Меню

Азербайджанские танцы как называется

Азербайджанские народные танцы

Народные танцы являются частью культуры любой страны. Именно в национальных танцах можно проследить исторические события народа: его взлеты и падения. К тому же, в танце как нельзя лучше отражается характер людей, их темперамент.

Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства в Азербайджане уходит корнями в глубь веков. В Гобустане сохранились наскальные изображения танцующих людей, напоминающие древний хоровод «Яллы».

По характеру и ритму азербайджанские народные танцы делятся на плавные и оживлённые. Как правило, азербайджанский танец трёхчастный: в первой части танцор совершает ход по кругу, во второй застывает на месте (сюзме) и в третьей части — вновь делает завершающий, торжественный ход по кругу.

Многие азербайджанские танцы, особенно старинные, носят названия животных или растений: «джейрани» — газель, «лалэ» — полевой мак, «бянёвше» — фиалка, «иннаби» — плод фруктового дерева.

Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кяманча, деф).

Своеобразие женского танца обусловлено прежде всего костюмом танцовщицы – длинная юбка создает эффект плавности движения, а пестрые рукава привлекают внимание к движениям рук, корпуса, головы. Популярные женские танцы — «Вагзалы», «Нелбеки», «Джейрани», «Тураджи», «Иннаби».

Мужской азербайджанский танец определяет техника ног. Так, танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (как это делается в танце «Казахи»), стремительно опускается на колено, подпрыгивает. Тут очень важна физическая подготовка. Из наиболее распространенных мужских танцев можно отметить «Джанги», «Гайтаги», «Ханчобаны».

По характеру азербайджанские народные танцы бывают медленно лирическими («Тураджи», «Узундере») или радостно-оживлёнными («Терэкэмэ»), а также торжественно-величавыми («Мирзаи»), зажигательными («Гайтаги», «Аскерани»).

Один из самых популярных азербайджанских танцев – «Узундере». Словосочетание «узун дере» в переводе с азербайджанского означает «длинное ущелье». Зародился этот старинный танец в Карабахе, в местности Узундере. Танец исполняется как на свадьбах, так и на других праздничных мероприятиях в основном женщинами.

Другой популярный танец – «Яллы» и его разновидности — «Кочари», «Учаяг», «Телло» — исполняется как жизнерадостная круговая пляска на торжествах.

Первый профессиональный танцевальный коллектив в Азербайджане был создан в 1938 году на базе самодеятельности. Этот ансамбль выступал с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и современных народных танцев.

В 1959 году в Азербайджане создаётся девичий самодеятельный танцевальный ансамбль «Чинар» (азерб. Çinar — Платан) под руководством Амины Дильбази. Вскоре этот коллектив стал профессиональным народным ансамблем.

Известные представители танцевального искусства Азербайджана — Амина Дильбази, Афаг Меликова, Роза Халилова, Тарана Мурадова, Тамилла Мамедова, Беюкага Мамедов, Камиль Дадашев.

Источник

Виды азербайджанских танцев и их описание

По тематическому содержанию азербайджанские народные танцы разнообразны и делятся на трудовые («чобаны» — «пастушеские»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («мирзаи», «тураджи»), героические — военные («дженги» — «боевой»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и другие.

Среди особенно популярных танцев можно назвать: «таракяма» (танец кочевников), «гытгылыда» (хороводный женский), «иннаби», который исполняемтся на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, «джейран-балла», «яллы» и др.

Азербайджанский народный танец, как правило, трёх-частный. Первая часть танца стремительная и представляет собой ход по кругу. Вторая — лирическая, то есть танцовщик как бы застывает на одном месте («сюзма»), корпус танцора в это время строго и горделиво подтянут. Третья представляет собой опять ход по кругу, она — стремительная и торжественныая, с большим эмоциональным порывом. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кяманча, деф) и др. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга.

Развитие женского танца обусловлено прежде всего костюмом. Плавность движения ног определяла длинная юбка танцовщицы, а всё её внимание сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер.

Именно техника ног определяет мужской танец. Так, танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (как это делается в танце «казахи»), стремительно опускается на колено и т. д. Для мужского танца, в отличие от женского характерен 2-дольный размер.

Существует несчитанное множество видов национального танца. Но самыми популярными среди по сей день являются яллы, зорхана, терекеме, наз элеме, шидыргы, сулеймани.

Вообще, танец представляет собой сложную композицию, которую условно можно разделить на 3 части. Первая часть — обычно оживленная и начинается с хода по кругу. Следующая часть более лирическая, и танцоры как бы застывают на месте, у профессионалов это называется «сюзмя», т.е. плавное парение. Третья часть — это вновь ход по кругу, уже более быстрый и торжественный, и даже экспрессивный.

Существуют отдельно чисто женские танцы, чисто мужские и коллективные танцы. К примеру, к танцам, исполняемым лишь женщинами, относятся нелбеки, джейрани. К мужским танцам — джанги, гайтагы и др.

Рассмотрим подробнее виды танца

Узундара, или Узундере (азерб. Uzund?r? — длинное ущелье) — азербайджанский народный женский сольный танец, часто исполняющийся на свадьбах. Распространён также в Армении и Грузии. Музыкальный размер — 6/8; темп умеренный. Для мелодики танца характерна насыщенность мелизматикой (трели, группетто и др.), плавность развёртывания. В прошлом — обрядовый танец невесты.

Слово «узундара» в переводе с азербайджанского означает «длинное ущелье». Зародился этот старинный танец в Нагорном Карабахе, в местности Узундере («длинное ущелье»), как танец девушки-невесты, которую перед свадьбой проводили через это ущелье и которая прощается с днями своего девичества и с горечью думает об ожидающей её тяжёлой доле, которая ожидает замужнюю женщину в чужой семье. Но сегодня танец «Узундара» уже утратил своё обрядовое значение и исполняется часто в народе и является одним из популярнейших женских танцев Азербайджана.

Танец исполняется как на свадьбах, так и на других праздничных мероприятиях. Исполняют танец в основном женщины. Однако возможно и парное исполнение танца. Музыкальный размер 6/8. Танец исполняется легко, плавно и сдержанно, в умеренном темпе. Ход по кругу и мелкие боковые шаги координируются с мягкими движениями.

Среди танцевальных движений Узундары выделяется, так называемый «сюзмэ» (азерб. sьzm?) (мелкие, «плывущие» шаги). Танец имеет, как правило, 3-частную структуру с более активным движением в крайних частях и плавным в середине. Типичный приём мелодического развития — варьирование двух-, трёх- и четырёхтактовых мотивов.

Читайте также:  Форма позвоночника в норме как называется

Мелодия этого танца использована азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым в песне «Как бы стар я ни был» («Мен не гедер, не гедер годжа олсам да») из музыкальной комедии «Не та, так эта».

В балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна в четвёртом акте использована мелодия Узундары.

Тензэрэ (азерб. T?nz?r?) — азербайджанский народный коллективный танец, один из видов танца яллы.

При исполнении танца женщинами, те надевают в основном золотые украшения (кольца, браслеты, цепочки), демонстрируя красоту и изящество. С этим и связано название танца. «Тензэрэ» происходит от слов «тэн» (азерб. T?n) — половина и «зэр» (азерб. z?r) — украшение, и означает «половина украшения».

Танцующие обычно держатся за мизинцы. Сначала они ступают три шага вперед и ударяют своими левыми ногами на месте, и затем они помещают их левые ноги вперед и некоторое время стоят в таком положении. После они делают три маленьких шага назад и ускоряются в движении. Действий танцующих во второй части танца чуть больше чем в первой.

«Наз элямя» (азерб. Naz el?m?) — азербайджанский народный танец, исполняемый мужчиной и женщиной в паре. Название танца переводится с азербайджанского как «Не капризничай», что отражается в самом танце, требующего особой выразительности, утонченности, порывистости.

Популярен стал этот танец в исполнении таких артистов, как Амина Дильбази. Танец «Наз элямя» считался коронным номером артистки. Сама танцовщица говорила: «Наз элеме» — это коронный танец, с которым я объездила мир». В музыкальном фильме же режиссёра Т. Тагизаде «Труд и роза», посвящённом народному артисту СССР Махмуду Эсамбаеву, в котором он вместе с Аминой Дильбази исполняет этот танец.

Также в 1989 году в Чехословакии танец был исполнен Шафигой Ганифаевой и Камилем Дадашевым.

Терекеме, таракяма (азерб. T?r?k?m?) — азербайджанский народный танец, танец кочевников-скотоводов. Считается, что зародился в племени терекеме.

Исполняется на народных праздниках, свадьбах. Один из главных музыкальных инструментов, используемых при исполнении танца, — зурна.

Иннаби (азерб. Эnnabэ) — азербайджанский народный импровизационный танец умеренного темпа, преимущественно женский. Музыкальный размер 6/8 (3/4), сопровождается чаще всего музыкальным ансамблем сазандарей, состоящий из народных инструментов — тара, кеманчи и бубена. В начале XX века утвердился как бытовой танец. Иннаби исполняется молодыми женщинами и девушками на девичьих вечеринках, свадьбах и празднествах. Движения в танце плавные, спокойные, темп умеренно живой.

Тураджи (азерб. Turacэ) — азербайджанский народный женский танец.

Название танца связано с названием птицы турадж (разновидность серой куропатки), движения которой имитирутся во время танца.

О происхождении танца существует легенда. Говорят, что при дворе Карабахского хана Наджафгулу хана была танцовщица. Хан восхищался её красотой и умением. Однажды на свадьбе у сына хана танцовщица прдемонстрировала мастерство танца. Хан сказал, что она танцует как турадж.

Мирзаи (азерб. Mirz?yi) — старинный азербайджанский женский танец. Традиционно исполняется на свадьбах. Возможно исполнение танца и женщинами и мужчинами вместе. В народе танец называют и «Вогзалы».

Танец использован Узеиром Гаджибековым в его оперетте «Не та, так эта»: в четвёртом действии комедии «Мирзаи» на собственной свадьбе танцует главный герой комедии Мешади Ибад.

ХаМнчобаным (азерб. Xanзobanэ — «пастух хана») — азербайджанский национальный танец, исполняющийся под быструю национальную музыку только мужчинами.

В 17-18 вв. в Ширванской зоне появляется племя, пришедшее с юга. Они называли себя «Ханчобаны». Танец, именуемый в их честь исполняется в духе племени.

Сам танец появился в конце XIX века.

Танец исполняется как на свадьбах (в основном на сельских), так и на других праздничных мероприятиях и концертах. Исполняют танец только мужчины в быстром темпе, интенсивно, с гармонично сочетающимися движениями. По тематическому содержанию он относится к трудовым танцам.

Джанги (азерб. C?ngi) — азербайджанский национальный мужской танец.

Само слово «джанги» (или «дженги») в переводе с азербайджанского означает «боевой».

Сам танец — древний, напоминает бой богатырей Азербайджана и исполнялся раньше в их честь. Танец выражает вызов к бою, кавказскому сражению.

Исполняется танец в мужественном духе только мужчинами на праздничных мероприятиях, концертах.

Телло (азерб. Tello) — азербайджанский народный танец, один из видов танца яллы, связанный с именем девушки.

Танец характерен как для женщин, так и для мужчин. Танцующие держутся мизинцами и поднимают руки на уровень плечь. Сам процесс танца состоит из двух быстрых частей, во время которого плечи движутся вниз и вверх. Танцуют в большинстве регионов Азербайджана.

Сары Гялин (азерб. Sarэ G?lin) — азербайджанский народный женский танец.

Словосочетание «Сары Гялин» переводится с азербайджанского и как «невеста в жёлтом одеянии», и как «младшая невеста». Так как «гялин» — невеста, а слово «сары» имеет два значения — «младшая» и «жёлтое», символизирующее светлое начало человеческой души, которое отождествляется с её высокими, чистыми качествами и соотносится с идеалом женской красоты. В суре Корана «Багара» (Корова) есть аят о «Воскресшей желтой корове», в которой слово «сары» связывают с именем святой Фатимы Захры, собравшей вокруг себя чистых, целомудренных женщин. Так жёлтый цвет был символом, который их объединял. То есть песня «Сары гелин» посвящена чистоте и благородству женщин.

Танец исполняется молодыми девушками под медленную лирическую музыку. У танцующей девушки, как правило, должно быть жёлтое одеяние.

Яллы (азерб. Yallэ) — азербайджанский национальный танец, являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев. Различными видами танца яллы считаются кочари, учаяг, телло и галадангалая.

Яллы исполняется как жизнерадостная круговая пляска, часто в сопровождении с хоровым пением. Танцующие держась за руки или за плечи друг друга, совершают ритмичные синхронные движения, поднимая и опуская руки. Среди труппы профессиональных танцоров есть Ведущий (мюршид)[6], движения которого повторяет весь коллектив, и который вправе «наказать» того или иного участника за ошибку в танце, заставить его во время танца взять в руки или в рот какой-нибудь предмет (палку, башмак, ленту), поднять на плечо барана и т. д. Яллы — танец мужественного, героического характера, но иногда он может включать в себя и элементы шуточной пантомимы.

Читайте также:  Как называется гитара без грифа

Халай (азерб. Yalli, курдск. Gowend,) — популярный танец на Ближнем Востоке.

Халай традиционно играется на зурне, при поддержке давула. Как правило, при исполнении танца танцоры образуют круг или линию, держа друг друга за мизинец или за плечо, либо рука об руку, тогда как последний и первый танцоры держат в руках кусок ткани, который называется «мендиль». Это национальный танец в Азербайджане, Курдистане, Турции, Армении и Иране.

На многих азербайджанских, турецких, туркменских, ассирийских, арабских, персидских, курдских, армянских, албанских и греческих свадьбах халай нередко танцуют на протяжении нескольких часов. Разновидностью халая является танец яллы.

Кочари (азерб. kцз?ri) — азербайджанский танец, один из видов танца яллы.

Кочари, состоящий из медленных и быстрых частей, имеет три варианта. Мужчины или женщины выстраиваются в линию двумя группами или через одного, предводитель танца («яллыбаши») держит в своей руке трость.

Танец, наряду с другими видами яллы (Тензэрэ, Телло, Лоло, Халиф) исполнялся известным самодеятельным ансамблем «Чинар» как в Азербайджане, так и в других странах.

15 августа 2008 года на 7-ом международном детском фестивале «Изменим мир к лучшему» «яллы кочари» был исполнен коллективом «Азербайджанские жемчужины».

«Девичья башня» — балет в трёх действиях с прологом и эпилогом, первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке. Автор музыки и либретто Афрасияб Бадалбейли.

Премьера балета состоялась 18 апреля 1940 года на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета. Постановка С. Кеворкова, В. Вронского. Художником был Ф. Гусак.

Новая редакция балета состоялась 24 октября 1999 года. Автор новой редакции Юлана Аликишизаде, гл. партии исполнили Медина Алиева и Гюльагаси Мирзоев. Автор новой музыкальной редакции Фархад Бадалбейли. В балете также принимает участие коллектив Государственного ансамбля танца под руководством Афаг Меликовой.

«Тропомю громма» (азерб. Эldэrэmlэ yollarla) — балет в трёх действиях и шести картинах Кара Караева. Либретто Юрия Слонимского по мотивам одноимённого романа Питера Генри Абрахамса.

«Семь красавиц» (азерб. Yeddi gцz?l) — балет в четырёх действиях, написанный в 1952 году. Либретто И. Изаяд-заде, Юрия Слонимского и С. Рахмана. Музыка знаменитого азербайджанского композитора Кара Караева. Либретто балета написано по мотивам поэмы Низами Гянджеви «Семь Красавиц» (Хамсе), созданной в 1197 году.

Лезгимнка — старинный, быстрый кавказский танец, а также музыка к нему.

Танец издревле распространен среди всех без исключения кавказских народов, под разными наименованиями — (лезг. Лезги кьуьл, азерб. L?zginka , авар. къурди, чеч. ловзарг, ингуш. халхар, осет. зилгж кафт, тымбыл кафт, кабард.-черк. ислъэмей, адыг. ислъамый, карач.-балк. стеме, джанъыз, груз. Лекури, арм. . <Арцвапар>).

Танец «Лезгинка» стал своего рода эмблемой или визитной карточкой любого кавказца, выражением души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев.

Танец имеет международную известность и кроме Кавказа, танец стал популярен и стал часто исполняться в государствах где проживает много выходцев с Кавказа, например недавно в Бишкеке (Кыргызстан) проводился II Международный фестиваль-конкурс кавказского танца «Лезгинка — танец длиною в жизнь…».

Танец наиболее зрелищен когда исполняется в национальных костюмах (см. Черкеска и Черкесский женский костюм) и в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.

В танце используется 2 образа. Парень, двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудно исполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения парня, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Девушка, двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Девушка обязана увеличивать темп своего танца вслед за парнем.

Образы и рисунок танца остается единым и неизменным, однако у каждой кавказской народности своя собственная стилевая разновидность характерных движений используемых в танце.

Рассматривая виды танцев, нельзя не обратить внимание на знаменитых танцоров Азербайджана, к примеру Гамэмр Гаджиагам кызым Алмасзадем (азерб. Q?m?r Almaszad?; 10 марта 1915, Баку — 7 апреля 2006, Баку) — азербайджанская балерина и педагог. Народная артистка СССР (1959). Имеет следующие награды и звания:

— Сталинская премия (1952)

— Народная артистка Азербайджанской ССР

— Народная артистка СССР (1959)

— Орден «Слава» (Азербайджан)

Гамэр Алмасзаде родилась в семье сапожника и акушерки. Впервые она занялась балетом в 6 лет в частной студии, позже преобразованной в Бакинское хореографическое училище.

После окончания обучения в 1930 году, она начала работать в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета им. Ахундова (позже стала его главным балетмейстером), одновременно получая среднее специальное образование в педагогическом училище.

В 1939 году она приступила к педагогической деятельности в Бакинском хореографическом училище, а позже стала его директором (до конца 1990-х). В 1940 она выступила на премьере балета Афрасияба Бадалбейли «Девичья башня». Впоследствии Алмасзаде выступала с гастролями во Франции, Индии и Непале. В 1970 году она была приглашена Министерством культуры Ирака в Багдад, где под её руководством был основан Иракский ансамбль народного танца.

В 1931 она вышла замуж за Афрасияба Бадалбейли, однако брак распался вскоре после их совместной работы над «Девичьей башней».

Гюльагаси Ага Гусейнович Мирзоев (18.04.1978) — азербайджанский артист балета, солист Азербайджанского театра оперы и балета [1], заслуженный артист Азербайджана, преподаватель Азербайджанского Государственного Университета Культуры и Искусства.

Мирзоев Гюльагаси Ага Гусейн оглы родился 18 апреля 1978 года в городе Баку. В возрасте 5-ти лет начал заниматься хореографией в танцевальном кружке при «Доме офицеров». В 1987 году поступил в Бакинское Хореографическое Училище (БХУ). Параллельно получил неполное среднее музыкальное образование по классу фортепиано в 8-й музыкальной школе им. Ф.Э. Дзержинского (ныне клуб Шахрияра). Пел в хоре Атиква и в 1993 году был с хором на гастролях в Израиле. На протяжении нескольких лет до 1994 года представлял команду КВН Бакинского хореографического училища. В 1995 году окончил Бакинское Хореографическое училище в классе педагога Богданова Сергея Владимировича. (Заслуженный работник культуры Аз. Республики 2002 г.)

В этом же году был принят в Азербайджанский Государственный Академический театр Оперы и Балета, на должность артиста балета. В 1999 году получил высшую категорию и статус ведущего солиста балета, станцевав несколько ведущих партий (Принц, «Щелкунчик»), (Ромео, «Ромео и Джульетта»), (Полад, «Девичья башня»), (Тореадор, «Кармен Сюита»).

Читайте также:  Партия в теннис как называется

2 февраля 2000 года был награждён Министерством Молодёжи и Спорта, дипломом и денежной премией за успехи в 1999 году, как лучший актёр года.

С 13 по 24 июня 2000 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра Оперы и Балета был на гастролях в Турции. 16 и 17 июня в Стамбуле был представлен балет «1001 и одна ночь» (Аладдин), а 20 июня в Анталии балет «Девичья башня», в котором исполнил главную роль (Полад).

С 20 по 27 августа 2000 года при содействии Института открытого общества и фонда Сороса был направлен в Балтийский Университет Танца, в город Гданьск (Польша), на освоение модерн танца.

4 декабря 2001 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра Оперы и Балета был на гастролях в Москве. В Большом театре было показано два балета «Лейли и Меджнун» и «Дон Кихот», посвященные юбилею Кара Караева. В балете «Лейли и Меджнун» была исполнена гл. роль (Гейс-Меджнун).

24 декабря 2002 года был удостоен звания Заслуженный артист Азербайджанской Республики.

11 Марта 2003 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра Оперы и Балета вновь был на гастролях в Москве, которые посвящались юбилею Ф. Амирова. В Большом театре был показан балет «Тысяча и одна ночь» в котором была исполнена роль (Аладдин).

С 2006 по 2012 год, преподаватель нескольких дисциплин в Университете Культуры и Искусства Азербайджанской Республики.

4 Марта 2008 года участвовал в концерте, проводимом в рамках дней культуры Азербайджана в Марокко, где в Национальном театре «Мухаммед 5» исполнил адажио из балета «Лейли и Меджнун».

В 2009 и 2010 году был приглашён Victoria Balet Company of Canada в (Торонто) для участия в балете «Щелкунчик», где 16,17,18,19 декабря выступил на сцене Richmond Hill Centre.

9 октября 2012 года с труппой Азербайджанского Государственного Академического театра оперы и балета, в рамках дней культуры Азербайджана в республике Беларусь принимал участие в балете К.Караева «Семь Красавиц» На сцене Большого театра Белоруссии исполнил гл. роль (Бахрам Шах)

18 ноября 2012 года принимал участие в международном фестивале оперного и балетного искусства в Бишкеке (Киргизия). В заключительном Гала-концерте было исполнено Гранд Па-де-де из балета «Жизель» и Адажио из балета «Шахерезада»

С 2006 года по настоящее время — президентский стипендиат.

Граф Альберт — «Жизель» — А.Адан

Принц Зигфрид — «Лебединое озеро» — П.Чайковский [

Принц — «Щелкунчик» — П.Чайковский

Хулиган — «Барышня и хулиган» (премьера) — Д.Шостакович

Ромео — «Ромео и Джульетта» — П.Чайковский

Полад — «Девичья башня» (премьера) — А.Бадалбейли

Золотой Раб — «Шахерезада» (премьера) — Н.Римский-Корсаков

Бахрам шах — «Семь красавиц» — К.Караев

Фредери — «Арлезианка» (премьера) — Ж.Бизе

Меджнун — «Лейли и Меджнун» (премьера) — К.Караев

Дон Кихот — «Дон Кихот» (премьера) — К.Караев

Эспада — (Дон Кихот) — Л.Минкус

Кавалер — (Пахита) — Л.Минкус

Азер — «Любовь и Смерть»(премьера) — П.Бюль Бюль оглы

Тореадор — «Камен Сюита» (премьера) — Ж.Бизе — Щедрин

Принц Эльфов — «Дюймовочка» (премьера) — И.Штраус

Кавалер — «Шопениана» (премьера) — ф.Шопен

Атр — «Раст» (премьера) — Ниязи

Аладдин — (Тысяча и одна ночь) — Ф.Амиров

Нефтяник — «Каспийская Баллада» (премьера) — Т.Бакиханов

Юноша — «Чёрные и белые» (премьера) — Х.Мирзазаде

Кавалер — «Болеро» (премьера) — М.Равель

Александр Дюма — «Путешествие на Кавказ» (премьера) — А.Ализаде

Добро — «Добро и зло» (премьера) — Т.Бакиханов

Судья — «Арлекинада» (премьера) — Р.Дриго

Коллективные танцы также очень красивы и многообразны, самым любимым и популярным среди них является вагзалы, без которого не обходится ни одна свадебная церемония. Так же к совместно исполняемым танцам можно отнести яллы, корни которого, как уже говорилось, уходят в глубокую древность.

Женский и мужской танцы достаточно отличаются друг от друга, главное отличие женского танца от мужского в его исполнении. Танец должен исходить изнутри, выражать эмоции и сделать так, чтобы все смотрящие влюбились в него, вне зависимости от наружности танцовщицы. Тут на первый план выходит внутренняя красота. Сам танец может быть плавным (узундере) или оживленным (терекеме), все внимание на движениях рук, мимике, грации. Мужской же танец более воинственный, если хотите торжественный. Тут в основном техника исполнения зависит от ног танцора. Он с легкостью и в то же время со скоростью опускается на колено, поднимается на пальцы ног. И здесь также внутренний пыл танцора определяет многое. И то, как он танцует, определяет к нему отношение.

Сегодня развитию и пропаганде национального танца в стране уделяется большое внимание. Однако, все больше видов уходят в старину. В наше время, можно сказать, танец достаточно переформировался. Очень много синтеза с новыми движениями и много искажений в самих танцах. Да и среди молодежи все меньше стремящихся научиться правильно танцевать. Поэтому нужно прививать молодежи любовь к ним и постараться показать всю их красоту.

Однако, тут хотелось бы немного не согласиться с заслуженным исполнителем. В последнее время молодежь все больше интересуется изучением национальных танцев. Красиво танцевать азербайджанские танцы сегодня стало модно. Достаточно сказать, что превратилось в традицию перед свадьбой жениху и невесте, а также их друзьям специально разучивать азербайджанский танец с профессионалами, чтобы правильно исполнить его на торжестве, а не просто руками размахивать. Красивое исполнение национального танца обязательно заметят, расступятся и будут любоваться. Мы любим наши танцы. Ведь иначе молодежь не танцевала бы тот же сулеймани на дискотеках. Кстати, нигде в мире на дискотеках не танцуют народные танцы.

Конечно, среди всей этой красоты есть и какие-то виды танца, которые изжили себя, деформировались, или просто переросли в другую форму исполнения. Это естественный процесс, ведь время течет и меняется. Но национальный танец в крови азербайджанцев, и пока это так, он будет жить.

Источник