Меню

Как называется видоизмененный побег картофеля

Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Многообразие и видоизменения побегов

Кроме основных функций – транспортной и опорной – стебель часто выполняет функции запасания питательных веществ, вегетативного размножения, защиты растений от поедания и др. (рис.1). В связи с этим он видоизменяется, образуя клубни, луковицы, корневища и т. д. Видоизмененные побеги бывают как надземными, так и подземными. У надземных побегов изменяются как отдельные части, так и побег в целом.

Рис.1 Опыт демонстрирующий транспорт веществ по стеблю

Надземные видоизмененные побеги

Столоны — удлиненные ползучие побеги с вытянутыми междоузлиями. У земляники их называют усами (рис.2).

Рис.2 Столоны (усы) земляники

Клубень – видоизмененный побег с сильно утолщенным стеблем, в котором накапливаются запасные питательные вещества. Клубни бывают надземными и подземными. Надземные клубни развиваются, например, у капусты кольраби (рис.3).

Рис.3 Клубень кольраби

Усики позволяют растениям-лианам занимать вертикальное положение. Цепляясь ими за опоры, растения растут вверх (рис. 4). В усик могут видоизмениться часть листа (горох, фасоль) или весь пазушный побег (тыква, арбуз, дыня, огурцы, виноград).

Рис.4 Цепляющиеся усики огурца

Колючки выполняют защитную функцию и меньше испаряют воду. Они ограждают растения от поедания животными и защищают от обезвоживания. У облепихи, верблюжьей колючки, лимона и др. в колючки превратились верхушка побега или весь побег (рис. 5).

Рис.5 Колючки облепихи

Шипы тоже выполняют защитную функцию (роза, крыжовник). Они бывают на листьях и стеблях. В отличие от колючек – это не побеги, а выросты поверхностной ткани. Шиповнику шипы дали название.

Сочные водозапасающие стебли свойственны кактусам, молочаю. В условиях длительного отсутствия дождей они накапливают влагу и растворенные в ней вещества в сочных стеблях. У некоторых кактусов стебли сплющены до голых листоподобных пластинок. Стебли зеленого цвета. В результате фотосинтеза в них образуются органические вещества. У алоэ, молодило, очитка водозапасающую функцию выполняют листья.

Вилок белокочанной капусты – это огромная почка. Наружные сочные листья кочана зеленые, внутри между листьями на стебле расположены небольшие пазушные почки и одна верхушечная. Короткий видоизмененный стебель называется кочерыгой.

Подземные видоизмененные побеги

Видоизмененные подземные побеги могут выпол­нять функцию переживания неблагоприятных перио­дов года, вегетативного размножения растений или за­пасающую.

Корневище (рис.6,7) – подземный побег многолет­них растений. Поскольку корневище развивается под землей, оно не похоже на обычный зеленый побег. Внешне темноватое, оно напоминает корень, поэтому его называют корневищем.

Рис.6 Строение корневища

От корня оно отличается следующими признаками:

1) на верхушке корневища (как на любом побеге) имеется почка, а на верхушке корня – корневой чехлик;

2) корневище, как любой побег, имеет узлы и междо­узлия. На месте узлов располагаются пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. На корнях нет узлов, междоузлий и листьев;

3) из верхушечной и пазушных почек корневища могут развиться молодые подземные и надземные побеги;

4) от узлов корневища отрастают придаточные корни.

Рис.7 Корневище ландыша и ветреницы

Подземные клубни возникают как утолщения на тонком безлистном под­земном побеге – столоне (картофель, топинамбур). Место прикрепления клубня к столону является основанием клубня.

На клубне картофеля имеются листья-чешуйки, которые быстро отмирают, оставляя рубцы («бровки»), А рядом, в углублениях разросшегося стебля, – па­зушные почки глазки (рис.8). В клубнях накапливаются запасные вещества, преимущественно крахмал. Размножают картофель целыми клубнями или глазками с частью клубня. Из них развиваются 2 вида побегов: надземные с листьями и цветками и подземные – столоны. На столонах образуются новые клубни.

Читайте также:  Билет в вагон как называется

Рис.8 Строение и развитие подземного клубня картофеля

Луковицы образуются у лука, чеснока, гиацинта, нарцисса, лилии, подснежника, тюльпана и др. Луковица состоит из сильно укороченного стебля – донца, от которого снизу отходит пучок придаточных корней (рис.9). Наружные листья луковицы – чешуи – сухие и кожистые. Они защищают внутренние мясистые и сочные листья, накапливающие воду и сахара. Из верхушечной и пазушных почек развиваются зеленые надземные побеги и молодые листья.

Рис.9 Строение луковицы

Клубнелуковица внешне похожа на луковицу, но отличается от нее сильно разросшимся донцем. Клубнелуковицы образуются, например у безвременника, гладиолуса (рис.10).

Рис.10 Клубнелуковицы гладиолуса

Так же как корни и листья, побеги могут видоизменяться. Выделяют подземные и надземные побеги. Утолщенные побеги, в которых накапливаются питательные ве­щества – клубни. Подземные клубни у картофеля, топинамбура; надземные клубни у капусты кольраби. Сочные длинные побеги – столоны: усы земляники – надзем­ные, у картофеля – подземные, на них развиваются клубни. Корневище – подземный побег с функциями корня (пырей, камыш). Луковица – видоизмененный побег, донце – это стебель (лук, тюльпан, гиацинт), клубнелуковица – разросшееся донце (безвре­менник, гладиолус). Надземные видоизменения: колючки (облепиха), шипы – вы­росты покровной ткани (роза, крыжовник), сочные водоносные фотосинтезирующие побеги (кактус, молочай). Кочан капусты – видоизмененная почка.

Стебель

Источник

Видоизмененные побеги

Разделы: Биология

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Цель урока: доказать, что клубень и луковица – видоизмененные побеги.

Образовательные:

  • изучить строение клубня и луковицы;
  • проанализировать строение клубня и луковицы: установить сходство строения клубня, луковицы с надземными побегами, найти части побега: стебель, листья, почки.
  • Продолжить формирование умений:

    • анализировать и обобщать изученный материал,
    • наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
    • систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
    • развивать навыки самостоятельной работы,
    • работать в коллективе, оценивать работу товарищей.

    Воспитательные:

  • развивать интерес к изучению биологии, познанию живой природы.
  • Оборудование: клубни картофеля, луковицы, раствор йода, пипетки; презентация, мультимедийный проектор.

    1. Организационный

  • Приветствие.
  • Выявление отсутствующих.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • 2. Изучение нового материала.

    Объектом изучения на уроке будет… (Демонстрация клубня картофеля). (Слайд №2. Презентация)

    Какой “тонкий вопрос” можно составить со словом “клубень”? (Приложение 1). Что такое клубень картофеля?

    Данный вопрос может быть целью урока. Как вы можете ответить на этот вопрос?

    Учащиеся выдвигают гипотезы. (Слайд № 4)

    1. Предположим, что клубень – это плод.

    Если клубень – это плод, то … (В нем должны быть семена). (Слайд №5).

    2. Предположим, что клубень – это корень.

    Если клубень – это корень, то мы … (Должны с анатомической точки зрения найти корневой чехлик, зоны роста, деления, всасывания с корневыми волосками и зону проведения; с функциональной точки зрения корень выполняет всасывающую, проводящую функции и закрепляет растение в почве). (Слайд № 6).

    3. Предположим, что клубень – это побег.

    Что такое побег? (Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками). (Слайд № 7)

    Составьте “толстый” вопрос со словом “клубень”.

    Почему клубень – это побег? (Слайд № 8)

    Как мы можем узнать что-то новое о клубне картофеля?

    Каким образом это сделать?

    Вспомним структуру анализа.

    Структура умения “анализировать” включает два действия: 1) рассмотрение объекта; 2) перечисление его частей в определенной последовательности.

    Читайте также:  Как называется северная точка страны описанной в эпосе

    Следовательно, мы должны рассмотреть внешнее строение клубня, найти на клубне почки, стебель, листья. Чтобы рассмотреть внутреннее строение, клубень надо разрезать.

    2) Провести сравнение.

    Умение “сравнение” включает три последовательных действия: 1) выделение признаков объектов сравнения; 2) установление существенных и несущественных признаков, выбор основания для сравнения; 3) установление по данному основанию сходства и различия.

    Мы должны сравнить клубень и побег, выяснить, чем клубень отличается от побега.

    3) Выяснить, почему побег видоизмененный?

    Выполняем лабораторную работу. (Приложение №2)

    Лабораторная работа “Строение клубня”

    Цель работы: доказать, что клубень – видоизмененный побег.

    1. Опишите внешнее строение клубня картофеля, указав верхушечную почку, рубцы от листьев, пазушные почки, междоузлие, основание.

    2. Сделайте поперечный разрез клубня, на котором найдите: кору (пробку, луб), древесину, сердцевину.

    3. Зарисуйте в тетради внешний вид клубня и клубень в разрезе, отметьте все части.

    4. Определите черты сходства клубня с надземным побегом.

    5. Какие особенности делают его непохожим на побег?

    6. Какое значение клубня в жизни растения? Для ответа на этот вопрос проведите следующий эксперимент: капните на срез картофеля раствор йода, отметьте, что вы при этом наблюдаете. Почему изменилась окраска среза.

    7. Сформулируйте выводы:

    • Клубень — это побег, так как …
    • Клубень — это видоизмененный подземный побег, потому что …
    • Данный факт мы установили путем анализа и сравнения, для этого …

    При выполнении первого задания лабораторной работы, учащиеся рассматривают клубень и делая обозначения частей клубня на рисунке. (Слайд № 9).

    Подземные клубни возникают как утолщения на тонком безлистном подземном побеге — столоне (от лат. “столо” – “корневой побег”). Место прикрепления клубня к столону является его основанием. На клубне развиваются верхушечные и боковые почки — глазки. Участок клубня между почками (глазками) — это междоузлие. В основании каждой почки расположена бровка — место прикрепления редуцированного листа. Как и на обычных побегах, почки на клубнях располагаются спирально. (Слайд №8).

    При выполнении второго задания лабораторной работы, учащиеся разрезают клубень, делают тонкий срез и делая обозначения частей клубня на рисунке.

    На разрезе молодого клубня в центре можно видеть сердцевину, окруженную древесиной и камбием. Кнаружи от камбия размещаются широкий слой луба и пробки. (Слайд № 11).

    При выполнении шестого задания лабораторной работы, учащиеся капают на срез картофеля раствор йода и наблюдают за изменением окраски. (Слайд № 12).

    Из листьев картофеля через стебли в столоны постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках. Клубень — видоизмененный побег с сильно утолщенным стеблем, в котором накапливаются запасные питательные вещества. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.

    Из глазков клубня развиваются надземные облиственные и цветущие побеги. Следовательно, кроме запасающей функции, клубни выполняют функцию вегетативного размножения.

    Учащиеся формулируют выводы и записывают их в тетради. (Слайд № 13).

    Ну, и теперь ещё об одной особенности клубней картофеля. У многих огородников очень часто наблюдается такое явление, как позеленение клубней картофеля. Естественно, после того, как приключилось такое бедствие, сразу же возникает вопрос – а что это случилось с моим картофелем? Да, в принципе, ничего с Вашим картофелем не случилось! Ведь, как уже говорилось выше, клубень картофеля это видоизменённый побег. А побег просто обязан быть зелёным! Естественно, когда клубень во время роста находился под землёй, он не мог позеленеть, потому как он не имел доступа к солнечному свету, а солнечный свет — обязательное условия для включения в растении процесса, отвечающего за выработку хлорофилла, который, в свою очередь, даёт зелёную окраску всего растения. Клубень картофеля это своего рода кладовая, где сохраняется достаточное количество питательных веществ для того, чтобы на следующий год картофель смог начать вегетативный период с самого начала. И благодаря клубню семена картофелю для этого не обязательны.

    Читайте также:  Как называется народный танец армении

    Вывод. Побеги, живущие под землёй, под влиянием условий, резко отличающихся от наземной среды, почти полностью утратили функции фотосинтеза и приобрели другие, не менее важные жизненные функции, такие как способствование перенесению неблагоприятного периода, запасания питательных веществ, вегетативного размножения растений.

    К подземным видоизменённым побегам относятся: корневище, каудекс, столон и клубень, луковица, клубнелуковица.

    Корневище — подземный побег с чешуевидными листьями, почками и придаточными корнями. Толстые, сильно разветвлённые ползучие корневища характерны для пырея, короткие и довольно мясистые — для купены, ириса, очень толстые — для кубышки, кувшинки. (Слайд № 14).

    Каудекс — многолетний орган побегового происхождения многолетних трав и полукустарничков с хорошо развитым стержневым корнем, сохраняющимся в течение всей жизни растения. Вместе с корнем он служит местом отложения запасных веществ и несёт на себе множество почек возобновления, часть которых могут быть спящими. (Слайд № 15).

    Каудексовых растений много среди зонтичных (бедренец, ферула), бобовых (люцерны, люпины) сложноцветных (одуванчик, полыни, василёк шероховатый).

    Подземный столон — однолетний удлинённый тонкий подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями. На утолщённых концах столонов растения могут накапливать запасные вещества, образуя клубни или луковицы (картофель, седмичник). (Слайд № 16).

    Клубнелуковица — видоизменённый подземный укороченный побег с толстым стеблем, запасающим вещества, придаточными корнями, отрастающими с нижней стороны клубнелуковицы, и сохраняющимися засохшими основаниями листьев (плёнчатые чешуи), в совокупности составляющими защитный покров. Клубнелуковицы имеют безвременник, гладиолус, иксия, шафран. (Слайд № 17, 18).

    Луковица — подземный укороченный побег с сочными листьями, прикрепленными к короткому стеблю, называемому донцем. На верхушке донца располагается верхушечная почка, в пазухах сочных чешуи — боковые почки, дающие начало молодым луковицам-деткам. Из верхушечных и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а из донца – придаточные корни. В сочных чешуях накапливаются запасные питательные вещества. Снаружи луковица у многих растений покрыта сухими чешуями, выполняющими защитную функцию. Луковица обеспечивает сохранение влаги и питательных веществ на время зимнего или летнего периода покоя растений. После периода покоя растения обычно зацветают, используя накопленные в луковице запасы. Луковицы характерны для таких растений как лилии, нарциссы, тюльпаны, амариллисы, подснежники, др. (Слайд № 19, 20).

    В средние века для защиты от стрел, ударов алебард и мечей воины надевали железные шлемы, латы и прикрывались щитом. Но, не надеясь только на прочность железной брони, многие носили ещё на груди амулеты. Амулету приписывалась волшебная способность предохранять на войне от стрел и от меча. Обычно амулетом служила скромная луковица дикого лука или чеснока.

    Домашнее задание. (Слайд № 21).

    1 .Докажите, что луковица лука – это видоизмененный подземный побег.

    2. Проведите исследование “Наблюдение за прорастанием луковицы”

    3. Летние задания: размножение картофеля разными способами.

    Источник