Меню

Как называется русские узоры

Русская народная роспись: виды, техники, узоры и орнаменты

Общая информация

Русские народные стили росписи использовались для декорирования различных изделий. Расписывали как дерево и керамику, так и металл. По этому критерию можно разделить виды росписи на три группы.

Как можно видеть, наиболее популярна русская народная роспись по дереву. И это вполне понятно.

Самые известные виды русской народной росписи будут описаны ниже. Среди них хохлома, гжель, жостовская и городецкая роспись.

Хохлома

История

Этот русский народный стиль уходит корнями еще в 17 век в одноименную деревню, которая располагалась в области Нижнего Новгорода. Согласно одной из версий, сама идея хохломского промысла была принесена старообрядцами, которые спасались от гонений за «старую веру». Среди таких людей была немало иконописцев. К началу 18 века это место становится настоящим художественным сокровищем.

В настоящее время хохлома «переехала» в село Семино и город Семенов. Здесь до сих занимаются росписью, но уже в фабричных масштабах.

Элементы русской народной росписи

Если внимательно посмотреть различные работы, выполненные в стиле хохлома, то можно выделить несколько основных узоров:

Технология изготовления

В самом начале создавали деревянную основу. По большей части это были предметы быта: ложки, чаши и так далее. Такая основа называлась «белье». После просушки основу покрывают специально очищенной глиной и оставляют сушить на 7-8 часов. В процессе сушки изделие несколько раз покрывают маслом льняного семени.

Следующий шаг называется «лужение». В изделие втирают алюминиевый порошок специальным тампоном, сделанным из овечьей кожи. После этой процедуры предмет приобретает блеск и готов к росписи.

Гжель

История

Название русской народной росписи гжель происходит из района Гжельский куст. Это объединение более 20 деревень в Московской области. Первое упоминание об этом виде русской народной росписи было в 14 веке во время правления Ивана Калиты. Изначально Гжель была цветной, но в 19 веке пришла мода на голландские изразцы и китайский фарфор. Выполнены изделия были в бело-голубых тонах. Вскоре это стало неотъемлемой чертой русского узора.

Основные сюжеты

Центральными героями почти всех изделий, выполненных в стиле гжель, становятся птицы, петухи или цветы. Сюжеты мастера русского узора берут из окружающей их среды. При этом сама роспись и форма изделия не противоречат друг другу, а составляют единое целое, дополняя друг друга.

Технология изготовления

Перед росписью обязательно проверялось качество фарфора. Изделие окуналось в фуксин. Таким образом фарфор окрашивался в розовый цвет, и на нем можно было рассмотреть малейшие трещины.

Как правило, мастера использовали краску на основе кобальта. До обжига изделия она была черная. В работе мастеру нужны были только кисть и краска. Но, используя различные техники, создавалось более 20 оттенков синего.

Жостовская роспись

История

История жостовской росписи начинается в начале 19 века в ряде деревень Троицкой волости. Здесь появлялись первые мастера по росписи лакированных изделий, сделанных в технике папье-маше.

Возникновение привычного жостовского подноса напрямую связано с братьями Вишняковыми. Благодаря их лавке производство подносов увеличилось. Начали появляться первые вещи, сделанные из металла. Они постепенно вытеснили другие поделки из папье-маше.

Основные сюжеты

В жостовской росписи главными персонажами работ являются цветы и растительные орнаменты. Иногда изображают сцены бытовой жизни, пейзажи, сценки гуляний, свадеб и так далее. Но самым распространенным считается изображение букета, который располагается в середине подноса, по краям которого идет мелкий золотой узор. Обычно в букете было несколько довольно больших цветов, окруженных россыпью более мелких.

Технология

Применялись подносы для двух целей: для бытового использования (в качестве подставки под самовар или для подачи пищи) и в качестве элемента интерьера. Материалом для изготовления подноса служит обыкновенное листовое железо. Форма же готового изделия может быть любой: круглой, прямоугольной овальной и т. д. Перед нанесением узора изделие проходит несколько важных этапов:

Благодаря этому поверхность подноса становится идеально ровной. Для росписи используются масляные краски. По окончании работы изделие покрывается несколькими слоями бесцветного лака.

Непосредственно сама роспись выполнялась в несколько этапов:

Так можно найти бесконечные варианты схожих мотивов. Но вы никогда не сможете найти точных копий или повторений.

Читайте также:  Устройство для понижения напряжения как называется

Городецкая роспись

Русская народная городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркая и необычная, она служила украшением прялок, мебели, ставней и дверей.

История

Намеки на городецкую роспись можно заметить в резных прялках. В Городце они были уникальны тем, что донце (место, куда садилась пряха) украшалось при помощи особой техники. В углубления вставляли вырезанные из другой породы деревянные фигурки. Всего два вида дерева позволяли городецким мастерам создавать потрясающие произведения искусства. Позже к этому добавилась подкраска.

Во второй половине 19 века потребность на такие изделия возросла, что побудило мастеров отказаться от инкрустации дерева как сложной техники, перейти к простым живописным элементам.

Основные сюжеты

Нижегородская роспись делится на два типа: павловская и городецкая. Ими украшали сундуки, дуги, сани и так далее.

Городецкая русская народная роспись отличается содержательностью. Здесь можно увидеть самые различные сюжеты. По большей части это были ситуации бытового характера. При этом большую часть сюжета отводили под цветочные мотивы. Также можно встретить птиц и животных в роли главных героев росписи. Они могут быть как стилизованные, так и реалистичные. Как правило, изображения были симметричными, при этом животные или птицы смотрели друг на друга.

Для этой росписи характерно использование кругов-подмалевок, спиралей, капель, дуг, скоб, штрихов и точек. При этом последние типы узоров наносятся художником на завершающем этапе, чтобы «оживить» свою работу.

В росписи используется не так много цветов: красный, зеленый, синий и черный. Изображения наносятся на дерево без предварительного рисунка. Узоры наносятся сразу кистью, при этом мастер может использовать как широкие и свободные мазки, так и тончайшие штрихи.

Технология

Роспись совершается сразу на деревянной основе. При желании ее грунтуют красной, желтой или черной краской. Будущую композицию можно наметить тонкой линией при помощи простого карандаша. Но художники с большим опытом, как правило, пропускают этот этап и сразу же наносят узор кистью.

После полного высыхания рисунка изделие покрывается прозрачным лаком в несколько слоев, каждый из которых тщательно просушивается. Используют либо масляный лак, который наносится специальным тампоном, либо нитролак, для которого нужна помощь краскопульта. Это обеспечивает ровность и гладкость готового изделия. Такое покрытие нужно, чтобы защитить изделие от химических или механических повреждений.

Русская народная роспись сегодня

Расписные изделия внесут свой колорит даже в скромное помещение, сделав его уникальным. Но не стоит перегружать квартиру такими вещами, так как многие из них выглядят очень ярко. Будет достаточно двух-трех.

Также разные виды русской народной росписи активно используются для украшения стен, колонн, бордюров и других элементов интерьера. Подобное решение отлично смотрится в детской комнате или на кухне, так так сделает обстановку более яркой и положительной.

Источник

Российские промыслы. Основные виды росписи.

Предлагаем погрузиться в мир прекрасного и узнать, как народная роспись формировалась на протяжении веков.

Художественная роспись – узоры, нанесенные краской для декорирования. Первые предметы с элементами росписи датированные 18 веком.

В старинные времена люди ограничены были в путешествиях поэтому, техника декорирования и состав красок мастер передавал от ученика к ученику и сохраняли в одном регионе.

Долгое время у человека под рукой было только дерево, поэтому именно роспись по дереву стала одним из самых распространенных на Руси. Искусствоведы выделяют несколько школ росписи:

Сегодня все эти виды народной росписи существуют по-прежнему.

Для этой росписи характерна трехярусная композиция. Первый и нижний ярусы занимают сюжеты, а середина разделена полосой цветочного орнамента. Кони, всадники, барышни, собаки, птицы, деревья, охотники – все они главные герои росписи.

В городецкой росписи основной фон расписывается красным и желтым цветами, а потом рисуют другим цветом узоры. Черным и белым рисуют мелкие детали, оживляя картину. В самом конце изделие покрывают лаком.

До революции Палех славился своими иконописцами. С приходом советской власти иконопись оказалась под запретом, и промысел стал угасать.

В начале 19 века в России появилась мода на изделия из папье-маше. Палехские мастера создали артель по производству лаковой живописи на изделиях из папье-маше.

Читайте также:  Как называется гибрид лимон с апельсином

Брошки, серьги, коробки, шкатулки, портсигары, выполненные в этом стиле, были особенно тогда популярны, но палехская шкатулка стала синонимом этого вида росписи. Заготовку сначала покрывают красным или черным лаком.

Особая манера письма создает эффект трехмерного изображения. Прорисованные образы, сочность, насыщенность, отделка сусальным золотом – основные характеристики палехской живописи.

Основоположники этой росписи бывшие крепостные Вишняковы, открывшие мастерскую в деревне Жостово.

Товар они продавали в Москве. Расписывали шкатулки, портсигары, альбомы, чайники, но подносы стали визитной карточкой росписи.

Изготавливаются следующим образом:

Из стали делают заготовку. Все неровности шлифуют, поверхность грунтуют. Затем покрывают лаком. Следующий этап – создание общего фона картины. Несколько часов изделие обжигают в печи. Далее наносят первичный объем. На профессиональном жаргоне – тенежка. Следующий шаг – бликовка, создается иллюзия освещенности. Этап чертежки и привязки – добавляют мелочи для объединения отдельных деталей рисунка в одно целое. В конце оформляют бортики подноса, и покрывает изделие бесцветным лаком.

Большинство узоров вятской росписи несет символическое значение.

Вначале сундук покрывали клеем, сваренный из овечьей кожи. Сразу же наносили рисунок, а сверху еще один слой клея.

Для хохломы характерна уникальная техника. Изначально поверхность грунтуют и покрывают маслом. Затем втирают алюминиевый порошок, а после росписи на изделие наносят несколько слоев лака, периодически закаливая посуду в печи.

В хохломской росписи используют цветы, ягоды рябины или земляники, также можно встретить птиц, животных и рыб. Основные цвета – красный, черный, золотой, редко белый и зеленый. Есть два способа нанесения узоров: верховая и под фон.

В первом случае рисунок наносят красками, сверху обработанной порошком болванки. Роспись под фон – нанесение контура узора, после чего основной фон окрашивается черным.

В этих краях вблизи села Гжель почти все жители были потомственными гончарами. В середине 18 века разработали формулу русского фарфора, где основой стала гжельская гончарная глина.

В основном наносили цветочные сложные орнаменты, с использованием синей, черной, золотой краской. Изделие покрывали эмалью, расписывали и закаливали в печи.

Федоскинская лаковая миниатюра

Все началось 200 лет назад, после того как было организовано производство лаковых табакерок из папье-маше.

Традиционными рисунками для федоскинской миниатюры были сюжеты из жизни крестьян, чаепития и тройка лошадей. На лакированную поверхность, перед росписью, наносится светоотражающий материал. В конце изделие покрывают бесцветным лаком.

В основе росписи лежат 2 цвета – кирпично-красный и черный. Черточки, линии, ромбики и другие простые фигуры использовали в орнаменте.

Теперь вы знаете, какие были виды народного искусства на Руси и сможете отличить хохломскую от жостовской росписи!

Источник

Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.».

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Источник