Меню

Как называется штука летать на воде

Летящие над водой: что такое гидрофойл и почему это круто?

Идее поставить лодку на подводные крылья — гидрофойлы — больше века. В 1906 году катер на подводных крыльях продемонстрировал впечатляющую скорость — около 68 км/ч. В этом веке фойлы проникли почти во все водные дисциплины: яхтенный спорт, виндсерфинг,вейкбординг, серфинг и, конечно, кайтсерфинг — самый зрелищный вид водного экстремального спорта, объединивший две стихии.

Начиная с 60-х годов прошлого века гидрофойлы начали прикручивать ко всему, что попадалось под руку. Культовый советский журнал «Катера и яхты» вовсю обсуждал схемы подводных крыльев для парусных яхт, а инженер-аэронавигатор из Массачусетса Уолтер Вудвард запатентовал водные лыжи на подводных крыльях, а затем доску, акваплан и катамаран с гидрофойлами. Фотографии причудливых водных снарядов обошли все научно-популярные журналы мира, сами устройства были показаны на некоторых водных шоу, и на этом интерес к ним тихо сошел на нет: конструкция из нержавеющей стали была тяжелой и плохо управляемой.

Фойлбординг и кайтфойлинг сегодня самые модные виды экстрима. Серфинг тоже поднимается на подводных крыльях — они позволяют фактически путешествовать на серфе, используя энергию волн.

Планер для серфа

Настоящий прорыв в фойлинге произошел благодаря французским кайтерам, которые упорно пристраивали подводные крылья к серфам и кайтбордам. «В отличие от подводных крыльев для больших судов и гоночных яхт, гидрофойлы для серфов имеют довольно простую и надежную конструкцию, — поясняет знаменитый российский разработчик кайтов и гидрофойлов Роман Любимцев. — Практически это маленький планер с передним несущим
и задним стабилизирующим крылом на обтекаемой «ноге» или мачте, причем не требующий точности в изготовлении.

Первые гидрофойлы для кайта делали из дерева и фанеры, ламинированных стеклотканью, или выфрезировывали из алюминиевых сплавов». Любой гидрофойл более-менее подходящего размера будет летать над водой, уверен Роман. Первый свой гидрофойл Роман с товарищем спроектировал и собрал всего за неделю. Сегодня основные материалы для изготовления подводных крыльев — углепластики и алюминий, хотя вовсю применяется и старая добрая фанера, усиленная углетканью. Топовые фойлы делают по вполне космическим технологиям из препрега, запекая готовое изделие в автоклаве. Зачастую крылья и фюзеляж выполнены в виде одной детали в комбинированной матрице, вес такой модели составляет всего 2,5−3 кг. Иногда фюзеляжи, где важно обеспечить минимальное сечение, изготавливают из закаливаемой нержавеющей стали и высокопрочных алюминиевых сплавов типа В95Т. Во фрирайдовых моделях, где не так важна жесткость, применяют горячее или холодное формование из мультиаксиальной (разнонаправленной) угле- и стеклоткани — получаются гидрофойлы с оптимальными свойствами и разумной ценой. Самые простые и дешевые фойлы производят из алюминиево-магниевых сплавов (мачта и фюзеляж). Крылья могут быть из фанеры/стеклопластика или стеклотекстолита. Конечно, такие модели значительно тяжелее и медленнее своих гоночных собратьев.

Читайте также:  Как сначала называлась земля

Идеальная яхта

Несмотря на то что фойлы захватили все пляжи мира, с точки зрения гидродинамики они изучены плохо, а расчеты подводных крыльев для судов и яхт тут не работают. Это гидродинамика малых скоростей, которую двигают вперед энтузиасты, выкладывая профили своих устройств в интернет.
«В детстве я прочитал книгу Джозефа Норвуда «Быстроходные парусные суда», где были даны теоретические основы движения под парусом с большой скоростью, — вспоминает Роман Любимцев. — Там была нарисована идеальная яхта, состоявшая лишь из паруса и шверта, корпус только мешал движению. Кайт с гидрофойлом как раз и является такой идеальной яхтой, у которой корпус за гонку может ни разу не коснуться воды. Кайт прикреплен к трапеции в районе центра тяжести спортсмена и не создает кренящий момент. Поэтому сила тяги, которую можно передать на гидрофойл, никак не ограничена. На воде в хороший гидрофойл упираешься, как в стену». В гонках спортсмены достигают скорости 32−35 узлов, что на волне очень много.

Фойлбординг и кайтфойлинг сегодня самые модные виды экстрима. Серфинг тоже поднимается на подводных крыльях — они позволяют фактически путешествовать на серфе, используя энергию волн. Почти все кайт- и серфинг-школы предлагают обучение желающим взлетать над водой. Сам сэр Ричард Брэнсон был замечен за освоением гидрофойла в компании Барака Обамы. Андеграунд закончился. Добро пожаловать в XXI век!

Источник

Электрический летающий сёрф Fliteboard — ещё один потрясающий инструмент для отдыха на воде

Сегодня посмотрим на ещё один инструмент для отдыха на воде — это сёрф-доска Fliteboard с динамической силовой установкой eFoil и подводными крыльями. Этот агрегат создала одноимённая австралийская фирма. Продукция стартапа стала быстро набирать популярность у любителей активного отдыха на воде, и в прошлом году они поставили свои доски заказчикам из 40 стран.

на летающей сёрф-доске Fliteboard

Доска изготовлена из углеродного волокна и алюминия авиационного класса. Литиевый водонепроницаемый аккумуляторный блок сёрфа, кстати, собранный по принципу Tesla, заряжается за 2,5 часа. Его энергии хватит на 30 км (либо 90 минут), при максимальной скорости 45 км/ч. В комплекте, конечно, есть Bluetooth пульт управления Flite Controller, на котором так же отображается скорость, измеренная по показаниям GPS, уровень заряда и предположительное время работы двигателя до разряда батареи.

Что до электродвигателя, то здесь не водомёт, а винт. Но к чести разработчиков, они поместили его в кожух. Так это можно назвать водным импеллером. Так что и тут с «механической экологичностью» и безопасностью всё в порядке.

И здесь снова я считаю, что это возможность для наших отечественных производителей сделать соответствующие выводы, и постараться предложить нашим гражданам наш российский аналогичный продукт, по цене, которая будет по карману большинству любителям активного летнего отдыха на воде.

Читайте также:  Как называется человек который ремонтирует машины

Источник

На чём можно полетать

Существует множество решений летательных аппаратов. На чём остановить свой выбор и что лучше? Спросите людей разных пристрастий и станет ясно — однозначного ответа здесь нет и понятия «лучше — хуже» весьма субъективны. Одних влечёт усиление лётных возможностей, других близость к ощущениям чистого полёта, третьих степень экстрима и т.д. Все варианты имеют свои прелести и недостатки.

Аэростат

— воздушный шар объёмом порядка 2000 м2 с подвешенной корзиной. Наполняется обычно воздухом, нагреваемым специальными горелками. Может перемещаться в горизонтальных воздушных потоках со скоростью ветра в прямом смысле. Это не означает «куда понесёт». Опытные воздухоплаватели умеют менять высоту, находя требуемое им направление и выполнять маршрутные полёты, а на соревнованиях возвращаться в точку старта.

Дирижабль

— аэростат обтекаемой формы, оснащённый силовой установкой. Наполнен гелием. Скорость передвижения относительно воздуха порядка 20 км/ч. Недостатки — необходимость огромного ангара, определённых условий эксплуатации и заоблачная цена.

Парашют

— купол площадью порядка 50 м2 с системой ременной подвески — обычно используется при спускании с воздушных средств, имеет низкое аэродинамическое качество, т.е отношение пролетаемого (в горизонте) пути к теряемой высоте больше определяется ветром, чем парашютистом. Полёт же на буксире трудно отнести к полноценному полёту, хотя, несомненно, тоже может доставить удовольствие.

Бейсджампинг

— прыжки со специальным парашютом со стационарных высоких объектов. Больше заинтересует любителей чистого экстрима, чем «летунов».

Вингсъют

— костюм, позволяющий заменить падение парашютиста со скоростью 200 км/ч на полёт со скоростью 150 км/ч и снижением 100 км/ч. Именно поклонников этого адреналинящего увлечения называют «бёрдмен», т.е. человек-птица.

Джетмен

— (человек-самолёт) — крыло с размахом 2,5 м с четырьмя реактивными керосиновыми турбинами с тягой по 22 кг каждая. Крепится на спине пилота и позволяет, стартуя из самолёта с высоты 2,5 км, улететь на 30 км, развивая скорость 200 км/ч и затем приземлится на планирующем парашюте. «Летайте как самолёт, но без самолёта» — говорит создатель аппарата Ивайс Росси.

Планирующий парашют

— управляемый парашют обычно прямоугольной формы. Имеет разные площади (грубо — порядка 20м2) и назначения. Используется в соревнованиях на точность приземления. Требует летательного аппарата для подъёма на необходимую для прыжка высоту.

Параплан

— тот — же планирующий парашют, только модифицированный. Это уже скорее мягкое крыло овальной формы, обычно прикреплённое к лёгкому креслу пилота. Скорость крейсерская 30 — 40 км/ч. Имеются варианты для новичков и спортивные модели, но общее назначение — парение. Мастера летают долго и далеко набирая в потоках высоту и «перебегая» к следующему восходящему потоку. Для взлёта, как правило, используется наветренный склон холма или специальная лебёдка.

Читайте также:  Как называется пряжа с вкраплениями

Парамотор

— закрепляемая на спине, конструкция силовой установки для расширения стартовых и лётных возможностей параплана. Большим плюсом является компактность — весь комплект легко умещается в легковом автомобиле.

Паралёт

— парамотор с телегой. Более комфортный в полёте и чуть менее удобный в транспортировке летательный аппарат. Имеются более «пилотажные» варианты и наоборот — «для начинающих».

Аэрошют

— более спокойный вариант паралёта (хотя на самом деле разделение на типы условное). Управление в воздухе осуществляется педалями и руки остаются свободными, что очень удобно для фото-видео-съёмок.

Дельтаплан

— крыло, имеющее жесткий каркас в основе, что повышает скоростной диапазон до пределов 40 — 90 км/ч… Благодаря каркасу крыла более стоек к порывам ветра, чем мягкокрылые парапланерные собратья… Имеет тот же недостаток, как и параплан — даже при наличии солидного опыта использования воздушных потоков, очень проблематичен старт в равнинной местности.

Мотодельтаплан

— дельтаплан с силовой установкой. Позволяет осуществить старт в равнинной местности, но довольно требовательный к мастерству пилота особенно при взлёте и посадке.

Дельталёт

— мотодельтаплан, имеющий телегу на шасси. Балансировочная (крейсерская) скорость, обычно, 60 — 90 км/ч. Более стоек к ветру, чем аппараты с гибким крылом. Возможно является неким оптимальным вариантом по соотношению данные/цена.

Автожир

— аппарат, который вместо несущего крыла имеет винт, раскручиваемый в полёте набегающим воздухом. Двигатель же вращает другой — (обычно толкающий) винт. Выигрывает у дельталёта по показателям устойчивости к ветру. Счёт пробега при приземлении идёт на метры Существуют аппараты с изменяемым углом атаки лопастей. Такие экземпляры обладают «вертолётным» взлётом — посадкой. Автожиры требовательны к мощности мотора и имеют относительно высокую цену.

Вертолёт

— имеет приводной несущий винт, тяга которого превышает вес всего аппарата. Благодаря этому он может обходиться весьма скромной площадкой для взлёта-посадки. Несмотря на этот великий плюс, встречается нечасто из — за высокой цены и сложности конструкции.

Планер

— обладает самым высоким аэродинамическим качеством, но требует специальных средств для старта и проигрывает другим аппаратам по габаритным характеристикам.

Мотопланер

— промежуточное звено между планером и самолетом. Соответственно обладает смесью достоинств и недостатков того и другого. На многих моделях вся силовая установка может убираться в фюзеляж в воздухе.

Самолет

— летательный аппарат с аэродинамическими крыльями и двигателем. Из-за удобных лётных характеристик пользуется уважением лётчиков. Большой выбор конструкций позволяет остановиться изготовителям на трудоёмком, но доступном варианте. Стоит, грубо, как две иномарки.

Источник