Меню

Большая домра как называется

Все о домре

Домра относится к категории струнных музыкальных инструментов. Она принадлежит к щипковой группе. Старинный народный инструмент состоит из деревянного полусферического корпуса, грифа с несколькими колками, 3-х или 4-х струн. Для извлечения звука используют медиатор и прием тремоло.

Домры бывают 2 видов: четырех- и трехструнные. Первая разновидность имеет квинтовый строй, популярна среди белорусов и украинцев. У второго вида строй квартовый, он чаще встречается на территории России. Семейство домр входит в состав каждого оркестра русских народных инструментов. Их количество может быть разным: обычно используют до 20-ти малых, 3‒6 басовых, от 4-х альтовых и не больше одной пикколо.

Краткий экскурс в историю

В Древней Руси домрой пользовались, в основном, скоморохи. Они играли на ней во время своих выступлений. Период максимальной популярности народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Об этом свидетельствуют старинные изображения. Но в 1648 году вышел Указ, наложивший запрет на скоморошничество. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Так домра надолго пропала из поля зрения.

Инструмент получил новую жизнь лишь в 1896 году по инициативе Василия Васильевича Андреева, создателя Императорского оркестра (1988 г.). Талантливые мастера Налимов С.И., Пасербский Ф.С. и другие изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры.

Лучшей моделью 3-струнной домры служат инструменты, созданные С.И. Налимовым. Талантливый мастер более 20 лет сотрудничал с оркестром В.В. Андреева. Превосходные четырехструнные теноры, альты и примы изготавливал С.И. Сотский. Эти изделия охотно использовали русские народные оркестры Москвы. Они стали образцовыми моделями для производства качественных домр.

О конструкции домры и форме медиатора

У трехструнной домры выделяют 2 составные части: это полусферический корпус и удлиненный гриф, завершающийся головой. В деревянном корпусе две главные детали: кузов, последовательно склеенный из 7 деревянных частей и дека. Она крепится поверх кузова, а в роли окантовки используется обечайка. Чтобы струны не давили на поверхность деки, внизу корпуса устанавливают порожек. Там же расположено несколько кнопок, фиксирующих струны.

Длинный гриф соединен с корпусом домры. Его поверхность закрыта накладкой, верхняя часть которой заходит на деку. Эту зону закрывает так называемый панцирь. Прочная навесная деталь выполняет функцию щита. Он защищает поверхность деки от появления царапин в процессе игры. Рядом с панцирем находится фигурная розетка. Она расположена по центру, состоит из большого круглого голосника, окруженного шестью резонаторными отверстиями маленького диаметра.

В поперечных пропилах накладки закреплены порожки из металла. Промежуток между ними называется «лад». Верхний порожек служит начальной точкой для отсчета ладов. У большинства 3-х и 4-струнных домр их 19, на малой от 19 до 26, у примы от 24 до 30. Возле нижнего порожка деки часто прикрепляют удобный навесной подлокотник для комфорта исполнителей. Кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту деки.

Точно посередине между розеткой голосника и нижним порожком устанавливают подставку со специальными прорезями для поддержки струн. (Наклеек на инструменте вообще нет) Шейка грифа заканчивается верхним порожком, за ним расположена головка с металлическими колками для натяжения струн. Правильная установка подставки влияет на высоту струн. Если она избыточна, упругие стальные струны будет сложнее прижимать к грифу, это затруднит игру на домре.

Для медиатора характерна овальная форма. Его размеры соотносятся с габаритами инструментов. Для примера: длина может быть 25 мм, ширина 14 мм. Толщина равномерно увеличивается: верхняя часть медиатора не толще 0, 5 мм, а нижняя 1, 5 мм. На правом нижнем крае сделана двусторонняя отшлифованная фаска.

Материалы для изготовления домры и медиатора

Качественные домры делают только из сухого дерева. Для разных частей инструмента мастера используют отобранную опытным путем древесину:
• кузов делают из белого клена;
• деку изготавливают из пихты или ели;
• накладку и оба порожка вырезают из черного дерева;
• защитный панцирь и гриф мастерят из самых твердых пород древесины.

Медиаторы в прежние времена делали из черепахового панциря, он считался лучшим материалом. Современные производители чаще используют полимеры – капрон, капролон, черепаховый этрол. Для игры на басовых и альтовых домрах применяют кожаные медиаторы. Они хорошо приглушают звук.

Особенности настройки домры

В первую очередь необходимо проверить, насколько правильно расположена подставка для струн на деке домры. При правильном положении у струны, открытой или прижатой на 12 ладу, высота звука будет отличаться на октаву. Если прижатая струна издает более низкий звук, подставку перемещают в направлении верхнего порожка. Таким образом, рабочая часть струны становится короче. В том случае, когда звук оказался выше положенного, подставку передвигают в обратную сторону, в направлении нижнего порожка. Таким способом проверяют каждую струну.

Для настройки примы и малой домры ориентиром служит открытая вторая струна. С помощью любого музыкального инструмента – баяна, фортепиано – либо камертона опорную струну настраивают до соответствия ноте ля первой октавы. У трехструнных домр настройку всех остальных открытых струн выполняют чистыми квартовыми интервалами. Для этого вторую струну на пятом ладу прижимают, а первую настраивают с ней в унисон. В результате между двумя открытыми струнами будет кварта. Настройку остальных струн выполняют по аналогии.

Четырехструнные инструменты настраивают чистыми квинтами, за исключением домры-контрабаса. Для ее настройки используют кварты, добиваясь соответствия с нотами ре и соль малой октавы, ми и ля большой.

Источник

Что такое домра? История и фото музыкального инструмента

Что такое домра? Легендарная «балалайка» и «арфа» украинских кобзарей, белорусских песняров и русских сказителей уже много лет не теряет своей популярности. Домра – музыкальный инструмент, успевший за долгие годы стать национальным символом юга России, Украины и Беларуси. Активно используется тысячами артистов в записях как инструментальных мелодий, так и песенных композиций.

Что такое домра

Домра – это струнный щипковый музыкальный инструмент, относящийся к подгруппе народных инструментов и характерный для южнославянских народов. По своему строению домра похожа на балалайку или хомэс. Также эти инструменты объединяет стиль игры – с использованием особенного медиатора, которым задеваются струны. Такой стиль игры называется щипковым.

Домра – инструмент, использующийся для сольного исполнения каких либо текстов под аккомпанемент, реже – как часть состава ансамбля либо оркестра народных инструментов.

Как представитель семейства струнных, домра — инструмент, требующий особого подхода в освоении и использовании. Благодаря акустическим особенностям строения, в умелых руках домра способна издавать чарующие, необычные для человеческого уха звуки.

Название инструмента

Само слово «домра» было получено путем обработки нескольких слов из тюркских языков, обозначающих струнные музыкальные инструменты, например, в татарском языке есть слово dumbra, переводящееся как «балалайка». Крымско-татарский диалект имеет слово dambura — «гитара». Турецкий язык содержит в себе слово tambura, также обозначающее гитару, а казахский язык называет балалайку — dombıra. К казахскому языку очень близок калмыцкий вариант – dombr̥, также обозначающий балалайку.

Читайте также:  Как называется территория в пределах которой в результате воздействия

История возникновения

Что такое домра? Музыкальный инструмент, который может интересовать любого, кто увлекается историей и теорией народной музыки.

Первое упоминание о музыкальном инструменте, похожем на нее, мы можем встретить в дворцовых записях XVI—XVII веков, где рассказывается о домрачеях – музыкантах, играющих на домре.

Она пользовалась популярностью у скоморохов, бродячих артистов и шутов. Так как при своей простоте и удобстве в использовании, имела хороший звук и довольно богатые тембральные возможности, что позволяло артисту без труда аккомпанировать себе во время исполнения песни или сказания.

Долгое время игра на домре считалась занятием унизительным, недостойным человека высшего и среднего сословий. Именно поэтому не существовало и единого вида домр — каждый экземпляр изготавливался кустарным домашним способом. Часто артисты сами делали себе домру или выполняли такие работы на заказ.

Вскоре домра исчезла из исторических документов, и вплоть до XIX века никто не знал о ее существовании. Связано это было с введением цензуры и активной охотой на скоморохов, кроме которых этот инструмент больше никто не использовал. С исчезновением потешных песен, как жанра, на время забылся и инструмент. Что такое домра – не знали даже потомки некогда известных сказителей.

«Второе рождение»

Лишь в начале XX века руководитель первого в СССР «Оркестра народных инструментов» Василий Андреев смог восстановить исходную форму домры, а также гипотетически восстановить ее звучание, основываясь на плохо сохранившемся экземпляре музыкального инструмента, найденного им в орловской области.

Несмотря на то, что многие музыковеды до сих пор не считают находку Андреева настоящей домрой, этим словом теперь называют все семейство музыкальных инструментов, созданных на основе его чертежей.

В настоящее время этот народный инструмент, популярен в России, Украине и Белоруссии, а также пользуется успехом за рубежом, благодаря своему экзотическому звучанию.

Для домры, как и для многих других народных инструментов, создаются концертные и камерные произведения.

Конструкция

Традиционная домра высшего качества изготавливается из различных дорогих пород дерева. Причем существуют строгие традиции изготовления инструмента. А также правила сочетания древесины в строго прописанных пропорциях.

Кузов инструмента изготавливается из белого клена и остролистой березы, подставка из редкой породы клена, дека – из ели или пихты, гриф – из лиственницы, накладка грифа – из черного дерева.

Русская домра — это инструмент, выполненный по модели Семена Ивановича Сотского, знаменитого мастера-ремесленника, хранителя русской музыкальной культуры. Модели народных инструментов, созданные им, используются в элитных мировых оркестрах с 1936 года.

Строение домры аналогично строению практически любого струнного инструмента.

Она состоит из двух частей – резонирующего корпуса и грифа. Корпус, в свою очередь, делится на звукосберегающий кузов и деку.

Разное звучание

С давних времен известны два стиля игры на домре: с медиатором и без него.

При ударе жесткой пластинкой струны инструмента имеют немного дребезжащее звучание, характерное для украинской фольклорной мелодики конца XVII века.

Белорусы же, не знавшие до конца XVI века, что такое домра и вдохновленные на ее создание западными аналогами струнных инструментов, не были склонны к игре медиатором. Они предпочитали играть щипками, получая совершенно иное звучание.

Если же при игре на домре медиатор не используется, то звучание становится мягким, плавным и объемным. Чрезвычайно схожим по тональности со звучанием акустической гитары. Такой метод игры на домре считается более академическим и используется в оркестрах народных инструментов.

Разновидности

Домра — музыкальный инструмент, имеющий малое количество разновидностей. Всего существует два его вида: трехструнная и четырехструнная домра.

Единственное отличие их проявляется в их музыкальном восприятии. Четырехструнная домра имеет большее количество тонов, а также звучание ниже на одну октаву, нежели у трехструнной версии этого инструмента.

Никаких различий в процессе изготовления, в составе материалов попросту нет. Это можно объяснить ментальными особенностями народов, создавших ту или иную версию домры.

Трехструнный инструмент получил широкое распространение на Украине, а четырехструнный – в западной Белоруссии. Там на ее конструкцию оказали существенное влияние польские струнные инструменты.

Четырехструнная домра, обладающая большими возможностями для извлечения звука, традиционно используется в оркестрах народных инструментов, а также в камерных оркестрах. Многие ведущие домрачеи предпочитают ее более древнему трехструнному прототипу именно за схожесть с бас-гитарой, которая обеспечивает более комфортную игру во время выступления.

Производство

Первое упоминание об изготовлении домры мы можем найти в летописи Савино-Сторожевского монастыря на Кубани. Монастырская писцовая книга хранит запись, датированную 1558 годом и повествующую о том, как некий мастер стал изготавливать особые балалайки со странным звукоизвлечением.

В конце XVIII века именно здесь возникает первой серийное производство народных музыкальных инструментов. На Кубани открывается «Первая гусельная мастерская», производившая домры, гусли, балалайки, гитары и другие струнные инструменты в промышленных масштабах. Заведовал этим заводом, по преданию, местный крестьянин Емельянов, сумевший не только поставить производство домр, но и изготавливать струнные инструменты высшего качества, что было отмечено даже грамотой от Императорского двора.

Источник

Был ли «рад скомрах о своих домрах»?

Первые сведения о струнных инструментах, аналогичных домрам, на Руси относятся к 903–912 годам — ко времени до крещения Руси и принятия христианства. Назывались ли они «домрой», нам теперь неведомо.

Что мы знаем о домре

То, что домра в ХVI–ХVII столетиях была на Руси одним из самых распространенных инструментов, это общепризнанный факт, отмеченный во всех исследованиях о древнерусской дом­ре. Пословица «рад скомрах о своих домрах» сложена во времена широкой популярности у населения России этого музыкального струнного щипкового инструмента о четырех (а также пяти и шести) жильных струнах с короткой шейкой грифа и округлым корпусом.

Однако, с точки зрения царствующей династии Романовых, в лице «Великого Государя и царя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца» (1645–1676) и Русской православной церкви — игра на домре и других «гудебных бесовских сосудах», «орудиях песен сатанинских» и «богомерзких игрищ» была серьезным преступлением. Об этом говорят царские Указы 1648‑го и более поздних, до 1657‑го, годов. «Не только за игру, но даже за хранение домры грозила тюрьма, ссылка и другие суровые наказания» (М. И. Имханицкий).

В результате скоморохи, носители языческих традиций и древнерусского репертуара, эти профессиональные музыканты средневековой Руси, оказались вне закона, стали гонимыми и попираемыми в правах. Последствия были таковы, что в России на рубеже ХVII–ХVIII веков не было уже ни скоморохов, ни домр. На два с половиной столетия слова «домра» и «домрачей» ушли из словесного лексикона россиян.

Читайте также:  Как правильно называется организация мтс

О домре вспомнили лишь в конце ХIХ века, когда В. В. Андреев создавал свой «Великорусский оркестр» народных инструментов. Искали по городам и весям России старинные экземпляры домр, гудков — не нашли. Искали изображения этих инструментов в старинных книгах — безрезультатно. Встречались только упоминания, что были эти инструменты — и более ничего. Тем не менее из скудных отрывочных сведений удалось составить некий «фоторобот» бесследно исчезнувшей домры, выявить некоторые ее характерные конструктивные черты.

Инициатором идеи возрождения домры как важнейшего инструмента русского народного оркестра был А. С. Фаминцын (1841–1896). В реконструкции трехструнных домр деятельно участвовали: мастер С. И. Налимов (1857–1916), изготовивший в 1896 году первые экземпляры домр, и Н. П. Фомин (1864–1943), автор реконструкции строя современной малой трехструнной домры, а также альтовой и басовой домр, он же автор рациональных мензур этих музыкальных инструментов. Струны — стальные.

В 1907 году Г. П. Любимов (1882–1934) выдвинул идею создания четырехструнной домры-прима со скрипичным строем. Идею в 1908 году реа­лизовал в первых инструментах мос­ковский мастер С. Ф. Буров. Затем были разработаны четырехструнные тесситурные разновидности домр: пикколо, прима, альт, тенор, бас. Струны также стальные.

Так начиналось возрождение, а точнее сказать, новое рождение современной домры. Ныне это оркестровый набор — от домры-пикколо до домры-контрабас. Их тесситуры для трехструнных домр: пикколо, малая, альт, бас, контрабас. Для четырехструнных домр: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. Это инструменты пяти категорий качества звучания, рассчитанные на выступления в крупных концертных залах. Четко установлен строй каждого инструмента. Для домр и дом­ровых составов имеется многочисленный концертный нотный репертуар — заново сложившаяся в ХХ столетии современная трехступенчатая школа обучения и исполнительства.

Но был, повторим, двухсотпятидесятилетний перерыв, когда репертуар и традиции исполнительства и изготовления домр были утрачены. Казалось, что канули в Лету не только сами инструменты (домры), но даже их изображения.

Ныне «портреты» найдены! Есть возможность сравнить, насколько отличаются современные домры от тех утраченных скоморошьих домр ХVII века. Этому способствовали книги профессора Российской Академии Музыки им. Гнесиных М. И. Имханицкого: «История исполнительства на русских народных инструментах» (М., 2002) и «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» (М., 2008). Впервые были опубликованы древние миниатюры — иллюстрации из рукописных книг ХVI–ХVII веков, на которых изображены домры тех времен.

Вот реферативный обзор одной из глав книги «Становление струнно-щипковых народных инструментов в России» с некоторыми комментариями. Исследуя изданные материалы (печатные издания давних лет), ученые не обнаружили изображений домр. Но в ХVI–ХVII веках таких изданий было немного. «Несравненно большее развитие в тот период получило искусство иллюстрации рукописных книг, преимущественно церковных. А именно: «лицевых» рукописей — иллюстрированных псалтырей, евангелий, хронографов и т. п.». Имханицкий сделал верный вывод: искать изображения древнерусских домр надо не в печатных источниках, а в рукописных. Именно они, как оказалось, содержали немало художественных миниатюр с изображениями русских народных инструментов, в том числе и рисунки домры.

Древнерусская домра существовала тогда в двух вариантах: «домришко» — малая домра, по мнению Имханицкого, «чрезвычайно близкая к современной андреевской домре»; и «домра басистая большая», представляющая собой разновидность лютни — многострунного инструмента с большим корпусом, коротким грифом и отогнутой назад головкой. Игрок на домре звался «домрачеем». Домра басистая имела большой округлый корпус. Вот почему, по свидетельству иностранцев, путешествовавших или живших в России в то время, такой инструмент они называли «лютней».

«Домришко» — четырехструнная домра с округлым корпусом небольшого размера — имела короткий, достаточно широкий гриф. Имханицкий обнаруживает «поразительную схожесть домр с современными, имеющими в данном случае не овальный, а круг­лый корпус и небольшой гриф».

В «Псалтыри толковой» древнерусский живописец в окружении царя Давида поместил музыкантов, в том числе двух домрачеев, играющих на домрах разного размера — басистой и домришке. Автор привел 7 иллюстраций из разных рукописных источников ХVI–ХVII веков. На всех изображены «домрачеи», а также музыканты других профессий: рожечники, органисты, «лышники» (гудошники), «бубники» (ударные — на бубне), сурначеи, гусляры. «Анализ рисунков (прорисовка рук музыкантов при игре) позволяет утверждать, что звук на домре извлекался защипыванием струн пальцами правой руки либо бряцанием — ударами указательным пальцем правой руки по всем струнам одновременно. Иногда играли и специальной пластинкой — плектром».

Анализируя миниатюры, Имханицкий делает вывод: «Старинная русская домра ХVI–ХVII столетий использовалась в совместной игре с другими инструментами, т. е. она предназначалась для коллективного музицирования, ансамблевой игры».

Количество струн (на рисунках) на «домришке» — четыре. На дом­ре большой «басистой» встречаются варианты: четыре, чаще пять, иногда — шесть струн. Струны были жильные, разных диаметров. Они сматывались кольцами в моток (бухту). Причем в бухте было до десяти и более метров однородной жильной струны. От этой бухты музыкант при замене струн по мере надобности отрезал кусок нужной ему длины.

У всех современных домр, трех- и четырехструнных, разных тесситур (размеров) — струны стальные. Басовые струны имеют канитель, навивку из медной калиброванной проволоки на стальную основу — керн. Изобретенные в ХIХ веке, металлические колковые механизмы облегчают настройку струн. Они сразу же стали элементами новой конструкции современных домр.

В этом их принципиальное отличие от старых. Современные домры-примы имеют до 29 ладов. Каждый размер (тесситура) современных домр имеет жестко фиксированный строй. Настройка ведется по камертону. Современные темперированные инструменты рассчитаны на концертные выступления в составе ансамблей либо народного оркестра в крупных залах. В таких залах домра ХVI–ХVII века не прозвучит. У нее жильные струны слабого натяжения и корпус из иных пород. Колки деревянные. Старинная домра — инструмент камерный. Ее удел — звучать в небольших помещениях для небольшого числа слушателей (20–50 человек).

Старинная домра — инструмент диатонический, имевший до пяти жильных перевязок вокруг шейки грифа в нужных музыканту позициях. О 24 тональностях домрачеи того времени и понятия не имели, как и о современной темперации. О камертоне тоже слыхом не слыхивали. Возможности древнерусской домры скромны и ограничены. Какая уж тут «порази­тельная схожесть»? В чем? Разве что в очертаниях деки. Но, может быть, дом­ры XVI–XVII веков были безладовыми инструментами? И на них, как на арабских удах, играли музыку четвертьтоновую? Тогда версия о «поразительной схожести» окончательно отпадает. Это совершенно иной инструмент. Кстати, на всех миниатюрах у домр ладовые перевязки отсутствуют. Их почему-то не нарисовали. Так, может быть, их и не было?

По изображениям домр, приведенных в книге Имханицкого М. И., сложно определить, какой конструкции были их корпуса — долбленые или клеенные из клепок. Если из клепок, то какое их число было тогда традиционным? Тем более неведома внутренняя конструкция этих инструментов.

Читайте также:  Как называется когда картинка в картинке

Из-за упрощенной прорисовки домр древними живописцами нет на изображениях и наружных деталей, свойственных конструкциям современных домр: голосников и розеток, панцирей, верхних порожков у головки грифа, колков. А может, не все детали тогда и были? Подставки прорисованы условно и порой имеют странную форму. Струны начинаются от подставок, а не крепятся к нижней кромке корпуса (как у современных домр). Это говорит о том, что у древних домр подставка приклеивалась к деке. А значит, склеивание деревянных деталей широко применялось в старинных технологиях изготовления музыкальных инструментов.

Кстати, прорисовка голосников отсутствует и на других музыкальных инструментах, изображенных на миниатюрах: гудки, гусли… Если же судить по археологическим находкам гудков в Великом Новгороде — голосники на гудках были и в те времена, и в более ранние. Это невероятно, но на миниатюрах нет изображений лирообразных гуслей с игровым оконцем (новгородского типа), а также изображений новгородских скоморошьих гудков. Почему? Ведь археологи находили эти инструменты. И находки достаточно многочисленны, чтобы судить о конструкциях и музыкальных возможностях гудков и гуслей, найденных в землях Великого Новгорода.

А вот инструменты, в том числе дом­ры, псалтыревидные 12‑струнные гусли, 4‑и 5‑струнные гудки с корпусом в форме восьмерки, что изображены на миниатюрах, археологи в Новгороде и других землях не обнаружили. Почему? Может быть, конструкции музыкальных инструментов развивались и видоизменялись? И в ХVI–ХVII столетиях они были уже, очевидно, иными, чем в ХI–ХIV веках? А может быть, музыкальная культура Великого Новгорода и Московской Руси — две большие разницы?

И откуда взялась балалайка? Это что, ответ скоморохов и русских мастеров на царские указы 1648–57 годов? Вы нам — запреты, а мы вам — инновации!?

А может, нам в этот кризисный период помогли татары, подкинув на Русь конструкцию музыкального инструмента, которая под Указы не попадала? Такая вот загадка истории. Балалайка после Указов 1648–57 годов выпрыгнула, как чертик из табакерки.

О жильных струнах

Современному музыканту, в том числе домристу, неведомо уже, что такое жильные струны. Но поскольку традиция их применения исчисляется, вероятно, тысячелетиями, о них стоит вспомнить и рассказать подробнее.

Жильные струны ведут свою «родословную» от жильной тетивы древних охотничьих и боевых луков. Традиции их изготовления оказались очень живучими. У таежных охотников Урала и Сибири еще в ХIХ веке тетива охотничьего лука изготавливалась из скрученных толстых оленьих жил. Настоящие жильные струны на Урале и в Сибири применялись коренным населением до рубежа ХIХ–ХХ веков, их ставили на нерпь, нарсюх, хотол — иив. Но из жил можно получить малый выбор диаметров струн. К тому же изготовитель музыкальных инструментов ограничен длиной исходного материала, струну ведь не свяжешь из двух кус­ков. Потому очень давно эту проблему решили, начав делать струны из кишок животных — ведь они имеют длину в несколько метров, некоторые более десяти. С кишок снимали наружную и внутреннюю оболочки — ткани, оставляя однородную срединную ткань. Ее вымачивали в специальных растворах, потом подсушивали и резали вдоль на длинные ровные полосы. Выбрав нужную ширину полосы, скручивали, вытягивали, сушили, получая необходимый диаметр струны. Струны научились делать ровными (калиброванными по диаметру) по всей длине. Правильнее было бы именовать их «кишечными», так как последние пять столетий струны делали из кишок животных (коров, овец, верблюдов, лосей, оленей…). Технологии их изготовления давно известны в Европе, Индии и в Сибири. Но название традиционно сохранялось старое — жильные струны. Технологии были сложны, отработаны веками. Процесс изготовления длился несколько недель. Требовал квалификации, знаний и умения. Потому струны получались достаточно дорогими. Из записей Потешной палаты: «13 декабря 1635 года дана гривна домрачею Лукашу слепому на струны». А Гривна в середине ХVII века — большие деньги. Жильные струны продавались по диаметрам, бухтами (мотками) — на рынке в домерном ряду.

Музыканты жаловались, что жильные струны не практичны. Струна служила чуть больше недели, а потом либо расслаивалась, либо рвалась. Если попадался неудачный, с незаметным изъяном, неоднородный участок струны, настроенная струна фальшивила. Тем не менее, звучание жильных струн было более «живое» и «нежное», чем у современных синтетических.

Тонкие металлические стальные струны, появившись в России в ХIХ веке, частично потеснили на рынке жильные. Басовые струны иногда делали навивными: керн — шелковые нити, канитель — калиброванная медная, латунная, иногда серебряная проволока.

Во второй половине ХХ века в мире осталось очень мало фабрик, что продолжали делать жильные (кишечные) струны. Сейчас они стоят дорого, но так же непрактичны, как и в ХVI–ХIХ веках.

Этапы истории исполнительства на домре

1. Домра, старые конструкции с 903 по 1648–57 гг.: Бесписьменная традиция исполнительства. Диатонические лады. Старый репертуар, складывавшийся веками. Старая народная школа исполнительства. Ансамбли смешанного типа. Жильные струны. Выступления перед небольшой аудиторией — до 20–50 человек. Камерные инструменты: домришко малая и домра большая басистая. Профессии: домрачей, скоморох, гусляр, гудошник и др. — только мужские. Примеч.: в XVI–XVII столетиях слово домра произносили с ударением на последнем слоге. В XX–XXI веках произносят с ударением на первом слоге.

2. Бездомерный период с 1648–57 по 1896–1908 гг.: На рубеже XVIII–XIX столетий в Россию из Европы пришла современная темперация (хроматические 12 ступеней гамм и круг из 24 тональностей). Началась эра современной музыки. Забывались или реформировались (меняли конструкцию) традиционные диатонические музыкальные инструменты. Реформа русских народных музыкальных инструментов В. В. Андреева и заключалась в том, чтобы сделать эти инструменты пригодными для исполнения русской музыки в современных аранжировках (т. е. для музыки темперированной) и для исполнения сложных музыкальных произведений в больших залах.

3. Домра, новые конструкции с 1896–1908 по 2014 гг.: Нотная традиция. Трехступенчатая школа обучения: начальное образование (ДМШ), среднее образование (муз. училище, колледж), высшее образование (вуз, консерватория, академия). Новый репертуар. Новая школа исполнительства. Стальные струны. Оркестры народных инструментов. Ансамбли народных инструментов. Выступления в крупных концертных залах от 300–500 до 1500 мест. Оркестровые и сольные концертные инструменты пяти категорий качества. Оркестровый набор: от домры-пик­коло до домры-контрабас. Большин­ство музыкантов‑домристов — жен­щины.

Музыкальный мастер Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского. Выпускник УЛТИ 1981г. Автор ряда публикаций, посвященных струнным музыкальным инструментам в сборниках и российской периодике. Живёт в Екатеринбурге.

Солистка ансамбля «Изумруд» (домра) Свердловского академического театра музыкальной комедии. Лауреат международных и всероссийских конкурсов, европейских музыкальных фестивалей в Германии, Испании, Франции. Лауреат премии губернатора Свердловской области. Живет в Екатеринбурге

Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами . Жмите «палец вверх» и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.

Источник

Adblock
detector