Меню

Как называется особый церковный суд

Что собой представляла святая инквизиция. Борьба против еретиков или обогащение церкви?

Инквизиция нам представляется в виде высокопоставленного католического священника в чёрном капюшоне с каменным и пугающим взглядом, который борется с еретиками при помощи Бога и лишает мир всего нечистого и нечестивого. Борьба в этом направлении означала попытки вести людей по правильному пути, то есть по пути христианства. Но зачем же применялась сила? Инквизиция служила жестоким инструментом правящего христианства в Средние века против еретиков, которых даже сжигали и пытали изощрёнными методами. Но была ли попытка очистить страну от еретиков главной идеей инквизиторов?

Как мы помним, инквизиция возникла в Средние века между 1231 и 1478 годами. Принимались меры в борьбе против еретиков и против тех, кто исповедовал другую веру. Религиозный фанатизм достиг головокружительных высот, а все, кто противостоял церкви, должны были заплатить за это. Поэтому инквизиция стала правящим классом, полностью уверенным, что она приносит только добро и спасение.

По мнению историков, секрет успеха инквизиции заключался в трёх основных предположениях:

3) Церковь была важной опорой государственной власти и внутреннего единства. Церковь не была суверенным государством и поэтому должна была проводить инквизицию с согласия государственной власти.

Процедура инквизиции была одинаковой во всех случаях. Достоверный, но и ненадёжный свидетель был необходим для вынесения решения. Человек, который изобличал еретиков, назывался доносчиком. Если обвиняемый мог доказать, что доносчик относится к нему предвзято, то он мог быть освобождён от наказания. Однако такие случаи случались редко, потому что инквизиция скрывала имя доносчика от обвиняемого. Может быть, поэтому.

Чтобы арестовать еретиков, инквизиция выбирала спокойную ночь, и без предупреждения вторгались в дом обвиняемого, когда он уже спал. Только некоторые счастливчики, которые узнавали об аресте заранее, могли сбежать, но их было очень мало.

Затем допросы проводились с использованием психологического давления и использования жестоких пыток.

Если обвиняемый признавался, то его имущество конфисковывалось церковью и его судили по тогдашним законам.

Естественно, инквизиция была заинтересована в признании обвиняемого как можно скорее, поскольку это сокращало необходимое пребывание в тюрьме. Потому что когда подсудимый платил за себя, то его имущество после возможного осуждения, сначала шло на оплату тюрьмы. Если обвиняемый освобождался, то его имущество не передавалось церкви. Обвиняемый должен был только оплатить своё пребывание в тюрьме, а если он не мог этого сделать, то его продавали в рабство. Из этого следует, что идея очищения страны от еретиков не была главной целью инквизиторов. Ими больше двигало желание обогащения.

Читайте также:  Кардиган как у бородиной как называется

Инквизиция не только управлялась мощной силой того времени, но и была одной из самых богатых, увеличивая свою собственность арестами и осуждая невинных. Поэтому неудивительно, что среди их жертв были высокопоставленные люди, а освобождение обвиняемого было очень редким случаем.

Источник

При слове «ИНКВИЗИЦИЯ» возникают образы страшных подвалов, мучений, пыток и монахов с непроницаемыми лицами. Такой образ сформировала художественная литература и кинематограф, но если взглянуть на историческую действительность без преувеличений, то мы увидим чёткую связь средневекового суда, инквизиции и нашей современной судебной системы.

Как выглядел суд в Европе до появления инквизиции.

До 13 века общественное сознание не допускало мысли о том, что осуждать и наказывать преступников может простой смертный человек. Судить, кого бы то ни было мог только Господь Бог. Поэтому предполагалось, что судит не судья-человек, а Сам Господь выносит приговор преступнику. Во всех сомнительных случаях применялась особая практика установления вины подсудимого – ОРДАЛИЯ или Божий суд.

Выглядела эта процедура для ныне живущих людей, шокирующе, но для обывателя 11 – 12 века это было совершенно понятно и нормально. Обвиняемому в преступлении предлагалось пройти испытание огнём, водой или хлебом.

· При испытании огнём подсудимому предлагали пройти через большой горящий костёр или держать в руках раскалённое железо. Считалось, что у невиновных ожогов не будет.

· Испытание водой применялось чаще. Предлагали достать со дна сосуда, наполненного кипятком кольцо. Связанного по рукам и ногам человека бросали в воду. При чём считалось, что, если утонул, значит – не виновен, и Господь забрал его в лучший мир. А вот того, кто из воды выплывал, даже и со связанными руками, ожидала смертная казнь. Так чаще всего обнаруживались ведьмы. Разве нормальный человек спасётся из воды при таких обстоятельствах? Нет. Только ведьма или колдун.

· Испытание хлебом или сыром предполагало поедание за небольшой промежуток времени огромного куска хлеба или сыра.

· Ордалия могла проходить и в форме поединка. Этим преимущественно пользовались знатные мужчины. Господь даровал победу в бою невиновному.

Такова была общепринятая судебная практика до появления инквизиции. Как видите, всё было вовсе не безобидно. Однако, это не говорит о сверх жестокости тогдашних людей, просто понятия о справедливости и морали были тогда другими.

Именно с появлением инквизиции возникает суд, как юридический поединок прокурора и адвоката. Парадоксальным кажется, что именно Святая Инквизиция – инициатива Католической церкви, по сути упраздняет Божий суд и вводит совершенно формальный чёткий судебный процесс.

Читайте также:  Как называется грузовик в сампе

Пытки применялись официально. Имелись и чёткие правила применения судебных пыток с целью дознания.

Пытка проводилась в том случае, если подозреваемый не признавал за собой вины, но были улики и свидетельские показания, доказывающие его вину.

Перед тем, как пытать, обвиняемому сначала показывали страшные инструменты пыток и палача. Объясняли, что его ждёт, и в некоторых случаях этого было достаточно, чтобы человек сознался.

Во время пыток, обвиняемому давали «отдохнуть» у очага на тюремной кухне.

Не было оговорено сколько «сеансов пытки» можно было осуществить. Попадались такие «крепкие орешки», что не признавали себя виновными и после десятка пыточных сеансов. Таких упорных обвиняемых, именовали «злонравными» в судебных документах.

Не подвергались пыткам беременные женщины, калеки, старики, дети до 12 лет и клирики.

Стоит добавить, что правила могли и нарушаться, но всё же это были официальные правила.

Кого судила Инквизиция и средневековый суд.

Официально особый церковный суд Католической церкви был создан в 1215 году по указу папы Иннокентия III. Цель – искоренение ересей в духовных вопросах. Для 13 века этот вопрос стоял для Католической церкви очень остро. Различных толкований веры среди христиан было так много, что это угрожало целостности церкви, как института. Недаром исповедь являлась для католика 13 века не добровольным актом, а обязанностью. Каждый человек не менее, чем 1 раз в год должен был пройти исповедь у местного священника.

Суду Святой Инквизиции вменялось в обязанность отслеживание и пресечение ересей, языческих убеждений и колдовства. Светский суд занимался уголовными преступлениями – убийствами, кражами, разбоем. По мнению историков, не редко обвиняемые светским судом предпринимали усилия для того, чтобы их дело рассматривал суд Инквизиции. Значит не так уж страшна была Инквизиция.

Судили в средние века не только людей. В качестве подсудимых могли выступать:

· Дома, в которых родились особо злостные преступники,

Интересно, что горожане того времени охотно посещали судебные процессы. Видимо, за неимением СМИ и потребности в острых впечатлениях, они ценили такую возможность. Народ средневековья вовсе не был так уж жесток. Были свои представления о справедливости и милосердии. Да и жизнь в целом предъявляла тогда к человеку совершенно иные требования, чем теперь.

По средневековому суду и Инквизиции отличные лекции читает кандидат исторических наук – Ольга Игоревна Тогоева.

Благодарю за внимание, уважаемый читатель!

Возможно Вам будет интересно:

Статья . Как смотрел на мир язычник.

Читайте также:  Как называется орудие для пахоты

Статья Страшные книги, которые стоит прочитать.

Источник

Вкратце о средневековом правосудии

Свод законов, по которым жило средневековое общество, основывалось еще на языческих правовых сборниках, в историографии их принято называть «правдами». Например, существуют «Бургундская правда», «Салическая прада», «Саксонская правда» и т.д. составленные в VI-VII веках.

Каждое сословие имело свой суд. Так, городские конфликты разрешал городской трибунал. Крестьян судили бароны или графы. В свою очередь, баронов и графов мог судить лишь суд сеньоров, равных по статусу обвиняемому. Отдельно существовал церковный суд. Главным же вершителем судеб, способным отменить любой приговор или наоборот казнить без суда и следствия, являлся король.

Отношение к преступникам исходило из его статуса. Например, рыцаря или вельможу судили более тщательно, стараясь выявить все подробности преступления и, по возможности, оправдать подсудимого. Зачастую наказание для таких людей составлял штраф, а порой, простое признание вины и обещание исправиться. Даже в самых тяжких преступлениях дворянам оставляли шанс на помилование. При отсутствии доказательств, могли устроить судебный поединок. Кто из дворян побеждал в равном бою, тот и был прав.

Простолюдины на честный суд рассчитывать не могли. Они признавались преступниками по умолчанию. Считалось, что исходя из своей бедности, они наиболее падкие до убийств, грабежей и насилия. Для осуждения простолюдина хватало простого доноса или намека. В подробностях никто не разбирался, а что-то доказать было невозможно. Приговором служили телесные наказания. Смертные казни, как и другие «средневековые страсти», применялись лишь в крайних случаях. Часто, неисправимого преступника просто прогоняли из города.

Отдельно можно отметить суд церковный. Во Франции, Испании, Италии и некоторых других государствах инквизиция обладала преимуществом над светской властью, а потому могла судить равно как знать, так и плебеев. В Германии и Англии сила церкви была намного меньше. Порой, светский и церковный суды вступали в конфликт. Например, церковь вполне могла укрыть преступника от государства. Иногда, монастырь оставался последней надеждой для несправедливо осужденного и монахи, в таких случаях, шли навстречу. Вопреки расхожему мнению, церковь была невероятна добра к простолюдинам. Это была единственная инстанция, которая безвозмездно кормила нищих, лечила больных и давала приют заблудшим.

Правосудие в Средние века было довольно жестоким, но оно отвечало требованием своего времени. Жизнь человека стоила дешево, но все таки имело цену. Пожалуй, основы средневекового правосудия существуют и сегодня. Влиятельные люди по-прежнему избегают правосудия, получая более мягкий приговор, в то время, как большинство граждан такими привилегиями не наделены.

Источник