Меню

Эпос якутского народа как называется

Новое в блогах

Якутский героический эпос Олонхо

Олонхо — это корпус древних эпических сказаний якутского фольклора и одновременно традиция его воспроизведения. Признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО.

Старинный эпос Олонхо (ударение на последнем слоге) ученые называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно: хотя сказания олонхо были записаны сравнительно недавно, они во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов. Словом «олонхо», означающим «то, что было» (как и русское «былина»), называется как весь эпос, так и его отдельные части-песни длиной от 10 до 40 тысяч строк.

Самые длинные песни олонхо, по преданию, сказители-олонхосуты исполняли без перерыва семь дней и семь ночей! Для якутов олонхо всегда было не только развлечением, но и способом познания мира. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жили в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные времена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов — курыканы (1) упоминаются в орхонских надписях VI — VIII вв.

1. Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А.П. Окладников (см. особенно: История Якутской АССР, т. 1; А.П. Окладников. Якутия до присоединения к Русскому государству, М.—Л., 1955).

Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и «мирные» причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и рыболовов.

Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои — в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий. Эти первые «переселенцы», должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве

2. Этот-то бедный Эллей (а не богач Омогой), по преданию, и положил начало большинству якутских племен.

Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского.

Создатель якутской литературы Платон Ойунский, сам бывший в юности сказителем, записал и издал крупнейшее сказание олонхо — «Нюргун Боотур Стремительный». Когда-то в каждом якутском селении жило несколько олонхосутов, помнивших наизусть многие тысячи строк олонхо.

Знание сказаний передавалось по наследству, как и умение их исполнять. Профессия сказителя была сродни шаманской, но у него не было ни бубна, ни музыкальных инструментов — только голос, которым он владел так искусно, что его слушатели будто воочию видели перед собой древних героев. Уделяя все время обучению и совершенствованию своего мастерства, сказители обычно не заводили своего хозяйства и странствовали по таежным селениям, жители которых охотно давали им еду и ночлег.

Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем (якут. Үөhээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, приют тёмных враждебных сил, крона растет в Среднем мире, где живут люди, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы аймага (якут. Айыы аймаҕа), прародителей людей, установление счастливой и богатой жизни в Среднем мире. Здесь необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо как жанра является его своеобразный историзм — олонхо задумано, создано и подаётся как своеобразная история всего человеческого общества (как это часто бывает в эпических сказаниях).

Но история эта не реальная, а мифологическая. Можно выделить три группы сюжетов, на которых основываются сказания. Первая из них — олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы аймага. Потомки божеств Айыы, посланные (а не изгнанные, в отличие от некоторых других подобных эпических сказаний) из Верхнего мира в Средний с предназначением заселить его, оказываются там в тот момент, когда земля только появляется, и становятся её первыми жителями, людьми из племени «айыы аймага» (букв. родичи айыы).

Читайте также:  Как называется город гамбола

В этих сюжетах описывается строение Вселенной, всех трёх её миров, их жители, предыстория появления первых людей в Среднем мире, а также изначальная их жизнь с момента появления на земле, организация ими своего жизненного уклада и преодоление препятствий на этом пути. В таких сюжетах подробно описывается установившийся миропорядок и мифологическая география. Ко второй группе сюжетов относятся сказания о деяниях героев — выдающихся жителей Средней земли, основателей могучих племён или родов. Так, герой опубликованного О. Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох (якут. Эр Соҕотох) не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха (якут.урааҥхай саха). Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абасы (якут. Абааhы) — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, находит судьбою предназначенную жену и становится родоначальником процветающего народа.

Третью группу олонхо объединяет тема защиты племен «айыы аймага» от разрушительных действий враждебных тёмных сил Абасы. В некоторых сказаниях богатыря Айыы, призванного стать защитником, божества из Верхнего мира, специально отправляют в Средний мир по просьбе его жителей. В других же сюжетах защитниками своего племени становятся рожденные при чудесных обстоятельствах дети самих жителей Среднего мира. В каждом конкретном олонхо указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения. При этом целое сказание может описывать историю нескольких поколений героев одного рода или состоящих с ними в родстве, вплетая её в контекст всеобщей истории племён айыы аймага.

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени божеств Айыы (или людей, айыы-аймага). Как правило, главный герой с самого рождения наделён множеством необыкновенных качеств (силой, умом, красотой). Основная его цель — выполнение предназначенного судьбой: борьба за создание семьи, защита интересов рода, племени или всех людей.

Противоборствующей силой в олонхо является богатырь из племени Абасы, тёмных созданий, враждебных людям. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов их семей и племен.

Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (якут. Үрүҥ Айыы Тойон), бог-покровитель лошадейКюн Джёсёгёй (якут. Күн Дьөhөгөй), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыысыт (якут. Айыыhыт) и др., обозначающие предназначение главного героя или каким-то иным образом ему помогающие (советом, даром, и т. д.). А среди них особое значение имеют второстепенные айыы, духи-покровители главного героя. Они активно вмешиваются в его судьбу, помогают ему выйти из безвыходных ситуаций или одолеть врага, превосходящего по силе. Помощь главному герою могут оказывать также иччи, духи предметов, и говорящие животные или старец-мудрец «Сэркээн Сэсэн» (якут. Сэркээн Сэһэн).

Иногда герои побежденных ими богатырей абаасы не убивают, а отпускают с миром, взяв слово больше не нападать на людей, или обращают их в рабов. Интересны в этом отношении брачные сделки между побежденными богатырями айыы и могущественными шаманками абаасы — победительницами их. Шаманки абаасы похотливы, кроме того, у них нестерпимо желание выйти замуж за богатыря айыы. Для этого они готовы предать даже родного брата — главного противника героя.

Пользуясь этой их слабостью, побежденный ими богатырь айыы дает обманное обещание жениться на шаманке-победительнице и совершает с ней различные сделки против ее брата. Соглашение это шаманка абаасы выполняет, а богатырь айыы нет. Иногда богатыри айыы и абаасы становятся побратимами, что носит, однако, временный характер, так как постоянная дружба и побратимство с абаасы в олонхо считаются невозможными.

Среди всех этих персонажей особо выделяется образ женщины-героини — невесты, жены, сестры или матери героя и других богатырей айыы. Героиня олонхо идеализируется как воплощение женственности, красоты и человеческой доброты. Она может быть и сама богатыркой и вести бои, защищая себя или других. Женщина-богатырка ведет бои не только против богатырей абаасы, но и против героя и других богатырей айыы. С богатырями абаасы она воюет по тем же мотивам, что и богатырь — герой олонхо, т. е. в защиту людей (особенно в тех олонхо, главным героем которых является женщина). Бои женщины-богатырки против героев происходят, конечно, по другим мотивам. Мотивы эти весьма разнообразны.

Особенно часты случаи «брачных боев» героя и героини, являющиеся частью мотива «героического сватовства» — женитьбы героя в результате богатырских поединков. Героиня-богатырка не желает выйти за слабого богатыря, не способного защитить семью и народ в нужную минуту. Поэтому, она сначала испытывает героя боем — проверяет его силу и мужество. Но чаще всего героиня испытывает героя, вероломно столкнув его с богатырями абаасы. Она при этом не только испытывает жениха-героя, но и его руками истребляет чудовище перед браком — счастливая жизнь без уничтожения чудовищ в олонхо считается невозможной.

Читайте также:  Как называется китайский космонавт

Герой же, по олонхо, после женитьбы ослабевает и защищать семью от абаасы не в состоянии (в таких случаях родителей спасает их сын — герой второго поколения). Бывают случаи, когда герой по тем или иным причинам не желает жениться на героине. Тогда между ними возникают длительные бои. При этом женщина также сталкивает героя с богатырями абаасы, добиваясь их уничтожения.

Интересен также образ мудреца Сээркээн Сэсэна. Этот образ во многом перекликается с образом старейшин-аксакалов — умудренных жизнью и опытом старцев эпоса тюркских народов. Характерно то, что Сээркээ Сэсэн «мудр» не только потому, что он знает все, что происходит в мире, и может дать герою совет «по любому вопросу», но и (даже главным образом) потому, что он может точно указать герою дорогу к врагу: куда, когда тот проехал, где он сейчас находится и как его найти. Это типичный таежный мудрец, знаток дорог. Образ уникальный, созданный таежным народом. Его изображают совсем маленьким («с наперсток»), высохшим старцем: тело его ушло в мудрость. Но этот высохший старец может оказаться сильнее любого сильнейшего богатыря. Его все боятся и уважают.

Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, так как развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т. д.

Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

1.Олонхо https://www.culture.ru/institutes/7151/olonkho

3. Олонхо Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источник

Олонхо гиперборейский богатырский эпос народа Саха

Полное название статьи: Олонхо – гиперборейский богатырский эпос народа Саха – мистический Чорон, его слово – белопенный кумыс (молоко) Белой Богини Иэйэхсит.

Якутский героический эпос и образы божеств, запечатлённые в нём, корнями своими уходят в солнечную Гиперборею. Гиперборея – праматеринская цивилизация, по лекалам которой строились все последующие цивилизации. Она ушла с земли 10000 – 12000 лет назад. Белые божества якутов: Юрюнг Аар Тойон, Адьинга Сиэр Хотун, Иэйэхсит и другие это гиперборейские белые божества. Их образы дошли до нас без искажений. Они архетипичны и приобщение к ним даёт человеку источник духовной силы, полноту жизни, лепку в доброте, любви и чистоте. Дух эпоса Олонхо – это дух Гипербореи, дух Светлоясный, дух Верховного Божества. Чорон – молочный Материнский Грааль Гипербореи – Белая Чаша Великой Белой Матери Иэйэхсит. Вкушение из Чорона – принятие молочных составов Иэйэхсит, преображающих внутренняя человека. Так же это молоко дочери Юрюнг Аар Тойона – Аан Алахчын Хотун, живущей в священном древе Аар-Луун (Аал Луук Мас).
Вот отрывок из эпоса «Нюргун боотур Стремительный»:

В древе том обитает
Хозяйка Земли,
Дух великий деревьев и трав,
Аан Алахчын,
Манган Манхалыын,
Дочь Юрунг Аар Тойона,
Владыки небес,
Посланная жить на земле,
Одарить щедротами
Средний мир,
Украсить, обогатить
Долину жизни людей,
Деревом-матерью быть
Племенам уранхай-саха.

Когда Аан Алахчын
Звучно произнесла
Напутственное благословенье свое,
Богатырь Юрюнг Уолан
Перед ней на колени пал,
У корней священного древа он
Поклонился трижды ей до земли.
Тут Аан Алахчын Хотун,
Драгоценную одежду свою приоткрыв,
Руками обеими обхватив
Похожую на кумысный бурдюк
Огромную левую грудь,
В которой кипел божественный сок,
Небесная благодать,
Влага, дарящая силу и жизнь,
Протянула ко; рту богатыря
Большой золотой сосок.
Принялся он жадно пить и глотать
Белый божественный сок;
Так он жадно, с такою силой глотал,
Что побледнела Аан Алахчын,
Лицом побелела, как серебро;
Кровь отхлынула от ее ланит;
Оттолкнула она его,
Упершись рукою в лоб.
Отшатнулся Юрюнг Уолан
От сильного толчка,
Опомнился,
Вспомнил, что надо спешить,
Встал, осмотрелся он —
Священное древо Аар-Лууп
Стояло, как прежде, пред ним;
Тихо покачивались в высоте
Могучие ветви его,
Утренний луч играл
На серебряной широкой листве,
Шелестела, шумела без ветра она…

Читайте также:  Как называется товар который долго лежит на складе

Это не простое молоко, это божественное молоко, содержащее в себе субстанции Божества, составы Божества.

Вкушение благословенного кумыса из Чорона – древнее гиперборейское таинство новой солнечной лепки человека. Оно было во всех известных цивилизациях, здесь на земле. Человек вкушая небесный кумыс постепенно становится божеством, богочеловеком, укреплял дух свой, становился солнечным (сиял божественным, духовным светом), становился одно с Божествами, обитающими на небе. И по окончании земного срока такой человек уходит к верхним людям в самый светлый удел или в удел белых божеств – айыы-аймага, если в его сердце накопленно достаточно для этого божественных составов. Всё, что Великая Белая Мать желает передать своим земным детям, Она передаёт через своё материнское молоко (кумыс). Но вкушение молочных составов происходит не только через вкушение кумыса из Чорона.
Эпос Олонхо – мистическое словесное молоко Иэйэхсит. Эпос и есть Чорон (Чаша). Посредством эпоса Иэйэхсит, Небесная Мать народа Саха, передаёт архетипы, силу духа, составы и частицы, через это Она лепит человека. Её голос звучит на страницах Олонхо и голос других божеств, голос Великого Белого Отца Юрюнг Аар Тойона.
Образы эпоса – кладезь народной и небесной мудрости, ключи к питанию из архетипов. Вхождение в архетип и питание от него делает человека сильным, здоровым (и физически и нравственно), полным жизни, полным божественного духа. Такому человеку повсюду сопутствует победа, всё у него получается и покров белых Божеств, добрых предков, добрых духов не оставляет его никогда. Эпос это воды, которые питают корни народного древа. Чтение эпоса это питание из Чаши Жизни. Вкушающий из Чаши – Чорона узнаёт себя самого и всё Мироздание, весь Универсум, Природу изнутри себя самого. Попробуйте читать Олонхо именно как вкушение из небесного Чорона и вы увидите какая благодать наполнит ваше сердце!
Тайна небесного Чорона в том, что в нём запечатлены все существа и человеки, божества и духи. Вкушающий из Чорона от капли к капле принятого сакрального напитка (кумыса, вознесённого шаманом к Божествам, благословенного Божествами) обретает полноту и становится абсолютно счастливым. В таком человеке обитает полнота благодати. Так же Чорон несёт квинтэссенцию составов священного древа Аар Луун. В нём сгусток силы, солнечный жёлтый сок, жёлтый небесный сок, солнечная благодать Матери Иэйэхсит (Аан Алахчын), влага дарящая силу и жизнь. Вкусивший этот сгусток силы побеждает всякое зло внутри себя и через это побеждается зло в земном мире и даже в иномирии.

Два моих стихотворения, написанных по-вдохновению, полученному через эпос Олонхо:

По – капельке, по – капельке,
в Чорон стекает молоко,
Богини Ан Алахчын,
Живущей в Древе.
Аар Луун оно зовётся в Олонхо.
Кто подойдёт к нему – увидит лик Её
и два сосца, две солнечные груди –
как два огромных бурдюка
кумысных.
Кого захочет – упоит Она,
тогда любого победит, вкусив живого молока,
из тех священных бурдюков, что кормят избранных –
из рода айыы – аймага, родственных якутским белым божествам –
богатырей.
Иэйэхсит того хранит всегда.
И добрый Дедушка Аар Тойон благоволит ему.
Об этом прочитай, друг мой,
в свитках Олонхо.
Тогда и ты вкусишь то молоко – словесное,
что эпосом зовётся.
И станешь светел, чист и добр.
Как вечный Белый Дедушка Аар Тойон и Бело – Бабушка
Адьынга Сиэр Хотун!

Ходят Чороны по кругу,
Песен летит слог.
Музыка льётся от солнца,
солнцем кружИт хоровод.
Праздник Земли, всех народов,
Лета пик, Солнце встало в зенит!
Вкушаем составы из Чаши,
преображаемся в миг!
Праздник течёт от народа к народу,
торжествуют, танцуют, поют.
В сердцах огонь зажигает
Солнечный луч!

01.01.16 г.
© Эр Соготох Чоронкин

#олонхо #гиперборея #эпос #богатырский_эпос #якутский_богатырский_эпос #тайна_эпоса #тайна_олонхо #млекопитательница #великая_белая_богиня_гипербореи #земля_олонхо #чорон #тайна_чорона #якутский_грааль #чаша_жизни #священное_молоко #молоко_аан_алахчын #молоко_иэйэхсит #священный_кумыс #праздник_ысыах #белая_богиня_гипербореи #аар_луун #священное_древо #древо_жизни #олонхо_чорон_с_кумысом

Источник

Adblock
detector