Меню

Греческий венок как называется

Лавровый венок

Сложно проследить, когда зародилась традиция украшать себя душистыми травами, цветами и ветвями растений, которыми так богата земная флора. В эпоху античности в качестве украшения и награды во время церемонии использовался венок лавровый. Этот атрибут считался символом победы и славы.

Лавровый венок в Древней Греции

В истории сохранились многочисленные упоминания, что жители древнегреческих полисов возлагали на себя листы лавра, празднуя наступление долгожданного мира.

Время, когда лавровый венок стал рассматриваться как некий символ, отдалено от нас тысячелетиями. Наибольшее значение ему придавали, пожалуй, древние греки.

Лавровый венок в Древней Греции

Минойская цивилизация и древний культ Феба-Аполлона

Бог Аполлон относится в древнегреческой мифологии к числу старейших обитателей Олимпа. Его культ зародился значительно раньше, чем почитание могущественного Зевса. Аполлону поклонялись жители острова Крит во времена, когда был выстроен легендарный лабиринт. Участники церемоний, посвященных лучезарному Фебу, не только украшали себя венками, но и жевали лавровые листья, чтобы войти в состояние транса.

Аналогичным образом лавровые листья использовались в культе другого древнегреческого бога – Диониса. Его спутницы менады впадали в безумное состояние, участвуя в оргиях. Есть и другая версия, согласно которой менады были служительницами древней богине Дафойне, почитавшейся в Темпейской долине до того, как ее завоевали эллины. Имя богиня явственно отсылает к лавровому дереву, ведь Daphne – это не что иное, как лавр.

Источник

Греческий венок как называется

лучше прочего происходит посредством праздника»

Праздник – одна из важнейших форм общественной жизни и культуры любого народа. В древности регулярные и экстраординарные праздники играли гораздо более важную роль, чем в новое время. Теперь разнообразные светские праздники, по большей части, превратились в декоративный элемент быта города и деревни, а в античности любые праздники всегда так или иначе были связаны с религией. Они консолидировали людей перед лицом почитаемых отеческих богов и составляли структурообразующий фактор общественной жизни. Современные ученые признают, что изучение того, как проводились праздники и как относились к ним все члены общества, характеризует народ не меньше, чем исследование его политической, экономической или военной истории[1].

Жизнь древних государств состояла из череды будней и праздников. О значении последних не раз писали античные авторы. Вот как об этом размышлял Страбон (X, 3, 9; C. 467): «Общим для греков и варваров является обычай совершать священные обряды, соединяя их с праздничным отдыхом. Ведь отдых отвлекает ум от человеческих занятий и обращает подлинно свободный ум к божественному».

У греков и римлян не существовало регулярных свободных от работы дней, какими стали воскресенья в христианских странах, а функцию отдыха выполняли праздники. Платон в «Законах» (II, 653 d) подчеркнул именно это их значение: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили в замен передышки от этих трудов божественные празднества». Праздники выстраивались в определенный иерархический ряд, и главные отмечались всей общиной; участие в таких торжествах являлось важнейшим средством самоопределения гражданина греческого полиса.

Читайте также:  Как правильно называется свидетельство о рождении

Будни заполнялись работой, исполнением общественных обязанностей, домашними заботами; в такие дни все греки ели умеренно и носили простую одежду, в которой граждане не отличались от многих неполноправных жителей города[2]. Праздник противостоял повседневности как время радости и перерыва в работе, как возможность отвлечься от жизненных трудностей и семейных неприятностей. Участники праздника получали психологическую разрядку, ощущали полноту жизни, надевали лучшие наряды, зачастую специально сделанные для этого (Dem. XXI, 16, 22), ели более обильную и вкусную пищу, пили лучшее вино, допускали большую свободу нравов.

Социальная роль праздника состояла в консолидации граждан, проявлявшейся в совершении разнообразных ритуалов в честь божеств. На время праздника создавалась иллюзия равенства членов общины, благодаря совместному проведению шествий, жертвоприношений, участию в танцах, пении, коллективных застольях и активному общению всех собравшихся на торжество. Праздники напоминали о значимых событиях в жизни государства, например, о военных победах, а также играли существенную роль передачи культурных традиций из поколения в поколение[3].

В науке об античности тема праздников затрагивалась в основном в связи с исследованиями религии греков и римлян[4]. Специально греческим праздникам посвящены монографии лишь об Олимпийских играх[5] и о всевозможных торжествах в Аттике[6]: в первую очередь о драматических агонах на праздниках Диониса[7], а также о праздновании Великих Панафиней[8] и Элевсинских мистерий[9]. Такой выбор объясняется наличием разнообразных сведений именно об этих праздниках в античной литературе, в надписях и в отражении памятников изобразительного искусства.

В отечественном антиковедении изучение праздников занимает скромное место. До сих пор лучшим обобщающим трудом в этой области остаются главы, посвященные праздникам, в написанной более столетия назад книге В. В. Латышева «Очерк греческих древностей»[10], в которой ученый использовал все достижения науки того времени. Кроме того, есть отдельные книги об Олимпийских играх и афинских Великих Дионисиях, но их авторы повествуют в основном не об этих праздниках в целом, а об организации атлетических и драматических агонов, представлявших лишь часть торжеств[11].

О праздниках в античных городах Северного Причерноморья кратко говорится в работах, посвященных религии[12] или всестороннему изучению истории того или иного государства, в основном Ольвии[13]. Более подробно тема праздников затронута в диссертации О. А. Ручинской «Общественная жизнь в античных городах Северного и Западного Причерноморья» (Харьков, 1996). Однако в этом исследовании описываются не конкретные праздники, а совершение обрядов, характерных для многих греческих торжеств, поэтому и глава с упоминанием праздников называется «Культовые обряды в общественной жизни античных государств Северного и Западного Причерноморья», и там нет рассказа о проведении того или иного определенного праздника.

Читайте также:  Как называется маленький штангенциркуль

Известный русский литературовед М. М. Бахтин писал, что между читателем и автором литературного сочинения происходит диалог, и чем талантливее писатель, тем на большее количество вопросов читатель может получить ответ. Нужно лишь суметь правильно поставить вопрос, и тогда на него будет дан ответ, потому что в выдающихся произведениях заложены многие пласты смыслов; поэтому каждое поколение исследователей может в трудах классиков открывать новые для нас знания[14]. Подобный подход плодотворен при изучении не только письменных, но и археологических источников. До сих пор им редко и мало ставили вопросов об античных праздниках в Северном Причерноморье, но, мне кажется, они могут дать достаточно много ответов, освещающих эту сторону жизни государств на северном краю греческой ойкумены. Чтобы добыть такие знания, необходимо не только всесторонне рассмотреть археологические находки, но и сопоставить их с литературными, эпиграфическими и изобразительными памятниками Эллады; ведь культура этих государств была провинциальной частью античной цивилизации.

Итак, читателю представляется первый опыт комплексного изучения праздников в античных городах Северного Причерноморья, а также всех известий о посещении местными жителями праздников в Элладе. Хронологические рамки исследования охватывают VI-I вв. до н. э.; они включают время от основания греческих колоний на северном берегу Понта Евксинского вплоть до римского периода, во многом отличавшегося от предыдущей эпохи. На рубеже нашей эры появилось множество новых, особенно восточных культов, поэтому стали широко справлять отличные от прежних праздники, а в связи с распространением христианства на закате античности в корне изменилась вся система праздников, отношение к ним и характер их проведения.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Праздники составляли важнейшую, если не главную часть, религии и были непременным компонентом ежедневной жизни эллинов, состоявшей в мирное время из определенного чередования будничных и праздничных дней. Греки не выработали каких-либо абстрактных религиозных догм и не создали канонических священных текстов, как Библия у христиан или Коран у мусульман[15], их вера выражалась главным образом в действиях, производившихся чаще всего во время праздников[16]. Таковы были жертвоприношения и возлияния, пение гимнов, культовые танцы под музыку духовых и струнных инструментов, приношения даров, торжественные процессии, мусические, атлетические и конные состязания в честь богов. Подобные церемонии повторялись на множестве праздников, отличаясь одна от другой разными особенностями их проведения во всех государствах Эллады и в ее колониях. Эти общие черты праздников выражены в речи оратора Элия Аристида (XXIX, 4): «Нам предстоит справлять празднества в честь Диониса, Афродиты и всех прочих богов. Мы будем совершать возлияния, приносить жертвы, петь пеаны, и постараемся ничего не упустить из того, что повелевает нам благочестие».

Читайте также:  Обмен одеждой как называется

Источник

Почему в Древней Греции лавровый венок стал символом победы

Содержание статьи

К вечнозеленым растениям, одним из которых является лавр, люди всегда относились по-особому. В них видели олицетворение вечности, постоянства – словом, всего того, что традиционно противопоставлялась быстротечности человеческой жизни. Вечной должна быть слава победителя – во всяком случае, людям хотелось в это верить.

Дерево Аполлона

Такая связь имела реальное основание: эти деревья росли на горе Парнас, которую греки чтили как обитель муз и Аполлона Мусагета. Но было бы странно, если бы мифология не породила легенды, объясняющей связь лавра с богом искусства.

Аполлон, как многие греческие боги, отличался любвеобильностью. Однажды предметом его страсти стала нимфа по имени Дафна, но красавица поклялась остаться целомудренной и не собиралась уступать его домогательствам. Несчастная умоляла богов защитить ее от преследований Аполлона, и боги вняли мольбе: вместо девушки в объятиях Аполлона оказалось лавровое дерево. Бог возложил на свою голову венок из лавровых листьев, чтобы не расставаться с возлюбленной, обращённой в дерево.

Дальнейшая история символа

Лавровый венок как символ славы, победы переняла у Греции другая античная цивилизация – древнеримская. В противоположность изысканной Элладе, суровый Рим не признает никакой славы и никаких побед, коме военных. Символика лаврового венка меняется: им увенчивают полководца-триумфатора, его поначалу носили римские императоры в качестве знака власти.

Новый смысл увидели в этом символе христиане. Для них лавовый венок стал олицетворением вечной славы мучеников, погибших за веру.
Связь лаврового венка с поэтической славой воскресает в эпоху, наследующую античности. В 1341 году один из величайших поэтов итальянского Возрождения – Франческо Петрарка – в зале сенаторского дворца на Капитолии в Риме принял из рук сенатора лавровый венок как признание его поэтических достижений. Это дало поэту повод обыграть имя воспетой им женщины, чье имя тоже происходит от слова «лавр»: Лаура дала ему лавр.

К XVII веку лавровый венок уже прочно утвердился в качестве эмблемы славы вообще, не только поэтической. Его изображают на орденах и наградах за победу в конкурсах. В таком виде и унаследовала этот символ современная цивилизация. К нему восходит не только слово «лауреат», но и название степени бакалавра.

Источник

Adblock
detector