Меню

Экскурсия всем классом как называется

Виды экскурсий в туризме

Экскурсия является методом расширения кругозора. Цель посещения этого мероприятия – получение знаний об определенном предмете, месте или событии. Ввиду широты понятия экскурсионной деятельности существует множество видов экскурсий, на которые они подразделяются по некоторым характерным признакам.

Что такое экскурсия

Слово «экскурсия» появилось из латыни и означает оно прогулку или поездку. Данный термин означает индивидуальную прогулку или поездку по примечательным местам, представляющим интерес с научной, познавательной или увеселительной точки зрения. В экскурсии участвуют три элемента: экскурсовод, экскурсант и объект (или предмет) экскурсии.

Объектом экскурсии становится предмет или явление, представляющее историческую, культурную, эстетическую или научную ценность. Посещение места, представляющего интерес, курирует экскурсовод. Это квалифицированный специалист, способный дать подробную информацию об объекте экскурсанту. В осмотре объекта принимает участие один и более экскурсантов в зависимости от вида экскурсии.

Цель, с которой проводится экскурсия, определяет ее направление. Часто поездка имеет увеселительный характер. Такие поездки являются неотъемлемой частью туристической деятельности. В ином случае экскурсия становится образовательным мероприятием.

Важная отличительная особенность экскурсии – это возможность созерцать объект и получать информацию о нем. Без созерцания экскурсия становится лекцией, без информативного аспекта экскурсия станет осмотром.

История

К первым экскурсиям, по мнению многих историков, можно отнести паломнические путешествия по святым местам. К экскурсиям спортивного характера причисляют Олимпиады в Древней Греции. Но только в начале двадцатого века экскурсионная деятельность стала самостоятельным направлением. Развитие транспортных путей, туризма во многом способствовало этому. Высшие сословия получили возможность свободно путешествовать по разным уголкам мира, а также отправлять своих детей на обучение в другие страны.

Одновременно с путешествиями стали проводить обучающие экскурсионные мероприятия с детьми. Основной их целью являлось знакомство учащихся с окружающей средой, то есть это были различные виды экскурсий в природу. В это же время зародилась профессия «экскурсовод». Активное развитие экскурсионной деятельности обусловило образование различных компаний, занимающихся организацией и проведением экскурсий.

Классификация

В настоящее время для классификации подобной деятельности используют признаки, выделенные ученым-экскурсионистом Б. Е. Райковым, являющимся основоположником экскурсионной работы. Подразделяются экскурсии на виды и формы в зависимости от следующих признаков:

Каждый из вышеперечисленных видов экскурсий обладает индивидуальными особенностями и характерными чертами.

Цели классификации

Необходимость классифицирования экскурсионной деятельности возникла по многим причинам. Основная из них – упрощение в подготовке и разработке экскурсионных мероприятий. При составлении плана прогулки важно учитывать, что она должна не только иметь познавательный характер, но также приносить положительные эмоции. Поэтому для эффективной экскурсии недостаточно знать предмет показа.

Экскурсоводу необходимо хорошо ориентироваться в месте проведения прогулки, выбирать точки наилучшего обзора. Экскурсия должна иметь некоторый сюжет, который, рассказывая непосредственно об объекте, будет дополнен интересными фактами и включением связей объекта с известными личностями или знаменательными событиями.

В случае длительной прогулки экскурсовод должен предусмотреть несколько перерывов в рассказе для отдыха группы. Для некоторых видов экскурсий (в начальной школе, для людей с ограниченными возможностями) следует учитывать особенности группы.

Содержание

Содержание экскурсии разделяет ее на два вида: обзорная и тематическая. Обзорная прогулка – это вид экскурсии, по содержанию являющейся многоплановой. Обзорные экскурсии, как правило, проводятся для описания какого-либо города, края, предприятия или природного объекта. Такие экскурсии имеют определенную структуру. Обзор объекта имеет несколько тем и подтем, освещая большой промежуток времени, на протяжении которого существует объект, и связывая объект с различными историческими событиями.

Виды тематических экскурсий

Тематические прогулки раскрывают одну определенную тему. Такие экскурсии бывают шести видов, каждый из которых имеет более узкие направления:

Место проведения

Место проведения разделяет экскурсионную деятельность на пять основных видов. Экскурсия городского типа может быть как обзорной, так и тематической. Например, архитектурно-градостроительная экскурсия, рассказывающая об особенностях возведения зданий в определенную эпоху и демонстрирующая соответствующие объекты строительства, является городской.

К загородным прогулкам относится посещение уникальных природных объектов или же парковых ансамблей. Расстояние до конечной точки экскурсии редко больше ста километров. Выделяют несколько подтипов такой прогулки:

Музейный вид экскурсии носит, как правило, искусствоведческий характер. Тематика музейной экскурсии зависит от посещаемой экспозиции. Комплексные экскурсии включают в себя сочетание нескольких мест проведения.

Продолжительность

Согласно первоначальному делению экскурсионных мероприятий, введенному Райковым Б. Е., продолжительность экскурсии делилась на три периода: один день, несколько дней, один день с ночевкой. Однако в настоящее время такое деление утратило свою актуальность, так как вместо многодневных экскурсий проводятся туры выходного дня. Тур состоит из нескольких дней и включает в себя несколько экскурсий.

Форма проведения

Существуют следующие виды проведения экскурсий:

Читайте также:  Как называется машина которая рушит здания

Состав участников

Состав и количество экскурсантов является еще одним показателем, классифицирующим экскурсии на основные виды. По количеству участников они делятся на индивидуальные и групповые. Индивидуальные проводятся для одного экскурсанта, групповые – для группы. Состав участников может включать разные слои населения и разные возрастные группы. Кроме того, экскурсионной группой могут быть приезжие туристы или местные жители.

Способ передвижения

Экскурсионная группа может быть пешей или же передвигаться на каком-либо транспорте. Плюсы пешеходной прогулки заключаются в свободном выборе темпа, необходимого для качественного осмотра объектов.

Транспортная экскурсия дает комплексный обзор объектов. В качестве транспорта, как правило, выбирается автобус. К плюсам поездки также можно отнести возможность выбора наиболее подходящего для показа ракурса и возможность осмотра объекта, не покидая транспорт. Такие положительные моменты особо ценятся в случае проведения экскурсии для пожилых людей, детей дошкольного возраста и людей с ограниченными возможностями.

Специализированные экскурсии

Кроме видов экскурсий, входящих в общепринятую классификацию, существует отдельная группа специализированных экскурсий. Как правило, они проводятся для обучения или проверки знаний учащихся или сотрудников компании, организующей подобные мероприятия.

Часто организации, занимающиеся проведением экскурсий, проводят специализированные курсы для своих потенциальных сотрудников. Экскурсии учебного характера являются одним из направлений подобных курсов. Они проводятся для обучающихся экскурсионной деятельности с целью наглядной демонстрации приемов и техники ведения прогулки.

Экскурсия пробного характера – это метод проверки квалификации сотрудников или оценка потенциальных сотрудников. Она может являться заключительным экзаменом для слушателей обучающих курсов. В качестве экскурсантов выступают квалифицированные специалисты, которые проводят оценку навыков экскурсовода.

Источник

Как провести экскурсию, которая понравится всем

21 февраля отмечают День экскурсовода. Mos.ru и МОСГОРТУР поговорили с сотрудниками пяти московских музеев о том, как превратить в праздник любую экскурсию, найти подход к каждому участнику и получать удовольствие от работы.

Как заинтересовать всезнайку и утихомирить школьников

Денис Романенко, экскурсовод, сотрудник Московского мемориального музея космонавтики

Опыт работы: два года

К сожалению, очень часто всезнайки, которые приходят к нам в музей, — это не физики и не космонавты, а поклонники разных телепередач. С ними я не спорю и ни в коем случае никого не переубеждаю. Но люблю пошутить.

Например, есть мнение, что американские космонавты на самом деле не были на Луне, это часто можно услышать по телевизору. На экскурсиях я рассказываю о покорении Луны так: «Американцы побывали на Луне в 1969 году — так гласят официальные источники. Но лично мы, сотрудники музея, как и многие ученые…» — тут я делаю небольшую паузу, и те, кто считает, что американцев на Луне не было, начинают кивать головой. А я продолжаю: «…Считаем вместе с учеными, которые не работают на псевдонаучных телеканалах, что они там действительно побывали!»

Все начинают смеяться, атмосфера разряжается. Хотя недавно один молодой человек на меня все же обиделся. Ему не понравилось, что я шучу про его любимый канал.

Со школьниками работать проще. Часто до начала экскурсии узнаю имена нескольких человек, а потом называю их по имени, шучу, выстраиваю диалог. Этого достаточно, чтобы привлечь внимание всей аудитории — дети очень хотят, чтобы с ними тоже пообщались персонально.

Еще я иногда притворяюсь космонавтом. Моя фамилия Романенко, это фамилия космической династии. Если я вижу, что школьники не слушают и болтают, показываю фотографию Юрия Романенко, потом его сына Романа, а затем говорю: «А теперь посмотрите на мой бейджик». И вот тут все сразу удивляются: «Вы космонавт? Вы их папа?» И все — отношение ко мне и к экскурсии сразу меняется.

Как рассказывать о современном искусстве

Ксения Маас, экскурсовод Московского музея современного искусства

Опыт работы: 2,5 года

В нашем музее нет постоянной экспозиции. Исключение — Музей-мастерская Зураба Церетели, но и там экспозиция все время дополняется новыми работами. Каждые три-четыре месяца мы открываем новую выставку и готовим к ней экскурсионную программу.

В начале экскурсии мы часто спрашиваем: «Сколько лет современному искусству?» Многие думают, что раз современное, то очень молодое — лет 10–20. Потом удивляются, услышав настоящий возраст, ведь оно берет начало на рубеже 1960-х и 1970-х годов.

Для меня важно создать комфортную среду: чтобы экскурсия не стала мучением для ног и спины, я предлагаю садиться в залах прямо на пол (у нас теплый паркет!). А чтобы не нависать над экскурсантами, сажусь рядом с ними — так мы остаемся на одном уровне. Далеко не все готовы к полуторачасовой лекции, потому чаще всего даю в залах небольшие задания: найти какую-то картину или деталь, прочитать этикетку.

Читайте также:  Как называется чистая питьевая вода 1 литр

Все рассказанные истории, если это просто часть биографии художника или какие-то искусствоведческие замечания, просто повиснут в воздухе и никогда не запомнятся без связи с каким-то личным, житейским опытом. Если мы рассматриваем натюрморт, то я расскажу и про еду, про какой-то рецепт того времени, в которое была написана картина, или спрошу про любимые блюда.

Конечно, часто спрашивают про стоимость работ. Ответить бывает сложно: стоимость картины или арт-объекта из частного собрания — тайна коллекционера. Но если работа продавалась на открытом аукционе или ее стоимость имеет какое-то значение в контексте времени, то почему бы и не попугать большими числами?

Часто экскурсанты удивляются кажущейся простоте работы, спрашивают, в чем тут искусство, говорят: «Я тоже так могу». С этим вопросом гораздо проще. Безусловно, каждый может быть художником. Но за простотой стоят идея, концепция, композиция, выбор, опыт и многое другое. Когда я поворачиваю беседу в это русло, вопросов становится еще больше, но они уже куда интереснее. В конце концов, это наша цель — разговор о современном искусстве.

Еще один мой любимый вопрос начинается со слов «а почему…». Продолжить можно как угодно: «…лицо зеленое», «…стул кривой», «…дерево не очень похоже на дерево». На такой вопрос лучше всего ответить встречным. Это, конечно, не по этикету, зато человек начинает думать сам. Сначала отшучивается, но чаще всего разговор заканчивается чем-то интересным.

Иногда человеку тяжело озвучить свое мнение в группе, тем более, например, в группе подростков. Всегда можно подойти к экскурсоводу индивидуально после экскурсии или во время переходов из зала в зал.

Мы все идем в музей за разными впечатлениями. Кто-то хочет обстоятельного разговора, кто-то — эмоций, а кто-то вообще оказался здесь случайно. Но всегда есть возможность сделать так, чтобы посещение музея стало интересным опытом. Пусть понравится не все, но человек запомнит, что его услышали, что тут есть что обсудить, и, возможно, через пару дней, недель, месяцев он придет еще раз.

Как работать с экскурсантами самого младшего возраста

Ярослав Попов, экскурсовод, научный сотрудник Дарвиновского музея

Опыт работы: пять лет

В Дарвиновском музее регулярно проводят экскурсии для детей от трех до 12 лет. Для каждого возраста у нас свой подход. Самым маленьким, например, интересна экскурсия в формате сказки. Важно встать на одну ступень с детьми, понять, как они видят мир. Но и слишком уж упрощать не стоит: многие вещи малыши понимают не хуже взрослых.

С большой группой детей любого возраста экскурсовод превращается в воспитателя и учителя. Нередки ситуации, когда необходимо нейтрализовать заводилу: он нарушает порядок или отвлекает других. Нужно постараться привлечь внимание такого ребенка к экскурсии, обратиться, начать диалог. Замечания — это крайняя мера.

В музее очень много больших ярких экспонатов. Это одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, внимание у детей уже активизировано, а с другой — оно постоянно скачет. Здесь экскурсовод может применить некоторые хитрости, чтобы привлечь детей к нужному экспонату. Например, сменить тембр речи. Не обязательно повышать голос — намного эффективнее будет тихий и немного таинственный тон, будто вы сейчас расскажете большой секрет.

Наибольшей популярностью пользуются заметные экспонаты: слоны, жирафы, динозавры (особенно подвижные). Про них дети спрашивают сами: кто это? где обитает? что ест? с кем дружит? Искусство экскурсовода состоит в том, чтобы привлечь внимание детей к экспонатам, которые не так бросаются в глаза. Очень важен вопрос подачи: почему этот небольшой странный экспонат должен заинтересовать ребенка больше, чем слон?

У взрослых пользуются популярностью истории из жизни музея, например, о его основателе Александре Федоровиче Котсе. Расскажу одну из них. Однажды в первые годы работы Дарвиновского музея приехала группа взрослых. Среди них прошел слух, что экскурсию проведет лично основатель музея. Александр Федорович вышел к группе, поздоровался. В ответ один из посетителей вежливо поинтересовался: «А когда же уже придет мсье Дарвин?»

Как сделать экскурсию одинаково интересной для детей и родителей

Лидия Васильева, заслуженный работник культуры России, заведующая методическим сектором Биологического музея

Опыт работы: 25 лет

Праздники в Биологическом музее — это всегда свобода выбора. Программа строится так, что никто никуда не опаздывает, все успевают посмотреть и поучаствовать во всех занятиях и мастер-классах.

Мы помогаем детям и родителям вспомнить, как это здорово — удивляться чудесам природы. Вот, например, для всех лужа просто лужа. А для биолога — целый зоопарк, ведь в капле воды обитают тысячи живых существ. Узнав такие, казалось бы, мелочи, люди начинают по-другому смотреть на мир вокруг.

Читайте также:  Как называется тайфун который сейчас в приморье

Серьезные вещи, например, про фотосинтез или про клетки, можно рассказывать и смешно, особенно малышам. Вызывать у детей ассоциации, шутить. Или разочаровывать! Многие ребята ведь уверены, что кормим мы желудок, а воду пьем, чтобы у нас была жидкая кровь.

Родители вместе с детьми у нас участвуют в квестах, интерактивных занятиях, мастер-классах. И знаете что? Все это отличные способы сближения. Во время праздников мама слышит, как отвечает ее ребенок, как много знает. А иногда мы задаем, казалось бы, простые вопросы, но ответ на них не знают ни ребенок, ни его родители. И тогда они начинают думать уже вместе — и вот тут-то становятся командой, быть может, даже дружнее и крепче, чем до этого.

Городские дети читают много книжек, но не знают, как на самом деле пахнет подснежник или как поют снегири. А мы умеем и любим рассказывать живые истории о природе. И обязательно что-то показываем. Да, мы в музее, у нас экспонаты, но рассматривать через стекло скучно. Даем детям трогать, сравнивать, удивляться. Вы, например, хоть раз видели, на чем растет манная крупа? Приходите, покажем!

Как правильно организовать уличную экскурсию

Лариса Скрыпник, экскурсовод, старший сотрудник Городского экскурсионного бюро Музея Москвы

Опыт работы: восемь лет

Экскурсия на улице сильно отличается от экскурсии в музее. В музее есть экспозиция, в которой уже продумана вся навигация и задан определенный вектор рассказа. К тому же в музее тихо и спокойно. Мегаполис живет своей активной жизнью: здесь ходят люди, ездит транспорт, проходят мероприятия. Вот почему городские экскурсии очень сложны в подготовке. Легкость рассказа и уверенность в своих знаниях скрывают часы подготовки. Правда, это всегда творческий и захватывающий процесс.

Все начинается с выбора темы — о чем ты хочешь рассказать. Далее идет подбор материала. Бывает, что удается откопать интересную деталь или историю, которые уводят от темы. Так что нужно дисциплинировать себя и не отвлекаться от главного. Самый грустный момент, когда осознаешь, что все рассказать не получится. Но обычно труд не пропадает даром, и материалы, которые не вошли в экскурсию, становятся основой нового проекта.

Следующий шаг — разработка маршрута. Экскурсовод должен сам пройти по всем точкам, и не только для того, чтобы посмотреть, с какого места открывается лучший вид. Нужно решить целый ряд чисто организационных вопросов: где переходить улицу, где вставать, чтобы не мешать прохожим, как выстроить маршрут, чтобы он начинался и заканчивался у метро. Еще нужно следить, чтобы уложиться в 2,5 часа. Обидно, если экскурсия затягивается, и люди уходят, не дослушав. Самый лучший комплимент звучит так: «Я и не заметил, как прошло время».

Во время экскурсии главное — показать, а не рассказать, поэтому в маршруты я включаю не только объекты, которые относятся к теме, но и красивые здания, встречающиеся по пути. Про них обязательно спросят, так что лучше подготовиться.

На этапе подготовки также надо подумать о количестве людей, для которых будет проводиться экскурсия. Например, в узких переулках не поместятся 40 человек: им будет плохо слышно и видно, придется выходить на проезжую часть и подвергать себя опасности. Большие группы хорошо водить по бульварам, только нужно заранее позаботиться о звуке. Мы не пытаемся гнаться за количеством. Зачем привлекать много людей на тематические экскурсии, которые интересны только подготовленным людям? Случайным экскурсантам будет просто скучно, и они уйдут.

С опытом приходит умение управлять группой, делать так, чтобы всем было интересно. Главное — общаться со всеми вежливо и интеллигентно. Бывают, например, такие экскурсанты, которые предварительно читают непроверенную информацию в интернете и задают много вопросов. Если вопрос не требует долгих объяснений, я стараюсь ответить сразу. Если это невозможно, прошу подойти ко мне после экскурсии.

Часто во время экскурсии к нам присоединяются простые прохожие. Я отношусь к этому спокойно: ведь если люди остановились, значит, им интересно. Как правило, в конце экскурсии они подходят и спрашивают, как записаться на следующую прогулку. Так прохожие превращаются в постоянных экскурсантов.

С оригиналом текста можно познакомиться по ссылке.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник

Adblock
detector