Меню

Буквы на гербе как называется

25 самых интересных и необычных гербов в России и в мире

Герб – составляемый по правилам геральдики изобразительный знак, служащий для опознавания его владельца. Владельцем герба может быть как конкретный человек, семейство, организация или общественная группа, так и населенные пункты, территории, государства.

Сегодня мы расскажем о 25 необычных гербах, используемых в России и за рубежом. Главное их отличие от всех остальных гербов заключается в их неповторимости и необычности. Такие гербы хорошо запоминаются, но не всегда с первого взгляда можно логически понять, почему они принадлежат тому или иному владельцу.

Челябинск (Россия)

Верблюд на гербе Челябинска появился еще в 1782 году. Позднее число верблюдов на гербе увеличилось до трех. А в советское время животное исчезло с герба, и на нем появились изображения сталелитейного ковша, раскрытой книги и шестерни. В 2000 году герб города металлургов снова был изменен, и верблюд вернулся на прежнее вместо. Казалось бы, причем тут верблюд на границе Урала и Сибири? Одна логичный ответ есть. Ранее через местность, где сегодня стоит Челябинск, проходил торговый путь, по которому потоком шли «корабли пустыни». Также на гербе позади верблюда красуется стена, символизирующая Челябинскую крепость, заложенную в 1736 году.

Магнитогорск (Челябинская область, Россия)

Герб Магнитогорска заставляет вспомнить картину «Черный квадрат». Герб очень лаконичен, на щите по центру нарисован только один объект – черный треугольник. Он символизирует железные руды, благодаря наличию которых город развивается, а также является символом горы Магнитная, возле которой и расположилось селение, позднее ставшее городом Магнитогорск. Ленточки по бокам щита соотносятся с лентами орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

Шуя (Ивановская область, Россия)

Еще один лаконичный и в чем-то даже забавный герб. Многие могут подумать, взглянув на герб ивановского города Шуя, что на нем изображен кусок сливочного масла без упаковки. Однако это не так. На самом деле, на гербе изображено не масло, а мыло, означающее находящиеся в городе мыльные заводы.

Иркутск

Черная гигантская кошка с красными глазами и перепончатыми лапами несет в зубах какую-то зверушку. Такое впечатление оставляет иркутский герб с первого взгляда. Изначально на гербе города был изображен узнаваемый оранжево-черно-полосатый тигр. А тигра в Сибири ранее именовали «бабр». Художники, не разобравшиеся в названиях животных «бабр» и «бобр», на новом гербе пририсовали тигру бобровый хвост и перепончатые лапы. Во рту мифический зверь тащит соболя. Незначительные детали герба не раз менялись, однако тигро-бобр так и остался на нем.

Епифань (Тульская область, Россия)

Герб тульской Епифани с изображением конопли был утвержден еще в 1778 году. Указ гласил: «Щит, поле серебряное с чёрною внизу землёю, из которой вырастают три былины конопляные, показуя, что окружности сего города, между прочими произведениями, изобилуют в коноплях». В 2000 году вид герба был изменен, однако кусты конопли на нем так и остались.

Железногорск (Красноярский край, Россия)

Один из самых необычных городских гербов в мире. На нем изображен медведь, раздирающий своими когтистыми лапами ядро атома. Герб отражает единение природы и человеческой мысли, а также отображает проект атомного производства, благодаря которому и был основан Железногорск.

Среднеколымск (Республика Саха, Россия)

На веселом гербе якутского городского поселения Среднеколымск красуется красный мамонт, ставший на задние лапы перед двумя елочками, согреваемый лучами такого же красного солнца. Мамонт символизирует то, что в этой местности ранее были обнаружены множественные останки мамонтов, солнце является символом вечности, а ели – символом богатой природы.

Чернышевский район (Забайкальский край, Россия)

На зеленом поле изображен ящер золотого цвета. Сверху на лазоревом поле с белым крестом изображен золотой колос гречихи. Гречка и динозавр. Интересная пара. Жившие в этой местности тунгусские племена называли дикую гречиху «курлыч». Этим словом называется и местная река – Курлыч, являющаяся притоком более полноводной реки – Шилки. Не знавшие пшеницы древние жители восточных территорий Забайкалья пекли хлеб из дикой гречихи, и в целом это растение сыграло большую роль в становлении края, что и было отображено в гербе. Древний ящер символически отражает Забайкальское захоронение динозавров, которое является одним из самых древних на планете.

Чебулинский район (Кемеровская область, Россия)

На гербе Чебулинского района Кузбасса изображен еще более колоритный динозавр, который смотрит на нас, словно обвиняет людей в том, что древние ящеры все вымерли. Знакомьтесь, это — пситтакозавр сибирский – останки которого летом 2015 года были обнаружены на территории Шестаковского комплекса.

Район Хорошево-Мнемники (Москва, Россия)

Веселый и цветастый герб. На золотом щите с диагональной волнистой полосой синего цвета изображен довольный жизнью бобер, который опирается лапой на красные кирпичи, символизирующие плотину. Другой лапой животное держит зеленую сосну. Полоса символизирует Москву-реку, а бобер с деревом – Серебряный бор, в котором с давних времен водились бобры. Осталось только понять, почему бобры строили плотины из красного кирпича.

Петрозаводск (Карелия, Россия)

Очень интересный и фактурный герб. В центре его щит с золотистым полем, из угла щита из облаков простирается рука, держащая показанный изнутри голубой щит. Под ним изображены артиллерийские ядра, скрепленные цепью. Внизу на зелено-золотистых полосах изображены скрещенные три молота, большой щит увенчивается золотой короной. Справа от большого щита с короной стоит офицер лейб-гвардии Преображенского полка, а слева – кузнец с длинными волосами и густой бородой. В подножье их лежат черные валуны, под которыми выведен девиз – «Знаменит».

Изначально на гербе Петрозаводска изображались три молота на зеленом и золотом фоне. В 1784 году было создано Олонецкое наместничество, столицей которого стал город Петрозаводск, в связи с чем верхняя половина составного герба Петрозаводска изменилась и в ней стал помещаться герб города Олонец — выходящая из облаков рука со щитом над двумя скрещенными книппелями в золотом поле. После ряда изменений оба герба соединились в один и таким образом разрешился старинный геральдико-юридический казус, и новый герб соединил в себе все символы, исторически связанные с городом Петрозаводском.

Лухский район (Ивановская область, Россия)

По гербу Лухского района и вовсе сложно что-либо понять. Золотистая наклоненная лестница на красном фоне, а сверху восьмилучевая желтая звезда на голубом фоне со «стрелками» по бокам. Абстракция? Совсем нет. Стрелки – это электроды, а звезда – искра электродуговой сварки. Эти элементы герба указывают на одно из важнейших изобретений жившего на Лухской земле изобретателя Николая Бенардоса. Лестница – символ устремления к прогрессу.

Архангельск (Россия)

Летящий ангел в синем одеянии с красным мечом и щитом атакует упавшего черного крылатого демона. Впечатляющий герб. Архангел символизирует силы добра и победу над злом, упавший демон символизирует проигравшую в схватке с добром тьму.

Воронеж (Россия)

На зеленой траве стоит щит, который поддерживается по бокам воинами в кольчугах. На щите сверху изображен двуглавый орел с императорскими коронами со скипетром и державой в лапах. Снизу на щите изображен лежащий на горе из валунов кувшин, из которого выливается серебряная вода. Сверху щит украшен короной, вокруг которой сплетен золотой лавровый венок.

Читайте также:  Как называется управление звуком

Двуглавый орел был высочайше пожалован Воронежу в знак особых заслуг в становлении и развитии государства российского. В стране есть всего лишь несколько городов, удостоенных такой чести. Кувшин с водой – самый главный и старый символ города, он символизирует реку Воронеж, которая и позволила разрастись одноименному городу. Кроме того, сам кувшин символизирует трудолюбие жителей города. Щитодержатели символизируют доблесть, храбрость и героизм, проявленные жителями города на протяжении веков при обороне земель русских.

Герб семьи Тозетти (Италия)

Необычный герб. На нем изображены двое подростков с теннисными ракетками в руках. Оба «теннисиста» абсолютно голые.

Герб семьи Миранда (Испания)

Самый забавный герб из всех. На нем, согласно легенде, изображены пять девственниц,спасенных от убийцы представителем испанского рода Миранда Альваром Фернандесом во время паломничества в Сантья-го-де-Компостела. Хотя, не исключаем, что это всего лишь чья-то шутка.

Лондондерри (Северная Ирландия)

Рыцарский шлем, кресты, башня замка – тут все понятно. Но что делает на гербе сидящий на камне в печальной задумчивости человеческий скелет? Он символизирует англо-ирландского магната Лиата де Бурга, которого засадил в тюрьму собственный брат, где мужчина и скончался от голода. Девиз в нижней части герба в переводе с латыни означает «Жизнь, истина, победа».

Проховице (Польша)

Проховице — небольшой город на юго-западе Польши с населением около 4 тысяч человек. На гербе города изображена странная зверушка – рыбозаяц. Объяснение этому очень простое – «мутант» символизирует то, что здешние места богаты дичью и рыбой.

Ваш (Венгрия)

Ваш — венгерский регион, располагающийся на границе с Австрией и Словенией. На гербе Ваша нарисован страус на каменной башне, держащий в клюве подкову. Что это, птица приняла подкову за червяка? Нет, в Средние века люди считали, что страус может переварить любой предмет — камни, гвозди, наконечники стрел. Из-за этого изображения страуса стали упорно ассоциировать с переработкой железа. Поэтому его и помещали на гербы городов и районов, в которых занимались литьем и обработкой металла.

Сицилия (Италия)

Пугающий герб, на котором изображена женская голова, из которой растут три ноги. Это трискелион – исторический символ в виде трех бегущих ног. Когда древние греки прибыли на Сицилию, и обнаружили, что остров имеет три вершины, они придумали этот символ, который на долгие века стал ключевым элементом герба данной области. Ранее по центру герба изображали голову Медузы Горгоны со змеями. Сегодня же ее заменили на женскую голову с колосьями пшеницы вместо волос, которые символизируют плодородность сицилийских земель.

Ним (Франция)

Зеленая пальма, а к ней цепью прикован крокодил. Герб копирует дизайн римской монеты асс, на которой был изображён крокодил, прикованный к пальме, символизирующий покорение Римом Египта.

Лапландия (Швеция)

Речь идет о шведской провинции. Не путайте со знаменитой финской Лапландией, где располагается резиденция Санта-Клауса. На гербе изображен краснокожий дикарь с набедренной повязкой и массивной дубиной на плече. Судя по всему, на эмблеме шведы запечатлели одного из своих грозных и воинственных предков.

Абфальтерсбах (Австрия)

Абфальтерсбах – австрийская коммуна. Герб коммуны – человеко-лев. Считается, что на гербе изображен святой христианский мученик Маврикий, покровитель Римской империи. Хоть про его расовую принадлежность доподлинно ничего не известно, Маврикия традиционно изображают чернокожим.

Эно (Финляндия)

На гербе финского города Эно изображен воинственно настроенный бобер, несущий в руках мощный топор. Герб демонстрирует, что местность богата на водоемы и то, что местные жители испокон веку занимались рубкой и сплавкой леса.

Соломоновы острова

Соломоновы острова — расположенное в Тихом океане государство, в котором проживают полмиллиона человек. На золотом гербовом щите изображён зелёный андреевский крест, на котором перекрещиваются копья, стрелы и щит. Справа от щита изображены черепахи, сверху – орел и два фрегата.

На щите покоится рогатый шлем, на котором располагается лодка, освещенная ярким солнцем. Вместо традиционных людей-щитодержаталей по бокам герба нарисованы крокодил и акула. Под щитом на ленту нанесен девиз государства — «Вести вперёд — значит служить».

Изображения на щите округа символизирую округа, существовавшие во время британского протектората.

Источник

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ГЕРБА

Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты — шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз. Все основные элементы большого герба содержит представленный здесь герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн: щит, шлем с нашлемником, щитодержатели, девиз, основание, мантия, княжеская корона. Рассмотрим подробнее каждый из этих элементов.
Щит
Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм — от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.
Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит — прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге «Оружие» (С.-Петербург, 1894 г.)
«В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом».
Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами — свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации — стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты «bodylength» обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.
В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими «болтами» стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит «couche», то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как «heater». Классический «heater» имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.
Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление «bouche» — круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Читайте также:  Как правильно называется нотариальная доверенность

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: «варяжский», «испанский», «итальянский», «французский», «английский», «византийский», «немецкий», ромбический, квадратный. Однако эти «национальные» названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.
Шлем
Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо — для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо — для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо — для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо — для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).
Навершие
Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник — укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.
Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.
По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными.
Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья, предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.
Главные типы нашлемников следующие:
1. Рога
2. Крылья
3. Перья и флаги
4. Естественные фигуры (человека или животных)
5. Искусственные фигуры
6. Щитовые доски
7. Головные уборы
Рога

Рога бывают двух видов — воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов — S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.
Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.
Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.
Крылья

Простые крылья (закрытый лёт)

Раскрытые крылья (открытый лёт)

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение — прямое или профильное — зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.
На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.
Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.
Перья

Читайте также:  Как называются озерные цветы

Перья бывают трех типов — петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.
Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.
Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску — зеленую с жёлто-красно-синими «глазами».
Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.
Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.
Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.
Флажки

Флажки изображаются маленькими, на подобие вымпелов, треугольными или квадратными. Если флажков несколько, они располагаются веерообразно и симметрично относительно центра шлема. Флажки должны иметь гербовые цвета, изображенные на них фигуры всегда обращены к древку. Иногда флажками бывают утыканы рога.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:
1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.
2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).
3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.
4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.
Искусственные фигуры
Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.
Щитовые доски
Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.
Головные уборы

В качестве нашлемника используются самые разнообрвзные и, главное, характерные, головные уборы. В средневековых гербах можно видеть архаичные формы головных уборов — высокие остроконечные шляпы с отворотами, колпаки с развоенными верхушками. Нашлемниками служат и епископские митры. В российской геральдике целая серия так называемых «лейб-компанских» гербов имеет шлемы, увенчанные гренадерскими шапками.

Бурлетом (англ. wreath, torse) или бурелетом называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к нашлемнику. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков. О происхождении геральдического бурлета рассказано в разделе «История геральдики».

Корона
Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.
Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей XV в веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и в качестве гербовой фигуры пришло, вероятно, от монет — при французском короле Филиппе VI начали чеканить монеты, на обратной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника, поддерживает сам нашлемник вместо бурлета, или вместе с ним, располагаясь сверху. Смотрите также — Монархические короны Европы

Намёт
Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе «История геральдики». Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) — главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда «живая геральдика» уступила место «канцелярской» («бумажной»). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой — финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.
Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.
Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба — правой, а левая — в цвета левой части герба.
Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Целый, с ровным или вырезанным краем (XIV век)

В виде узких длинных
полос материи (XV век)

Источник