проявлять себя на разных должностях. Их трудоустройство, является обязанностью Общества слепых, которое в том числе, ведет культурно-массовую и просветительскую работу в среде людей, имеющих ограничения по зрению. Административные центры Общества слепых находятся во всех крупных городах страны. На них же возложена обязанность обучения и профориентации слепых и слабовидящих граждан.

Получение среднего образования слабовидящими и слепыми детьми, в России является обязательным. При этом, обычные общеобразовательные школы принимают учеников с остаточным зрением. Для их обучения применяются лупы и увеличивающие устройства, а также прочие приемы дающие возможность ребенку усвоить учебный материал.

Детей со зрением менее 0,05 и совершенно слепых, берут в специализированные школы, где обучение проходит с применением наглядных пособий и методов преподавания, акцентированных на слух и осязание ребенка. Библиотеки для слабовидящих и незрячих укомплектованы аудио- и обычными изданиями, специальными таблички со шрифтом Брайля. Так в крупнейшем просветительском учреждении подобного типа, Российской государственной библиотеке для слепых, собраны специализированные пособия. К ним относятся не только вышеупомянутые издания, но и большая коллекция специальных рельефно-объемных моделей, позволяющих людям с ограничениями по зрению, получать тактильную информацию о разных объектах, ощупывая их.

Применение компьютерных электронных устройств

Альтернативой печатным изданиям для слабовидящих, сегодня стали аудиокниги. Они помогают узнавать о произведениях известных авторов, прослушивать их инсценировки и даже спектакли. Особый вклад в создание аудиокниг вносят волонтеры, создающие эти аудиокниги на специальных сайтах и распространяющие их среди широких масс. Сегодня разрабатывается и выпускается масса электронных устройств, помогающих при отсутствии зрение. Так новым, запатентованным средством кодировки и передачи сигнала стала модель визуально-замещающих устройств проекта «Тактильное виденье».

Работать с текстами инвалидам по зрению помогают специальные приспособления для электронных устройств — клавиатура со шрифтом Брайля и дисплей, имеющий генератор человеческой речи, помогающий считывать информацию с экрана. Все это делает жизнь незрячих людей более полноценной и насыщенной, помогает адаптироваться в социуме.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля представляет собой специальную систему для обучения незрячих чтению и письму. Она была разработана французом Луи Брайлем в 1824 году.

Будучи сыном сапожника Брайль потерял зрение в трехлетнем возрасте после ранения глаза шилом. В пятнадцать, он создал метод начертания букв и их чтения слепыми людьми, который в последствии назвали его именем. К его разработке, мальчика подтолкнуло знакомство с «ночным методом» — способом шифрования военных донесений, автором которого был капитан артиллерии Шарль Барбье.

Шрифт Брайля имел значительные отличия от типа линейного написания знаков, созданного Валентином Гаюи. Изучение его, помогает слепым людям научиться писать и читать. Данный метод, также развивает навыки правописания, грамматики, пунктуации. Позволяет незрячим и слабовидящим разбирать графики и сложные схемы.

Структура шрифта

Буквы шрифта Брайля изображаются посредством шести точек, разделенных на два столбца. Читают текст справа налево, и наоборот слева направо на следующей странице. Для восприятия шрифта Брайля существует определенная сложность. Она заключается в прочтении текста по обратной стороне листа используя выпуклости проколотых отметок. Точки имеют нумерацию, идущую по столбикам сверху вниз и читаются сперва с правой, после с левой стороны.

Как это происходит? В верхнем правом углу помещается точка 1. Под ней помещается 2. В нижнем правом углу расположена 3. Вверху слева — 4, под ней внизу — 5, в нижнем левом углу — 6. Когда-то, тифлопедагоги вносили предложение поменять местами цифры 1 и 3, однако, их предложение не поддержали. Позже, расширяя русский шрифт Брайля, была добавлена цифры: 7 под 3, а также 8 под 6. При этом, ячейка без прокола, также представляет собой определенный символ.

Издавна сложились определенные нормы размеров точек, расстояний между ними, расстояний между столбцами. Достаточная для распознавания минимальная высота отметки — 0,5 мм, промежутки между проколами составляют 2,5 мм. Расстояние между ячейками по горизонтали составляет 5 мм, по вертикали — 3,75 мм. Подобная структура дает возможность быстро и легко овладеть навыками чтения, на ощупь распознавая знаки. Печатные листы с текстами по Брайлю могут иметь разные форматы. Однако, традиционным для России, принято считать лист, включающий двадцать пять строчек, с тридцатью и тридцатью двумя символами в каждой. Общий размер листа, при этом, составляет 23х31 сантиметр.

Читайте также:  Как называются двойные двери открывающиеся в обе стороны

Для слепых людей, брайлевский рельефно-точечный шрифт – это единственный способ научиться читать и писать, получить достойное образование и дальнейшее трудоустройство.

Как работает система

Шрифт Брайля состоит из 63 информативных символов и 64-го пробела. В расширенной системе содержится 255 знаков. Кроме того, как и в обычной, в ней, присутствует пробел. В связи с тем, что общее число сочетаний точек ограничено, зачастую применяются многоклеточные символы, состоящие из нескольких знаков, с различными функциями. Могут применяться также и дополнительные символы – прописные и заглавные буквы, цифры. Каждое сочетание знаков может иметь до десяти значений и более.

Для нанесения на бумагу шрифта Брайля существуют определенные инструменты. По этой причине любые изменения в конфигурации, размере, форме и выделении букв невозможны. Для выделения символов принято применять специальные знаки, которые ставят перед заглавными или прописными буквами. Если применяются разные типы шрифтов, такие знаки устанавливают до и после слов и частей предложения, которые нужно выделить.

Для написания текста либо его части курсивом, их помещают между определенными отметками — условными тегами. При этом, прослеживается некое сходство с системой html, где также применяют теги.

Грамматические особенности

В плане построения предложений, шрифт Брайля тоже имеет характерные особенности — изменение некоторых грамматических норм. В этой связи, научившийся писать по этой системе незрячий человек («браилист»), станет допускать ошибки, работая на обычном компьютере. Так шрифт Брайля, отличен от обычного в следующем:

  • Прописная буква игнорируется;
  • Перед тире и после запятой пробел не ставится;
  • Промежуток, отделяющий знак номера от числа отсутствует;
  • Для схожих символов применяется одно обозначение (тире и дефис — один знак препинания).

Подобные грамматические «ляпы» для письма Брайля являются нормой. И незрячий человек станет их допускать, если не пройдет дополнительное обучение.

Значение символов

Различные сочетания точек в клетке воспроизводит при брайлевском письме различные буквенные, цифровые и музыкальные символы. Они могут применяться для написания иностранных букв и слов, компьютерных или математических символов и уравнений. Шрифт Брайля, является эффективным средством для развития навыков грамматики, пунктуации и правописания у незрячих людей. С помощью этой системы легко описывать графики и схемы, с трудом поддающиеся устному описанию.

Способ письма

Как уже указывалось выше, Брайль придумал для незрячих людей способ тактильного чтения. Данный принцип получения информации построен на совокупности 6-ти отметок (ячеек). Они располагаются в два ряда и имеют по три знака в каждом ряду. Расположенные в разном порядке внутри ячейки точки, образуют смысловые единицы. Следуют в специальном порядке и знаки: 1, 2, 3 – слева и сверху вниз, 4, 5, 6 — в правом столбце так же. 1 * * 4 2 * * 5 3 * * 6 – по такому принципу и формируется шрифт Брайля.

Технология обучения письму

Брайлевский прибор, грифель или печатная машинка – это основные элементы, необходимые при письме для слепых. Между двумя металлическими либо пластмассовыми пластинами приспособления, вкладывается лист бумаги и зажимается ими. На верхней части пластины имеют ряды прямоугольных окон, нижняя часть имеет углубление, соответствующее каждому окну. Ячейки пластинок аналогичны брайлевским ячейкам.

Знаки образуются под давлением грифеля на бумагу. При сдавливании, углубления нижней пластины выдают определенные символы. Текст пишется справа налево, так как его воспроизведение будет на обратной стороне листа.

Брайлевская печатная машинка включает шесть клавиш, соответствующих шести точкам в ячейке. Здесь же присутствует ручка вала, которой переводят строки, делают «возврат назад» или «пробел». Если знак формируется с помощью нескольких клавиш, на них нажимают одновременно. Каждое надавливание, таким образом соответствует букве. По левой и правой сторонам от «пробела» предусмотрены три клавиши – это цифры. Как же осуществляется письмо?

В соответствии с техникой письма, указательный палец левой руки нажимает слева на клавишу находящуюся рядом с «пробелом». Это точка — 1. Средним пальцем этой руки можно написать точку 2, для чего просто нажать центральную клавишу, следующую за клавишей точки 1.

Нажав безымянным пальцем на последнюю клавишу, получим точку 3. С противоположной стороны, на соответствующие клавиши «4», «5», «6», должны нажимать пальцы правой руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Таким образом, при письме задействованы обе руки. Текст, напечатанный на машинке, можно прочесть, не переворачивая бумажный лист.

Заключение

Конечно, для освоения системы Брайля требуется приложение некоторых усилий. К примеру, поставленная не в том месте по невнимательности отметка, способна изменить цифры номера телефона и пр. Однако, силы не будут потрачены впустую. Шрифт Брайля поможет в достижении высоких результатов адаптации в социуме.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты хирургического вмешательства будут ответственны высококвалифицированные рефракционные хирурги – одни из лучших российских специалистов в данной области. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз, одни из лучших специалистов и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Источник