Мелодика и пианика: клавиши, в которые нужно дуть!
Из большого разнообразия музыкальных инструментов важно выбрать тот, который поможет реализовать именно ваши творческие способности. Как часто нам хочется играть и на пианино, и на какой-нибудь дудочке. Хочется всего и сразу! Встречайте уникальный музыкальный инструмент – пианика!
Что же такое пианика?
Предшественницей пианики была клавишная губная гармошка, о которой впервые стало известно из российских журналов 1892 года. Но свою популярность этот инструмент начал приобретать с начала 1960-х годов. Особенно широкое распространение пианика получила в образовательной сфере стран Азии.
В наши дни пианику используют для сольных выступлений и для игры в различных ансамблях и группах. Встречаются музыканты, которые солируют на ней с симфоническими и камерными оркестрами, но зачастую такие выступления носят шутливый характер, хотя иногда пианика всё-таки становится полноценным оркестровым инструментом.
Пианика является акустическим музыкальным инструментом, на котором можно играть не только одноголосные мелодии, но и аккорды, а на некоторых моделях возможна игра двумя руками. Тембр инструмента схож с тембром губной гармошки, но при этом освоить исполнительство на пианике гораздо проще.
Есть два способа игры на пианике:
Первый: инструмент держат левой рукой, а правой нажимают на клавиши. Второй: инструмент лежит перед исполнителем на подставке, чтобы лучше сохранить резонанс. При такой постановке могут быть задействованы обе руки, что крайне положительно отразится на развитии мелкой моторики, особенно это будет заметно у детей. Кроме того, вне зависимости от выбранного способа, дыхательные упражнения и дыхание при игре на инструменте поспособствуют профилактике лёгочных заболеваний, включая астму.
Пианики Yamaha выпускаются в трёх моделях, самая простая из которых – P-25F с 25 клавишами. Благодаря своей компактности, она хорошо подходит детям. Это может стать отличным началом на музыкальном поприще!
Источник
Немного об инструментах. Фортепиано. Часть первая. Происхождение.
Фортепиано — один из самых универсальных и широко распространенных музыкальных инструментов. Этот инструмент обладает богатыми выразительными возможностями, ярким динамическим контрастом и звучанием целого оркестра.
Слово «фортепиано» происходит от терминов forte (с итал. сильно, громко) и piano (слабо, тихо). Инструмент получил свое название благодаря способности воспроизводить звуки от очень тихих до очень громких.
Очень давно в Древней Греции во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos — по-гречески один. chorde — струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками. Еще одна подставка передвигалась по струне то укорачивая, то удлиняя ее, тем самым изменяя высоту звука.
Постепенно к одной струне прибавились другие. Играли на них, защипывая пальцами или пластинками — плектрами (медиаторами), а иногда ударяя по струне палочками или молоточками.
Шли века, инструмент совершенствовался. Ящичек стал прямоугольным, на нем появилась клавиатура — ряд клавиш. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение металлические пластинки — тангенты. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.
Этот инструмент стал называться клавикордом . От латинского clavis — клавиша, и chorde — струна.
Сначала его ставили на стол, потом появились ножки. Этот инструмент возник в XII веке и на протяжении пяти веков совершенствовался. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, увеличили размер ящика. Позже у клавикорда стали делать несколько клавиатур. Их ставили одна над другой.
Звук клавикорда был нежным и певучим. Исполнитель мог играть погромче или потише, по своему желанию. Покачивая клавишу, он мог раскачивать струну, вызывая «трепетанье» звука.
Клавикорд был предметом роскоши. Украшением гостиных и салонов. Эти инструменты делали нарядными, украшали перламутром и позолотой. В конце XVII века во Франции нижние клавиши стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно — темные клавиши сливались. И в XVIII веке цвета клавиатуры поменялись и стали таким, каким мы их видим в наши дни.
Одновременно с клавикордом возник и развивался другой, похожий на него инструмент — клавесин . В разных странах он назывался по разному — чемболо, вирджинал. клавицимбал.
В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины. Это определило его форму, которая потом перешла к роялю. В начале это тоже был ящик, который ставили на стол. Позднее инструмент ставили на изящные, точеные ножки.
Звук на клавесине извлекался не ударом, а щипком. Клавиша приводила в движение язычки из птичьих перышек. Они зацепляли струну. Звук был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив. Исполнитель не мог влиять на его качество. С какой бы силой не ударяли по клавишам, ничего не менялось.
Этот инструмент был вполне в духе того времени. когда носили напудреные парики и платья со множеством кружев. Да и тембр клавесина очень подходил «галантному стилю» того времени.
Но клавирные мастера продолжали поиски. И в 1711 году итальянский клавирный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче — piano или forte. Отсюда и пошло название — пианофорте , а позднее фортепиано.
Источник
Как разобраться в симфоническом оркестре?
Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол — уже большие сомнения. И что там дальше — во вторых, в третьих. в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси — никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.
Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.
Симфонический оркестр — это комбинация из четырёх групп инструментов.
На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых . Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и вообще за создание звукового «климата» в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки — не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.
Струнные — как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент — тем ниже звук. Скрипка — альт — виолончель — контрабас . Вот их размеры относительно друг друга:
Слева от дирижёра сидят скрипки, их много. Справа — виолончели:
За ними ещё правей — контрабасы. В отличие от джазовых, на симфонических контрабасах играют смычком. Контрабасисты обычно не мелкие ребята (или девушки)
Самый невидимый инструмент среди скрипкоподобных — альт. Он чуть побольше скрипки (из зала отличить невозможно, и не пытайтесь). Группа альтов сидит на втором плане.
Дальше на сцене расположены группы духовых инструментов : поближе — деревянные , за ними — медные .
Самый большой из деревянных духовых — фагот . Его раструб обычно виден на заднем плане.
Кроме фагота в группе деревянных духовых есть ещё кларнеты, гобои и флейты. Флейту узнает любой (хочется надеяться). Хотя, всё же — вот фото:
Обратите внимание, что флейта чисто условно называется деревянным инструментом. На самом деле она делается из разных металлов — из никеля, серебра, золота или платины.
Самая большая путаница с кларнетами и гобоями . По звуку они отличаются резко, а на вид — не очень.
Вот гобоисты с гобоями :
А вот кларнетисты с кларнетами :
Найдите два отличия) Они, конечно, налицо.
Медная духовая группа сидит в последних рядах, потому что их и оттуда хорошо будет слышно. Инструменты в ней следующие: труба, валторна, тромбон и туба.
По трубе обычно вопросов нет, а валторна — это то, что закручено как улитка:
Тромбон — это как раз тот инструмент, у которого такая двигающаяся взад-вперед штука (кулиса, если правильно):
Ну и туба — бас, тяжелая артиллерия.
На самом отшибе расположена четвёртая группа оркестра: ударная.
В ней может быть много всяких инструментов (например, у Вагнера — наковальни, у Сати — печатная машинка), но не бывает ударной группы без литавр. Слева от литавр на фото — большой барабан.
Всё то же самое, только в урезанном виде можно наблюдать в оперном оркестре. Если выберетесь в театр, подойдите в антракте к оркестровой яме и рассмотрите все эти инструменты поближе. Каждый из них — это чудо музыкального дизайна, отшлифованного веками, со своей летописью, родословной и уникальным звуком.
В Культшпаргалке будут статьи на эту тему. Подписывайтесь!
Источник