Меню

Азербайджанские евреи как называются

Чем таты отличаются от азербайджанцев и горских евреев?

Многие люди, далёкие от темы, не знают, что Азербайджан — это многонациональное государство. Здесь проживают довольно много народов — в том числе, коренных. Среди них — так называемые таты . Почему «так называемые»? Потому что это имя не является самоназванием. Его издавна употребляли тюрки по отношению к местным осёдлым народам, которые не являются тюрками. Закрепилось название именно за татами — ираноязычным народом Закавказья.

Среди русских таты были известны как кавказские персы . Ибо их язык наиболее близок таких языкам, как фарси, дари и таджикский (юго-западная группа иранских языков). Именно это их главное отличие от азербайджанцев. Помимо Азербайджана, таты проживают также в Грузии и российском Дагестане.

Ещё один момент по поводу наименования этого народа. В некоторых районах Азербайджана таты зовут себя: парси , лохиджи , даглы . Первое понятно откуда пошло — это вариант слова « персы ». Второе связано с населённым пунктом, где таты проживают — Лахидж. Третье — переводится как «горцы».

Немножко истории. Вообще, первые персы ( иранцы ) появились в Закавказье ещё 6-4 веках до нашей эры. То есть задолго до появления тут тюрков — прямых предков азербайджанцев . Это было во времена правления династии Ахеменидов. Впрочем, на постоянное место жительства персы здесь не оставались.

А вот уже в период с 3 по 7 века нашей эры во время династии Сасанидов завоевание этого региона было более серьёзным — со строительством городов, поселений и военных гарнизонов. Именно в этот период, считают учёные, сюда пришли предки нынешних татов.

После этого регион подвергся завоеванию арабов и последующей исламизации населения. И только в 11 веке нашей эры сюда пришли огузы — тюркское племя, которое возглавляла династия Сельджукидов. Тюрки смешались с местными персами, а также с ранее проживавшими здесь лезгиноязычными народами и стали тем народом, который ныне мы именуем азербайджанцами.

Именно по этой причине азербайджанцы и таты мало чем отличаются друг от друга с антропологической точки зрения. И те, и другие являются европеоидами каспийского подтипа. Наряду с завказскими курдами , а также кумыками и цахурами .

Что касается религии, то таты, как и азербайджанцы, являются мусульманами — есть среди них и шииты, и сунниты. А в древности были зороастрийцами, как и другие иранские народы. По способам хозяйствования и менталитету таты уже мало чем отличаются от титульного этноса Азербайджана. Тем более, что власть совершенно не препятствует ассимиляции. С каждым годом, таты всё больше говорят на ТОЛЬКО азербайджанском языке, родной язык оставляя как дополнительный или вообще не учат.

Есть также один момент, связанный с татами и горскими евреями . Их нельзя путать! В конце 19 века была выдвинута гипотеза, что таты — это иранское племя, принявшее иудаизм. Причём, гипотеза была выдвинута на основе схожести языков, потому что горско-еврейский язык является по сути диалектом татского языка.

Читайте также:  Какие силы называются силами поверхностного натяжения как они направлены

Из-за этого в последующие годы и в советское время по отношению ко всей горско-еврейской культуре и идентичности стали употреблять эпитет «татская». Соответственно, между татами и горскими евреями провели как бы знак равенства, что является большой ошибкой. В настоящее время уже определено, что это совершенно разные народы, но заблуждения среди людей до сих пор имеются.

Тут я бы ещё добавил, что горские евреи даже антропологически отличаются от татов. Таты — европеоиды капийского подтипа, как я писал выше. А горские евреи ( джуури ) — настоящие арменоиды, либо арменоиды с примесью каспийцев. Согласитесь, это важный момент.

К тому же горские евреи — это именно евреи, их предки пришли в Закавказье с Ближнего Востока через Иран. Вот почему по дороге они и приобрели иранский язык, в котором есть немного лексики из иврита. А уже в Закавказье евреи соседствовали с предками татов — и их языки (уже будучи близкими) сблизились ещё сильнее.

Источник

Как и когда в Азербайджане появились евреи ?

Как сейчас живут иудеи страны Огней?

История еврейского населения Азербайджана насчитывает уже не одну тысячу лет. По одной из версий, иудеи появились на территории современного азербайджанского государства еще две тысячи лет тому назад.

Первое свидетельство зримого присутствия евреев в Азербайджане — найденные при археологических раскопках в Баку остатки старинного еврейского квартала с синагогой, датируемые аж VII веком нашей эры.

Множество евреев обосновалось в веротерпимом Азербайджане в эпоху длительного правления здесь монгольских ханов Ильханидов (XIII век нашей эры). Иудеи занимали важные посты при ханском дворе, играли важную роль в торговле, ремеслах, внешней и внутренней политике государства.

Интересный момент: на гостеприимной азербайджанской земле жило несколько субэтносов евреев. Это -воинственные горские евреи , говорящие на особом диалекте татского языка, грузинские евреи , пользовавшиеся в быту диалектом грузинского под названием квирули, тюркоязычные евреи-караимы , а также прибывшие позже остальных, вместе с Российской империей, евреи-ашкеназы.

Сегодня евреи живут в дружной семье народов Азербайджана. Наиболее «своими» тут считают именно караимов и горских евреев (Dağ Yəhudiləri) , чьих предков персидские шахи поселили в Азербайджане еще полторы тысячи лет тому назад. У горских евреев имеется даже собственная «столица» — знаменитый поселок Гырмызы Гасаба (Красная слобода), прозванная за свою иудейскую культуру Иерусалимом Кавказа.

Общее число иудеев в современном Азербайджане превышает 10 тысяч человек. Хотя многие евреи покинули Кавказ в 90-е годы в рамках алии, навсегда уехав в Израиль или США, именно в Азербайджане их осталось более чем где бы то ни было в кавказском регионе.

Читайте также:  Как называется большие комары в россии

Евреи Азербайджана не знают антисемитизма, считаются такими же азербайджанцами, как и все прочие народы родной страны. Данный факт весьма благоприятствует развитию дружеских отношений между Израилем и Азербайджаном.

Среди самых известных азербайджанских евреев — знаменитый ученый Лев Ландау , мэтр КВН Юлий Гусман , певица Лариса Долина , бизнесмен Год Нисанов и множество других имен. Один из горских евреев, танкист Альберт Агарунов , стал в первую карабахскую войну Национальным героем Азербайджана.

В Азербайджане действует несколько еврейских общин со своими школами и синагогами. А значит иудейская диаспора страны живет и здравствует.

Источник

Горские евреи. Что за народ такой?

Горские евреи являются отдельной еврейской подгруппой и одной из старейших этнических групп на Кавказе и в Дагестане. Их культура веками развивалась в многонациональной среде, также населенной персами, армянами, турками Восточного Кавказа и, особенно, горскими народами Дагестана—отсюда и название «горские евреи».

Группа горских евреев, отвергая термин «евреи», чтобы скрыть свою реальную этническую идентичность в контексте сионизма и возрождения антисемитизма в ХХ веке, в течение ряда лет переделывала свою историю, используя ярлык» ТАТ «и представляя себя татами, иранцами или «иудаистами».»Это привело к искусственной Татизации горских евреев, хотя сейчас хорошо известно, что все они являются членами одной этнической группы.

Подавляющее большинство горских евреев проживает в Дагестане, в городах Дербент, Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт. В Азербайджане они живут в Баку, Куте и Варташене, на Северном Кавказе-в Грозном, Нальчике и Пятигорске. Горских евреев насчитывается около 50 000.

Горный еврейский диалект известен как еврейский Тат. Этот диалект, который в советское время приобрел статус самостоятельного языка, в прошлом был основой грамотности и литературы.

До Второй мировой войны большинство горских евреев жили в городах и говорили по-русски. По этой и другим причинам горские евреи перестали использовать язык Тат для школьного обучения и вместо этого использовали только русский язык. Со временем это привело к снижению интереса к более ранней Татской литературе и языку, а также к народному театру.

Горские евреи почти не сохранили письменных свидетельств о своем прибытии и поселении на Кавказе и в Дагестане. Но из поколения в поколение они передавали историю своего происхождения от израильских пленников Aссирийско-Вавилонского завоевания восьмого и седьмого веков до нашей эры , известного как «Восточный плен».

После падения Хазарского каганата на арабов с юга и русских с севера к концу X века некоторые хазары переселились в Волгу и Крым, а многие хазарские евреи ушли в глубь горного Дагестана; те, кто остался в своих старых убежищах, оказались в угнетающей феодальной зависимости от арабских правителей Кавказа.

Читайте также:  Как называется комната в общежитии

С объединением Азербайджана и Дагестана с Россией в 1813 году горские евреи приняли российское гражданство, им был навязан статус «евреев», и они стали призываться на военную службу. Большинство из них, не имея собственной земли, стали рабочими пищевой промышленности, виноградников, винных и ликероводочных заводов, а также рыбной промышленности, которая развивалась в регионе.

Белогвардейские отряды Бичеракова и Деникина, вторгшиеся в этот район в 1918-1920 гг., были ответственны за погромы и разграбление ряда горных еврейских деревень в Южном Дагестане: Мамрач, Орог, Гарчок, Ньюгди и др. Вследствие этого многие горские еврейские семьи эмигрировали в Палестину, затем под британский мандат. С установлением советской власти и в соответствии с ленинской национальной политикой, особенно в отношении национальностей Кавказа и Дагестана, были предприняты меры по возрождению Горской еврейской культуры.

Большинство горских евреев до революции были заняты сельским хозяйством, особенно виноградарством. Многие из них были потомственными виноделами. Они также выращивали марену, табак и рис. Они сеяли высококачественную пшеницу в небольших количествах и разводили овец.

Из обычных кавказских блюд горские евреи готовят различные виды хинкали, плов, шашлык и тому подобное. В субботу, а особенно в праздничные дни, хозяйки дома готовят этнические блюда: фаршированную рыбу, плов с курицей, блюда с томатной начинкой, баклажаны с перцем и др. До и после еды, горские евреи пьют чай. Во многих домах есть специальные печи для выпечки хлеба.

Традиционная структура семьи и образ жизни остались относительно неизменными. В горных еврейских семьях, как это принято на Кавказе, много детей. Как правило, старшие женатые сыновья уезжают, тогда как младший, как и в прошлом, продолжает жить с родителями и становится главой семьи, хотя формально старший мужчина (дедушка) продолжает считаться главой.

Горские евреи поддерживают обычай гостеприимства из поколения в поколение. Во многих домах есть специальная комната, в которой можно принимать друзей. К гостям относятся с исключительным вниманием и заботой.

В прошлом большинство горских евреев были неграмотными и религиозными. До открытия русско-еврейских школ в начале ХХ века дети (в основном мальчики) получали свое начальное религиозное образование в еврейских школах, платя раввину. Только самые талантливые из них были направлены в еврейские школы в российских городах и поселках и к Европейским еврейским богословам, чтобы завершить свое религиозное образование и получить звание раввина. Только некоторые дети из богатых горских еврейских семей могли поступить в светские учебные заведения России.

Почти все татары отмечают Сабантуй, Рамазан, Курбан-байрам и некоторые другие праздники.

Источник