Значение слова «болеро»
БОЛЕРО́, нескл., ср. Национальный испанский танец, а также музыка к этому танцу. || Музыкальное произведение в ритме этого танца.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Болерó (исп. bolero) — испанский народный танец. Характерные музыкально-стилевые черты: размер 3/4, особенные ритмоформулы (одна из таких показана на иллюстрации), умеренный темп.
БОЛЕ’РО’, нескл., ср. [исп. bolero]. Испанский танец. || Музыкальное произведение в ритме этого танца (муз.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
болеро́
1. хореогр. испанский парный танец, музыкальный размер ¾, сопровождаемый гитарой, барабаном, кастаньетами и пением танцующих ◆ Народ же обыкновенно танцует фанданго, болеро и сегидилью. В. П. Боткин, «Письма об Испании», 1847 г. (цитата из НКРЯ)
2. короткая облегающая безрукавка без застёжки, часть национального костюма ◆ Маленькое болеро с большими отворотами из зеленой тафты. неизвестный, «Летний костюм» (15.05.1911) // «Московская газета», 1911 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: устыдиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Что такое «Болеро» Равеля?
1. Эта симфоническая пьеса длиной примерно в 16 минут — самое исполняемое сочинение 20 века.
Кто-то подсчитал, что Болеро звучит каждые 15 минут в разных точках планеты: в качестве концертного исполнения, балета, саундтрека к фильмам, в рекламе или ещё в каком-то виде. То есть фактически современный мир уже 90 лет живёт под непрерывное звучание этого Болеро (Равель написал его в 1928 году).
2. Болеро резко выделяется по стилю из всего, что написал за свою жизнь Равель. Причина этого — в исключительной персоне, для которой написана эта музыка: для Иды Рубинштейн — русской танцовщицы и иконы декаданса.
Напрасно её называют балериной. На пуантах она никогда не стояла, балету не училась, но имела яркую восточного типа внешность, мощную человеческую харизму, прирождённую тягу к актёрству и миллионное состояние.
Это позволило ей войти в знаменитую балетную труппу Сергея Дягилева и иметь огромный успех только благодаря экзотическим ролям, красивым статичным позам, несложным па и эпатажным сценическим нарядам. Потом она основала свою труппу.
Равель написал для её антрепризы музыку точно по мерке её личности: внешне высокомерно-холодной, но внутренне страстной, чрезвычайно эффектной и загадочной (она была молчалива, носила шляпы невероятных фасонов, пользовалась макияжем как театральным гримом и держала у себя дома вместо кошки черную пантеру).
3. Равель всегда высказывался о своём Болеро подчёркнуто уничижительно: «в нём нет музыки», и «это мог бы написать любой ученик консерватории». Несомненно в этом есть доля кокетства. Потому что Болеро — это точно рассчитанный музыкальный трюк опытного мастера.
Действительно, Болеро выстроено как линейная инженерная конструкция, которая держится на честном слове, как бы против всех законов физики.
В Болеро есть все признаки убийственно скучной музыки: длинно, медленно, одно и то же. Но скучно вам не будет, потому что Болеро — это сеанс музыкального гипноза: бесконечное повторение одного и того же ритма, последовательное увеличение громкости, медленное плетение загадочной восточной темы. И всё это с неотвратимо движется в пропасть грандиозной кульминации в конце.
4. Само слово «болеро» — это название испанского танца, у которого много разновидностей. Например, знаменитые куплеты Тореадора из «Кармен» — это тоже болеро.
Или популярная соль минорная Прелюдия Рахманинова.
Но в Болеро Равеля мало сходства с народным прототипом — только ритм. Поэтому в Испании к Равелю много претензий).
5. Болеро Равеля — это презентация инструментов симфонического оркестра. Они все по очереди проводят эту самую нескончаемую тему. Если хотите получить представление о том, как звучит кларнет и его разновидности, гобой и его разновидности, саксофон и его разновидности, трубы, тромбоны и т.д. — слушайте Болеро .
А вот одна их тысяч уменьшенных версий Болеро — вокальная.
Анджелика Киджо и Брандфор Морсалес (саксофон).
6. Нерв Болеро Равеля — эротика. Потому что сюжет балета, к которому эта музыка была написана — это танец испанской танцовщицы на столе в таверне с последующим массовым экстазом. Практически все позднейшие хореографические версии Болеро так или иначе раскрывают чувственность этой музыки. Cамая известная балетная версия Болеро принадлежит Морису Бежару. Она возможна и в женском, и в мужском вариантах.
В 1979 году вышел американский фильм «10» («Десятка») , где Болеро Равеля используется героями фильма как музыкальный фон к постельным сценам. За этот саундтрек с Болеро Равеля композитор картины Генри Манчини даже «Оскара» получил.
Именно с тех пор Болеро стало горячо любимо широкими народными массами. Продажи пластинок и дисков возросли в разы, в том числе и потому, что Болеро нашло практическое применение в качестве сильнодействующего музыкального афродизиака)
7. Болеро обогатило самого Равеля, его наследника — брата Эдуарда и сделало миллионерами несколько совершенно случайных людей. Вкратце эта удивительная история выглядит так.
Одинокий и бездетный Равель всё своё состояние и права на сочинения завещал своему брату Эдуарду. Эдуард был женат, но тоже бездетен. Он планировал основать на эти деньги что-то вроде Нобелевской премии для музыкантов. Но.
В его доме появилась не очень молодая дама — массажистка. Эдуард заводит с ней роман и пишет завещание в её пользу. В скором времени он умирает, и массажистка со своим мужем-парикмахером становятся наследниками.
Дальше массажистка умирает тоже. Вдовец женится на особе, у которой есть дочь от первого брака. Короче, умирают последовательно и вдовец, и его новая жена, и всё наследство переходит к этой дочери второй жены бывшего мужа массажистки от её (второй жены) первого брака.
Потом умирает и она, и Болеро становится собственностью ее детей. Авторские отчисления от одного только Болеро приносили всем этим людям в год около 1,5 миллиона евро.
Два года назад кончился срок авторских прав на Болеро, но эти случайные наследники, о существовании которых Равель даже и не подозревал, успели устроить свою жизнь за его счёт на много лет вперед. Сейчас они безбедно живут в Швейцарии.
А сотрудники дома-музея Равеля в Монфор-Л’Амори не знают, где взять деньги, чтобы остановить его разрушение. Родственники массажистки и парикмахера не перечислили им ни копейки. Зато подали аппеляцию в SACEM (это французская организация по авторским правам) с просьбой продлить срок действия авторского права на 20 лет. Им отказали.
Источник
Музыкалка. БОЛЕРО.
22 ноября 1928 года в Париже состоялось первое исполнение произведения, под названием «Болеро». Автором композиции был Морис Равель. Именно тогда мир впервые услышал эти гипнотические звуки, вошедшие в историю музыки.
На протяжении всей пьесы повторяется одна и та же ритмическая фигура, обрамляемая разными инструментами. С первых звуков пьесы, до последних, слушатель держится в ощутимом, реальном напряжении, становясь маятником, качающимся в такт завораживающим импульсам.
Ключевую роль в этой пьесе исполняет малый барабан. Его партия не слишком замысловата, но задача, которую ставил композитор, является одной из самых сложных в истории музыки. Несколько минут ударник находится в состоянии постоянного, концентрированного напряжения. Поскольку ритм, который он играет, является не просто набором ударов в барабан. Это центр композиции. Тот самый гипноз, который ощущается при прослушивании «Болеро», основан на взаимодействии барабана с остальными инструментами оркестра. Несколько минут барабанного бита, с постоянным увеличением динамики, это большая нагрузка, поверьте.
Равель настаивал, чтобы пьеса игралась без ритмических сдвигов. Ровно, чётко, прямо. Многие дирижёры той поры часто жаловались на эту сухость, и считали композитора неправым. Но тот стоят на своём, и буквально заставлял музыкантов играть так, как он этого хотел.
Болеро было создано как танцевальная пьеса, но мир знает её в более объёмном, оркестровом варианте. Как мне кажется, вибрации этого ритма и партии инструментов, глубокие, тягучие, концептуальные, являются единственными в своём роде. В мире много музыки, но Болеро трудно с чем-то спутать. Не слишком сложное, понятное многим звучание, несёт в себе заряд мысли огромного масштаба. Способный вызвать переживания самого высокого сорта.
«Болеро» — это музыка иных миров, которые мы не видим, но можем почувствовать. Малый барабан цепляет ваше сердце, и вы бежите вслед за ним непонятно куда. Абсолютно не важно, кто вы, и как живёте. Эта музыка может облагородить ваше сердце, или примерить вас с реальностью. Это и мирская, и духовная музыка, одновременно. Обезличенная, но конкретная. Высокая, но реальная. Безумная, но способная отрезвлять своей проникновенностью.
Лично у меня есть коллекция композиций, которые я слушаю в те моменты, когда что-то не получается, или мозгу требуется дополнительное пространство для манёвра. Болеро занимает в этой подборке своё место. Рекомендую и вам завести такую коллекцию, и обязательно включить в неё пьесу, о которой я сегодня рассказывал.
Для пущего эффекта можно ещё посмотреть мультфильм Ивана Максимова, «Болеро». В нём музыка Равеля дополняется очень глубоким видеорядом. Или, наоборот, глубина художественной идеи входит в резонанс с глубиной идеи музыкальной. Вряд ли я смогу объяснить вам что к чему в этом анимационном фильме, посмотрите сами. И расскажите мне о ваших впечатлениях в комментариях.
Лайк, шер, репост, подписка. Слушайте музыку, делайте выводы, лечите душу, копите духовное богатство.
Источник