Как называется национальный костюм италии

Как называется

Народный костюм Италии

Древнейшим народом, заселившим Апеннинский полуостров еще в XII в. до н. э., были этруски. В 509 г. до н. э. на его территории италийские племена латинов и сабинов основали Рим — самый знаменитый в истории человечества город. После падения Карфагена во II в. до н. э. Рим стал величайшей державой Древнего мира, во владения которой входили даже земли современных Великобритании, Испании, Ирака и Северной Африки.

В IV в. н. э. Римская империя приняла христианство и раскололась на две части: Восточную византийскую и Западную. Развитие городов-государств привело в XIV—XVI вв. к небывалому расцвету культуры, искусства и просвещения. Этот период вошел в историю под названием эпохи Возрождения.

С XV в. большая часть Италии находилась под властью Испании, а с XVIII в. — Австрии (Венецианская республика принадлежала ей до 1866 г.). В 1870 г., освободившись от власти чужеземцев, раздробленная Италия наконец стала единым Итальянским королевством. Народная итальянская культура — истинная наследница эпохи Возрождения: изысканные народные костюмы сохранили образы, формы, традиции выделки материалов давно минувших столетий. Не только каждая область, но и город и деревня развивались независимо друг от друга в составе отдельных королевств. Поэтому народные костюмы жителей Северной, Средней и Южной Италии так разнообразны.

Женский костюм

Юбки и фартуки. Жительницы северных областей Италии предпочитали носить широкие юбки в сборку, в основном черного или темно-красного цвета, а в центре и на юге — плиссированные черные и особо нарядные красные юбки. Юбки часто были чуть большей длины, чем нужно. Излишек подвертывали складкой наружу; ею в случае необходимости можно было отрегулировать длину. Неотъемлемой деталью женского костюма любой области Италии был фартук. В области Фриули (на северо-востоке Италии) белые кружева нижних юбок виднелись из-под подвернутых верхних. Фартук здесь шили из шелка контрастного цвета. На Итальянской Ривьере (побережье Лигурийского моря) юбки и фартуки шили из легких тканей в полоску (в Генуе) или клетку (городок Леричи, в заливе Специя).

Женщины Средней Италии (из области Молизе) свои черные бархатные фартуки покрывали изящными цветными вышивками тонкой ручной работы. В Кампанье и Лацио — западных областях Италии (на побережье Тирренского моря) — верхнюю юбку также любили подвертывать, открывая под ней вторую, контрастного цвета. В Римской Кампанье поверх черной юбки надевали длинный темно-зеленый фартук, сверху и снизу украшенный золотым шитьем.

На юге, в Калабрии, юбки густо плиссировали, а маленькие фартучки шили из бархата. В городах Никастро и Кастровиллари переднюю часть верхней юбки подвертывали так, что широкая золотая кайма на подоле располагалась вдоль талии. В соседней области Базиликата верхнюю гладкую часть фартука украшали вышивкой, а нижнюю закладывали в тонкие вертикальные складочки (плиссе). У жительниц острова Сардиния, расположенного в Средиземном море (к западу от Апеннинского полуострова), особым почетом всегда пользовались ткани красного цвета. Они не просто считались нарядными, но были очень дорогими, и потому одежда из них являлась признаком состоятельности. Секрет окрашивания тканей растительными красителями хранился в каждой семье, передаваясь из поколения в поколение. Бедняки традиционно шили себе костюмы из орбаче — грубой серой (хотя и очень прочной) шерстяной домотканины. Необыкновенно широкие юбки, число которых здесь могло достигать семи, как и на всем юге Апеннин, плиссировали: очень мелкие складки внизу расширялись. В каждой из четырех областей острова юбки украшали поразному. В местечке Осило, пригороде Сассари (в северной части Сардинии), по подолу пришивали широкую белую кайму, расшитую крупным цветочным узором. Фартуки могли быть плиссированными, сшитыми из парчи, красной шерсти или кружева.

Читайте также:  Как называется процесс разрушения первичной структуры белков

Корсажи — корсетто или бюсто, в Северной Италии не имели рукавов. Красные и зеленые корсажи Милана и Падуи отличались большим количеством бантов и лент контрастных цветов, которыми их зашнуровывали. В приальпийской области Валле-д’Аоста и в Лигурии носили джакетты — приталенные жакеты длиной до бедер. В Лацио женщины любили украшать свои корсажи фестонами. По-королевски изысканно выглядели съемные рукава из красного или черного бархата, прикрепляемые к корсажу лишь тонким шнуром. Их носили в областях Молизе и Калабрия. Сам корсаж держался на тесемках, а в зазоре между рукавом и плечом выглядывал рукав рубашки камисы.

На крайнем юге, в окрестностях Неаполя, поверх корсажа носили джубетто — распашной жакет типа куртки длиной до талии. На острове Сицилия его украшали спереди золотой вышивкой. На Сардинии праздничные белые джубетты из узорчатой парчи имели длинные рукава экстравагантного покроя: спереди их не сшивали, и в разрезе виднелась ткань рубашки. Иногда эти рукава имели лишь одну внешнюю сторону: их укрепляли на руке при помощи манжет (праздничные мужские куртки имели аналогичный покрой). Старинная традиция сардинских женщин делать у корсажей слишком глубокий вырез привела к возникновению изящной детали — «скромной» манишки под названием парапетто (буквально «прикрытие груди»).

Головные уборы. Типичные для северных областей, граничащих со Швейцарией и Австрией, шляпки были нехарактерны для остальной Италии. В Падуе, Генуе и особенно в Милане (область Ломбардия) головным уборам предпочитали украшения для волос в виде шпилек с большими филигранными головками (серебряными или золотыми), они являлись настоящими произведениями ювелирного искусства. Национальным головным убором итальянок Средней и Южной Италии была товалья — сильно накрахмаленный платок, замысловато уложенный различными способами — двумя или тремя слоями (в зависимости от местности) и отлично защищавший голову и лицо от палящего солнца. Товалья могла быть белой или других цветов, часто ярких. По краям ее украшали каймой, фестонами либо вышивкой. Традиционный головной убор женщин Сардинии — каприкаппа — представлял собой покрывало из красного вельвета, обшитого широкой полосой по краю. В Осило накидку расшивали тем же цветочным узором, что и юбки. Каприкаппы вдов не всегда были черного цвета: в некоторых областях острова их шили из зелено-золотой парчи. Жительницы Сицилии любили ходить с распущенными волосами или носили платки. В ХХ в., когда народная одежда повсеместно вышла из употребления, в некоторых районах Италии продолжали носить с современными костюмами традиционный головной платок фацолетто.

Мужской костюм

В северных равнинных областях (в Лигурии и Венеции) итальянцы носили длинные свободные брюки темных цветов, в то время как в центре и на юге страны отдавали предпочтение узким шерстяным (по праздникам бархатным) бриджам кальцоне, застегивающимся внизу на пуговицы. В Колабрии и на Сицилии брючины закрепляли красными лентами, завязанными бантами. Жители Сардинии носили бурциджинос — широкие штаны из белого льна, которые заправляли в черные гетры. Поверх них надевали короткую черную юбку в сборку из орбаче. Шелковые, парчовые или бархатные жилеты панчиотто были красного, зеленого, синего или темных (в тон штанам) цветов. Джакка — короткие куртки — итальянцы также предпочитали шить из тканей темных тонов, однако часто на яркой подкладке. Пастухи с острова Сардиния носили маструкку — безрукавку из козьего или овечьего меха. Зимой ее надевали внутрь мехом, летом — наружу. На талию итальянцы повязывали широкие красные кушаки.

Читайте также:  Как называется человек изучающий змей

Головные уборы жителей Северной Италии по фасонам были аналогичны шляпам соседних альпийских народов. На юге, в районе Неаполя, традиционной была фетровая шляпа с высокой треугольной тульей, украшенная цветными лентами и кистями. Повсеместно в прибрежных областях были распространены биритты — вязаные красные «фригийские» колпаки. На Сардинии длинную биритту черного цвета укладывали на голове особым способом. Украшения. Женщины всех областей Италии носили золотые, серебряные или металлические ожерелья, медальоны, брошки, кольца. Качеством и количеством украшений измерялось состояние их владельцев: богатые итальянки надевали до семи колец одиновременно, бедные — не менее трех. В мужских костюмах роль украшений играли пуговицы, нашиваемые на куртки и жилеты. Небогатые люди, готовясь к празднику, просто меняли на своих повседневных костюмах медные пуговицы на серебряные.

Обувь

Древняя обувь — кожаные чиочии, закрепленные на голенях перекрещивающимися ремнями, дали прозвище жителям Апеннинских гор — чочарам.

Источник

Национальный костюм Италии (фото)

Национальная одежда — это важный способ самоидентификации народа. В ней отражаются особенности мышления и характера так же, как и в языке. По развитию костюма можно проследить изменения в культурной и политической жизни народа, узнать, какие эстетические принципы ценились той или иной национальностью. Кроме того, они изобилуют всевозможными украшениями, и их просто приятно и интересно изучать. Национальный костюм Италии имеет одну особенность. Какую — узнайте из этой статьи!

Разъединённое королевство

На самом деле главной особенностью национального костюма Италии является то, что его попросту не существует. Постоянная смена различных племён, завоёвывавших итальянские земли, не дали ему окончательно оформиться.

В разные времена здесь господствовали этруски, финикийцы, греки, франки, готы, и все они вносили свои коррективы в повседневную одежду итальянцев. Не говоря уже о том, что до середины 19 века Италия, как и Германия, была разъединена на множество королевств, республик и земель, что тоже не способствовало выработке единого облика одежды.

Так же как и диалект, национальный костюм Италии в каждой провинции был свой. И по сей день три приграничных области пользуются особым статусом с преобладанием иностранного языка — французского, немецкого и словенского.

Общие особенности

Конечно, существуют некоторые черты, которые характерны для всех разновидностей итальянского наряда. Прежде всего, это яркость и многообразие красок. В этом нет ничего удивительного — под щедрыми лучами тёплого солнца распускались цветы не только на плодородной почве, но и на юбках итальянских красавиц.

Безмятежное голубое небо, мягкий климат, искрящееся море постепенно оттачивали характер жителей полуострова, подарив миру один из самых жизнерадостных народов. Всё это впитал в себя и национальный костюм Италии. Фото девушек в калабрийских традиционных одеждах заряжают энергией не хуже, чем безудержно радостное итальянское пение.

Во всех костюмах большое значение уделялось украшениям. Это также было обязательным элементом итальянской одежды. Замужние женщины должны были носить шляпу и чёрный пиджак, незамужние — белоснежный передник, а вдовы — чёрный. Мужчина-холостяк мог щеголять по улицам в красном пиджаке и зелёной шляпе с красными шнурами.

Рассматривая костюм Италии, фото которого можно увидеть в публикациях, посвящённых истории национальной одежды, можно заметить, что почти все отличия концентрируются в области аксессуаров. Состав же одежды везде примерно одинаков: женщины носили длинную юбку с передником, корсет и белую вышитую рубаху. Голову покрывал платок. Мужчины поверх белой рубашки надевали жакет или жилет с длинными рукавами. Штаны чаще всего были узкими и заправлялись в гетры.

Читайте также:  Как называется праздник совместной жизни

Народный костюм Италии (фото): женский

Национальный гардероб итальянских женщин состоял из длинной юбки в складку или сборку, рубашки (часто вышитой) с широкими рукавами и корсажа. Дополняли этот наряд передник, шейный и головной платки. Все эти элементы можно встретить во всех провинциях и землях, отличаться же могли длина юбки, цветовые решения, вышивка, наличие или отсутствие кружев.

К примеру, в северных землях в эпоху Средневековья кружева были весьма популярны, украшая наряды красавиц, следящих за модой. В землях, граничащих с Германией, повседневная одежда была скорее сдержанной и скупой в деталях. Зато на свадьбе позволялось всё: костюмы украшались лентами, бляшками, перьями и вышивкой.

Костюмы южных земель: Сардиния

Наиболее разнообразен национальный костюм Италии южных провинций. Богатые дамы Сардинии, например, носили платья из ярких тканей, преимущественно красного цвета, украшали себя множеством колец — иногда их могло быть до семи штук.

Женщины из бедных слоёв населения никогда не носили больше трёх колец, да и платья у них были практичных серых оттенков, со множеством карманов для удобства выполнения хозяйственных работ. Отличия были заметны и по фурнитуре: пуговицы богатых дам были исключительно золотые, средний класс мог себе позволить серебряные, а бедняки делали их из простых металлов.

Самой важной деталью женского гардероба считался шарф или платок, покрывающий плечи. Часто он был результатом многолетнего труда искусных вышивальщиц и представлял собой настоящее произведение искусства: тонкое кружево, дорогие ткани, окрашенные только натуральными красителями. В зависимости от случая, по которому надевался тот или иной наряд, состав его мог быть иногда очень сложным: до нескольких платков и юбок одновременно.

И по сей день национальные костюмы шьются вручную из самых дорогих тканей. Его стоимость может доходить до 10 тысяч евро.

Национальный костюм Италии в Калабрии многое взял от римских и греческих одеяний. Юбки женщин были короче и пышнее, в косы вплетались ленты, длинный шарф оборачивался вокруг талии. В мужской гардероб добавлялась ещё одна деталь — плащ. Чаще всего его шили из чёрной или красной ткани.

Мужской итальянский костюм

Народный костюм Италии для мужчин был несколько проще, чем женский — по крайней мере, им не приходилось надевать на себя по несколько пар штанов. Но и в нём были свои изюминки. Обычно он состоял из штанов чуть ниже колена, белой рубашки с несложной вышивкой и куртки или безрукавки. Традиционный головной убор — беррита — шился из чёрной или красной шерсти.

Брюки могли быть разной длины, но обязательно заправлялись в гетры. Одним из обязательных элементов был рагас — кусок ткани, который оборачивался вокруг талии поверх брюк. Передняя часть куртки обычно украшалась богатой вышивкой.

На Сардинии мужской костюм мог включать в себя до десяти предметов. Вместо шапочки мужчины носили своеобразный колпак, который свешивался набок либо собирался в складочки сзади, напоминая собой берет.

Национальный костюм сегодня

В нынешнее время национальную одежду на итальянцах можно встретить разве что только на католических или народных празднествах. Эта нация очень чтит свои традиции и с удовольствием использует каждую возможность напомнить себе и миру о своей красочной истории. Взрослые и дети надевают национальные одежды и выходят на улицы. Особенно любят такие праздники маленькие модники, ведь костюм Италии для детей ничем не отличается от «взрослых» версий. Разве что размерами.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Adblock
detector