Меню

Как называется когда говоришь одно а подразумеваешь другое

10 терминов из психологии, который должен знать каждый из нас.

Амбивалентность, фрустрация, ригидность — если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов.

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нежелания делать. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается. Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют силы человека для борьбы с новым вызовом.

Если говорить простым языком, то это откладывание дел на потом. Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы. По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу. Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты — короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий. В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психически устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

В переводе с английского «insight» — это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и т.д. Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и т.д. Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

Читайте также:  Как правильно называется банковская карта для зарплаты

8. КОНФОРМИЗМ И НОН-КОНФОРМИЗМ

«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства — время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм — ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других. Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Подпишитесь на наш канал «ПСИХОЛОГИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ» и будьте счастливы друзья.

Источник

Говорим одно, думаем другое, подразумевает третье

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, когда, при беседе с человеком, понимаем, что говорит то он нам одно, думает другое, подразумевает третье, а делает вообще что-то для нас не ясное. Из-за этого у нас внутри появляется чувство дискомфорта и сомнения. Доверять ли такому человеку? Верить ли в него и ему? Почему такое происходит? Что движет людьми в момент речи?

В повседневной жизни и на работе нам необходима одна важнейшая деталь – нам очень важно уметь разбираться в людях. Для чего? – спросите Вы. Для успехов в бизнесе, для создания отличном команды сотрудников в Вашей компании, для удачного проведения переговоров, для установления новых и крепких партнерских отношений, да и просто для успешного выстраивания взаимоотношений между собой, с близкими и друзьями.

Когда я провожу собеседования, то в конце беседы прошу кандидата сказать мне убедитель на тему того, почему именно он достоин этой должности и места в данной компании. Не редко слышу следующее: “Уверяю Вас, Вы можете во мне не сомневаться, а только полагаться, я Вас не подведу!”
Говорит ли собеседник правду нам в первом случае? Можно ли доверять его убедителям?
Что мы можем ожидать от человека в той или иной ситуации?

Уважаемый читатель!
Мы привыкли слушать речь человека и делать сразу же все выводы мгновенно после услышанного предложения. Кстати, хорошо еще, если хотя бы сделали какой-либо вывод, а не просто прослушали. Что значит “сделали вывод”? В большинстве своем – додумали, домыслили сказанное собеседником или несказанное им вовсе.

Правило №1. “Не домысливать, не додумывать за других!”
Каждое слово, каждое предложение, сказанное человеком, скрывает в себе огромный смысл. В каждом рассказе есть, так называемый, “текст в тексте”, “слова между строк”. Каждое предложение имеет не только “цвет”, но и миллион “полутонов”.
Друзья! Коллеги! Обращайте внимания на эти полутона! Начните делать это прямо сейчас! Не додумывайте за других! Как? – спросите Вы. Как это сделать? С помощью какого инструмента?

Читайте также:  Как называется мицубиси с кузовом

Наша речь – это осознанный процесс. Прежде чем что-то сказать, мы чаще всего обдумываем это. Но есть еще наше бессознательное. Бессознательное в тысячи раз могущественнее нашего сознания. (Американским ученым Джорджем Миллером обнаружена закономерность, согласно которой человек способен сознательно контролировать, как правило, не более 7+/- 2 процессов, а бессознательно число процессов достигают свыше 260). Мы действуем в соответствии с бессознательной жизненной программой, которая заложена в каждом из нас. И у каждого она своя индивидуальная.

Между строк можно прочесть то, о чем говорит бессознательное, то, что действительно является правдой и истиной. Подтекст – имеет важнейшее значение в беседе. Подтекст ( то, что мы читаем между строк и слышим между слов) – это и есть высказывания нашего бессознательного, которое выдает истинное отношение человека к ситуации, его намерения и оценки вне зависимости от того, говорит он правду или нет.

Не додумывайте за других. Самый легкий и лучший способ – это обращать свое внимание на “важные слова” в предложениях. А после того как выявили эти слова, задавать вопросы по интересующим деталям. Давайте рассмотрит пример из моей практики.

Из собеседования.
Я: “Как складывалась ваша карьера предыдущем месте работы?”

Кандидат: “На прошлом месте работы мне целый год пришлось добиваться желаемой должности!”
Казалось бы самый обычный и довольно стандартный ответ. Большинство работодателей и HR служб не придают в подобных случаях значения сказанному. А скорее даже решают для себя ( додумывают), что вероятно кандидат чего-то добился на прошлой работе. А если бы собеседник ответил иначе? Например: “Всего год мне понадобилось, чтобы получить желаемую должность”. Или так: “Через год я добился желаемой должности”. Чувствуете разницу?

Что же следует уточнить в первом случае? Какие слова являются “важными” при собеседовании данного кандидата?

Давайте рассмотрим и разберем более подробно ответ собеседника.
“На прошлом месте работы мне целый год пришлось добиваться желаемой должности!” Обращу Ваше внимание на 3 “важных слова”: на прошлом месте работы, целый год, пришлось.
1. “На прошлом месте работы”. Стоит уточнить у собеседника о том, что его конкретно не устраивало на предыдущей работе? Чего он ожидает от будущей?
2. “Целый год”. В данном предложении означает, что это слишком длительный срок. Стоит спросить кандидата о том, почему он считает, что целый год – это долго. В зависимости от ответа узнаем его реальные ожидания.
3. “Пришлось” – слово с негативным окрасом в данном предложении. Скорее всего этот человек выполнял работу без особого желания или ему было сложно справляться с чем-либо или другие причины, по которым ему “приходилось” ( был вынужден) добиваться должности. В данном случае следует задать вопросы типа: ” Вам что-то мешало добиваться должности? Что именно мешало добиваться должности? Что конкретно вызвало трудности? Что конкретно было сложно для вас в достижении цели? Вам нравилось делать то, что вы делали на прошлой работе? И т.д.)

Задавая комплекс вопросов по деталям того или иного предложения, вы получаете более яркую картину собеседования (переговоров). Более того, вы увидите истинное отношение человека к происходящему, сможете точнее понять образ его мысли. Вы познакомитесь с его бессознательным и выявите для себя массу важнейших деталей. Не додумывайте сразу после услышанного! Учитесь слышать то, что люди думают истинно, выявляйте “важные слова”, анализируйте подтекст, а лишь потом делайте выводы!

Читайте также:  Как называется хвост на юбке

Только так вы научитесь быстро и безошибочно разбираться в людях!

Источник

В терминах психологии подобная речь называется двойная трансакция. Часть трансакции вербальная,, а то, что подразумевается невербально (мимика, жесты, интонация). В литературе это иносказание, подтекст, между строк.

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

Содержание [показать]
История иронии [править | править вики-текст]
Считается, что ирония появилась в Древней Греции. Так в древнегреческом «иронизировать» стало означать «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться», а «ироник» — это человек, «обманывающий с помощью слов». Сократ использовал иронию в спорах с софистами, разоблачая их самомнение и претензии на всезнание. Она противостояла самодовольству и ограниченности обыденного сознания античности. Определенное развитие ирония получила в античной комедии и сатирических жанрах литературы. Также она играла важную роль в народной смеховой культуре. В средние века ирония чаще всего использовалась в народной смеховой культуре. Ирония народной смеховой культуры обладает двойственным характером, так как смех направлен и на самих смеющихся. В эпоху Возрождения ирония использовалась в традициях смеховой, праздничной народной культуры, шутами при коронованных особах, а также в обыденной речи. Иронию начинают использовать как ораторский приём, как оборот речи, помогающий подвергнуть кого-либо осмеянию в форме «скрытого намека». Так, шуты нередко посмеивались над своими хозяевами. Но особенную роль ирония приобрела в эпоху барокко, потому что в её философии появились стремление к сопоставлению различного и неожиданное выявление сходства несходного, что считалось самым существенным в этой культуре. В конце XIX века произошло дальнейшее усложнение картины мира, к которому сознание общества не было готово. Это вызвало противоречивую реакцию. Одни были увлечены открывающимися возможностями научно-технического прогресса и с восторгом приветствовали новый век. Другие были встревожены разрушением привычных основ простых и ясных ценностей мира. Отсюда проистекали усталость, вялость и неестественность иронии. Так просмотрев всю «историю существования иронии» можно сделать вывод, что ирония существовала с самих ранних времен и имела большое значение как психологическое так и литературное. С помощью нее великие древнегреческие философы пытались задеть своих коллег, указав на их глупость и использовав самоиронию обратить большее внимание на себя, шуты пытались высмеять своих хозяев, так чтобы те не поняли, что их на самом деле оскорбляют. Писатели в своих текстах пытались показать своё недовольство властью, используя иронию, или же просто ярче описать персонажа или ситуацию.

Формы иронии [править | править вики-текст]
Прямая ирония — способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Антиирония противоположна прямой иронии и позволяет представить объект антииронии недооценённым.

Самоирония — ирония, направленная на собственную персону. В самоиронии и антииронии отрицательные высказывания могут подразумевать обратный (положительный) подтекст. Пример: «Где уж нам, дуракам, чай пить».

Сократова ирония — форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

Ироническое мировоззрение — состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным «общепризнанным ценностям».

Источник