Меню

Как называется общая оценка учебно воспитательной функции урока

формы анализа урока

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

Скачать:

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

Примеры аспектов урока:

-реализация учителем триединой задачи урока,

-использование развивающих методов на уроке,

-изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся,

-пути развития познавательного интереса,

-формирование общеучебных умений и навыков у школьников,

-проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся,

-организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

Аспекты анализов уроков:

а) исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока, реализация принципов обучения; формирование общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся активизация познавательной деятельности; осуществление межпредметных связей и т.п.);

б) исходя из характера деятельности учителя и учащихся;

в) по компонентам процесса обучения (цели, задачи, содержание, формы, методы, условия успешной организации обучения);

г) по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание, итоги урока и т.п.)

Цели анализа урока:

1. Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6.Выявление системы работы учителя и др.

УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока.

Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

Источник

Анализ и самоанализ урока
статья по теме

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: «Анализ и самоанализ урока».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выступление

на РМО учителей

начальных классов

по теме:

«Анализ и самоанализ урока».

Сообщение подготовила:

учитель начальных классов МОУ ЛСОШ №1

Климантова Ольга Александровна

25 августа 2011 года

Анализ и самоанализ урока.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя – позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный ( поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.

Источник

анализ и самоанализ урока

В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд. ». Умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке лежит в основе творческого труда учителя. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Для чего анализируется урок?

В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и другие виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Читайте также:  Как называется линейка с узорами

Для выбора схемы анализа урока учителю достаточно знать

· современные критерии качества образованности учащихся,

· владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности,

· владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал «мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».

При анализе урока, как правило:

1. Оцениваются методы, способы активизации школьников.

2. Эффективность освоения материала.

3. Крайне редко урок анализируется с физиолого-гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья. А делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь 11% здоровых детей.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности.

Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Урок анализируется

· с позиций деятельности учителя и учеников,

· отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации),

· с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций.

· Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока, в том числе и авторских методик обучения.

Методическая служба школы предлагает разные схемы анализа и самоанализа урока.

Модель наблюдения за учебной деятельностью учащихся и учителя для последующего анализа соответственно этапам урока.

При использовании данной схемы наблюдения, на разных этапах урока можно ставить перед собой разные цели контроля работы учителя.

Этапы урока

Контроль деятельности учащихся

Контроль деятельности учителя

Организация начала урока

Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.

Знание учителем психологических особенностей учащихся конкретного возраста, приемов концентрации внимания учащихся.

Постановка цели урока (учителем или учащимися)

Осознание цели урока каждым учащимся.

Работа учителя над формированием учебной мотивации учащихся.

В зависимости от типа урока:

изучение нового материала,
закрепление и развитие знаний, умений и навыков,
формирование умений и навыков,
актуализация опорных знаний,
проверка знаний.

Наличие логики и взаимосвязи в ответах и вопросах учащихся по ходу урока, активность учащихся на уроке, реакция учащихся на неправильный ответ. Отсутствие переутомления учащихся. Дисциплина:

а) готовность к уроку;
б) во время урока;
в) во время самостоятельной работы;
г) во время объяснения;
д) во время дачи домашнего задания;
е) реакция на звонок;

Степень подготовленности учителя к уроку (логика в ответах учащихся свидетельствует о продуманности вопросов учителя), высокая активность учащихся на уроке свидетельствует о хорошем эмоциональном контакте с учителем, о его работе над развитием познавательной деятельности учащихся.

Адекватная реакция учащихся на неправильный ответ говорит о постановке и выполнении воспитательных задач урока.

При наличии признаков переутомления учащихся на протяжении второй половины урока можно говорить о невосприимчивости учителя к психологическому состоянию класса.

Подведение итогов урока

Установление связи между целью и итогом урока.

При наличии данной связи можно говорить о работе учителя над формированием учебной мотивации учащихся, о хорошо продуманном ходе урока.

В зависимости от типа урока, этапы урока могут быть разными: проверка выполнения домашнего задания, первичная проверка понимания учащимися нового материала, обобщение и систематизация знаний и т.д., мы выделили лишь основные.

Модель анализа урока

с позиции управленческого подхода к деятельности учителя

I. Ценностные установки учителя.

1. Оценка степени убежденности учителя в постижении собственного замысла урока.

2. Оценка направленности выбранной цели на развитие образовательной траектории ученика.

3. Оценка коммуникативного учебного пространства через постановку учеником учебной проблемы и задачи.

II. Нормативные установки учителя.

1. Неформальность в выборе выбора цели обучения на данном уроке, фиксация учителем формы отражения знаний через постановку цели (продукт урока).

2. Оценка значения своевременного контроля учителем не только знаний, но и процесса их получения. Поэтапность контроля хода усвоения знаний по предмету.

3. Оценка умений учителя в технике прогнозирования времени на качественное выполнение поставленной учебной задачи.

III. Мировоззренческие установки учителя в области своего предмета

1. Оценка компетентности учителя в выборе:

— учебных средств для выполнения поставленной задачи (отбор учебного материала, учебные вопросы, выбор формы предъявления полученного знания учениками);

— умения учителя в расстановке акцентов в образовательном и информационном пространстве по своему предмету в данной теме;

— оценка качества промежуточных продуктов деятельности и конечного продукта урока.

2. Уровень результативности усилий ученика и учителя.

IV. Психологические установки учителя

2. Оценка усилий учителя в стимулировании ученика, создании ситуации успешности.

3. Оценка корректности учителя на этапах оценивания ученика, выдвижение критериев оценки, степень понимания их учениками.

Анализ урока

/Обобщенная модель,

можно использовать фрагменты, в связи с целью посещения урока/

Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям учебной программы. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Связь урока с жизнью, трудовым воспитанием. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности класса Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

Читайте также:  Борода на пуджа которая растет как называется

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми учениками. Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Оценка самоанализа урока, сделанного учителем.

Общая оценка степени достижения развивающих, воспитательных и учебных целей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность вывода и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Общие выводы и предложения

Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

Заключительное слово учителя.

Для более полного анализа урока администратор может воспользоваться технологической картой.

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительные моменты. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

По окончании анализа урока, проведенного совместно с учителем администратор должен заполнить и дать на подпись учителю документ, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Собственно письменный документ, подтверждающий факт посещения урока нужен не только учителю, но и администратору. В последствии он сможет проследить динамику качественных изменений в проведении занятий тем или иным преподавателем.В качестве примера мы предлагаем следующие формы оценки качества проведенных уроков.

Технологическая карта целей, содержания педагогического взаимодействия и

прогнозируемого результата в соответствии с этапами урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Прогнозируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Усвоение материала

Умения учебной деятельности

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

2. Совместное исследование проблемы

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Самопроверка Отработка способа в целом.

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Диагностическая работа (на выходе):

— организация дифференцированной коррекционной работы,

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Форма оценки качества уроков:

(по материалам М.М.Поташника «Требования к современному уроку.» Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007;)

ДАТА:__ «___»_________200__г. КЛАСС:_____________________

требование

Что оценивается в рамках заявленных требований

балл

Применение приемов, направленных на развитие компетенций учащихся

Самостоятельная деятельность учащихся

Организация этапа диагностики зон

Результат урока по ученику

Результат урока по учителю

Исчисляется по формуле S*100 : 20 ( в %)

Характеристика выставленных баллов:

0- требование не выполнено

2- требование выполнено

Градация полученного результата:

Форма оценки качества и эффективности учебных занятий

(по материалам Т.И. Шамовой, В.П. Симонова «Критерии современного анализа и эффективности урока» М. 2006г.)

Блок

Показатели оценки блока

Оценка в баллах

(mах 4)

Личные качества учителя

Особенности учебной деятельности

Содержание изучаемого материала

Эффективность преподавания

Цели и результаты проведенного занятия

Итог:

Минимально допустимый уровень – 50 баллов

Результаты:

От 50 до 60 баллов – допустимый уровень качества

В случае затруднения с самоанализом урока администратор должен предложить учителю ознакомиться с различными схемами самоанализа, по которым он сможет дать характеристику проведенному им занятию.

Самоанализ урока

/Модель 1/

1. Установить место и роль данного урока в изучаемой теме.

2. Характеристика целей и задач урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться на уроке, исходя из специфики ученического коллектива.

3. Характеристика замысла урока:

а) что собой представляет содержание учебного материала;

б) как будут усваивать содержание учебного материала ученики, то есть каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности;

Читайте также:  Как по другому называется болезнь боткина

в) какую часть материала они могут усвоить сами;

г) какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении;

д) что необходимо прочно запомнить;

е) что ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при изучении нового;

ж) как закрепить вновь изученное;

з) что будет интересным и легким, а что будет трудным;

и) каким образом будут достигнуты на уроке развивающие аспекты.

4. Как был построен урок, исходя из его замысла:

а) характеристика учебно-воспитательных задач;

б) выделение этапов, моментов урока, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.

5. Структурный аспект самоанализа: доказательства оптимальности выбора содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности (анализ осуществляется через поставленные цели и задачи урока).

6. Функциональный аспект анализа:

а) определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели и задачам урока, возможностям классного коллектива;

б) каким образом действия учителя и учащихся повлияли на конечный результат урока (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся);

в) анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.

7. Аспект оценки конечного результата урока:

а) оценка качества знаний, полученных учащимися на уроке;

б) определение разрыва между темой, целью урока и конечным результатом;

в) выводы и самооценка урока.

Самоанализ урока

/Модель 2/

Предмет:

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1. Каково место данного урока в изучении темы? Как этот урок связан с предыдущим и работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, одаренных и т.д.) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3. Какова триединая дидактическая цель (ТДЦ) урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. Как она отражает продукт урока?

4. Отбор содержания материала, целесообразность выстраивания именно данных этапов. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ТСО, наглядные пособия, вопросы, задания для учащихся).

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах, какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? Получен ли запланированный продукт урока? Каково его качество?

8. Психологическая атмосфера на уроке и рефлексия учителя и учащихся.

9. Как вы сами оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то выявить причины.

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Схема самоанализа урока

/Модель 3/

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чем его специфика?

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока? Была ли опора на диагностику общеучебных специальных умений?

3. Какие задачи решались на уроке:

Была ли обеспечена их комплексность? Какие задачи были главными, стержневыми, как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?

8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?

9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель вел себя в критической ситуации? Как было организовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке (и в домашней работе учащимися) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?

13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?

Самоанализ урока с позиций здоровье сбережения

/Модель 4/

1. Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровье сберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? В чем их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

3. Как учитываюсь индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?

4. Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?

5. На каком этапе урока был сделан главный акцент? Почему?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждалась перегрузка учащихся?

12. Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?

13. Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

14. Достигнуты ли поставленные цели и почему?

15. Какие изменения можно было бы внести при подготовке и проведении урока?

Самоанализ урока модель № 5

Схема для самоанализа урока с позиции системного подхода

Компоненты урока как системы

Какими планировались?

Что и как пришлось изменить в процессе урока?

Источник

Adblock
detector