Меню

Большой джазовый оркестр как называется

Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку

Музыка – это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них — это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый – это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII – начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

В большой включены следующие инструменты:

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом – около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры – полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Читайте также:  Как называется прическа похожая на дреды

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Источник

Великие джазовые оркестры

На протяжении всей истории джаза этому музыкальному направлению пришлось претерпеть значительное количество изменений, иногда приятных, иногда тяжелых и неожиданных. Но, тем не менее, существует ряд легендарных музыкантов, как в России, так и за рубежом, которые внесли неоценимый вклад в позитивный ход истории этой музыки. Именно они создали по-настоящему великие джазовые оркестры.

Оркестр Александра Цфасмана

В 1932 году знаменитый российский музыкант и дирижер Александр Цфасман собрал музыкальный коллектив «Московские ребята», ставший в дальнейшем «джаз-оркестром Александра Цфасмана». Музыканты появлялись в популярном и престижном в то время ресторане «Савой», ездили на гастроли по стране, спустя 4 года после создания участвовали в столичных «Вечерах джаза». Помимо работы в качестве руководителя успешного оркестра, Александр Цфасман давал концерты сольного творчества, а как известно, он был блестящим пианистом. С оркестром на одной сцене выступали такие знаменитые музыканты, как Иван Козловский, Игорь Гладков, Михаил Фрумкин, Сергей Лемешев, Валентин Берлинский, Эмиль Гейгнер, Павел и Михаил Михайловы, Владимир Бунчиков, Клавдия Шульженко, Надежда Казанцева, Александр Ривчун, Марк Бернес. В военный период ансамбль, поддерживая советские войска, давал концерты на многих фронтах. В историческом музыкальном плане Цфасман один из первых принес свинг в СССР. Зимой 1956 года в Колонном зале Дома Союзов прошел праздничный концерт в честь 50-летия Цфасмана, на котором оркестр выступил со своими лучшими хитами. Знаменитый музыкант ушел из жизни в феврале 1971 года в Москве. Дирижер оставил заметный след в истории советского джазового оркестра. Слушайте Неудачное свидание — Джазовый оркестр п/у Александра Цфасмана на Яндекс.Музыке

Оркестр Олега Лундстрема

В 1934 году появился легендарный джазовый оркестр Олега Лундстрема. Музыканты, находящиеся тогда в Шанхае, начали гастролировать по стране и спустя несколько лет маэстро окрестили «Джазовым королем Дальнего Востока». В 1937 году оркестр уже включал в себя 11 музыкантов, а репертуар ансамбля расширился благодаря исполнению русских песен в джазовых аранжировках. Сложности в политической жизни Китая в то время сподвигли оркестр переехать в Советский Союз в 1947 году. Послевоенное время принесло музыкантам большой успех. В 1955 году Олег Лундстрем и его оркестр записывают пластинки, выступают на радио, становятся все более известными. За свою продолжительную карьеру оркестр провел свыше 10 000 концертов в СССР и в нынешней России. В 1989 году Лундстрем пригласил Александра Брыксина в качестве директора оркестра. В 2005 году великий дирижер Лундстрем скончался. С 2007 года в оркестре появился новый художественный руковолитель – Борис Михайлович Фрумкин, обновились концертные программы. Сейчас оркестр по прежнему успешно выступает в столице и гастролирует по городам России. Слушайте Джайв — Оркестр Олега Лундстрема на Яндекс.Музыке

Оркестр Анатолия Кролла

В 1971 году известный музыкант Анатолий Кролл собрал биг-бэнд, ставший одним из самых успешных в СССР. Оркестр ездил с гастролями по Европе, работал с Юрием Антоновым, Ларисой Долиной, Евгением Мартыновым, Леонидом Серебренниковым. Анатолий Кролл расформировал ансамбль в 1991 году и перешел в театр Союза театральных деятелей РФ. Кролл начал работать и как композитор в «МКС биг-бэнд» (названого так в честь Международного коммерческого союза). Коллектив заслужил многочисленные похвалы критиков и большую любовь российских слушателей. Музыканты много ездили с концертами за рубежом, к примеру, во Франции, Швейцарии. По настоящее время великий дирижер Анатолий Кролл остается на посту лидера оркестра. Слушайте Рэг-дикси — Оркестр «Современник» п/у Анатолия Кролла на Яндекс.Музыке

Читайте также:  Как называется лошадь с одним рогом

Оркестр Гленна Миллера

Один из величайших джазовых оркестров легендарного трубача Гленна Миллера появился в 1937 году. Первоначально биг-бэнд сформировался в 1935-1936 годах, музыканты подписали контракт со звукозаписывающей студией Brunswick Records, но финансовая ситуация коллектива была по-прежнему тяжелой. В 1938 году был сформирован новый состав оркестра, и Glenn Miller Orchestra начал стремительно развиваться и набирать популярность. Благодаря повышенным требованиям Миллера относительно профессионализма и трудолюбия, он создал свой собственный стиль, отличный от других. 4 апреля 1939 года Миллер и его оркестр записали Moonlight Serenade. А композиция Tuxedo Junction, записанная 5 февраля 1940 года, была продана в количестве 115 000 копий в течение первой недели, и поставила оркестр на 7 место в национальный хит-парад в том же году. В октябре 1942 года в связи с политической обстановкой Гленн Миллер ушел в армию. Назначение на должность капитана сподвигло его убедить начальство армии модернизировать военный оркестр и в конечном итоге улучшить моральное состояние служащих. Цель Миллера была достигнута – оркестр имел успех! В конце 1943 года музыканты уехали с гастролями в Англию. Осенью 1944 года оркестр должен был отправиться в турне по Европе. Миллер решил прибыть в Париж раньше, чтобы лучше подготовиться к выступлению, но произошел несчастный случай – Гленн Миллер сел на транспортный самолет в Париж и погиб разбившись. Тем не менее оркестр великого инструменталиста до сих пор продолжает существовать и успешно гастролировать по всему миру Слушайте Поедем на поезде — Вокальный ансамбль и оркестр Гленна Миллера на Яндекс.Музыке

Оркестр Дюка Эллингтона

Оркестр Эллингтона был собран его лидером в 1923 году. Спустя 4 года музыканты уже стояли на сцене знаменитого клуба Cotton Club в Гарлеме. Благодаря частым радиотрансляциям концертов из этого клуба, Эллингтон и его музыканты стали популярными. В 1931 году Duke Ellington Orchestra отправился в свой первый тур. Джазовый стандарт Mood Indigo, исполняют который уже не одно десятилетие, стал чрезвычайно успешным. Незадолго до начала эры свинговой музыки Дюк Эллингтон словно предугадал его появление. Композиции 1933 года Sophisticated Lady и Stormy Weather стали «визитными карточками» оркестра. Частые гастроли по Европе и Америке принесли огромный и заслуженный успех музыкантам. Основой исполняемой музыки являются композиции Эллингтона. В 1971 году легендарный оркестр посетил СССР, добившись триумфа и там. Инструменталисты во главе со своим бессменным лидером продолжили готовить новые концертные программы и записывать очередные популярные хиты, сниматься в кино, записывать саундтреки к фильмам, получать музыкальные награды. До последних дней своей жизни Дюк вел концертную деятельность. Музыка великого композитора навсегда осталась в сердцах миллионов поклонников по всему миру и вдохновила многих последующих джазменов. Слушайте Perdido — Duke Ellington Orchestra на Яндекс.Музыке

Оркестр Бенни Гудмена

Кларнетист Бенни Гудмен с раннего детства был беззаветно предан джазу, и не удивительно, что создание успешного оркестра было одним из его главных стремлений. В начале лета 1934 года состоялось первое выступление его биг-бэнда Гудмана. Спустя месяц его композиция Moon Glow завоевала первые места американских чартов. Оркестр часто приглашали на радио, благодаря чему он заметно повысил свою популярность и более 10 раз занимал первые места в джазовых хит-парадах страны. Музыканты завоевывали большую популярность и компания звукозаписи RCA Victor, где была сделана первая джазовая запись в 1917 году, предложила им выгодный контракт. В тяжелый период Великой депрессии в США, оркестр не бросал гастроли, даже учитывая непростую финансовую ситуацию артистов. Судьбоносным для творчества Гудмена стал концерт 21 августа 1935 года в заведении «Паломар». После выступления там его оркестр и сам музыкант стали настоящими звездами джаза и свинга, в частности. В декабре 1949 года Бенни Гудмен распустил свой легендарный оркестр. Последующая деятельность кларнетиста в основном состояла из собранных временных ансамблей для гастролей и записей. Чаще всего кларнетист собирал группы из 4 или 6 музыкантов, но иногда были и биг-бэнды. Музыку Бенни Гудмена можно охарактеризовать как утонченную, с уникальным вкусом, и конечно же, особой подачей его инструменталистов. Слушайте Sing, Sing, Sing — Benny Goodman and His Orchestra на Яндекс.Музыке

Оркестр Каунта Бейси

Одна из самых значимых фигур в свинге, Каунт Бейси (Count Basie), известен и как руководитель выдающегося биг-бэнда, который заслуженно дополняет великие джазовые оркестры. Оркестр Каунта Бейси был собран из музыкантов, покинувших Bennie Moten’s Kansas City Orchestra в 1935 году. За 1 год ансамбль из 9 человек разросся до крупного оркестра. Их стали приглашать многочисленные радиостанции, а сам Бейси обзавелся прозвищем «Каунт» (Граф). Главным отличием Count Basie Orchestra от других биг-бэндов было то, что его основу составляли солисты высшего уровня – это позволяло исполнять небывалые импровизации. Ритм-секция оркестра Канта Бейси признана лучшей в джазе. За барабанами был Джо Джонсон, какое-то время в оркестре играл Бадди Рич, на саксофоне – Лестер Янг. С оркестром выступали первые лица джаза – Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра. В 1940-е годы оркестр переживал трудные времена, как и многие другие биг-бэнды. На 2 года Бейси распускает коллектив и играет с секстетом. При первой же возможности оркестр вновь собирается и отправляется в продолжительное турне, которое закрепляет за коллективом право считаться оркестром №1 в свинге. После смерти Каунта Бейси оркестр не прекратил свое существование. В России биг-бэнд выступал в 1985 году. Слушайте Basie Boogie — Count Basie Orchestra на Яндекс.Музыке

Читайте также:  Как называется противозачаточный укол для женщин

Оркестр Томми Дорси

В 1935 году джазовый тромбонист и трубач Томми Дорси создал свой биг-бэнд. Коллектив исполнял так называемый «коммерционизированный джаз», или поп-джаз. Популярность бэнду принесла работа с выдающимися аранжировщиками Поллом Уэстоном и Биллом Файнганом. С оркестром сотрудничали Банни Бериган, Дэйв Таф, Бадди Рич. Бэнд уступал коллективу Бенни Гудмана по мастерству, но оказался более жизнеспособным. Оркестр достойно пережил кризис свинга и биг-бэндов в конце 40-х годов. В оркестре была сильная «тякучка»: Томми обвиняли в том, что он переманивает к себе лучших музыкантов. Исследователи утверждают, что Дорси был перфикционистом и человеком настроения, этим и объясняются частые изменения состава коллектива. В 1940 году Томми Дорси пригласил начинающего вокалиста Фрэнка Синатру. За 2 года бэнд и Синатра записали 80 композиций, среди которых хиты In The Blue of Evening и This Love of Mine. Томми Дорси одним из первых приспособил буги-вуги к оркестру, сделав свинговые аранжировки. Он также один из первых белых руководителей джазовых оркестров, кто сделал обязательными сольные импровизации музыкантов. он побуждал вокалистов использовать скэт и «нонсенс-сонги» для развлечения публики. После смерти Томми в 1956-м бэнд возглавил его брат, а затем им руководили Ли Кастл и Уоррен Ковингтон. Слушайте Song of India — Tommy Dorsey Orchestra на Яндекс.Музыке

Оркестр Чика Уэбба

Первый бэнд выдающийся ударник Чик Уэбб собрал в Гарлеме в 1926 году. Известно, что в 1931-м бэнд стал постоянным резидентом знаменитого клуба Savoy. Отсутствие музыкальной грамотности, рост 130 см не помешали Чику стать блестящим профессионалом и руководителем одного из лучших оркестров в мире. Значительное событие произошло в 1937 году, когда бэнд Чика Уэбба состязался с оркестром Бенни Гудмена. Зрители практически единогласно отдали первенство менее знаменитому Чику. По воспоминаниям барабанщика оркестра Гудмена Джина Крупы, Чик заряжал зал. Разумеется, своей славой оркестр обязан не только выдающейся ритм-секции. В 1935 году солисткой оркестра стала юная Элла Фицджеральд, которая возглавила бэнд после скорой смерти Чика. Слушайте Sing Me A Swing Song — Chick Webb & His Orchestra на Яндекс.Музыке

Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана

Один из самых популярных российских оркестров современности создан саксофонистом Игорем Бутманом. В 1999 году он собрал биг-бэнд, который в 2012-м получил право называться Московский джазовый оркестр. В 2003 году произошло громкое событие в мире джаза и знаковое для биг-бэнда Игоря Бутмана. Московский джазовый оркестр дал совместный концерт с Джазовым оркестром Линкольн-центра под управлением легендарного Уинтона Марсалиса. В 2013 году американский журнал Downbeat окрестил оркестр «созвездием виртуозов», а в репортаже с Umbria Jazz Festival бэнд сравнили с оркестром Бадди Рича, Каунта Бейси и бэндом Диззи Гиллеспи. В том же году вышел альбом Московского джазового оркестра Special Opinion. В записи принимали участие саксофонист Билл Эванс, барабанщик Дэйв Уэкл, гитаристы Майк Стерн и Митч Стайн, трубач Рэнди Бреккер и басист Том Кеннеди. В 2017 году Московский джазовый оркестр выступал на первом джазовом форуме-фесте Jazz Across Borders в Петербурге вместе с вокалистом Кертом Эллингом. Слушайте Ёлочка — Игорь Бутман на Яндекс.Музыке Источник

Источник

Adblock
detector