Меню

Как называется колокол на яхте

Что такое склянки и рында и зачем их бьют: традиции и термины русского флота

В Корабельном уставе Военно-морского флота до сих пор прописан Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в морской колокол. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами морского колокола каждые полчаса.

Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов.

Изначально же склянками звали песочные часы с получасовым ходом. Их использовали на парусных кораблях. Каждые полчаса вахтенный матрос переворачивал часы, что знаменовалось ударом корабельного колокола. Таким образом, в жизни моряков склянки играли очень важную роль, фактически определяя и быт, и службу корабля.

— писал еще в советское время О.П. Наумов в своей статье в журнале «Русская речь» (№ 1, 1986).

Слово «склянки» очень прочно вошло в лексикон матросов, да и офицеров русского флота. Например, вахтенному матросу у склянок часто оставляли на хранение какие-то вещи и этот процесс стали называть «сдать под склянки». Но раз в сутки отбивали не склянки, а рынду. Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет.

Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.

Источник

Матвеев А. Флотская атрибутика. Рында — судовой (корабельный) колокол

На флоте «рындой» называют корабельный колокол. К церковной службе отношения не имеет, а имеет отношение прежде всего к корабельной службе нарядов и спасает корабль от столкновения в условиях плохой видимости. Скорее всего, что это переделанное английское выражение «ring the bell», что переводится, как «бой судового колокола». На английском флоте били в рынду в полдень, и именно этот бой имел такое название.

Хотя слово «рында», согласно словарю Даля было в русском языке, и обозначало на пензенском и саратовском наречиях — нескладный верзила, сухопарая баба, исхудалая кляча, а на московском наречии — телохранитель, оруженосец.

Боем «рынды» в сильном тумане корабли оповещают другие суда о нахождении в опасном районе. А в военно-морском флоте «рындой» отбивают так называемые «склянки». Бой склянок производится каждые пол часа четырехчасовой вахты и каждый бой имел свое значение, что по бою можно было установить точное время сколько прошло и сколько осталось до конца вахты. Склянки определяют корабельный распорядок дня. Корабли императорского флота живут в соответствии с боем склянок.

Читайте также:  Как называется простая гитара

Скля́нки, устаревшее — скля́ницы — название песочных часов с получасовым ходом во времена парусного флота: каждые полчаса часы переворачивал вахтенный матрос и сопровождалось это сигналом корабельного колокола – рынды, как называют корабельный или судовой колокол на корабле. Кораблями, как правило на флоте, сейчас называются боевые корабли, судами вспомогательные суда и суда гражданских ведомств и фирм. Ранее в литературе можно встретить название судов, относившиеся и к боевым кораблям.

Один их кораблей флота российского был назван «Рындой» (видимо по московскому значению этого слова — телохранитель. Этот корабль честно нес службу, будучи одним из первых паровых кораблей военного флота Российской империи.

Отношение к «рынде» (корабельному колоколу) на корабле бережно-уважительное. «Рында» является как бы представителем корабля, ибо на каждой «рынде», как правило, славянской вязью, как и на борту и закладной доске, выбито название корабля. И даже если название корабля было сменено, то на «рынде, как бы укором значится старое название. И горит рында на корабле огненным блеском и драится она с пристрастием с помощью пасты ГОИ по несколько раз в день.

В связи с этим вспоминается как, будучи курсантом первого курса Калининградского ВВМУ и первый раз попав на крейсер «Комсомолец», злостно нарушил корабельные правила (прошел по правому трапу на ют и дотронулся руками до горевшего медным блеском поручня трапа, что на крейсерах категорически делать было запрещено). Увидевший это злостное нарушение корабельных правил боцман крейсера тут же поставил меня драить «рынду» (которая находилась рядом с рубкой дежурного по кораблю и на которой отбивались корабельные склянки) и потом это стало моей обязанностью в течение всей корабельной практики. За этот срок я до мельчайших подробностей выучил поверхность «рынды» с надписью «Чкалов» (так назывался крейсер при закладке). Я драил эту «рынду» и днем, и ночью и малейшее пятно на ней вызывало у меня приступ ненависти, ибо все приходилось начинать сначала. И долго потом эта «рында» с крейсера «Комсомолец» приходила ко мне во сне ночным кошмаром.

Читайте также:  Как называется роспись по дереву 7 букв

«Рында» военного корабля это прежде всего история государства и военно-морского флота и когда сегодня видишь на пунктах приема цветных металлов «рынды» с гордыми названиями боевых кораблей, становится обидно за нашу страну и отношение к кораблям и людям.

Рассказ друга из Калининграда:

В 90 годах ко мне в гараж приехал знакомый предприниматель. Я работал со своей машиной, и он неожиданно для меня привез мне корабельную рынду (судовой колокол) с эскадренного миноносца, известного мне. В те годы все можно было продать и купить. В базах Балтийска тонули у причалов корабли, а флотское имущество продавалось самими же экипажами.

На медной рынде, славянской вязью было выбито название, известного мне корабля.

— Пусть у тебя пока полежит в гараже – предложил мне мой приятель.

Признаюсь, честно, что при виде этой рынды защемило в груди. Стало обидно за нас всех, нашу службу, людей, служивших на этом корабле.

— Где взял? – спросил я его.

— Да так на базе металлолома валялся. Я его и подобрал. Мне по m,kfne ее за так отдали. Может нам самим пригодиться, сдадим ее на металлолом. Знаешь сейчас медь в цене.

Лежала эта рында у меня в гараже минимум полгода.

Я долго не встречал своего приятеля, а когда увидел, то я напомнил ему о рынде.

Он долго вспоминал, а потом сказал:

— Знаешь, что реализуй ее сам. У меня и так дел много. А это для меня мелочи.

Я немного подумал и поехал к местному владыке. В Калининграде в это время церкви только начинались строиться и естественно, что колоколов на них не хватало.

— Доброе дело придумали – сказал мне Владыко.

— А то, что она корабельная для Вас не критично. Так звонит же и можно звонить, а что с корабля так даже хорошо. Мы ее на границе с Польшей поставим в новом храме, рядом с Багратионовском. Пусть поляки слушают наш колокольный звон.

Я рассказал об этом своему другу-предпринимателю, и он понял меня.

Подарил я церкви эту рынду и рассказал о ее истории, истории корабля — название, которого выбито на рынде. Владыка обещал помолиться за меня с другом и наши благие дела.

И сегодня эта корабельная рында, добросовестно исполняет свой долг и служит нашему государству и Богу, зовет прихожан к молитве и информирует поляков и других проезжающих границу, что здесь Россия начинается. И на корабельной рынде гордо на солнце горит название боевого корабля. И несмотря на то, что этого корабля давно уже нет в составе флота, а его рында (судовой колокол) верно служит России.

Читайте также:  Как называются дома на островах

Источник

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

История возникновения выражения «бить рынду» уже, наверное, набила оскомину. Тем не менее, напомню вкратце самую распространенную версию происхождения этого выражения. В петровские времена команды на флоте отдавались на английском языке. Вахтенный офицер давал команду часовому, стоявшему у судового колокола: «Ring the bell», т.е. звони в колокол. В силу наших традиций, английский вариант быстро забылся, осталось лишь выражение «Рынду бей». Если не ошибаюсь, даже в толковом словаре В. Даля есть упоминание об этом.

Сейчас уже многие называют судовой колокол «рындой». И мало кто обращает внимание на это заблуждение.

И все-таки, термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень.

Ещё на парусном флоте время измеряли с помощью песочных часов которых «хватало» на полчаса. И каждые полчаса их приходилось переворачивать. Этот отрезок времени назывался «склянкой». И каждый переворот песочных часов сопровождался ударом судового колокола.

Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами в судовой колокол каждые полчаса.

Склянки в морской жизни играли далеко не последнюю роль, определяя распорядок корабельной жизни.

К счастью, хорошая морская традиция – отмечать текущее время ударами в судовой колокол сохранилась до наших дней.

В Корабельном уставе Военно-морского флота упоминается порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в судовой колокол.

Судовой колокол устанавливается на все суда длиной больше 12 метров. Он обязательно должен быть на судне, а порядок его использования прописан в Правилах предупреждения столкновения судов в море.

Судовой колокол как лицо корабля. Он всегда должен быть тщательно начищен. Это и голос и душа судна.

Для громкого и мелодичного звона судовой колокол отливался из специального сплава: олова, меди и цинка. Иногда в этот сплав добавляли драгоценные металлы . В зависимости от соотношения металлов и рождается звук судового колокола. Опытные мастера меняют пропорции в составе сплава, чтобы придать своему судовому колоколу неповторимый «голос».

Как вы считаете: нужен ли колокол на современных судах в наше время или это пережиток прошлого?

Источник