Меню

Инструмент для измерения момента затяжки как называется

Динамометрический ключ и его польза

Расскажем, как пользоваться и выбрать

Момент силы — это векторная величина. Усилие, которое прикладывается к верхней шляпке болта, чтобы его открутить или закрутить и есть момент силы. Некоторые типы крепежных элементов автомобиля требуют затяжки на выверенную величину, чтобы компонент работал как закладывал производитель. Уровень затяжки производитель прописывает в служебной документации, но на глаз его не выставишь. Вот тут-то на сцену выходит динамометрический ключ — must have в наборе необходимого автомобильного инструмента . Чтобы понять, выбрать динамометрический ключ под себя, нужно понимать, как он работает.

Как работает динамометрический ключ

Разница между гаечным и динамометрическим ключом в том, что последний используя индикатор, маленький дисплей, щелкающий звук, иглу или стрелку точно указывает, какое усилие прикладывается к его ручке. Не всем известно, что для многих крепежных деталей требуется очень выверенная затяжка. Когда речь заходит о силе затяжки гаек и болтов в автомобиле, гадать «хорошо ли я затянул эту гайку или нужно посильнее» неправильно.

Зачем нужен

Почему нужно знать с каким усилием затянуто крепление? Затянул слабо и болт открутится, колесо отвалится, глушитель отпадет. Слишком туго и сорвете резьбу или загнете деталь. Например, чрезмерно затянутые гайки на колесе приведут к деформации ротора тормоза, увеличению тормозного пути, преждевременному износу тормозов и неудобствам из-за заклинивающих рулевых наконечников. Из-за чрезмерно затянутой гайки может даже отпасть шпилька с резьбой, на которую закручивается гайка. Недостаточное затягивание колесных гаек приведет к их ослаблению, отвинчиванию. Ощущая внезапное биение руля при движении на автомобиле, которое усиливается с каждым десятком километров проверьте, затянуты ли гайки, иначе можно увидеть отпавшее колесо, обгоняющее вас по дороге. Поэтому в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей есть рекомендации по уровню момента затяжки гаек, болтов и соединений.

Если проводится работа с двигателем или трансмиссией, динамометрический ключ необходим как воздух. Например, чрезмерное затягивание болтов головки блока цилиндров может легко привести к дорогим повреждениям и катастрофическим потерям охлаждающей жидкости. Слишком плотно затянутые болты выпускного коллектора приведут к растрескиванию коллектора. Уровень момента затяжки настолько важен для правильного ремонта автомобиля, что большинство руководств по эксплуатации техники дает их вместе с рекомендациями по ремонту, включая в таблицы на задней странице с указанием расположения крепежа, обозначения и отдельных рекомендаций момента затяжки. Сила крутящего момента может быть измерена в единицах:

  • метр-килограммы (мкг);
  • ньютон-метр (Нм);
  • pound-feet (lb-ft).

Приобретая новый гаечный ключ, убедитесь, что он откалиброван в тех же единицах измерения, которые рекомендуются в документации по ремонту автомобиля или имейте под рукой таблицу пересчета. Большинство автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах, имеют характеристики крутящего момента, выраженные в pound-feet (lb-ft). В России в Ньютон-метрах.

Как работает динамометрический ключ

Приличные динамометрические ключи начинаются в цене от 2600 до 9000 рублей с размерами присоединительного квадрата, на которую крепится торцевая головка или удлинитель, ⅜, ½, ¾ и 1 дюйма. Ключи с малым размером квадрата подходят для работ с хрупким материалом, где нужна хирургическая точность затяжки. Крупные используются для придания высокого усилия момента затяжки гайкам шкива коленчатого вала или трансмиссии. Как и в случае с торцевыми ключами, ½ дюймовый справится с большинством основных задач по ремонту автомобиля.

Читайте также:  Как называется выпуклый многоугольник

Типы динамометрических ключей

«Щелкунчики» отличаются удобством, так как индикатором служат щелчки, воспринимаемые на слух. Они имеют регулируемое кольцо вокруг основания ручки, устанавливающее точный уровень усилия с которым нужно затянуть гайку или болт. Когда вы затянете крепеж с заданным крутящим моментом, храповой механизм громко щелкает, чтобы предупредить вас, что заданный крутящий момент достигнут и следует прекратить затягивание. Плюс «щелкунчика» в том, что не нужно всматриваться в трудно читаемый циферблат со стрелкой, нужно опираться только на слух. Проворачивание ручки внутрь или наружу перемещает индикатор вверх и вниз по шкале, изменяя точку, где происходит щелчок, указывающий силу момента затяжки.

Цифровые динамометрические помощники самые дорогие и точные. Они используют электронный тензодатчик внутри рукоятки для отправки сигнала на светодиодный дисплей. Недостатки в том, что ключ хрупкий и требуются батарейки.

Для правильного измерения момента затяжки важно, чтобы ключ был откалиброван до минимального значения и знать, проводятся ли измерения на сухих или смазанных крепежных деталях.

Источник

Suzuki Jimny Jimbo › Бортжурнал › Динамометрический ключ!

Всем привет озадачился я однажды вопросом как работает сей инструмент и для чего он нужен и сохранил на будущее чтобы не забыть. Может кому еще полезно будет.Так же интересуют приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений может у кого есть уже выборка?
В первую очередь, зачем нужен такой ключ? Необходим он для закручивания резьбовых соединений с определенным усилием, так называемым моментом силы или моментом затяжки. Единицей измерения для момента силы является ньютон-метр, рус. Нм, англ. Nm.
Так вот в технических данных по обслуживанию автомобиля или другого технического агрегата, предоставляются данные, с какой силой должно затягиваться то или иное резьбовое соединение, даже колеса у автомобиля должны быть затянуты под определенным усилием. И чтобы гайки были затянуты правильно, и не было недотяжек и перетяжек, не срывалась резьба, и не было разболтанных, негерметичных соединений, а автомобиль работал исправно, необходимо соблюдать все рекомендации по облуживанию техники. И в решении данной задачи надежным помощником станет динамометрический ключ.
Динамометрический ключ внешне похож на трещотку, с основным отличием – это наличие у него шкалы, по которой определяется прикладываемое ключом усилие на гайку.
Шкала может быть со стрелкой в виде манометра, в цифровом исполнение с цифровым экраном, или же шкала может быть высеченной на ключе, а индикатором достижения нужного усилия будет служить “щелчок”. Последний вариант один из самых распространенных и не дорогостоящих. Поэтому такой ключ мы и рассмотрим более детально.
Ключ в своем основание имеет вращающуюся рукоятку, на которой высечена вспомогательная шкала от 0 до 14 и нанесенную на недвижимой части ключа основную шкалу. Динамометрические ключи охватывают, ограниченный диапазон усилий. Например от 5 до 25 Нм., от 70 до 350 Нм. и т.д. Вот эта основная шкала и отображает, в каком диапазоне работает ключ.
Например, необходимо закрутить гайку с усилием в 100 Nm, берем ключ, который работает в диапазоне от 40 до 210 ньютон-метр, и накручиваем в основание ключа движимую рукоятку, которая при закручивании будет двигаться по недвижимой шкале ключа. Когда движимая рукоятка дойдет до отметки 98 на основной шкале ключа, останавливаемся. Но это будет только 98 Nm, что бы достигнуть 100нм, ориентируемся на дополнительную шкалу на вращающейся ручке, нужно будет прокрутить ручку еще до отметки 2 на второй дополнительной шкале. В суме 98+2 получим 100Нм.

Читайте также:  Как называется вечеринка по другому

Дальше на ключ нужно надеть торцевую головку необходимого размера, и начать закручивать гайку. При достижении усилия в 100 Nm, Ваш ключ издаст характерный щелчок, он будет даже больше прочувствован Вашей рукой, нежели воспринят на слух. Это будет означать, что необходимое усилие достигнуто, и затягивание нужно остановить. Если кого-то интересует, что же будет происходить с ключом дальше, если не остановиться, отвечу, ничего, он будет щелкать каждый раз при затяжке и работать как обычный вороток, продолжая закручивать вашу гайку все сильней и сильней.
Не используйте динамометрический ключ как обычный вороток, если хотите, что бы он прослужил долго, ведь износ инструмента никто не отменял. И самое главное после работы всегда откручивайте ручку назад в нулевое положение. Так как внутри ключа есть пружина, которая сжимается при затяжке, и если оставить ее на долгое время в сжатом статическом положении то она будет терять свои свойства, что приведет к увеличению погрешности при работе. К слову о погрешности, рекомендуется периодически проводить поверку ключей, ведь нужно быть уверенным, что ключ фиксирует именно то усилие, которое Вам необходимо. Предупреждаю что количество предприятий производящих такую поверку ограничено, а у государственных служб, такой сервис дорогостоящий.
Размер динамометрических ключей в зависимости от диапазона, в котором они работают, может варьироваться от не больших с посадочным квадратом в ¼ до огромных с посадочным квадратом в ¾ . Но бывают ситуации когда усилие с которым нужно затянуть резьбовое соединение превышает максимально допустимое значение затяжки самого мощного ключа доступного в продаже! Тогда Вам может пригодиться инструмент – мультипликатор. Эторедуктор-усилитель, который с помощью систем шестеренок увеличивает усилие ровно в три раза. Если в мультипликатор вы вставите ключ и выставите усилие в 800 Нм, то при щелчке ключа мультипликатор будет уже выдавать 2400 Нм. Чаще всего усилие на шкале ключа указывается в Ньтонометрах Nm. 10 Nm приблизительно = 1 кг/м. Приблизительные моменты затяжки для резьбовых соединений вы можете посмотреть в мануале по машине. Не желательно использовать ключ на крайних значениях рабочего диапазона.

Источник

Обзор, динамометрических ключей. Правила пользования.

Добрый день, подписчики и гости нашего канала !

Сегодня мы сделаем небольшой обзор, как правильно пользоваться динамометрическим ключом.

Итак начнём с самого первого вопроса, какие динамометрические ключи вообще нужны? Это зависит от того смотря чем Вы занимаетесь. К примеру если Вы ремонтируете и обслуживаете обычные автомобильные ДВС, то из всего диапазона динамометрических ключей можно выделить три вида ключей, которые непосредственно будут актуальны.

1. Первый динамометрический ключ, который можно посоветовать для работы с ДВС, это силовой. Момент затяжки данного ключа 42-210 Nm. Этим ключом можно затягивать головки блока.

2. Второй ключ идет с моментом затяжки 19-110 Nm. Данным динамометрическим ключем можно затягивать все резьбовые соединения М8, М10 также затягиваются различные шатуны и постель коленчатого вала на не сильно объёмных двигателях автомобиля.

3. Третий динамометрический ключ для завершения общей картины идет с моментом затяжки 5-25 Nm. Этим ключем можно затягивать резьбовые соединения М6 и М7. Данный ключ очень нужен, если ДВС с какой нибудь японской малолитражки, где в основном распредвалы и различные элементы двигателя крепятся на резьбу М6, и ещё, как пример на двигателях БМВ распредвалы сидят на постели с резьбой М7, то также этот ключ будет очень актуален в работе. Желательно, чтобы такие ключи всегда были в арсенале мастеров, т.к очень облегчают процессы обслуживания и ремонта ДВС.

Читайте также:  Как называется почерк для слепых

Теперь поговорим о нашей основной теме, как все же правильно пользоваться динамометрическими ключами. Хотим сразу обратить внимание на то, что, когда ключи находятся в нерабочем состоянии, пружина в основании рукоятки должна быть не натянута, это очень важный момент в хранении ключей. Когда Вы работали ключом, затягивали что-то, поставили определённое усилие, затянули, после этого расслабляете его в ноль. Если не забывать выполнять данную процедуру, то у ключа будет больше ресурс и на поверке будет меньше погрешность. Если его хранить в затянутом состоянии, то со временем ключ начнет давать погрешность и она будет довольно большая, вплоть до нескольких килограмм.

Далее Вам расскажем о настройке ключа перед работой. На рукоятке ключа расположена шкала в ньютонаметрах (Nm).

На шкале есть центральная направляющая и от неё отходят вправо и влево значения. Если взять динамометрический ключ 42-210 Nm, то значения начинаются с 42 Nm и заканчиваются 210 Nm. Как же выставить нужное значение на таком ключе? На рукоятке тоже есть значения, и нам надо их правильно совместить. В первую очередь ноль на рукоятке нужно совместить с центральной направляющей линией на ключе, это будет соотвествовать 42 Nm. Чтобы попасть на следующую шкалу на 56 Nm, то надо следующий нолик который находится сзади рукоятки подвести на ту же центральную направляющую линию на ключе и мы получим значение затяжки 56 Nm. Вы зададите вопрос, а как же выставить значение 60 Nm если далее идёт 70 Nm? Ответ простой. Дополнительные шкалы которые находятся на рукоятке считаются, как 1/10. Сейчас выставлено на ключе значение затяжки 56 Nm, далее Вы крутите рукоятку и добавляете одну шкалу и получаете значение 57 Nm, добавляем вторую, получается 58 Nm и.т.д. Получается мы сдвинули на четыре деления шкалы и прибавлилось четыре еденицы к этому значению. В итоге получили момент затяжки 60 Nm. Чтобы получить другое значение затяжки, например 65 Nm, то действуете по тому же принципу, вращая рукоятку добавляете по одному делению шкалы. Чтобы зафиксировать выставленное усилие на ключе, то в торце рукоятки имеется винт, который фиксирует рукоятку, чтобы она не вращалась во время работы и можно затягивать резьбовое соединение с данным усилием затяжки. После того как ключ достигает нужного усилия в затяжке, то раздаётся щелчок, что говорит о том, что нужное усилие затяжки достигнуто и тянуть больше не надо. В этом обзоре мы рассказали о немаловажных моментах правильного использования динамометрических ключей.

Надеемся Вам было интересно, и данная статья поможет Вам ! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки ! Спасибо !

Узнать больше про модели и характеристики Динамометрических ключей, можете перейдя по ссылке

Источник

Adblock
detector