Меню

Как называется счетчик оборотов двигателя

Как измерять скорость вращения тахометром

Одной из часто возникающих измерительных задач на производственных предприятиях и в сервисном обслуживании, является контроль над скоростью вращения валов и других вращающихся деталей в различных двигателях, механизмах, таких как электродвигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания, вентиляторы и т.п. Для выполнения этой задачи применяется прибор называемый тахометром. От правильной работы этого измерительного прибора, от того, насколько безотказно и корректно он работает, может зависеть не только бесперебойная работа самого узла или агрегата, на котором проводятся измерения, но и жизни обслуживающего персонала, пассажиров и других людей, оказавшихся поблизости. Отказ в работе тахометра в нужный момент может даже привести к катастрофе.

Тахометр — это прибор для измерения частоты вращения валов машин и механизмов. Преимущественно применяются центробежные механические, магнитные и электрические тахометры, реже используются пневматические и гидравлические.

В механическом центробежном тахометре на валу установлена скользящая муфта с шарнирными рычагами, несущими на себе расходящиеся при вращении вала грузы, которые перемещают муфту по валу, преодолевая действие уравновешивающей пружины. Положение муфты на валу тахометра соответствует частоте вращения вала и передаётся рычажной системой на стрелку указателя — отсчетного устройства, шкала которого отградуирована в об/мин. Вал тахометра может получать вращение непосредственно от контролируемого объекта либо через гибкий вал.

В магнитном тахометре взаимодействуют магнитные поля, создаваемые постоянным магнитом и вращающимся ротором, частота вращения которого пропорциональна возникающим вихревым токам, стремящимся отклонить на определённый угол диск, установленный на валу ротора и удерживаемый пружиной. Отклонения диска, жестко связанного со стрелкой, регистрируются на шкале.

Электрические тахометры могут быть электромашинными или электронными. В электромашинном тахометре эдс генератора постоянного или переменного тока пропорциональна угловой скорости, измерив которую можно определить частоту вращения вала; показания передаются дистанционно на шкалу измерительного прибора. Принцип действия электронного тахометра основан на преобразовании импульсов тока, возникающих в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя, в ток, направляемый к магнитоэлектрическому указательному прибору. Частота импульсов в первичной цепи пропорциональна частоте вращения вала двигателя.

Способы решения подобных измерительных задач различные, и многое зависит от условий, в которых проводятся измерения, возможности доступа к вращающимся деталям и т.п. Различают два основных способа измерения скорости вращения валов: контактный и бесконтактный. В первом случае — вал тахометра имеет непосредственный контакт с валом двигателя, во втором — измерение производится дистанционно.

Соответственно, контактный способ измерения используется в тех случаях, когда пользователю доступна торцевая сторона вала и, обычно, он используется для валов с небольшими диаметрами. Идеальным прибором для измерения скорости вращения контактным способом является тахометр АКТАКОМ АТТ-6001 (рис. 1).

Так как торцевая сторона вала может иметь различную форму, например, выпуклую или с углублением, то для получения правильного результата измерений необходимо обеспечить не только плотный контакт вала прибора и двигателя, но и их соостность. Для этих целей в комплекте АТТ-6001 есть две насадки: коническая насадка (рис. 2) и насадка воронка (рис. 3).

Насадки плотно одеваются на адаптер, который находится на валу прибора, и обеспечивают необходимый контакт с валом двигателя для измерения скорости вращения в диапазоне от 10 до 19999 об./мин при наилучшем разрешении 0,1 об/мин и базовой погрешностью измерения 0,1% (рис. 4).

Кроме того, контактный тахометр АТТ-6001 имеет возможность измерять не только скорость вращения, но и линейную скорость от 1 до 999,9 м/мин. Для этих целей используется другая насадка — вращающийся диск (рис. 5).

Вторым способом измерения скорости вращения, как уже было сказано выше, является бесконтактный оптический способ. Обычно он используется для валов большого диаметра, в труднодоступных местах или местах, где вращающиеся валы могут нести опасность для человека при проведении измерений.

Пользователю надо наклеить небольшой кусок светоотражающей ленты, которая идет в комплекте поставки, на поверхность вала. Этот кусок ленты будет служить метками при проведении измерений. Следует помнить, что вращающиеся механизмы являются источниками повышенной опасности, и контакт с ними может привести к тяжелой травме. Поэтому наклеивание меток и проверку прохождения меток через световой луч нужно делать только при выключенном двигателе и после полной остановки вала.

Читайте также:  Мясо верблюда как называется

Далее включается двигатель, прибор устанавливается так, чтобы отраженный от метки световой поток попадал на датчик, расположенный в верхней торцевой части тахометра, и нажимается кнопка проведения измерений. Подтверждением того, что прибор фиксирует отраженные импульсы, является индикатор цели тахометра (рис. 8).

Отличием тахометров АТТ-6000 и АТТ-6020 является источник, который формирует излучение для отражения от метки. В тахометре АТТ-6000 это обычный световой поток, в АТТ-6020 — лазерный луч.

Измерения обычно проводятся с расстояния около 15-20 см, и максимальная измеренная скорость вращения при бесконтактном способе измерений существенно выше, чем при контактном способе и составляет до 99 999 об/мин.

Если измеряемое значение частоты вращения очень мало (например, ниже 50 об/мин), то рекомендуется приклеить на ротор большее количество светоотражающих меток, размещая их приблизительно на равном расстоянии друг от друга. Это позволит получить значение частоты вращения с большей точностью и разрешением при меньшем времени измерения. После этого, для получения действительного значения скорости, необходимо значение скорости, полученное на дисплее, разделить на количество наклеенных меток.

Однако в работе сервисных инженеров, особенно у тех, кто работает на производстве, часто возникает необходимость измерять скорости вращения валов различного диаметра и в различных условиях эксплуатации. Что делать в этом случае? Приобрести и носить с собой два прибора, один из которых контактный тахометр, другой — тахометр бесконтактного типа?

Идеальным решением этой проблемы является использование комбинированного тахометра АКТАКОМ АТТ-6006 (рис. 9).

Для удобства переноски и при их использовании в «полевых» условиях приборы поставляются в кейсе.

Также следует отметить, что цифровые тахометры АКТАКОМ включены в Государственный реестр средств измерений, что подтверждает их качество и надежность.

Ознакомиться с более подробными характеристиками тахометров АКТАКОМ , а также получить ответы на часто задаваемые вопросы, можно в этом разделе .

Подпишитесь, чтобы получать самые свежие новости о продукции АКТАКОМ:

Источник

ТАХОМЕТР В АВТОМОБИЛЕ: ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ, ФУНКЦИИ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН?

Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильным тахометром, какие показатели он отображает на приборной панели и для чего необходим каждому транспортному средству. Кроме того, расскажем, про основные функции, которые выполняет этот не маловажный автомобильный индикатор и его принцип функционирования в той или иной машине. В заключении мы поговорим о том, какие существуют виды автомобильных тахометров и чем они отличаются друг от друга.

Практически в каждом автомобиле на приборной панели имеется специальный индикатор под названием тахометр. Многие автолюбители и владельцы транспортных средств даже не догадываются для чего и зачем необходим данный индикатор? Тахометром называется измерительный прибор, который предназначен для подсчета частоты вращения различных вращающих деталей транспортного средства, таких как валы, диски, роторы и прочие механизмы. Относительно легкового автомобиля, тахометр измеряет количество оборотов двигателя в единицу времени, как правило за 1 минуту.

Как правило, тахометры помимо своего датчика скорости вращения обладают показывающим прибором, который называется индикатором, состоящим из 2-ух частей связанных электрической или аналоговой связью. Специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств тахометром называют специальный прибор для измерения скорости вращения коленчатого вала мотора. Индикатор, то есть указатель на приборной панели является вторичным устройством автомобиля и располагается рядом со спидометром. Отметим, что тахометр был изобретен американским ученым-инженером, Кертисом Виддером в 1903 году.

Говоря простыми словами автомобильный тахометр – это своеобразный прибор, который устанавливается на подавляющее большинство современных транспортных средств для подсчета частоты коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Основной единицей измерения вращения являются обороты в минуту. Для водителя данный индикатор отображает частоту вращения мотора и необходим для того, чтобы управляющий машиной не превышал максимально допустимые обороты двигателя. Кроме этого, данный показатель дает возможность водителю понимать, когда необходимо переключать передачу на повышающую или наоборот на понижающую в автомобилях оснащенных механической или полумеханической коробками передач.

Главной функцией любого тахометра является облегчение выбора нужной и правильной передачи коробки передач. Данное устройство позволяет продлить ресурс и повысить надежность мотора транспортного средства. Заметим, что когда стрелка тахометра начинает приближаться к красной (критической для мотора) зоне, по рекомендациям автопроизводителей, необходимо производить переключение передачи на повышающую. Кроме того, тахометр применяется еще для регулировочных и ремонтных работ на холостом ходу, а также для немедленного контроля частоты вращения вала коленчатого типа мотора в движении.

Читайте также:  Как называется сорт мелких роз

Основным принципом функционирования любого тахометра является регулирование и регистрация числа импульсов, которые в него поступают от множества датчиков вращения. Полученные и замеренные показатели преобразуются в специальные величины. Как правило, такими величинами выступают часы, минуты, секунды и метры. Однако в основном все измерение происходит в сочетании количества оборотов того или иного измеряемого узла к минуте времени.

Все тахометры устроены таким образом, что они предусматривают обнуление полученных и собранных показателей. Отметим, что точность величин отображаемых на том или ином тахометре довольно условна и в среднем составляет около 400 оборотов в минуту. Электронные же тахометры, которые считаются наиболее эффективными и точными производят измерение количества оборотов с точностью до 150 оборотов в минуту.

Все тахометры, которые сегодня устанавливают на автомобильных заводах в разные модели транспортных средств делятся на 2 два основных вида : цифровые и аналоговые.

Что касается тахометра цифрового вида, то он выполнен в виде электронного табло, на котором отображается необходимая информация (величина), то есть готовые подсчеты оборотов коленчатого вала и двигателя внутреннего сгорания. Такой прибор намного эффективней аналогового при операциях с электронными блоками зажигания, а также для ремонта или настройки узлов двигателя. По надежности и долговечности цифровой тахометр практически ничем не уступает своему конкуренту, механическому прибору.

Аналоговый или механический тахометр отображает число (величину) оборотов мотора при помощи перемещающейся стрелки по циферблату. Сегодня большинство серийных автомобилей оснащаются механическими тахометрами, так как они дешевле в производстве и установке, а также немного надежней цифровых.

Функционирование аналогового тахометра происходит по принципу электронного (цифрового) прибора. В механическом тахометре сигнал от коленчатого вала передается по проводке на специальную микросхему, которая и двигает стрелку по размеченной шкале циферблата.

По типу или методу установки тахометры делятся на штатные и выносные. Как правило, тахометры выносного типа в основном применяются в автомобильном спорте. Такие тахометры необходимы для более точной коррекции и калибровки оборотов мотора транспортного средства, когда переключение скоростей происходит при определенном показателе оборотов двигателя. Выносные тахометры практически всегда оснащаются специальным сигнализатором, который указывает на достижение определенного количества оборотов коленчатого вала.

В заключении отметим, что прибор располагающийся на приборной панели, который называется тахометром играет ключевую роль для правильного переключения скоростей в автомобиле, а также помогает продлить ресурс, как трансмиссии, так и двигателя транспортного средства. Кроме того, стоит заметить, что удобней пользоваться аналоговым или механическим тахометром, потому что глаз человека намного быстрее воспринимает привычные показатели в виде поворачивающейся стрелки по циферблату, чем цифровые величины. Высокая точность, которую дает электронный тахометр, как правило, во время движения совсем не нужна водителю.

Источник

Petrovich35 › Блог › Обзор счетчиков моточасов

Добрый день, коллеги!

В большинстве автомобилей штатно установлен только один прибор, позволяющий оценивать интервалы между техническими обслуживаниями — это одометр, то есть счетчик пробега. Именно на пробег в основном ориентированы регламентные сроки технического обслуживания автомобиля, которые указывают автопроизводители в сервисных книжках.

В то же время, как известно, не для всех узлов и агрегатов автомобиля данные о пробеге дают объективную информацию об наработке или остаточном ресурсе. Так, если для подвески, трансмиссии или тормозной системы пройденный километраж еще может служить более-менее точной оценкой, то для ряда других агрегатов и систем, таких как двигатель, топливный насос, ГУР, электрооборудование, показатель пробега менее точен. Действительно, 1000 км, пройденные в условиях городского движения, занимают гораздо больше времени, чем те же 1000 км, пройденные по трассе. Ведь двигатель работает в любом случае, проехали вы 100 км за один час по трассе или простояли этот же час без движения, например, в городской пробке.

Поэтому, весьма полезно располагать информацией об истинной наработке автомобиля не только в километрах пробега, но и в моточасах, то есть фактическом времени работы автомобиля. Это позволит более корректно планировать интервалы технического обслуживания, например, сроки замены моторного масла, воздушного, топливного и масляных фильтров.

Читайте также:  Как называется человек который играет на дудочке для змеи

Для учета фактического времени работы автомобиля применяются специальные устройства — счетчики моточасов. Промышленностью КНР выпускаются счетчики нескольких видов, и в этой записи рассмотрим основные из них, а также я покажу, какие я приобрел для себя.

По-правильному, хороший счетчик моточасов должен учитывать и обороты двигателя, потому что час работы двигателя на 2000 об/мин и 6000 об/мин по-разному влияют на износ и ресурс. Поэтому 1 моточас не равен 1 астрономическому часу, это нелинейный показатель. Но китайцы со своими счетчиками сильно не заморачиваются и просто считают время работы, без учета оборотов.

По большому счету, все эти устройства являются обычными счетчиками времени, активируемыми при запуске двигателя автомобиля. Принципиальная разница между ними заключается в следующем:
1) Способ активации счетчика: импульсы зажигания, вибрация двигателя, подача питания на счетчик.
2) Конструкция часового механизма: электромеханический счетчик, электронный счетчик.

Рассмотрим наиболее распространенные виды счетчиков моточасов по способу активации.

1. Счетчики, активируемые импульсами от системы зажигания.

Такие счетчики включаются, когда на их вход начинают поступать импульсные сигналы от системы зажигания. Когда двигатель останавливается и импульсы прекращаются, счетчик также останавливается. Самый распространенный способ считывания импульсов — индуктивный, когда на высоковольтный провод системы зажигания наматывается несколько витков сигнального провода от счетчика.

Плюсы таких счетчиков:
1) Наиболее точно учитывается время фактической работы двигателя (счетчик включается и выключается одновременно с двигателем).
2) Обычно такой счетчик имеет и функцию тахометра.

Минусы:
1) Необходим доступ к высоковольтным проводам.
2) Если необходимо расположить счетчик в салоне, сигнальный провод придется прокладывать в моторный отсек.
3) Необходимо настраивать счетчик под конкретную систему зажигания (4-цилиндровые, 6-цилиндровые двигатели и т.д.).

2. Счетчики, активируемые от вибрации двигателя.

Такие счетчики включаются, когда встроенный сенсор зафиксирует вибрацию от работающего двигателя. Когда вибрация прекращается, счетчик останавливается.

Плюсы:
1) Отсутствие сигнального провода, чувствительным элементом является встроенный сенсор.
2) Часто такие счетчики имеют автономное питание от встроенного элемента и не требуют подключения к проводке автомобиля.

Минусы:
1) По отзывам пользователей, чувствительность таких счетчиков оставляет желать лучшего, то есть если двигатель при работе вибрирует не сильно, счетчик может не включиться.
2) Необходимость установки счетчика непосредственно на двигатель (например, с помощью клейкого скотча на крышку двигателя).
3) Возможны ложные срабатывания сенсора.

3. Счетчики, активируемые при подаче питания на счетчик.

Счетчики этого типа не имеют сенсоров или сигнальных проводов. Они включаются, когда на них просто подается питание, и отключаются, когда питание пропадает.

Плюсы:
1) Простота подключения — отсутствует сигнальный провод.
2) Внешнее питание — не требуется замена элемента питания.
3) Возможность размещения счетчика где угодно, где есть подходящее питание, хоть в багажнике.

Минусы:
1) Меньшая точность учета фактического времени работы двигателя (в большинстве случаев не принципиально).

Именно такие счетчики я приобрел для себя, они привлекли меня своей простотой. Я подключаю их к питанию от замка зажигания, и при включении зажигания счетчик начинает отсчитывать время. Так как случаи, когда зажигание включено, а двигатель не запущен, довольно редкие, такой способ учета моточасов достаточно точен.

Чтобы сравнить, для себя я приобрел два счетчика разной конструкции:

3.1. Электромеханический счетчик с активацией при подаче питания.

Очень простой счетчик с электромеханическим индикатором барабанного типа. При подаче питания 12В начинается отсчет времени. Дискретность показаний 1/10 часа, т.е. показания увеличиваются каждые 6 минут. Плюсы счетчиков с активацией при подаче питания были перечислены выше, но данный электромеханический счетчик имеет и свои специфические плюсы и минусы:

Плюсы:
1) Так как индикатор электромеханический, показания можно считывать и при отсутствии внешнего питания.

Минусы:
1) При работе довольно громко тикает (даже, скорее, щелкает) каждые 3 секунды. В тишине салона его слышно.
2) Нет возможности сброса на «0», то есть счетчик чисто накопительный.

Источник