Меню

Как называется штурвал корабля

Чем рудерпост отличается от рудерписа и зачем они на корабле

Выход из строя рулевого устройства во время шторма или боя нередко приводят к гибели корабля, примеров масса. В те времена, когда не было рулевых машин, перо руля отклонялось в нужное положение усилиями рулевых, а давление на него набегающего потока воды могло быть столь велико, что сил одного или даже двух человек было совершенно недостаточно. Вот на снимке строенный штурвал, с которым могут управляться одновременно минимум шесть человек.

Потом на смену пришли несравнимо более мощные механические устройства, называемые рулевыми машинами. Сейчас они как правило гидравлические, а начиналось с паровых, на смену им пришли электрические. С электрическими мне пришлось иметь дело на древнем буксире «Вал» и одном из наиболее старых судов типа «река-море».

Электромотор через редуктор, понижающий обороты, вращает шестерню, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором. В зависимости от направления вращения электромотора сектор поворачивается вправо-влево и поворачивает ось 7, называемую баллером, которая соединена с пером руля и в свою очередь поворачивает его.

Интересный момент. На случай выхода из строя электрической части предусмотрено аварийное ручное управление с помощью отдельного штурвала, воздействующего на тот же баллер. Пока работает электрическая рулевая машина, управляемая из рубки небольшим рычажком, ручное рулевое управление расцеплено с приводом руля. На «Вале» штурвал ручного управления из красивого, когда-то лакированного дерева, стоял в левой части небольшой рулевой рубки. От него шёл длиннейший, около 15 метров карданный вал с несколькими изломами под 90 градусов.

Но в подавляющем числе случаев теперь используются гидравлические рулевые машины. Мощные гидроцилиндры способны справиться с любыми нагрузками на перо руля. Опять же интересный случай был. Становились мы в док на «Сормовском», в том числе и для ремонта рулевой машины. В тот момент, когда полсудна уже влезло в доковую камеру, вышибло прокладку в гидравлической системе и масло вылетело в румпельное отделение. Судно перестало управляться, но дело было практически сделано, так что печальных последствий не произошло.

Ну и вернёмся ближе к заявленной теме. Вынесенные в заголовок слова происходят из тех времён, когда перо руля представляло собой плоскую пластину, укреплённую рёбрами жёсткости. Вот рисунок, который я сразу и не нашёл 🙂

Сейчас таких рулей давно не делают, поскольку они создавали большое сопротивление движению и требовали больших усилий при перекладке. Современные рули являются обтекаемыми и представляют собой сварную конструкцию с профилем, напоминающим крыло самолёта

Рули подразделяются на балансирные, полубалансирные, подвесные и различные промежуточные комбинации из вышеперечисленных. На небольших судах и кораблях, где и перья рулей небольшие, а следовательно и нагрузки на них от давления набегающего потока невелики, используются рули подвесные, как например на наших ракетных катерах. Они не имеют никаких добавочных опор, просто висят на баллере. Впрочем, вот схемка, где всё показано:

У балансирного руля часть пера расположена к носу судна от оси вращения. Площадь этой части, называемой балансирной, составляет от 20 до 30% всей площади пера. При перекладке руля давление встречных потоков воды на балансирную часть пера содействует повороту руля, уменьшая тем самым нагрузку на рулевую машину.

Перо руля находится в воде, а рулевая машина в корпусе судна. Соединяет их баллер. Чтобы вода не проникала внутрь, баллер уплотняется сальниками. Опять интересный момент. Зачастую, когда суда без груза, сальники эти находятся выше уровня воды и о них никто не думает, течь невозможна.

Но вот мы приняли груз и судно глубоко село в воду. Опыт, сын ошибок трудных, приучил меня во время погрузки, ближе к её окончанию, заглядывать в румпельное отделение, чтобы потом не осушать проникшую через сальник воду. А буде течь, пока слабая, появилась, браться за гаечный ключ, постоянно там находящийся и подтягивать гайки нажимного кольца. Опять же и после начала движения неплохо посетить румпельную, ибо если течи нет при неподвижных баллерах, не факт, что она не появится, когда они начнут вращаться туда-сюда:)

Читайте также:  Она такая сонная в сером кардигане как называется

Ну, так вот, совсем кратенько на тему устройства рулевого управления судном. А подсказал мне её Михаил Иванов, за что ему спасибо 🙂

Источник

Виды штурвалов

Сегодня неотъемлемыми атрибутами морской романтики являются якорь, паруса и, конечно же, рулевой штурвал. Именно с этими предметами у большинства людей ассоциируется понятие «мореплавание», несмотря на то, что изящные красавцы-парусники давно уже уступили лидерство стальным тысячетонным монстрам на морских просторах. Уделим внимание именно штурвалу судна – когда он появился, механизм его работы, какие его виды использовались раньше и какие устанавливаются сегодня на современных яхтах.

История возникновения штурвала

Первые рулевые устройства появились на парусниках ещё за несколько тысячелетий до нашей эры. На первых тростниковых плотах и примитивных судах, используемых для передвижения по небольшим речкам и озёрам, для управления ещё можно было обходиться обычным шестом либо вёслами. Но с изобретением паруса и выходом человека на морские просторы потребовалось применение нового устройства управления, которым стал руль.

Рулевые устройства в виде плоских досок, поставленных на ребро и расположенных за кормой судна, появились ещё в древнем Египте и Месопотамии в III – IV тысячелетиях до н.э. Однако, до появления такого привычного нам морского штурвала было ещё очень далеко. На протяжении тысячелетий парусники продолжали управляться самым простым приспособлением – румпелем, передающим мускульное усилие кормчего непосредственно на руль.

С течением времени размеры кораблей увеличивались, появлялись новые океанские парусники, способные пересекать моря. Суда времён Великих географических открытий уже имели высокие палубы и трюмы, а значит, управление рулём через румпель становилось проблематичным. Для этих целей был изобретён колдершток – вертикальная насадка, соединённая с румпелем и выходящая на палубу. Поворотом колдерштока вправо-влево осуществлялся и поворот руля.

На изображениях многих современных художников, или в фильмах, посвящённых Великим географическим открытиям, можно увидеть таких примечательных личностей, как Христофор Колумб, Фернан Магеллан, или Васко да Гама, стоящих рядом с рулевым у штурвала парусника, и напряжённо вглядывающихся в туманную океанскую даль. Однако подобные живописные картины можно определить лишь как плод фантазии наших современников, малознакомых с морской историей. Во времена открытия Америки, конкисты и первых кругосветных путешествий, на каравеллах, каракках и галеонах испанцев и португальцев для управления использовались исключительно системы руль-румпель-колдершток.

В Европе первые упоминания о классическом рулевом штурвале относятся только к концу XVI века. Его появление связано с именем корабела П. Лиорна из североголландского городка Хорн. Согласно документальным свидетельствам, именно он изобрёл первый флейт – морское судно, отличительной чертой которого было увеличенное соотношение длины к ширине. Благодаря такой вытянутости корпуса, флейты имели гораздо лучшие мореходные качества в сравнении со своими предшественниками.

Но наряду с другими конструктивными особенностями флейтов, особого упоминания заслуживает замена классического в то время колдерштока на штурвал управления. В течение столетия парусники голландского типа — с узким длинным корпусом и высокими мачтами, завоевали популярность во всей Европе. А одновременно с ними, с корпусами и рангоутом а-ля флейт, распространилась и новая система управления рулём.

В России, согласно историческим исследованиям, прообразы рулевых штурвалов использовали ещё архангелогородцы-поморы в XVI веке. Но построенный в то же время первый российский военный корабль «Орёл» (1668г.) был ещё снабжён румпелем и колдерштоком. Первые суда, оснащаемые штурвалами, начали строиться в России только во времена Петра Великого. А в той же Англии, славящейся своей консервативностью и верностью традициям, в эти же годы строились корабли с комбинированным управлением – штурвал управления дублировался на них устаревшим колдерштоком.

Читайте также:  Пояс для качков как называется

Конструкция штурвала

По своей сути штурвал является весьма удачной попыткой усиления передающего момента силы на руль при помощи особых тягловых устройств — штуртросов. Штуртросы соединяют рулевое колесо с пером руля либо напрямую, либо через систему блоков. Сам же штурвал выступает в этой ситуации как ручка лебёдки, увеличивающей мускульную силу.

Чтобы лучше описать «сухопутному человеку» разницу между румпельным и штурвальным управлением, следует представить следующую ситуацию: управление автомобилем с гидроусилителем руля и с неисправной системой ГУР, когда колёса приходится поворачивать исключительно с помощью физической силы рук. Простая по конструкции румпельная система неплоха для небольших парусников и моторок.

Управление же относительно большой яхтой при помощи румпеля становится уже проблематично, особенно при высоких скоростях или при значительном волнении. Удержание курса в этой ситуации потребует от рулевого слишком больших затрат сил, а порой даже станет абсолютно невозможным. Потеря же контроля над яхтой в экстренной ситуации может привести к катастрофическим последствиям – к перевороту, столкновению с рифами, или посадке на мель.

Механизм штурвального управления полностью подчинён законам физики. Крутящий момент передаётся на штуртросы при помощи звёздочки. Для уменьшения усилия и одновременно для увеличения «информативности» штурвала, он должен быть достаточно большого диаметра, а передаточное число редуктора звёздочки, наоборот, малым. Такое соотношение обычно применяется сегодня на океанских крейсерских и гоночных яхтах. На большинстве из них, для перекладки рули с борта на борт приходится совершить 6-8, а то и больше оборотов штурвального колеса.

Рулевые устройства со штурвалами малого диаметра и большей передачи редуктора уместны на небольших прогулочных яхтах, не требующих особых усилий при закладке поворотов, и чувства руля. Перекладка руля из одного крайнего положения в другое производится здесь достаточно быстро – за 2-3 оборота. В последние десятилетия предпринимались многочисленные попытки усовершенствовать передающую систему штурвального управления. Были изобретены виды штурвалов с винтовыми устройствами и гидравликой вместо штуртросов.

Однако, винтовые устройства не прижились из-за того, что не позволяли рулевому почувствовать ход яхты. Гидравлика же, из-за своей дороговизны и меньшей надёжности при морских переходах, устанавливается в основном на большие дорогостоящие яхты. На них имеется возможность устранить в случае необходимости неполадки усиливающей гидросистемы, но тем не менее часто гидравлика на них дублируется тросовыми приводами. В связи с этим — до сей поры наиболее распространённым типом штурвального механизма является система механической передачи усилия от штурвала на руль при помощи штуртросов.

Штурвал на современной яхте

Для изготовления самого штурвала сегодня используют самые различные материалы: алюминиевые сплавы, нержавеющую сталь, а многие современные любители морской романтики отдают предпочтение настоящему дереву. На металлические штурвалы рекомендуется надевать чехлы из кожи, для большего комфорта управления в сырую или холодную погоду.

Правда, установка «классического» штурвала, с торчащими наружу по периметру колеса ручками, запрещено современными морскими правилами. Согласно им, внешний обвод штурвала должен быть гладким, без выступающих частей для обеспечения безопасности в условиях морской качки. Правила Ллойда также требуют наносить на штурвал метку нулевого положения. Маркировка должна быть хорошо заметна для рулевого даже в тёмное время суток.

На классических крейсерских яхтах, с кормовым расположением кокпита, часто устанавливаются два дублирующих штурвальных колеса по разным бортам. Это связано с необходимостью для рулевого всегда видеть курс яхты. В то время как паруса, в зависимости от ветра, могут закрывать обзор с правого или левого борта рулевой просто переходит к тому штурвалу, с которого удобнее отслеживать курс.

Читайте также:  Как называется очертания корпуса судна

Источник

«Штурвал рулит» : немного об управлении яхтой

Термин «штурвал» произошел от нидерландского stuurwiel: «stuur» — руль и «wiel» — колесо.

Колесо из прошлого
Появление штурвала относят к 1595 году в провинции Северная Голландия, расположенной в нескольких десятках километрах от Амстердама. Здесь, в городке Хоорн, был построен первый парусник-флейт. До этого вместо него использовался колдершток – вертикальный рычаг, соединенный с концом румпеля. Поворот руля осуществлялся наклоном колдерштока.

Маневрирование большим парусником требовало значительных физических усилий, поэтому на них устанавливали сдвоенные и строенные штурвалы, которыми управляли несколько рулевых. Так, даже на паруснике «Товарищ» (Gorch Fock), построенном в 1933 году в Германии, был установлен сдвоенный деревянный штурвал с элементами из меди диаметром более метра. В сильный шторм штурвалом управляла четверка рулевых.

Управление моторной яхтой сегодня

На современных судах устанавливают рулевые машины, которые выполняют перекладку руля по дистанционной команде с мостика. Поэтому размер штурвала практического значения не имеет: может быть от нескольких сантиметров до метра, как бывало на старых судах – все зависит от желания будущего судовладельца.

На яхтах, как и на первых парусниках, мускульное усилие рулевого на руль передается через штуртрос. Для колеса большего размера требуется меньшее приложение силы. Штуртрос состоит из гибких стальных оцинкованных тросов диаметром от 3 мм и более. Если конструктивные особенности яхты позволяют и это целесообразно, применяют цепи. Синтетические тросы к использованию не допускаются.

Какой-то период времени использовались винтовые рулевые машины. Работая на самоторможение, они не давали возможность рулевому чувствовать судно, поэтому не прижились.

На крейсерских и гоночных яхтах использование штурвала большого диаметра, тросовой передачи и редуктора отвечает требованиям хорошей морской практики. На яхтах небольшого размера можно устанавливать штурвал малого диаметра с увеличенным передаточным числом редуктора при размещении кокпита в центральной части судна.

Что же лучше?

Что предпочесть – штурвал или румпель? Вопрос применим только к тем случаям, когда для управления яхтой допустимо использование и штурвала, и румпеля. Управляя румпелем, рулевой лучше чувствует яхту. Хорошо отцентрованная яхта длиной до 30 футов не требует значительных усилий для выполнения маневра. На небольших яхтах румпель – самое надежное рулевое устройство. Использование штурвалов на таких яхтах является, скорее всего, данью моде или просто личными предпочтениями яхтсмена.

По отзывам опытных яхтсменов, управлять румпелем на длительных морских переходах просто тяжело. На парусной яхте управление штурвалом в таких случаях намного легче. Однако использование авторулевого сводит на нет это преимущество.

Другое дело, что у всех штурвал ассоциируется с символом моря или морской профессией. Со временем штурвал теряет в какой-то степени свое функциональное значение, но приобретает символическое. Ушедшая романтическая эпоха парусного флота… Современные штурвалы, изготовленные из дуба, красного дерева или тика, имеют очень впечатляющий вид и являются важной составляющей дизайна. Для кого-то такой штурвал поднимает собственный статус.

Нередко на крейсерских яхтах устанавливают два штурвала. Это объясняется тем, что на разных галсах надо видеть курс, а паруса мешают обзору.

Вопрос любопытной туристки, путешествующей на пассажирском лайнере, к проходящей у борта на традиционном управлении парусной яхте:
— Ребята, почему вы ходите под парусами? Это для того, чтобы сэкономить деньги на топливе? А почему рулевое колесо такое большое?
— Чтобы во время сильного шторма всем успеть ухватиться и не вылететь за борт.
Как верно заметил юморист, в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда.

Источник