Меню

Багажник для мотоцикла как называется

Как выбрать хороший багажник для мотоцикла?

Автор статьи: Moto Moto

Каждый мотоциклист знает, как важно выбрать правильные аксессуары, которые используются во время повседневной езды. Одним из таких элементов, помимо прочего, являются багажники для мотоциклов. Их доступность на рынке огромна, что дополнительно вызывает путаницу и заставляет начинающего мотоциклиста задаваться вопросом «какой из них будет лучшим». Прежде чем выбрать один из сотен аксессуаров, обратите внимание на несколько функций, которые имеют решающее значение при использовании багажника.

Прежде всего, перед покупкой багажника стоит обратить внимание на его размеры и форму. Хороший багажник должен быть в состоянии разместить шлемы самого мотоциклиста, его пассажира и куртки. Водители, которые не любят брать с собой пассижиров должны приобрести багажник с минимальной вместимостью 37 литров, в то время как мотоциклисты, которые в большинстве случаев путешествуют с другим человеком, должны купить багажник вместимостью 46 литров. Помимо этого, следует помнить, что багажники часто различаются по форме. В настоящее время на рынке вы можете приобрести различные формы, но стоит отметить, что чем более нестандартную форму будет иметь багажник, тем сложнее будет упаковать все необходимые вещи и аксессуары. Однокамерные и двухкамерные боковые стволы обладают отличной функциональностью. Оба типа обеспечивают комфортную перевозку важных вещей.

При выборе багажника мотоцикла также стоит обратить внимание на его долговечность и герметичность. Лучшие чемоданы как правило имеют замок с ключом, который защищает шлем во время вождения, а также когда вы хотите припарковаться и уйти на время. При совершении покупки целесообразно выбрать багажник, который характеризуется наличием дополнительной противоугонной блокировки. Такие сундуки очень долговечны и обеспечивают безопасное использование изделия. В этом случае рекомендуются чехлы Shad, которые являются одним из самых безопасных аксессуаров этого типа.

Стоит отметить и вопрос сборки. Монтаж багажника может быть очень хлопотным и вызвать большие проблемы. К счастью, во многих магазинах вы можете найти сундуки, которые отличаются простой сборкой и разборкой. Комплект с багажником поставляется с рамой, которая адаптирована под модель мотоцикла. Благодаря этому вам не нужно беспокоиться о том, что багажник упадет во время движения или его унесут воры.

Источник

ТУРИСТСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА

За последние годы мы привыкли видеть его почти на каждом мотоцикле. Теперь машины без багажников, ветровых и грязевых щитков, защитных дуг кажутся какими-то голыми. К сожалению, наша промышленность выпускает мало туристского оборудования для мотоциклов, да и ассортимент его ограничен, и мототуристы вынуждены изготавливать его сами, в силу своих возможностей и умения.

В этой главе мы расскажем о требованиях, предъявляемых к оборудованию мотоциклов, и покажем на конкретных примерах, как его лучше сделать.

Багажники
Основное туристское оборудование мотоцикла — багажники. Устанавливать их можно за седлом пассажира, по бокам заднего колеса, на бензобаке, в некоторых случаях на переднем крыле мотоцикла, а при наличии защитных дуг — в виде пеналов на дугах. Цель такого размещения — более равномерное распределение груза по всему мотоциклу. Кстати, хотим предупредить — не надейтесь хорошо провести путешествие на мотоцикле с рюкзаком за плечами: это неудобно и утомительно.

Большую часть груза несет задний багажник, и при конструировании его особое внимание надо обратить на прочность и жесткую связь с рамой мотоцикла. Но это не значит, что багажник должен быть изготовлен из толстостенных трубок или стальных прутков. Прочность и грузоподъемность конструкции следует сочетать с ее легкостью и продуманным расположением точек крепления, не увлекаясь шириной багажника и большим выносом его за заднюю ось. Для снижения центра тяжести грузовую площадку желательно расположить как можно ниже.

Используемые обычно точки крепления багажника (две верхние у подвески и две нижние на подножках пассажира) недостаточно жестко соединяют его с рамой мотоцикла. Поэтому грузовую площадку необходимо дополнительно соединить распорками с задним
крылом или подседельной рамой, а подкосы связать дужкой, которую закрепить под болтом номерного знака. Элементы конструкции багажника не должны мешать работе задней подвески, а также препятствовать демонтажу колеса и регулировке цепи.
Лучше всего, если задний багажник обеспечивает расположение груза как за седлом пассажира, так и по бокам заднего колеса. Конструктивно это решается по-разному. Например, к одним багажникам, имеющим заднюю грузовую площадку, прикрепляют еще боковые пластины для установки на них навесных легкосъемных сумок, другие багажники снабжают боковыми грузовыми площадками для закрепления небольших чемоданов или рюкзаков.

При выборе конструкции предпочтение следует отдать багажнику с легкосъемными сумками. Во-первых, навесные сумки обеспечивают легкий доступ к заднему колесу, не мешают регулировать цепь и удобны на стоянках, так как их можно быстро снять и взять с собой, Во-вторых, после путешествия они могут быть заменены сумками меньшего размера для повседневной эксплуатации. На мотоцикле такие сумки всегда пригодятся. Ведь гораздо удобнее мелкие вещи просто положить в сумку, чем ломать голову, как их закрепить на багажнике, или, того хуже, везти в кармане или за пазухой.

В качестве примера конструкции, отвечающей перечисленным требованиям, предлагаем сварной багажник, разработанный авторами для мотоциклов «Ява» (рис. 7). Он эксплуатировался в течение многих лет и успешно выдержал испытания на прочность в длительных путешествиях по различным дорогам.

Рис. 7. Задний багажник с сумками для повседневной эксплуатации.

Технология изготовления и сборка элементов багажника следующая (рис. 8). Из стальных бесшовных трубок диаметром 12 ? 1 или 12 ? I,5 мм делаются заготовки основания 1 (2 шт.), перекладины 2 (3 шт.) и подкосы 3 (2 шт.). Задние вставки 4 (2 шт.) гнутся из прутков того же диаметра (элементы — заготовки оснований, подкосы и вставки — можно заменить целиковыми трубками, согнутыми по радиусу вставок). Заготовки основания и подкосы с приваренными к ним верхними 5 (2 шт.) и нижними 6 (2 шт.) серьгами закрепляются на мотоцикле, причем болты крепления задней подвески заменяются специальными болтами 9 (2 шт.). Соединив основание и подкосы задними вставками, приваривают перекладины 2 и распорки на крыло 7 (2 шт.), предварительно защитив заднее крыло листом металла или асбеста. Затем багажник снимают, приваривают нижние и боковые скобки для ремней 8 (6 шт.), ушки 10 (6 шт.) для боковых пластин и окончательно заваривают места соединения элементов. Использование мотоцикла в качестве стапеля исключает возможный перекос багажника при сварке и гарантирует совпадение посадочных мест.

Рис. 8. Задний багажник: а — в сборе (вид сбоку и сверху); б —вставка (заготовка); в — серьга верхняя; г — серьга нижняя;
д — болт верхнего крепления задней подвески

Боковые пластины 1 (2 шт.), на которых будут устанавливаться легкосъемные сумки, вырезаны из стального листа толщиной 2 мм (рис. 9). На каждой пластине имеются один эллиптический и четыре фигурных паза, обеспечивающие передвижение элементов крепления сумок. (Для облегчения пластины в середине можно сделать большой вырез.) Естественно, что для установки навесных туристских сумок и сумок для повседневной езды должны использоваться одни и те же пазы, а габариты пластин совпадать с сумками меньшего размера. Каждая пластина закрепляется на багажнике болтами в трех точках. Дополнительно они соединены с инструментальным и аккумуляторным ящиками правым 2 и левым 3 кронштейнами, огибающими с внутренней стороны задние амортизаторы. В ящиках для закрепления кронштейн сверлится по два отверстия под болты.

Рис. 9. Боковая пластина багажника для установки легкосъемных сумок, правая и левая (а); правый кронштейн крепления пластины к инструментальному ящику (б); левый кронштейн крепления пластины к аккумуляторному ящику (в); грибок (г); шпилька (д); фиксирующая скобка (е)

В данной конструкции, а также в других, где используются сумки, рекомендуем применять брезентовые спортивные ранцы с боковой шнуровкой. Вместимость их благодаря шнуровке регулируется, что удобно в путешествии. Швы ранцев полезно дополнительно прошить суровыми нитками, а заплечные ремни снять и укрепить ими дно и переднюю стенку. Заднюю стенку тоже необходимо усилить — приклепать лист дюралюминия толщиной 1—1,5 мм.

Вместо спортивных ранцев можно использовать охотничьи ягдташи или можно сделанные хозяйственные сумки. В любом случае швы надо продублировать, а заднюю стенку сделать жесткой. Чтобы дно сумки во время движения не провисало, прикрепите к нему
ремень. Впоследствии, когда в сумку будут уложены вещи, ремень подтяните вверх и закрепите в пряжке, расположенной под седлом пассажира или в районе задней ручки мотоцикла.

Полезным дополнением к сумке будет ременная ручка для переноски. Элементами легкосъемного крепления каждой сумки являются четыре грибка 4 и одна шпилька 5, которые привинчиваются гайками к задней стенке. Во время навешивания
сумки эти детали входят в пазы пластины багажника, а затем сумку сдвигают вниз. Для фиксации сумки в нижнем положении предусмотрена скобка 6. При надевании на шпильку она упирается загнутой частью в боковую пластину и не дает сумке сдвинуться вверх. Закрепля ется скобка барашком или гайкой.

Багажники с боковыми грузовыми площадками выглядят иначе; выполняются они либо с задней грузовой площадкой, либо без нее. Примером багажника без задней площадки может служить конструкция, разработанная на заводе «Ява» (рис. 10, 11). Состоит она из двух рамок в сборе, верхних и нижних (левых и правых) подкосов, распорки. Соединяются эти детали между собой при помощи болтов.

Рис. 10. Багажник с боковыми грузовыми площадками.

Рис. 11. Рамка багажника (а); нижний подкос (б); верхний подкос (в); распорка (г)

Обе рамки багажника 1 и их поперечины 2 изготовлены из стальных бесшовных трубок диаметром 10?1,5 мм; усиления 3 и накладки 4 сделаны из стальной полосы толщиной 3 мм. Нижний левый подкос состоит из подкоса 5, сделанного из трубки диаметром 16?2 мм, накладки 6 и опоры 7, изготовленных из стального листа толщиной 3 мм. Нижний правый подкос является зеркальным изображением нижнего левого подкоса. Верхний левый подкос состоит из подкоса 8, сделанного из трубки диаметром 12?1,5 мм, и накладки 9, изготовленной из того же материала, что и аналогичные детали. Верхний правый подкос также является зеркальным изображением левого. И, наконец, для распорки 10 использована трубка диаметром
12?1,5 мм.

На мотоциклах багажник закрепляется в верхних точках болтами, которыми подседельная рамка притягивается к раме, а в нижних точках — болтами подножек пассажира. Багажник с боковыми грузовыми площадками, оборудованный также и задней площадкой, по сравнению с предыдущей конструкцией позволяет перевозить больше багажа (рис. 12 и 13).

Рис. 12. Багажник с боковыми и задней грузовой площадками.

Рис. 13. Чертеж багажника с боковыми и задней грузовыми площадками.

Типичную конструкцию такого багажника выполнил мототурист Е. Кустарев, использовав стальные бесшовные трубки диаметром 14?1 мм, а для накладок крепления багажника к мотоциклу — листовую сталь толщиной 2 мм. Основные детали багажника соединяются между собой болтами. Заметим, что эти два багажника создают определенные неудобства при демонтаже колеса и регулировке цели. Недостаточно жесткую связь их с рамой мотоцикла можно устранить установкой распорок, соединяющих багажник с крылом в районе задней ручки.

В Московском клубе автомототуристов разработана конструкция багажника, отличающаяся тем, что верхние крепления (на болтах амортизаторов) выполнены шарнирными, а нижние (у подножек) — вильчатыми (рис. 14). Это позволяет после ослабления нижних болтов поворачивать багажник вокруг верхних точек крепления, что открывает свободный доступ к заднему колесу и цепи.

Рис. 14. Откидной багажник.

Как мы уже говорили, в качестве базовых точек крепления багажника на мотоцикле лучше всего принять верхние болты задних амортизаторов и болты подножек пассажира. Для тех, кто собирается изготавливать багажники к мотоциклам других марок, приводится таблица с расстояниями между этими точками. Владельцам мотоциклов «Восход», М-105 мы также рекомендуем оснастить свои машины более фундаментальными багажниками, так как фирменные по грузоподъемности и вместимости мало удовлетворяют туриста.

Читайте также:  Как называется хозяин рабов

Конечно, не всегда имеется возможность изготовить, задний багажник с навесными сумками или боковыми грузовыми площадками. Иногда приходится довольствоваться и более простой конструкцией, не требующей сварочных работ. В таких случаях можно ограничиться установкой легкосъемных сумок (рис. 15, 16). Они навешиваются на боковые пластины, которые, в свою очередь, нужно прикрепить к подседельной рамке, заднему крылу и связать кронштейнами с инструментальным и аккумуляторным ящиками.

Рис. 15. Легкосъемные сумки на боковых пластинах.

Рис. 16. Боковая пластина и элементы крепления сумки

Кронштейны располагается на такой высоте, чтобы они не ограничивали максимальный ход задней вилки и кожуха цепи. Если путешествие будет проходить без пассажира, возможен и другой способ размещения багажа. В этом случае на заднюю часть седла-подушки надевается моторюкзак (рис. 17).
Его нетрудно сшить самим или заказать в мастерской, изготавливающей чехлы для автомобильных сидений. Шьют моторюкзак из кожзаменителя или плотного брезента, а надев на седло, стягивают внизу ремнями. Рюкзак вместителен, легко снимается.

Рис. 17. Моторюкзак.

До сих пор речь шла о конструкциях для размещения груза на задней части мотоцикла. Для вещей, которые должны быть под
рукой, полезно иметь небольшой багажник на бензобаке (рис. 18). Он может пригодиться и для перевозки фото- и киноаппаратов,
транзисторного приемника и других хрупких вещей. При конструировании багажника на бензобаке необходимо предусмотреть свободу управления мотоциклом, удобство посадки водителя и заправки бензином.
В приводимой конструкции основанием багажника служат две трубки диаметром 10—12 мм, приваренные верхними концами I; хомуту, охватывающему горловину бака. Нижние концы трубок имеют ушки, через которые пропускается болт, закрепляющий бак
на раме (зазор между трубками и баком около 2 мм). Хомут изготовлен из 2-миллиметровой стали. Наружный диаметр его
на 8—10 мм больше внутреннего. К концам хомута приварены втулка и гайка, в которую завинчивается стягивающий винт (рис. 19). Места соединения хомута с другими деталями не должны мешать закрывать пробку бензобака. К трубкам приваривают металлическую корзиночку, сделанную с таким расчетом, чтобы обеспечить установку на багажнике какой-либо сумки.

Рис. 18. Багажник на бензобаке.

Рис. 19. Закрепление багажника на горловине бензобака.

Пожалуй, лучшими для этой цели окажутся футляры для кино-аппарата «Кварц-2» и фотоаппарата «Зенит-6». Они стоят довольно дорого, но по конструкции и конфигурации наиболее удобны. Изготовлены футляры из добротной кожи, стенки и дно имеют мягкие
прокладки, а крышки снабжены замками. Ненужные перегородки из футляров можно удалить или установить в подходящем месте. (В пылу переделки не отрежьте ремешок для переноски: он понадобится на остановках.)

Некоторые мотоциклисты устанавливают багажники на переднем крыле мотоцикла. Применение подобного багажника оправданно, если мотоцикл имеет неподвижное крыло. Выполняется багажник в виде рамки и устанавливается с расчетом, чтобы груз не заслонял свет фары. На мотоциклах — одиночках, особенно таких, где крыло крепится к подвижным частям перьев вилки, подобный багажник делать нельзя. Во-первых, он увеличит вес неподрессоренной массы и затруднит управление, а во-вторых, вещи окажутся на своеобразном вибростенде.

Для всех видов багажника лучше всего использовать трубки из нержавеющей стали. Багажники из таких трубок после тщательного запиливания швов и полировки мелкой шкуркой надолго приобретают нарядный вид и не поддаются коррозии. Но учтите, не в каждой сварочной мастерской умеют варить «нержавейку». Если будете применять трубки из обычной стали, то багажники можно отхромировать или покрасить под цвет мотоцикла.

Защитные дуги
На мотоцикле в дальней дороге неплохо иметь защитные дуги (рис. 20). Это не дань моде, а полезное дополнение, повышающее безопасность езды. Дуги предназначены для того ,чтобы уберечь водителя от травм при падении и предохранить мотоцикл от повреждений. На них удобно установить пеналы для вещей, противотуманную фару, грязевые щитки. Проектировать дуги надо с таким расчетом, чтобы при опрокидываний мотоцикла набок руль и бак не касались дороги.

Рис. 20. Мотоцикл с защитными дугами и ветровым щитком.

Предлагаем конструкцию дуг, которые отвечают этим требованиям (рис. 21) и позвляют, кроме того. устанавливать на них легкосъемные щитки для защиты ног водителя от грязи (описание щитков дано ниже).
Дуги 1 гнут из стальной цельнотянутой трубы. Наиболее подходящий размер — диаметром 25?2,5 мм. Для выполнения необходимого радиуса хорош трубогиб — обычный инструмент сантехников. При отсутствии трубогиба дуги гнут на подходящей болванке, предварительно набив трубы песком и разогрев их газовой горелкой для сварки. Чтобы правая и левая дуги получились симметричными, примените фанерный шаблон. Верхнюю скобу 2 и нижние накладки 3, при помощи которых дуги закрепляются на мотоцикле, изготавливают из листовой стали. После подгонки к раме мотоцикла эти детали приваривают на половинки дуг. Как и при сварке багажника, мотоцикл можно использовать в качестве стапеля. При окончательной установке дуг на раме не забудьте на стяжные болты надеть распорные втулки 4, 5.

Предлагаемые дуги сконструированы для мотоциклов «Ява-350». Оставив общую конфигурацию, но изменив габаритные размеры и посадочные места, дуги можно ставить на мотоциклы других марок.

Следует сказать и о покрытии дуг. На наш взгляд, правильнее окрасить их в белый цвет, а не хромировать. Б темное время суток белый цвет лучше виден окружающим, что важно с точки зрения безопасности. К тому же краска практичнее хромированного покрытия: при случайном падении мотоцикла проще закрасить поцарапанное место, чем заново все хромировать. Чтобы дуги зрительно связывались с мотоциклом и не выглядели инородным тело, не мешает покрасить их под цвет мотоцикла в районе соединения с рамой, на участке 10—15 см. Хотя работа по изготовлению дуг довольно трудоемка, мотоциклисты в путешествии не раз убедятся в их полезности.

Пеналы для вещей, о которых мы упомянули, шьют из непромокаемой материи или изготовляют из алюминия. Пеналы должны быть легкосъемными и на дугах могут закрепляться при помощи ремней.

Рис. 21. Конструкция защитных дуг.

Ветровой щиток
Неоценимую услугу в дальней дороге оказывает мототуристу ветровой щиток (рис. 20, 22). Он защищает от ветра, пыли и непогоды, а при удачной конфигурации улучшает аэродинамику мотоцикла. Правда, ветровые щитки имеют свои минусы: создавая комфорт водителю, они несколько ухудшают условия езды пассажира из-за возникающих за щитком завихрений. «Ветровик» лучше сделать из двух частей (верхнюю — из органического стекла, нижнюю — из алюминия). Изготовить такой щиток гораздо проще, чем из целого стекла, да и бьется он реже.

Технология изготовления может быть такой. Из листа алюминия толщиной 1,5—2 мм вырезают основание. Затем придают ему необходимую форму, примеряя основание на мотоцикле. Раструбы для рук вырезают из металла той же марки и толщины и приклепывают к основанию потайными заклепками или приваривают встык. Такой метод проще, чем выколачивание раструбов из целого листа. Необходимую жесткость щитку придает сделанная по кромке отбортовка. После запиловки швов основание красят под цвет мотоцикла, а края отделывают хлорвиниловой окантовкой или резиновой трубкой, разрезанной вдоль.

Наиболее ответственная работа — изготовление прозрачной части «ветровика». Сделав из бумаги выкройку, согните ее по оси симметрии и проверьте совпадение краев. Перенесите контур выкройки на тонкий лист металла или другого твердого материала и вырежьте шаблон. Наложите шаблон на лист оргстекла толщиной 4—5 мм, защитив последнее от царапин бумагой. Чтобы шаблон не перемещался по стеклу, неплохо весь пакет стянуть струбцинками. Стекло вырезают лобзиком, ножовочным полотном или резаком, изготовленным из обломка полотна, заточенного в виде вязального крючка.

Для придания стеклу необходимой кривизны оргстекло нагревают. Делать это лучше всего над газовой плитой. На руки наденьте рукавицы и вращательными движениями передвигайте стекло над горелками, не поднося близко к огню. Когда почувствуете податливость стекла, постепенно его изгибайте, но уже не над огнем. Как только стекло станет упругим, вновь разогрейте и изгибайте его, проверяя результат по основанию «ветровика». Работа эта требует терпения и аккуратности, иначе стекло треснет и весь труд пойдет насмарку. Охлаждать стекло надо на воздухе при комнатной температуре, не давая ему распрямляться.

Рис. 22. Размеры и выкройка стекла ветрового щитка.

Теперь можно приступить к сборке. Нижний торец стекла оберните тонкой резиной или хлорвинилом, зажмите между основанием и заранее вырезанной металлической накладкой и за один проход просверлите отверстия для 4-миллиметровых винтов. Винты не должны располагаться очень близко к краям стекла. Если во время работы со щитком на стекле появится небольшая трещина, «остановите» ее продвижение маленьким отверстием, просверленным в конце трещины.

При закреплении ветрового щитка на мотоцикле надо соблюдать обязательное условие — жесткую связь «ветрозика» с мотоциклом, чтобы стекло не вибрировало на ходу. Сделать это можно таким образом. На руле Устанавливаются хомуты или разрезные зажимы, к верхним частям которых прикреплены стойки, соединяющие руль с основанием «ветровика». В качестве стоек можно использовать стальные прутки диаметром 12—14 мм, согнутые под нужным углом (рис. 23). Нижняя часть основания
щитка присоединяется к нижней траверзе вилки тягами, которые закрепляются болтами, стягивающими перья вилки.

Очень важна правильная установка «ветровика». На до рогу надо смотреть не через щиток, а поверх него, так как всякое загрязнение стекле ухудшает видимость. Верхняя кромка стекла должна лежать чуть ниже уровня глаз, а на клон щитка — направлять по ток воздуха на несколько сантиметров выше головы. Но помните: большой наклон опасен. При переезде через препятствие мотоциклист привстает на подножках и может подбородком удариться о кромку стекла.

Не менее важна геометрия «ветровика». Чрезмерная ширина щитка затрудняет управление мотоциклом при боковом ветре.
Нормальная ширина и радиус изгиба стекла должны обеспечивать прохождение воздушного потока в 3—5 см от плеч водителя. При установке «ветровика» на мотоцикл с боковым прицепом учтите, что воздух, отраженный от щитка, не должен попадать на пассажира в коляске. В заключение проведите ходовые испытания «ветровика» и при необходимости займитесь доводочными работами.

Рис. 23. Установка ветрового щитка на мотоцикле.

Грязевые щитки и капотировка колес.
Полезно также позаботиться о защите ног. Солнце не всегда освещает дальнюю дорогу, а ехать с мокрыми ногами — удовольствие маленькое. Поэтому предлагаем туристам установить на свой мотоцикл грязевые щитки.
Однако, выполняя основную функцию — защиту ног от ветра и грязи, они не должны касаться дороги на виражах, мешать работе педалей, вибрировать и дребезжать при езде.

Для изготовления щитков подходит листовой алюминий, которому легко придать необходимую форму. Можно также использовать
глубокие передние крылья таких мотоциклов, как «Ява» или «Ч3». В дело идет наиболее широкая часть крыла, с которой снимаются растяжки. Щитки соединяются между собой двумя поперечными стальными полосами и закрепляются на переднем подкосе рамы при помощи скоб. Если на мотоцикле имеются дуги, то щитки закрепляются на верхней и нижней перекладинах дуг хомутами. Не обязательно иметь грязевые щитки, постоянно находящиеся на мотоцикле. Можно предложить вариант легкосъемных щитков, выполненных в виде чехлов, надеваемых на дуги только при необходимости (рис. 24). Из прорезиненной ткани, клеенки или тонкого брезента шьют чехлы по форме дуг. К одному чехлу прикрепляются колечки, к другому — две резинки с крюками. Чехлы надевают на дуги и стягивают резинками. Делая выкройку таких щитков, не забудьте о свободном проходе воздуха для охлаждения двигателя. Эти чехлы быстро надеваются на дуги при первых каплях дождя, а будучи сложенными, занимают мало места.

Читайте также:  Как называется земля которая передается по наследству

Рис. 24. Чехлы-брызговики на дугах.

Но как бы ни были хороши грязевые щитки, они будут недостаточно помогать, если на машине стоят мелкие крылья, слабо защищающие от брызг, срывающихся с колес. В таком случае неплохо дополнительно закапотировать колеса, привинтив к бортам крыла металлические накладки. Чтобы накладки не портили внешний вид мотоцикла, их заводят изнутри.
Помогут защитить ноги водителя и спину пассажира от грязи резиновые брызговики, подвешенные на концах переднего и заднего крыльев. Чтобы брызговики не болтались, их вырезают из твердой резины и сгибают по форме крыльев.

Но все эти меры оправданны, если туристский маршрут проходит в основном по хорошим дорогам. Если же предстоит проехать значительную часть пути по грунтовым дорогам и есть опасение, что они могут быть размыты дождями, то глубокие крылья затруднят движение. Особенно это относится к переднему крылу, закрепленному на подвижной части вилки и имеющему небольшой зазор с покрышкой. Такое крыло будет забиваться грязью, что может привести к заклиниванию колеса и падению. Исправить положение можно перегнется крепление крыла на неподвижные элементы передней вилки. Например, на мотоциклах «Ява» (рис. 25) несущим элементом крыла может быть стальной стержень 1, пропущенный через отверстие в рулевой колонке и закрепленный гайкой под колпаком фары. К стержню приваривается накладка 2, изготовленная из 1,5—2-миллиметрового стального листа. Распорки крыла обрезают и переклепывают на новое место. Крыло устанавливается на машину и соединяется с накладкой двумя болтами М8, а распорки стягиваются хомутами на кожухах передней вилки. При подобной переделке крепления переднего крыла проходимость мотоцикла увеличивается, и не сетуйте, если крыло будет меньше защищать от брызг. Чем-то надо поступиться.

Рис. 25. Крепление крыла к неподвижной части передней вилки.

Некоторые туристские приспособления.
Готовясь к путешествию, полезно оборудовать мотоцикл и другими туристскими приспособлениями. Так, в пути пригодится боковой упор: при кратковременной остановке тяжело нагруженную машину не придется втаскивать на подставку; значительно упростится постановка мотоцикла на склонах или на мягком грунте (рис. 26).

Рис. 26. Боковой упор.

Мототуристам, трасса путешествия которых пролегает преимущественно вне асфальтированных дорог, может быть полезен руль спортивного типа, отличающийся от стандартного большей шириной, высотой и наличием перекладины, повышающей его жесткость. Мотоцикл с широким рулем легче держать при езде по разбитой дороге, на щебенке, на песке или в случае прокола шины. Поскольку такие рули чаще всего бывают самодельными, при их проектировании нужно учитывать следующие обстоятельства. Материалом для руля должна служить цельнотянутая труба. Ширина и изгиб руля должны быть такими, чтобы при повороте водителю не приходилось изменять положение корпуса и тянуться за рулем. По высоте ручки руля должны находиться не выше уровня грудной клетки, а положение их быть таким, чтобы кисти свободно лежали на ручках. Следует избегать распространенной ошибки, когда неудачно спроектированный руль вынуждает водителя сидеть откинувшись назад. Такая посадка утомительна, затрудняет привставание на подножках, наклон вперед на крутых подъемах.

Необходимо также подумать о комфорте езды на мотоцикле в дальней дороге. Комфорт создается не только правильным расположением подножек, руля, рычагов, но и удобным седлом. В последнее время мотозаводы ставят на мотоциклы седла-подушки. Такие седла удобны, если они достаточно широки. Узкие подушки не годятся для дальних поездок: долго на них не усидишь. Если на вашей машине седло узкое, сшейте чехол с боковыми вкладышами из поролона или микропористой резины. Чехол, расширяющий подушку, шьют из кожзаменителя; вкладыши приклеивают клеем 88 и закрепляют суровыми нитками. К нижней кромке чехла пришивают ремни, которые затягивают под подушкой. Если вы собираетесь путешествовать без пассажира, такой чехол можно объединить с моторюкзаком. Для повышения комфортабельности езды пассажира некоторые устанавливают за
седлом мягкую спинку.
Особенно это полезно на машинах с короткими подушками, например на мотороллерах «Вятка» старой модели. На «Вятке» и «Туле-200» пригодятся подножки, которые выполнены из согнутых стальных пластин. Чтобы не соскакивали ноги, к подножкам приклепывают резиновые накладки от лыж.

У любого мототуриста, желающего хорошо подготовиться к путешествию, мотоцикл — широкое поле деятельности для технического творчества. Так, кроме изготовления багажников, дуг, «ветровика» и других приспособлений можно доработать электрооборудование машины, расширить его возможности, сделать более удобным.

Начнем с противотуманной фары. Она устанавливается на нижней правой перекладине дуги (рис. 29), Низкое расположение фары позволяет эффективно использовать ее при езде во время тумана. Желательно, чтобы фара давала желтый свет. Если нет желтого стекла или лампы, можно вставить между лампой и стеклом желтый гибкий светофильтр. Такие светофильтры применяются в осветительной аппаратуре и продаются в магазинах театральных принадлежностей.

Правое расположение фары отвечает условиям безопасности движения в темное время суток. При встречных разъездах водители
машин «просят» их не слепить и перейти с ближнего света на стояночный. Но с таким светом ездить опасно, особенно мотоциклистам.
Переход же на стояночный свет плюс дополнительная фара исключает ослепление водителей, а мотоциклист видит дорогу и правую обочину. Фару подключают к клемме стояночного света через специальный тумблер. Кстати, часто встречаемое на мотоциклах расположение противотуманной фары около основной, на наш взгляд, не более чем украшательство.

Существует еще один вид дополнительной фары — поворотная, имеющая шарнирное устройство. Потребность в такой фаре особенно ощущается на машинах с неподвижной основной фарой (например, на мотоцикле «МЦ», мотороллерах «Тула», «Чезетта» и других). Устанавливают поворотную фару рядом с основной на руле или на верхней перекладине дуги. Если вы ставите такую фару на боковой коляске мотоцикла, то ее лучше располагать на левой стороне коляски, чтобы водитель мог дотянуться до нее рукой. Поворотная фара может пригодиться при выборе пути на плохом участке дороги, при ориентировании ночью на местности. Следует
иметь в виду, что для ее установки необходимо разрешение ГАИ.

Рис 29. Установка противотуманной фары на защитной дуге.

Большую пользу в городе и на шоссе принесут фонари указателей поворотов. Некоторые мотозаводы оснащают свои машины «мигалками». Если ваш «экипаж» не оборудован указателями, советуем это сделать.

Фонари указателей поворотов следует разнести по возможности шире и поставить в них лампы мощностью не менее 15 ватт. Старайтесь использовать лампы, однотипные с установленными на мотоцикле, — это позволит в случае перегорания одной из них позаимствовать ее в другом, менее ответственном, месте. Для указателей поворота мотоциклов выпущены 6-вольтовые реле РС-419. Можно также взять автомобильное 12-вольтовое реле РС-57, имеющее винт для регулировки интервалов мигания. За счет регулировки реле РС-57 удается заставить работать в 6-вольтовой системе электрооборудования.

Реле размещают в фаре мотоцикла. Рядом с ручкой газа устанавливают переключатель указателей поворота (рис. 30). Сделать его можно на базе стандартного переключателя света, произведя небольшую переделку. На мотоциклах «Ява», например, в переключателе снимают контактную пластину с пружиной, а в средней ламели сверлят небольшое углубление для фиксации нейтрального положения (рис. 31).

Рис. 30

Рис. 31

Если передние указатели поворотов не видны водителю, необходимо предусмотреть контроль за работой системы. Для этого на фаре ставят сигнальную лампочку. Если же фонари указателей установлены на ветровом щитке, под ними сверлят отверстия, чтобы свет от лампочек был виден водителю.

Оборудование бокового прицепа.
Все наши рассуждения о конструктивных дополнениях касались мотоциклов-одиночек. Такие же приспособления, за исключением, может быть, дуг бокового Упора и правой навесной сумки, полезно сделать и на мотоцикле с коляской. На самой коляске пригодится дополнительный багажник за сиденьем пассажира, где Удобно расположить габаритные вещи, например палатку. В местах установки опор багажника кузов коляски снаружи и изнутри усиливают металлическими накладками. Багажник выполняется из стальных трубок диаметром 10—12 мм (рис. 32). Чтобы багаж не сползал, грузовая площадка должна иметь небольшую спинку.

Существенное преимущество мотоциклов с коляской — возможность возить с собой запасное колесо. На мотоциклах «Иж», «Паннония» его располагают на специальном кронштейне, закрепленном на задней части левого борта прицепа. Конструкция кронштейна может быть различной. Важно только в месте его установив усилить изнутри кузов коляски. При боковом расположении колесо не мешает пассажиру мотоцикла и легко доступно.

Очень нужным дополнением к коляске может оказаться тент, особенно при путешествии с ребенком. Тент должен быть складывающимся, компактным и легким Вот как решил этот вопрос один мотоциклист на боковом прицепе БП-62 (рис. 33). Основанием тента служа четыре дюралюминиевые дуги. Они обтянуты тонким брезентом (можно использовать и другой мягкий, прочный, водонепроницаемый материал). Шарнирные устройства каркаса крепятся по бокам коляски. Задняя дуга неподвижна. Тент в поднятом состоянии пристегивается к обрамлению ветрового щитка. В местах соприкосновения со стеклом передняя дуга
окантована микропористой резиной (рис. 34). Этому тенту не помешало бы небольшое заднее окно из тонкого плексигласа. При конструировании такого тента необходимо предусмотреть возможность открывания его пассажиром изнутри и обеспечение хорошего натяжения брезента.

Рис. 32. Багажник и крепление запасного колеса на коляске.

Рис. 33. Складной тент на коляске мотоцикла.

Рис. 34. Эскиз тента на коляске: 1 — шарнирное крепление, опорная подушка и болт М8; 2 — кронштейн и болты крепления М6; 3 — дуга длной 1600 мм; 4 — водонепроницаемая ткаяь; 6 — дуга длиной 2000 мм; 6 — дуга длиной 1900 мм; 7 — дуга длиной 1620 мм;
8 — прокладка из пористой резины

Задний прицеп.
Особый разговор пойдет об одноколесном заднем прицепе. В некоторых странах, например в Чехословакии, Польше, ГДР, такие прицепы получили широкое распространение.

Сохраняя все преимущества одноколейного транспорта, задний прицеп расширяет возможности мотоцикла-одиночки, облегчает размещение груза в путешествии. Если для закрепления багажа на мотоцикле требуется довольно много времени, то прицеп упрощает эту процедуру. Его присоединение к мотоциклу или мотороллеру занимает несколько минут — достаточно вставить шкворень, зашплинтовать его и подсоединить штепсельный разъем электроосвещения заднего фонаря прицепа.

Трогание с места на мотоцикле с прицепом простое. Машину не водит из стороны в сторону. Движение с ним не вызывает затруднений. Виражи с задним прицепом проходить легко; это преимущество по сравнению с боковым прицепом особенно ощущается на горных дорогах. При торможении мотоцикла тенденция заноса заднего прицепа отсутствует, что нельзя сказать о боковом прицепе, не оборудованном тормозом.

Есть, конечно, и некоторые особенности управления мотоциклом с прицепом. Скорость следует ограничивать до 70—75 км/час — ведь на раму мотоцикла передаются дополнительные нагрузки, а маленькое колесо прицепа «щупает» каждую выбоину на дороге. Потребуются и определенные навыки для движения мотоцикла с прицепом задним ходом.

Представление о конструкции заднего прицепа может дать выпущенный чехословацкой промышленностью прицеп PAV-40 (рис. 35). Несущая рама его состоит из одной высококачественной стальной трубы диаметром 25 мм. К ней приварены две поперечины, к которым при помощи 4 резиновых подушек прикреплен кузов. В центре рамы приварена дуга, предохраняющая бока прицепа в случае падения. Система подвески состоит из двух телескопических амортизаторов, колесо расположено в маятниковой вилке. Кузов стальной, штампованный, имеет несколько ребер жесткости. Сверху он закрывается крышкой с замком. На задней стенке прицепа закреплены номерной знак и сигнальные фонари. Электропроводка подключается при помощи штепсельного разъема к заднему фонарю.

Рис. 35. Задний прицеп РАУ-40 и шарнирно-прицепное устройство для соединения его с мотоциклом.

Прицепное устройство изготовлено из четырех стальных трубок, соединенных в один узел. Свободные концы имеют ушки и крепятся к мотоциклу верхними задних амортизаторов и болтами подножек пассажира. К узлу соединения трубок приварены два уха с отверстиями для пальца шарнира поворотного устройства.

Читайте также:  Как называются духи в японии

В последние годы задние прицепы начали появляться и на дорогах нашей страны, и везде они вызывают живой интерес. Не дожидаясь, пока промышленность освоит выпуск одноколесных прицепов, некоторые мотолюбители начали изготавливать их сами.

Удачно сконструировал задний прицеп энтузиаст мотоциклетного туризма Б. Ездаков (рис. 36). Рама его прицепа состоит из двух параллельно идущих стальных трубок, соединенных поперечинами. К раме приварены ушки, к которым через резиновые блоки крепится кузов Каркас кузова собран из дюралевых уголков, облицовка из листов алюминия. Нижняя часть телескопического амортизатора закреплена на подвижной платформе, дающей возможность правильно отрегулировать его наклон (рис. 37). Платформа, в свою очередь, имеет эллиптические отверстия и соединена болтами с ушками рамы.

Рис. 36. Задний прицеп конструкции Б. Ездакова.

Рис. 37. Установка телескопического амортизатора на заднем прицепе.

Узел сцепки и поворотное устройство выполнены более совершенно, чем у описанного выше прицепа PAV- 40. Эта конструкция обеспечивает лучшую связь с мотоциклом, так как уменьшается люфт в соединениях, а это важно для быстрого реагирования прицепа на маневры машины (рис. 38). К тому же прицепное устройство представляет собой багажник с задней площадкой и небольшими боковыми сумками.

Рис. 38. Схема задней прицепной коляски.

Один из авторов имел возможность провести всесторонние испытания этого прицепа, как порожнего, так л с полной нагрузкой. Испытания проходили на горных серпантинах дорог и на шоссе при скорости до 90 км/час. Оценка ходовых качеств самая высокая,

При конструировании подобного прицепа следует воздержаться от раздувания габаритов кузова: ведь мотоцикл не седельный тягач. Прицепное устройство, установленное на мотоцикле, можно сделать более ажурным, применив трубки диаметром 14—16 мм. Необходимо, однако, сказать, что пока органы ГАИ не всегда дают разрешения на эксплуатацию самодельных задних прицепов из-за отсутствия технических требований, которым прицепы должны отвечать. Вопрос о них в скором времени, очевидно, будет решен, и прицепы обретут права гражданства.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на эстетическую сторону при конструировании дополнительных приспособлений. Удачно найденные очертания радуют глаз, и надо стремиться, чтобы самодельное туристское оборудование органически вписывалось в обводы машины и гармонировало с ними.

Полезные мелочи.
Теперь, пожалуй, пора рассказать о некоторых «мелочах», создающих определенные удобства в путешествии, облегчающих эксплуатацию машины, позволяющих иметь под рукой запасные части и инструменты. На первый взгляд они могут показаться излишними, но, как говорят бывалые люди: «Мелочей всегда не замечаешь, когда они есть, и очень ощущаешь их отсутствие».
Помимо различных приспособлений собственной конструкции мы предлагаем вашему вниманию описание ряда приспособлений, предложенных другими мотоциклистами (по материалам журнала «За рулем»).

1. Сколько в баке бензина? На такой вопрос автомобилист ответит быстро, взглянув на прибор. Мотоциклисту же количество бензина приходится определять «на глазок». Повысить точность замера поможет простейший бензомер (рис. 39). Изготовляется он из текстолитового стержня или другого материала, хорошо смачиваемого бензином. Стержень опускают вертикально в бак, куда по 1 л наливают бензин, и делают на стержне соответствующие риски. Над каждой риской пишется количество литров, и бензомер готов.

Рис. 39. Простейший бензомер

Рис. 40. Поплавковый бензомер

2. Можно воспользоваться более сложной конструкцией бензомера, преимущество которого в том, что указатель постоянно находится в баке (рис. 40). Из трехмиллиметровой стальной проволоки сгибают направляющие в виде буквы П и на концах нарезают резьбу. В пенопластовом поплавке с отверстиями для направляющих закрепляют легкую трубку — указатель с градуировкой в литрах. Во фланце горловины бака сверлят три отверстия и через них выводят трубку и концы направляющих с предварительно навинченными нижними гайками. Затем навинчивают направляющие верхние гайки и затягивают их. При этом нижняя часть направляющих с надетой на нее хлорвиниловой трубкой должна упираться в дно бака. На верхнем конце указателя закреплен винтом флажок, позволяющий фиксировать указатель в опущенном положении.

3. Необходим в дороге мерный стаканчик для масла, ведь не все колонки оборудованы смесителями. Самое подходящее место для него — в сетке бензобака. Стаканчик можно использовать металлический или полиэтиленовый. На его внутренней стенке наносятся риски, определяющие количество масла на 1 и 2 л бензина. Если стаканчик в заводской сетке не помещается, придется отпаять ее от опорного кольца и припаять новую, более глубокую. На машинах, где сетка вообще отсутствует, поставьте ее. Она всегда пригодится в дороге при заправке из «случайного» ведра.

4. На ряде мотоциклов доступ в аккумуляторный и инструментальный ящики возможен после поднятия седла — подушки, что неудобно в дальней дороге. Советуем установить на крышках внутренние замки (подойдут замки от ящиков мотоцикла «Паннония» или дверные от автомобилей «ГАЗ» после соответствующей доработки).

5. В аккумуляторном ящике некоторых мотоциклов можно рационально использовать место, сдвинув аккумулятор максимально в сторону. В освободившееся пространство рядом с аккумулятором помещается полиэтиленовая фляга или металлическая баночка на 400—500 см3 моторного масла. Там же найдется место для индикатора установки зажигания, запасных предохранителей, бензомера и других предметов (рис. 41). Крепление осуществляется зажимами, установленными на стенках.

Рис. 41. Использование пространства в аккумуляторном ящике.

6. Много огорчений может доставить электролит аккумулятора, попавший на хромированный глушитель. Чтобы избежать этого, надо завернуть аккумулятор в лист тонкой резины или полиэтиленовой пленки. Чехол должен быть на 15—20 мм выше клемм. Полностью заворачивать аккумулятор нельзя: газ, выделяющийся при его зарядке, должен иметь свободный выход в атмосферу. Чехол на аккумуляторе удерживается резиновым кольцом.

7. Для заправки бензином в Дороге хорошо иметь с собой бензошланг. В качестве шланга можно использовать 1,5—2 м резиновой трубки, продающейся в аптеках. Такую трубку, свернутую в спираль, можно хранить под резиновым кольцом, надетым на аккумуля-
тор.

8. Чаще всего из инструментов мотоциклисту нужны отвертка и свечной ключ. Поэтому целесообразно в сумку их не заворачивать, а устанавливать в специальных зажимах, расположенных в инструментальном ящике. Запасные свечи удобно хранить в держателях, рядом со свечным ключом. Для защиты электродов на свечи надевают полиэтиленовые пробки от бутылок. Кстати, инструментальная сумка не будет мешать закрывать ящик, если ее прижать к стенке резиновым кольцом, накинутым на крючки (рис. 42).

Рис. 42. Использование пространства в инструментальном ящике.

9. Чтобы во время ночного ремонта карбюратора или других узлов не растерять мелкие детали, воспользуйтесь откинутыми крышками аккумуляторного или инструментального ящиков. В этом случае очень помогут «подкапотные» лампы, установленные в ящиках.

10. Необходимо иметь в дороге и переносную лампу. К концам ее шнура припаивают зажимы типа «крокодил». Чтобы при ремонте руки были свободны, «переноску» привязывают к резиновому кольцу, а кольцо надевают на голову.
Крепление переносной лампы может быть и иным. В хозяйственных магазинах продаются небольшие магнитные защелки для дверей. Магнит такой защелки укрепите на «переноске». Теперь ее можно «приклеить» к любому металлическому предмету.

11. Для манометра и переносной лампы рекомендуем сделать держатели и разместить их в свободных местах инструментального ящика. Приспособьте также держатели и для запасных ламп, разместив их в фаре и заднем фонаре мотоцикла.

12. На некоторых машинах для укладки мелких вещей с успехом используют подседельное пространство. На «Явах-350», например, вокруг глушителя шума всасывания удобно монтируется полочка, прикрепленная передней частью ко второму винту, соединяющему облицовку. Своей задней частью она опирается на держатели инструментального и аккумуляторного ящиков. Для легкости установки полочка делается составной.

13. На некоторых мотоциклах кромка переднего крыла расположена низко над дорогой. Улучшая защиту водителя от дорожной грязи, такое крыло цепляет при движении за сравнительно небольшие дорожные препятствия. Для увеличения проходимости мотоцикла можно подрезать нижнюю часть крыла, а чтобы не ухудшить его защитных свойств,— надставить резиновым фартуком, согнутым по форме крыла.

14. Каждый мотоциклист знает, как иногда долго приходится «просить» впереди идущую машину уступить дорогу. Малая мощность сигнала не доносит «крик души» до водителя, Поэтому советуем оборудовать мотоцикл сдвоенными звуковыми сигналами. В преимуществах сдвоенных сигналов вы убедитесь при обгоне тяжелых грузовиков и при езде по серпантинам горных дорог. Сигналы, настроенные в обертон на максимальную громкость, крепят на специальном кронштейне решетками вперед. Устанавливая сигналы под фарой, помните, что они не должны мешать полному ходу передней вилки.

15. В пользе зеркала заднего вида вряд ли кого придется убеждать, В городе, на шоссе или при групповых путешествиях оно просто необходимо. Поэтому обязательно оснастите машину зеркалом, а то и двумя — правым и левым. Одни мотоциклисты устанавливают зеркало на ветровом щитке, другие — на руле или в торце руля. Предпочтение, надо отдать закреплению зеркала в торце руля. При такой установке изображение не будет частично закрываться рукой или плечом водителя. Правда, появляется больше шансов лишиться зеркала при падении машины и не очень удобно прислонять ее в лесу к дереву; однако это не столь
существенно по сравнению с хорошим обзором. К слову, зеркало на короткой жесткой штанге меньше вибрирует, и изображение в этом случае «не размывается».

16. Не на всех машинах имеется возможность закрепить зеркало в торце руля, так как некоторые заводы устанавливают в этом месте указатели поворотов. На мотороллере «Вятка» ВП-150 М, чтобы совместить эти две нужные детали, зеркало закрепляют следующим образом. Из стального листа толщиной 3 мм делается переходная шайба 2. В гайке 1, крепящей фонарь указателя поворота, и в переходной шайбе сверлится по четыре отверстия диаметром 3 мм с зенковками. Затем гайку и шайбу соединяют заклепками с потайными головками. Кронштейн зеркала 3 закрепляют на выступе переходной шайбы. Разметку отверстий под заклепки делают, установив предварительно гайку, кронштейн и зеркало (рис. 43).

17. Некоторые мототуристы дублируют зеркало, расположенное на мотоцикле, медицинским зеркальцем, закрепленным на дужке очков (рис. 44). Такое зеркальце очень помогает на дорогах с частыми поворотами, когда отражение в основном зеркале уходит в сторону, а оборачиваться нежелательно. Ножка зеркальца держится на оправе очков резиновыми колечками. Перед установкой ее нужно согнуть под прямым углом.

Рис. 43. Крепление зеркала на руле мотороллера «Вятка» и В-150 М

Рис. 44. Установка медицинского зеркальца на дужке очков. Углы отражения при взгляде вперед и в сторону

18. Если большая часть маршрута пролегает по грунтовым дорогам, не мешает иметь браслеты, надеваемые на заднее колесо. Особенно это пригодится для мотоцикла с коляской на раскисшей от дождя дороге. Ремни браслетов можно сделать из прорезиненной материи толщиной 4 мм или старой транспортерной ленты, предварительно срезав несколько слоев. Ширина ремня 35 мм, длина 500—550 мм (в зависимости от размера бал-лона). Из 3-миллиметрового стального листа изготовляют грунтозацепы и изгибают их по форме покрышки. На колесе браслеты стягиваются болтами, пропущенными через металлические накладки, укрепленные на концах ремня (рис. 45).

Рис. 45. Установка браслетов с грунтозацепом на колесе

19. Если на вашем мотоцикле отсутствуют боковые и задние ручки-скобы, советуем их сделать. Они облегчат постановку нагруженного багажом мотоцикла на. стоянку и пригодятся при вытаскивании из грязи. Ручки-скобы должны быть жестко связаны с рамой.

20. Для слива воды, которая может попасть в защитный кожух цепи во время дождя или при переезде брода, просверлите в нижней
точке кожуха отверстие диаметром 2—2,5 мм.

Поделиться «ТУРИСТСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА»

Источник