Меню

Как называется круглое окно подводной лодки

Как устроена атомная подлодка

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увечить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Читайте также:  Книжка с нотами как называется

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

во 2-й части поста о внутреннем устройстве АПЛ

Источник

Почему на подлодках используется красный свет и зачем экипажу «одноглазый» офицер

Каждый, кто смотрел фильмы о подводных лодках или изучал фотографии, сделанные на их борту, наверняка, хотя бы раз задавался вопросом – почему для освещения внутри подлодок используется красный, а не обычный белый свет? Имеет ли это какое-то научное обоснование или же это просто особенность субмарин, не несущая никакой функции?

Сегодня мы разберемся в этих вопросах, а также коротко расскажем о том, почему в недавнем прошлом центральные посты некоторых подлодок освещались синими огнями (причем в ряде кинолент синее освещение противопоставляется красному) и какую задачу на борту субмарины выполняет «одноглазый» офицер.

Почему на подлодках используется красный свет

На самом деле большую часть времени внутреннее пространство подлодки освещается обычным белым светом – он используется днем, когда субмарина находится в надводном и подводном положении, а также в порту. Благодаря нему члены экипажа остаются бдительными и их концентрация максимальна.

Однако белое освещение сменяется красным, когда на поверхности наступает темное время суток.

Ночью освещение в отсеке управления становится красным, чтобы зрение членов экипажа смогло адаптироваться к пониженным уровням света, прежде чем пространство центрального поста не станет максимально темным.

Известно, что чтобы человеческий глаз приспособился к темноте после яркого света, требуется порядка 5 минут. При этом полноценное ночное зрение появляется только спустя час. Фактически, если посмотреть в перископ подлодки ночью без какой-либо подготовки, то он окажется полностью бесполезным.

Красный свет относится к длинноволновому видимому излучению, к которому человеческий глаз менее чувствителен. В этом свете зрение постепенно настраивается на, своего рода, ночной режим, однако при этом члены экипажа сохраняют возможность видеть свои приборные панели.

На самом деле он используется не только на подлодках, но и во многих других местах, например, в диспетчерских аэропортов, планетариях и даже некоторых кинотеатрах.

Здесь также нельзя не упомянуть о том, что затемнение центрального поста в ночное время связано не только с необходимостью адаптировать зрение членов экипажа, но и с вопросами безопасности.

Читайте также:  Как правильно называются стеклопакеты

Дело в том, что при подъеме перископа существует риск испускания им света из центрального поста подводной лодки. Конечно, он оборудован своего рода затемняющей шторкой, однако если в отсеке управления не погашены огни, слабое свечение из перископа будет видно на многие километры, что визуально выдаст позицию субмарины.

Именно поэтому при выходе на перископную глубину и подъеме перископа центральный пост подлодки максимально затемняется, а совсем слабый красный свет остается включенным лишь около приборных панелей.

Какую задачу на борту подлодки выполняет «одноглазый» офицер

Функция красного света на борту субмарины ясна, но что произойдет, если нештатная ситуация случится в тот момент, когда зрение членов экипажа еще не успело адаптироваться к темноте?

На самом деле в открытом море можно столкнуться с множеством предметов, которые трудно обнаружить при помощи гидролокатора. Это могут быть бревна, рыбацкие лодки и многое другое. Именно поэтому во многом безопасность подводного корабля зависит от офицера, использующего перископ.

Чтобы в любой момент быть готовым к этому, начиная с заката и вплоть до рассвета многие офицеры, использующие перископ (чаще всего вахтенные или дежурные офицеры), носят либо специальную маску, либо своего рода наглазник.

Благодаря этому доминантный глаз, отличающийся лучшей остротой зрения, на протяжении всего времени остается адаптированным к темноте, так что офицер в любой момент без промедления может воспользоваться перископом.

Почему освещение на ряде подлодок было синим

Последнее, о чем нельзя не упомянуть – синее освещение центральных постов на некоторых подлодках и в комнатах управления ряда кораблей, что характерно, в основном, для ВМС США.

Дело в том, что до 70-х годов большая часть электронных приборов на борту субмарин была представлена в виде индикаторных электронно-лучевых трубок янтарного и зеленого цвета. Использование их было практически невозможно при белом свете, а потому пространство рядом с такими приборами было либо полностью темным, либо включался красный свет.

Позже стали появляться цифровые дисплеи, в основном, янтарного цвета. Чтобы члены экипажа могли комфортно считывать информацию с них, и при этом в помещениях оставался свет, необходимый для совершения записей и прочих действий, центральные посты стали оборудоваться лампами с синими фильтрами.

Это было связано с тем, что в условиях пониженной освещенности чувствительность человеческого зрения смещается в сторону синего.

Вплоть до середины 80-х годов эта тенденция сохранялась на флоте. Однако позже были проведены исследования с использованием различных комбинаций освещения и дисплеев разного цвета. В результате было выяснено, что цвет освещения в помещении не играет какой-либо значимой роли, важна была лишь его яркость.

Именно поэтому в скором времени центральные посты стали переоборудоваться для освещения приглушенным белым светом, а синее освещение осталось в прошлом и сохранилось лишь на некоторых кораблях.

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep» . Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте , Twitter и Facebook .

Источник

Устройство и принцип работы подводной лодки

В основе устройства подводной лодки лежит идея о способности судна погружаться под воду. Правда, для ее полноценного воплощения потребовалось около 700 лет.

Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.

Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.

Читайте также:  Как называется файл фона в программе

Принцип работы подводной лодки

Для нормального функционирования подводной лодки она должна:

Принцип погружения и всплытия

Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.

При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.

Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.

Как плавает подводная лодка

Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.

Прочность и водонепроницаемость

От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.

Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.

Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.

В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.

Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.

Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.

Атомные подводные лодки

Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.

Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:

Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.

Источник

Adblock
detector