Меню

Как называется замысловатая палка для икебаны

Декор интерьера и искусство икебаны

Скульптурами из цветов называются декоративные произведения икебаны — японского искусства составления цветочных композиций в декоре интерьера. Сравнение точно выражает его характер: из различных растений, мастера создают определенную пространственную структуру, в которой, как в скульптуре, средствами выразительности являются форма, линия, ритм. Немаловажную роль играет цвет. Подлинный мастер икебаны истинный творец. Художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе без этих качеств невозможно создать композицию при декорировании интерьера, которая бы волновала, радовала так же, как любое другое произведение искусства. Название икебана произошло от слов ике (жизнь) и бана (цветок). Дословно икебана означает «цветы, которые живут». Прошло не одно столетие, пока обостренно-чуткое отношение японцев к цветам, травам, деревьям, слившись с древним обычаем буддизма подносить цветы изображениям божеств, привело к появлению икебаны.

В середине XV века сложился декоративный стиль икебаны, получивший название «Рикка» (стоящие цветы). Торжественные, монументальные композиции выражали философский образ мироздания. Они воплощали мифическую гору Меру, которая символизировала Вселенную. Самое высокое растение здесь олицетворяло гору, остальные холмы, водопады и даже город. Цветочная композиция могла быть более полутора метров высотой и около метра в ширину. Для каждого элемента брались соответствующие растения. Например, в качестве главного акцента чаще других использовали сосну; белые цветы означали водопад, а для холмов наиболее подходящими считались ветви цветущих кустарников. На XVII век приходится расцвет стиля Рикка. Он вошел в повседневную жизнь людей, приобретя менее сложный, чем прежде, характер. Композициями в этом стиле украшали жилища по случаю важных событий. Свадьба, рождение ребенка, отправление самурая в военный поход все это сопровождалось композициями из цветов, созданными по строгим правилам. Так, при отъезде самурая запрещалось использовать камелию, поскольку по мере увядания цветок отрывался от стебля. Это считалось плохим предзнаменованием. Не допускалось использование четырех цветков; по-японски четыре син, так же звучит слово смерть. Позже появились другие стили.

В XVI веке в искусстве икебаны возникло направление, получившее название «Нагэирэ» (вброшенные цветы). Сохранилась легенда, рассказывающая о его зарождении. Однажды знаменитый мастер чайной церемонии Сэнно Рикю в жаркий летний день сидел в саду вместе с правителем страны. Поблизости росли ирисы. Рикю предложили создать цветочную композицию. У него не было необходимых инструментов и приспособлений. Он срезал цветы кинжалом, привязал их к рукоятке и бросил в бадейку с водой. Присутствовавшие признали декоративное совершенство его импровизации. Ирисы цветы, которые растут вблизи водоемов и прекрасно выглядят в сочетании с водной поверхностью. Мастер сумел просто и в то же время эффектно подчеркнуть этот момент. Со стилем Нагэирэ стала связываться абсолютная свобода исполнения; он представлял полную противоположность строго систематизированной школе Рикка.

Тот же мастер создал и другую разновидность цветочных композиций икебаны Тябана, предназначавшуюся для специальной ниши (токонома) в чайном домике. Она отличалась минимальным количеством цветов; иногда использовалось всего одно растение или бутон. Тябана неразрывно связана с декоративным обликом чайной комнаты. Своеобразный ключ к пониманию этого стиля, как и икебаны вообще, история, где также фигурирует Рикю. Далеко за пределами столицы славился сад мастера, где росли удивительной красоты вьюнки. Правитель страны захотел посмотреть на них и в назначенный час пожаловал к Рикю. Однако его глазам предстало лишь пустынное пространство, посыпанное песком. И, только войдя в чайный домик, он увидел композицию из одного цветка. Стало ясно, что художник не пожалел прекрасного сада для того, чтобы дать возможность гостю полнее насладиться красотой цветов, увидев самый лучший из них. Не случайно современный японский писатель Ясунари Кавабата сказал: «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка». Принцип сосредоточенности на одном пронизывает всю японскую культуру. В икебане он имеет особое значение.

Сегодня, в Японии существует много школ икебаны. Одна из самых популярных Согэцу (луна и травы), основанная в 1926 году. С момента создания и по сей день она постоянно развивается. Композиции обладают большим сходством с произведениями современного изобразительного искусства. Им свойственны смелость в использовании самых неожиданных материалов. Целью школы Согэцу является создание свободных декоративных композиций, в которых художник вроде бы не связан никакими правилами. На самом деле они есть, хотя и не вполне конкретны; их обусловливают такие понятия, как выразительность линии, цвета, пространственной структуры. Для того чтобы начинающий мог научиться свободно выражать свои мысли, настроения, существуют учебные формы. Они создаются по определенным схемам, в которых обозначены размеры и углы наклона трех главных линий, составляющих основу композиции. Как и в древности, эти линии символизируют Небо, Человека и Землю.

Во всех школах икебаны приняты два основных варианта: вертикальный, получивший название Нагэирэ, и горизонтальный Морибана (нагроможденные цветы). Первый ставится в высоких вазах с помощью целого ряда приспособлений из палочек. Второй в низких плоских сосудах с применением специальной наколки-держателя (кэн-зана). Икебана, став признанным видом японского декоративного искусства, не утратила прежних связей с дизайном интерьера , с другими видами творчества. Традицию сочетания цветочных композиций с живописными и каллиграфическими свитками заложили средневековые мастера чайной церемонии. Рассказывают, что один из них поместил в токонома свиток под названием О красоте одиночества у моря, поставил бронзовую курильницу в форме рыбачьей хижины и композицию из нескольких диких цветков с морского побережья. Гость, принимавший участие в церемонии, сказал, что, глядя на это сочетание, он с удивительной силой ощутил дыхание осени.

С живописью, у мастеров икебаны издавна существовала особая связь. Художники создавали живописные эскизы цветочных композиций. Мастера декоративного искусства использовали аранжировки цветов в качестве сюжетов для украшения изделий из фарфора, слоновой кости, лака. Несмотря на столь тесную связь с живописью, икебана по своей природе гораздо ближе скульптуре. «Зерно цветка, раскрывающегося в разных видах искусства, лежит в душе художника… как на голом дереве вырастают цветы и плоды, так из пейзажа своей души художник создает произведение искусства». Эти слова принадлежат известному средневековому драматургу театра Но Сэами. Они, в полной мере, относятся к мастерам икебаны. Пусть их произведения недолговечны, но, по словам одного, из классиков этого вида искусства, в одно мгновение можно пережить таинства бесчисленных превращений.

Скачайте бесплатно электронную книгу :
« Дизайн кухни. Практические рекомендации. Часть 1 «

Будем благодарны за подписку, ссылку в соц. сети и опцию «Понравилось».

Источник

Техника Икебаны

Основываясь на строгих правилах икебаны, можно дать волю собственной фантазии. Но для начала надо овладеть тремя базовыми навыками.

— Применение хасами. При обрезке растений обычно пользуются этим инструментом.

— Придание растениям нужной формы. Основой эффект икебаны достигается путем сгибания веток и стеблей в соответствии с задачей композиции.

Читайте также:  Как называется штука которая закрепляет бумагу

— Фиксация растений. Икебана должна быть прочно закреплена.

Обрезка

Обрезка превратится в довольно простую задачу, как только художник освоит азы обращения с хасами. Несколько полезных советов, приведенных далее, помогут вам освоить технику обрезки.

Обрабатывайте растительный материал, следуя правилам.

Инструменты

Ножницы. Напервых порах можно обойтись обычными ножницами. Но профессионал без колебаний отдаст предпочтение специальным ножницам, которые используются при создании икебаны, -хасами. Срез, сделанный этим инструментом, получается очень чистым и аккуратным.

Другие полезные предметы. Для создания икебаны понадобится пульверизатор, веревка, плоскогубцы и декоративные камешки.Во время работы аккуратно придерживайте (чтобы не повредить) ту часть материала, которая будет использоваться для составления икебаны. На начальном этапе стебли должны быть немного длиннее, чем необходимо. Обрезать их вы всегда успеете! Обрезайте растение, держа стебель под водой. Так оно дольше останется свежим. Толстые стебли обрезайте по диагонали, чтобы они могли впитать как можно больше влаги. Кроме того, их будет удобнее насаживать на кэндзан. Концы толстых ветвей следует расщепить — тогда их легче будет насадить на кэндзан.

Ко сметическая обрезка

Растения слегка подстригают, удаляя поврежденный материал, увядшие лепестки или нижние

листья. Используя ко сметическую обрезку, мастер может придать икебане совершенно новый смысл. J Стебли цветов. С каждого стебля осторожно отщипывают нижние листья, обнажая не менее 2/3 его длины, чтобы придать композиции линейную форму.

Zi Ветви. Ветки тоже необходимо очистить от лишних листьев, форма, цвет, положение в композиции каждой ветки, соотношение ее с другими элементами имеет символический смысл. Это необходимо учитывать при удалении листьев и придании окончательного силуэта компоненту.

Сгибание растений

Искусство придания нужной формы стеблям п веткам — очень важная часть икебаны. В соответствии с правилами икебаны, прежде чем приступить к обработке растений, следует погрузиться в определенное состояние, отрешиться от суетного мира. Придание правильной формы веткам и стеблям напрямую зависит от мастерства художника. У каждой ветки есть свой предел прочности, поэтому начинающим следует выбирать достаточно гибкий материал. Удерживая ветку вертикально, ее аккуратно сгибают, придерживая большими и указательными пальцами обеих рук. По мере сгибания ветка может слегка затрещать — это значит, что она поддается воздействию и принимает нужную форму.

Фиксация

Ветку обрезают под углом и при необходимости расщепляют конец. Затем ее насаживают на кэндзан так, чтобы сторона среза располагалась противоположно предполагаемому направлению наклона. После того как ветка будет прочно зафиксирована, берутся за ее основание и придают компоненту нужное положение. Аналогичным образом закрепляют стебли цветов, но действуют при этом еще осторожнее. На мягких стеблях делают прямой ровный срез и сразу насаживают растение на кэндзан, придавая ему желаемый наклон. Тяжелые соцветия или сильно наклоненные ветви могут перевернуть кэндзан. Чтобы этого не случилось, присоедините к первому кэндзану еще два-три.

РАСТЕНИЯ

При создании икебаны используют самый разный растительный материал. Подойдут:

— Аукуба японская (для крупных композиций).

— Азалия с ее легкими элегантными цветами.

— Кизильник разных сортов с ягодами.

— фатсия (аралия) японская с красивыми листьями.

— Верба (у нес гибкие ветви).

— Садовые растения с семенами, например щавель.

— Хризантема. Ее используют для создания линии Земли.

Морибана

В икебане стиля морибана есть возможность воссоздать часть ландшафта в сосуде с водой. Для композиций этого стиля характерна особая непринужденность и естественность Cocуда здесь играет роль корней растения, а не стебля или ствола. Эти корни служат надежной опорой, они выдерживают достаточно высокие растения и позволяют принимать им самые сложные изгибы. Три основные ветки в икебане стиля морибана располагают словно в пустом пространстве, несколько приподнятом над поверхностью воды. В композициях используется значительно больше, чем, например, в нагэирэ, вспомогательных элементов, так называемых заполнителей. Кэндзан кладут сбоку контейнера. Длину основной ветки (Небо) определяют так: величину, равную су мме диаметра и высоты контейнера, умножают на полтора. Элемент, который символизирует Небо, размещают на заднем плане. Ветка, олицетворяющая Человека, должна располагаться под углом 45. Между ветками размещают цветы и листья, которых не должно быть слишком много. После этого на переднем плане прикрепляют ветку, олицетворяющую Землю (самую короткую), наклоняя ее под углом 60. В идеале линия Человека должна составлять три четверти длины линии Неба, а линия Земли — три четверти длины линии Человека. При необходимости для маскировки кэндзана используют

дополнительные листья и побеги. После этого

композицию ставят в отведенном для нее месте, заливают в сосуд .чистую свежую воду и внимательно о сматривают икебану со всех сторон, чтобы тут же удалить замеченные изъяны. Икебану считают удавшейся, если она тянется к тому, кто на нее смотрит. Согласно концепции икебаны, смотрящий на композицию и является ее центром (фокусом).

Нагэирэ

Этот стиль немного сложнее, чем морибана. Срезанные цветы свободно опираются о края высокого сосуда, представая в своей первозданной красоте. Чтобы добиться такого эффекта, необходимы специальные подпорки кубари. Это могут быть две прямые деревянные палочки или вилка (расщеп). Они должны быть чуть длиннее диаметра контейнера. Кубари опускают в сосуд, подпирая ими стенки и располагая крест-накрест. Очень важную роль играет в нагэирэ обрезка: она помогает добиться необходимого объема и равновесия материалов. При сравнении этого стиля со стилем морнбана можно заметить, что в нагэирэ линия Неба располагается более горизонтально, а линия Человека имеет меньший угол наклона, она немного удалена от центра композиции. В то же время линию Земли обозначают более крупным цветком, чтобы уравновесить более низкую линию Неба. Композиция в стиле нагэирэ оставляет впечатление легкости, а стиль морнбана характеризуется объемом и глубиной.

Источник

Цветочно-растительная композиция — Икебана. Япония в вашем доме.

Самые ранние сведения о цветочных композициях появились в Японии еще в начале 7-го века, эту традицию принесли с собой из Китая буддийские монахи. По легенде, родоначальником школы Икэнобо стал монах, который поселился в хижине («бо»), стоявшей рядом с храмом около пруда (« икэ «). Цветочные композиции ставились в храме ближе всех к изображению Будды, а живописное место, где обитал отшельник, дало имя древнейшей школе составления композиций из цветов.

Ранние цветочные композиции предназначались для подношения храмовым изображениям Будды . Они создавались из цветов и листьев лотоса, священного растения в буддизме. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Со временем стали использовать и другие растения при обязательном сохранении трех основных элементов, символизировавших Небо, Человека и Землю. Постепенно цветочные композиции стали использоваться для оформления интерьеров в связи с разными событиями и торжествами.

В икебане ценится не только красота цветов, в ней придается такое же большое значение листьям, веткам, травам. Несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который можно использовать в аранжировке, композиции икебаны отличает сдержанность и лаконизм. Все растения в композиции, не соперничая друг с другом, подчеркивают красоту основного элемента, главной идеи, которые отражают настроение, замысел автора работы. Для композиции икебаны характерна сезонность, которая подчеркивает постоянно меняющуюся красоту природы. Каждое растение появляется в композиции в «свой сезон», например, весной это цветущие ветки сакуры, персика, глицинии, а осенью в композициях доминируют алые листья клена и хризантемы.

Читайте также:  Как называется натуральный пигмент волос

В современной Японии существует пять основных стилей аранжировки:

* рикка классическая и современная,
* нагэирэ,
* сёка (сейка) класическая и современная,
* морибана
* свободный стиль.

Рикка (воздвигнутые цветы) — самый древний стиль икебаны, возникший непосредственно во время становления в Японии буддизма, то есть в шестом веке. Композиции, выполненные именно в стиле рикка, ставили у подножий статуй Будды. Создавали эти композиции буддийские жрецы. Композиции высотой одного метра семидесяти сантиметров до двух метров размещались в дорогих бронзовых вазах и состояли из семи-девяти элементов, выходящих из одной «ноги». Концы ветвей, из которых состояла рикка, были направлены строго вверх, каждый элемент имел свое символическое значение. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн.

В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 метра. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. Правила построения композиции были строго определенны и не нарушались. Расцвет рикка приходится на XVII век. В это время завершилось формирование терминологии, правил, определяющих пропорции и наклоны основных элементов, подбор растений и их цветовое значение. Были разработаны три стиля (как в каллиграфии) — син (формальный), гё (полуформальный) и со (неформальный). К настоящему времени в рикка существует 29 форм.

В пятнадцатом веке рикка несколько утратила свое религиозное значение. Правила были упрощены, стали более мягкими, уменьшились размеры, разрешилось использовать керамические вазы разнообразных, а не только предписанных форм, стали появляться книги с наставлениями по икебане. Рикка стала доступна не только в храмовых помещениях, но и в домах наиболее обеспеченных слоев населения. В настоящее время рикка используется в основном в религиозных ритуалах.

Нагэирэ появилась значительно позже рикки, в пятнадцатом веке. Нагэирэ предшествовала чабана, являвшаяся элементом чайной церемонии. Чабана считалась очень скромной аранжировкой, часто состояла из одного цветка, бутона или ветки. Позже она стала называться нагэирэ, то есть «вбрасыванием». Это название сей стиль аранжировки получила из-за того, что мастеру необходимо было создать впечатление, что цветок или ветка стоит как попало, без всяких правил. Однако за этим эффектом крылся свой потаенный смысл, отразить который и было самой большой сложностью. Всего одним элементом композиции требовалось передать настроение, эмоции, время года, создать приятную атмосферу для беседы (чаепития).

В девятнадцатом веке стиль нагэирэ — « цветы, поставленные в высокой вазе » — получил свой свод правил. Аранжировка должна была выглядеть легкой, естественной, неплотной. Этот эффект достигался тем, что растений было очень мало и крепили их с помощью кубари (расщепов, к которым привязывались элементы композиции) или использовали для крепления комок мятой проволоки, соломенную или хвойную «пробку». Именно поэтому растения стояли, не касаясь края вазы, свободно держась в одном положении. Вазы для нагэирэ используют самых разнообразных форм, высокие или средней высоты.

В 1820 году мастер Сэндзё создал комбинацию из элементов рикка и нового свободного стиля нагэирэ. Так появилось новое замечательное направление — сёка, соединившее простоту нагэирэ и строгую выразительность рикка. Как в рикке все элементы сёки — как правило два-три — выходят из одной «ноги», удерживаясь металлическим кольцом, надетым на нее. В отношении ваз и аранжировочного материала жесткого ограничения нет, и это дает простор для фантазии мастера.

Если стиль рикка воплощает дух Природы, незыблемый и величественный, то стиль сёка передает естественный образ Природы. Сёка присущи необыкновенная грациозность линий, тонкая образная поэтичность. В сёка сёфутай (сёка традиционного направления) три основные линии — син, соэ и тай — обозначают неизменное триединство Неба, Человека и Земли и выражают постоянное изменение и обновление жизни.

Морибана была изобретена в конце девятнадцатого века. Композиция в стиле морибана — это пейзаж в миниатюре. Именно в это время японские мастера стали создавать ландшафтные композиции, используя символику элементов. Унсин Охара, основатель школы Охара упорядочил правила построения подобных композиций. С установлением широких связей с западными странами в Японию стали завозить невиданные до тех пор пышные цветы, яркие краски которых возбуждали воображение мастера. Он начал включать их в свои аранжировки. Традиционная икэбана уже не удовлетворяла его, в ней совершенно неприемлемы были и новые цветы.

У. Охара стал использовать для своих произведений из живых растений неглубокие широкие сосуды, где размещал низкорослые растения, что противоречило традиционным канонам икэбаны. Был создан совершенно новый стиль — морибана ( цветы, нагроможденные в плошках ). Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, устройство более свободных, естественных, красочных аранжировок. Композиции стали низкими и распростертыми. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой. А открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.

Для удобства составления морибаны был изобретен кензан — металлическая наколка для крепления цветов. Ваза для составления морибаны берется низкая (но не ниже четырех сантиметров) или высокая, но обязательно с широким горлом, кензан ставится асимметрично и лишь крайне редко в центре.

С 1938 г стиль претерпел очень многие новшества , в композиции используется растительный материал и в его естественном виде, и в сильно измененном, а также всякого рода предметы и материалы не растительного происхождения. Вводятся элементы авангардизма и абстракционизма. Сегодня школа Охара — одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой — в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом.

Длина и положение этих основных элементов в каждом стиле различны. Вершины главных элементов (если их мысленно соединить) образуют разносторонний треугольник. Соразмерностью основных элементов достигается сбалансированность композиции, но длина их определяется в зависимости от размера вазы. Кроме основных трех элементов, для завершения композиции необходимы дополнительные растения, так называемые наполнители, которые насыщают собой пространство, очерченное главными элементами. Из них формируется акцент, создается контраст, они придают динамичность композиции, подчеркивают настроение или атмосферу; нередко может возникнуть неожиданный штрих, делающий аранжировку подлинно художественной.

Читайте также:  Как называется рыбацкая сеть конусом

Стили различаются конструкцией аранжировки, положением растений в вазе, наклоном составляющих элементов. Выбор стиля должен соотноситься с надлежащим отбором формы и сосуда.Но один и тот же стиль можно представить по-разному в зависимости от того, как выражается главное в композиции, что хочет подчеркнуть и выразить художник — цвет, линии, объем. В распоряжении аранжировщика имеется целый арсенал методов для того, чтобы выявить или усилить определенные черты растительного материала, добиться желаемого эффекта, а также создать определенное настроение, передать свои чувства.

Таких методов в школе Охара выработано пять:

* Натуралистический
* Цветовой
* Эффект “массы”
* Линейного строения
* Абстрактный

При этом, первые два метода ( натуралистический и цветовой ), отнесены к реалистическому направлению, остальные — эффект “массы”, линейного строения и абстрактный — к нереалистическому. Сущность натуралистического метода состоит в том, что композиция в целом и все растения, составляющие ее, представляются в естественном виде так, как мы видим их в природе. Аранжировщик лишь усиливает или подчеркивает красоту растений профессиональными приемами.

Цветовой метод в аранжировке призван выражать красоту окраски растительного материала посредством сочетаний колеров, гармоничных, контрастных или дополняющих друг друга. Иногда для этого игнорируются природные особенности, сезонная выразительность растений, но хороший замысел аранжировщика никогда не приносится в жертву цветовому эффекту. Для более эффектного распределения цвета используются растения разной длины и различное их положение, тем самым усиливая их окраску, подчеркивая контраст или получая гармоничное сочетание колеров, создавая то мягкую спокойную красоту, то радостно-веселую.

Свободный стиль (дзюигата, дзиюка, школа Согэцу и др.) Этот стиль представляют все нетрадиционные композиции. Свободный стиль позволяет использовать любые материалы — стеклянные вазы различных конфигураций, бумагу или синтетическую вату, что позволяет выйти за рамки канона и традиционной символики.

В 30-е годы прошлого столетия молодое поколение мастеров икебаны выступило против надоевших узких рамок — так родился свободный стиль школы Согэцу: синтез традиций и новой техники. Широко применяемые здесь неживые материалы — стекло, пластмасса, проволока, металл — сделали композиции более похожими на европейские перформансы. Наверное, именно поэтому свободную икебану активно переняли европейские и американские художники. Один из вариантов свободного стиля икебаны — плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода

Икебана вчера и сегодня

В японской аранжировке цвет имеет важное значение, так как он оказывает на человека физиологическое воздействие и, в то же время, он отражает художественный вкус, индивидуальность аранжировщика. Признание особой красоты, заключенной в цвете и форме растения, вызвало новое направление — использование каждого растения, составляющего композицию, скорее как части рисунка, а не части природы. Поэтому в нереалистических аранжировках каждое растение становится предметом, носителем формы, цвета, линии, независимо от характера его естественного роста. Сочетание растительного материала (ветвей, листьев, корней, цветов) может создавать очень красивый и интересный рисунок, как бы вопреки их естественному виду.

Букеты цветов и растений для японца — это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и омото (родея) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантема, орхидея — радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею.

В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) — разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэри — индийская сирень или сару-торнибара — новой).

Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой — формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека.

Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную подделку».

Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия, и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебаны, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.

Сегодня японские девушки не желают после замужества отдавать лучшие годы своей жизни домашним заботам. Как правило, молодежь занимается в основном карьерой . Поэтому сегодня тайны икебаны постигают исключительно домохозяйки, материально обеспеченные женщины средних лет, а также дамы преклонного возраста, у которых есть возможность отдавать искусству все свободное время. Яркий пример — сэнсэй Осано Харасимо, проводившая мастер-классы во Владивостоке. Первый свой букет она составила 40 лет назад, чтобы удивить мужа и украсить дом к приходу высокопоставленных гостей.

Сегодня икебана , как и японские боевые искусства, распространяясь по всему миру, остается замкнутым искусством: японские сэнсэи категорически не приемлют любые европейские новшества, поэтому считается обязательным и почетным аттестация только у мастеров классических школ Японии. Однако других взглядов придерживается японская молодежь, предпочитающая балансировать между Востоком и Западом.

Не смотря ни на что, икебана – искусство, которое подвластно как слабому, так и сильному полу, в любом возрасте. Изучая икебану, вы приобщитесь к прекрасному, избавитесь от стрессов и плохого настроения, разовьете свои способности к концентрации и сосредоточению внимания, по-новому увидите и почувствуете окружающий мир.

Источник