Меню

Как называется шаманский музыкальный инструмент

Музыкальный инструмент варган: история и фото

Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова «варги», что означает «уста». Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

Особенно популярным стал это инструмент у народов севера: якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

Два типа варганов

Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

Самые известные виды инструмента

Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

Из каких материалов изготовляют варганы?

Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой «свирели», ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с горловым пением.

Немного об истории инструмента

Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель Иван Алексеев опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

Детали и размер варгана

Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

Читайте также:  Как называются книги для учителей

Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

Как играть на варгане?

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Использование варганов шаманами

Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

Туркменский металлический варган

Чукотский инструмент

Уникальная находка археологов

Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

Стоимость инструмента

Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.

Источник

10 магических музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты давно считаются способом донести до человека нечто невыразимое и сверхъестественное. Данный далеко не полный список бросает беглый взгляд на верования людей по всему миру и на некоторые таинственные обряды, совершаемые через музыку.

Танбур или тамбур

Танбур — это разновидность струнных деревянных инструментов с длинным грифом и грушевидным корпусом-резонатором, известная под названиями тамбир, тар и сетар. Этот предок современных гитар появился в Месопотамии, а также Южной и Центральной Азии несколько тысяч лет назад.

Разновидности танбура можно обнаружить в разных культурах. Данный инструмент использовался для различных целей, одной из которых было душевное успокоение, исцеление и создание внутреннего равновесия. Известно, что танбур существовал в древнем культе Зар, распространенном в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ритуал основан на двойственности добра и зла и овладении человеческой душой духами тьмы.

Ритуалы Зар часто связаны с силами природы. Гудящие тягучие звуки медленно повергают одержимых в неистовство, очищая дух такой музыкой и песней. Как правило, главным инструментом здесь является танбур, ему аккомпанируют бубен и ритмические барабаны.

Читайте также:  Как называется химия для качков

Конх — это вид духового инструмента, созданного из крупных раковин. Он присутствует в различных культурах от Карибского бассейна до Мезоамерики, Индии, Тибета, а также Новой Зеландии и островов Тихого океана. Принципом игры на конхе является вдувание воздуха в специально выпиленное отверстие раковины, что создаёт необычный трубный звук.

В индуистской традиции конх считается священным атрибутом бога Вишну, символизирующим плодородие, процветание и жизнь. Однако священными признаются не все раковины, а только те, чьи обороты расположены по часовой стрелке, так как считается, что направление их закручивания отображает круговое движение Солнца, Луны и звёзд по небу.

В Мезоамерике и на территории Карибского бассейна конх используется в охотничьих, военных и молитвенных ритуалах. Особенно он был распространён в Теотиуакане, ныне мёртвом городе недалеко от Мехико. Конх изображали на рисунках и использовали в обрядах как символ водного потока и мужского семени. Форма этого инструмента напоминала людям о водном изобилии, насыщении всего живого и сотворении новой человеческой жизни. Так как конх считался знаком мужественности и сексуальности, очень часто воинов и знатных людей хоронили с подобными раковинами в головных уборах или набедренных повязках.

Кроме того, в различных культурах Тихоокеанских островов (например, на Фиджи) конх использовался для оповещения о прибытии гостей в поселение или на церемониях погребения, когда протяжный трубный звук сопровождал тело ушедшего к месту его упокоения.

Окарина

Этот небольшой духовой инструмент возник, предположительно, около 10 000 лет до нашей эры. Традиционно изготовлялся из кости или глины, также встречаются образцы из камня, дерева, пластика и даже металла. Окарина состоит из полой камеры и отверстий, которые при игре зажимаются пальцами. Количество таких отверстий варьируется от 4 до 12. Обычно окарина имеет яйцевидную форму, но встречаются также сделанные в виде животных, людей, богов или монстров, в основном в Центральной и Южной Америке.

Исторически окарина использовалась в ритуалах культур Мезоамерики. Необычный, почти сюрреалистический звук этого инструмента использовался в момент обращения к богам, для изображения мира животных и птиц и даже для введения в транс. В России аналогом окарины можно считать различные глиняные, деревянные или пластмассовые свистульки.

Калимба

Калимба — небольшой инструмент, созданный народом Шона (ныне Зимбабве) около 1000 лет назад. Он состоит из нескольких металлических пластин, закреплённых на деревянном резонаторе. Встречается множество вариантов размеров и устройства калимбы.

Калимба широко использовалась в магических ритуалах Шона для тесного общения с потусторонним миром. Это была своеобразная «телефонная связь с душами»: калимба позволяла жрецам говорить с духами племени и просить у них совета; это всегда сопровождалось песнями, молитвами и даже стихами. Важнейшим ритуалом, где звучала калимба, был обряд Бира, когда духи вызывались для единения с народом, поддержания мудрости и традиций. Шона также использовали музыку для управления дождями и засухой, исцеления больных и отпугивали ей злых духов.

Варган

Варган, известный также как еврейская арфа или кубыз — это щипковый инструмент, состоящий из рамы с вибрирующим язычком. Варганы изготавливались из металла, тростника или бамбука. Инструмент удерживается зубами музыканта, звук извлекается защипыванием язычка. Изменение артикуляции рта и дыхания позволяют варьировать тембр инструмента. История происхождения варгана прослеживается до четвертого века н.э., однако современный его вид, распространённый во многих европейских и азиатских культурах, сформировался предположительно около XIII века.

На протяжении многих веков варган участвовал в шаманских ритуалах и заклинаниях монгольских и сибирских племен как средство введения в транс и исцеления больных. В Малайзии и Индонезии он использовался для духовного успокоения, лечения меланхолии и печали, а также связи с миром природы, имитируя звуки птиц, насекомых, лягушек и растений тропических лесов.

Гонг представляет собой металлический ударный инструмент, созданный в Китае около 3500 года до н.э. и перенятый различными культурами всей Юго-Восточной Азии и Африки. Это большой подвешенный диск, как правило, из бронзы или латуни, в который ударяют молотом, воспроизводя резкий или низкий гулкий звук, который и дал название этому инструменту.

Читайте также:  Как называется игра на денди про русалочку

Традиционнно гонг использовался на праздниках, во время молитв и священных обрядов, его громкий характерный звук также идеально подходил для оповещения. Например, в прибрежной провинции Чжэцзян гонги на причалах приветствовали гостей, а также служили ориентиром для кораблей во время сильного тумана или плохой видимости. В древнем буддизме игра в гонг связывалась с ритуалами исцеления, молитвы и медитации. На протяжении всей истории Китая гонг считался настолько священным инструментом, что одно только прикосновение к нему могло одарить человека счастьем, удачей и добрым здоровьем.

Диджериду

Аборигены северной Австралии придумали этот странный духовой инструмент более 1500 лет назад. Разные племена дают ему свои названия и играют на нём по сей день. Диджериду — это длинная деревянная трубка, напоминающая рог, с мундштуком из воска на одном из её концов. Воздух проходит через полость трубки, создавая низкий гармонический гул. Самые опытные музыканты при помощи особой техники дыхания могут держать такой звук более 45 минут.

Называемый воплощением голоса самой Земли диджериду много веков сопровождает песенные и танцевальные обряды аборигенов, символизируя их связь с природой и невидимым духовным миром. В традициях различных народов диджериду, подражая своей гудящей мелодией звукам природы и животных, создаёт единение и взаимопроникновение людей и Земли.

Скрипка

Мифология скрипки, деревянного струнного инструмента, находит свое отражение даже в Ветхом Завете Библии. Древнее религиозное знание утверждает, что голоса ангелов представляют связь с Богом, в то время как голос дьявола звучит через рукотворные инструменты, и в первую очередь через скрипку. Этот миф получил достаточное развитие в западной культуре последних столетий в связи с протестантской и католической Реформацией.

Образ дьявола как «злого скрипача» со временем развился и получил признание. Этому немало поспособоствовали легенды о Николло Паганини и его договоре с дьяволом. Также существует мнение, что звуки скрипки способны ввести человека в транс, подобный опьянению, а всё, что мешает чистоте и ясности сознания, не может быть даром от Бога.

Барабаны

Среди старейших и самых разнообразных музыкальных инструментов барабаны присутствуют практически во всех древнейших человеческих культурах. Эти простые предметы, изготовленные из дерева, металла или кожи, на которых играли палками или просто руками, использовались на протяжении десятков тысяч лет в различных молитвенных ритуалах и танцах, в войнах и для передачи сообщений.

Более 8000 лет назад в древней Месопотамии барабаны использовались для сотворения священных звуков во время встреч, племенных обрядов или битв. Кроме того, в различных районах Африки существовали так называемые «говорящие барабаны», которые могли передавать условные сигналы на большие расстояния между поселениями. Те, кто играл на таких барабанах, своей игрой подражали человеческому голосу, создавая звуки речи, слова и даже целые фразы. Подобная техника игры присутствовала и в хвалебных ритуалах, где барабаны выражали речь различных божеств, причем так, что всё племя могло легко их распознать.

Свисток смерти

Этот пугающий посвященных музыкальный инструмент появился в культуре древних ацтеков, где он использовался, когда нужно было кого-то или что-то отпугнуть. Делали такие свистки, как правило, из глины, кости, камня или нефрита. Непременная форма черепа должна была привести слушателя в страх и трепет. Голос этого свистка, невероятно ужасающий, похож на звук сильного и быстрого порыва ветра.

Свисток смерти широко использовался в обрядах, посвящённых богу ветра Эекатлю и властителю загробного мира Миктлантекухтли. Ацтекские жрецы также использовали эти свистки во время жертвоприношений: считалось, что их голос помогает направить душу жертвы в загробный мир и задобрить богов. Помимо этого, свистки смерти могли использоваться в обрядах исцеления или в битвах для устрашения и деморализации врага.

Музыка, как и искусство танца, всегда считалась чем-то священным, духовным, открывающим двери в иные миры. И многие музыкальные инструменты не утратили своего сакрального значения и поныне, стоит только на несколько минут закрыть глаза, оставить все заботы и окунуться в волшебные звуки природы и вечности.

Подпишись на канал чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Источник