Меню

Как называется жестовая речь глухих

Жестовая речь глухих: определение, особенности и характеристика

Язык жестовой речи является самостоятельным искусственным языком. Он воспроизводится при помощи движений пальцев и рук, мимики, движений рта, учитывается и положение тела. Как правило, применяется жестовая речь для глухих либо лиц с нарушениями слуха. Понимать и воспроизводить ее бывает важно и тем, кто не имеет подобных нарушений – ведь иногда необходимо взаимодействовать с теми, кто общается только данным способом.

Основа

Речь считается процессом общения собеседников, язык – системой знаков и символов. Но тем, кто не слышит, речь недоступна. В таком случае они применяют в одно и то же время жестовую речь, дактилологию. Первая была создана специально для таких людей с нарушениями, она является отдельным языком, в то время как дактилология является речью, которая производится характерными движениями пальцев. Несмотря на то, что используют их для общения с глухими либо слабослышащими людьми, дактильную и жестовую речь придумали не эти категории граждан.

История

Согласно официальной версии, данными методами общались в XII веке монахи Сицилии, которые приняли обет молчания. Эти методы позволяли им не нарушать обет молчания и в то же время общаться. Овладеть такой речью возможно в особых учреждениях. Результаты достигаются, если с самого начала обучение жестовой речи выстраивается в строгом соответствии с правилами.

Изначально дети изучают речь, используя данные органов зрения. Они подкрепляются двигательными ощущениями. Они не могут уловить интонации, воспринимать на слух выразительные средства речи. У тех, кто слышит, первичный образ слова формируется посредством слуха, а у тех, кто нет – посредством зрения. Дактильная речь выстраивается в соответствии с правилами русского языка, она дается в сопровождении устной.

Дактилология впервые стала применяться в XVI-XVII вв. для взаимодействия с глухими людьми. В более позднее времена появился и отдельный алфавит для них. В России он впервые был опубликован в 1835 году. На данный момент применяются алфавиты множества языков – всего, согласно официальным данным, их насчитывается 43 разновидности. Они применяются в 59 странах.

Особенности

Примечательно, что жестовой язык не является примитивным. Это сложнейшая система коммуникации. Им активно пользуются в ряде государств. На государственном уровне в РФ жестовая речь была признана в качестве языка лишь в 2013 году.

Сколько есть языков

Тем, кто никогда не сталкивался с данной тематикой, часто кажется, что в мире имеется единый язык жестов, который понятен всем. Но это не более чем заблуждение. На самом деле жестовая речь в мире представлена более, чем 121 языком. И глухие люди, которые владеют разными языками, способны друг друга не понимать. Они точно так же учат и забывают новые языки. В то же время универсальный язык был разработан в 1950-х годах. Он называется «жестуно». Его изобрели для того, чтобы люди с нарушениями слуха во всем мире могли свободно переговариваться друг с другом во время международных мероприятий.

До этого момента в обществе, безусловно, существовали способы глухих взаимодействовать с миром, средства общения постоянно обогащались. Но такие формы не были долговечными, и распространялись они на узкий круг общения глухих. Сообщества глухих, которые вырабатывали единую систему коммуникации, появились позже, когда население стало селиться плотнее, в города.

В европейских государствах, когда население стало подвижным, в эпоху Нового времени, наряду с обычными языками расцветала и жестовая речь. Большой толчок к ее развитию стало открытие во Франции учебного центра для слабослышащих детей. Появился аналогичный центр и в Германии. За основу языков обучения были положены знаки, которые использовались глухими. Началась интерпретация европейских языков в жестах. По причине того, что языки сильно расходились, к процессу привлекались лучшие специалисты.

Амслен

В XVIII веке глухой преподаватель из Франции по имени Лоран Клерк явился в США, чтобы основать школу для глухих. Он оказал важнейшее влияние на роль жестовой речи в США. С тех пор языки жестов американских и французских глухих крайне похожи. Позже достижения этого специалиста стали распространяться по миру, становились частью обучения других глухих.

В России

В России всерьез обучению жестовой речи ребенка, страдающего от слабого слуха, задумались в 1806 году. Именно тогда была открыта первая школа жестов в Павловске. За основу бралась французская методика, в то время как в Москве открыли аналогичную школу, но использовавшую за основу немецкую систему. Открытие произошло в 1860 году. Последствия такого противостояния ощущаются в данный момент до сих пор.

В Советском Союзе распространение русского языка жестов осуществлялось централизованно. Школы открывались планомерно, и этим объясняется то, что на территории СССР был единый язык жестов, что было крайне удобным.

Жестуно

В 1951 году была создана Всемирная федерация глухих. Тогда же выносилось решение о принятии единой жестовой речи. Это было нужно для ведения полноценных международных переговоров. И тогда группа специалистов занялась выборкой и закреплением жестов европейских государств. За четверть века отдельный, универсальный язык был изобретен (жестуно). Он считался упрощенным. Словарь его был издан в 1973 году.

Читайте также:  Как называется круглый штекер питания

Лингвистика

Жесты в подобных языках являются схематичными, порой они создаются на ходу. Не всегда они обладают выраженной визуальной связью с предметом разговора. Кроме того, они не представляют собой интерпретацию стандартных языков – в них своя грамматика. Применяется жестовая речь для обсуждения множества тем – как в повседневном контексте, так и касательно чего-то возвышенного.

Слова языков жестов формируются самыми стандартными компонентами – хиремами. В одном жесте может иметься 5 элементов. Большая часть языков применяет классификаторы, в них постоянно происходит словоизменение, имеется синтаксис. Уникальность их состоит в том, что движения рук и губ способны приобретать самый разных смысл, и для понимания его необходимо брать в расчет множество характеристик, которые транслируются все в один момент, в отличие от стандартного языка с его последовательностью.

Изучение

Вплоть до половины XX века грамматика исходной жестовой речи была неясной. Изучаться активнее она стала в середине XX века американскими исследователями. Одним из них был профессор У. Стоуки. В 1960 году он выпустил работу «Структура жестового языка».

Он фактически доказал тот факт, что данное явление состоятельно. Когда работа была опубликована, глухие стали интегрироваться в общество гораздо активнее, чем раньше.

Жестовые языки именно в этот период времени начали получать свои отдельные наименования. Так, американский язык жестов стал называться амслен.

Конкретность

Одна из важных характеристик дактильной речи – конкретность. В каждом движении никогда не содержится обобщения, которым обладает слово. Так, нет одного жеста для обозначения слова «большой», которое может употребляться во всевозможных словосочетаниях – «большой дом», «большая зарплата», «большая ограда» и тому подобное. В каждом отдельном случае жест будет своим, и он точно передаст признак словосочетания. Жест изображает предметы и явления. В случаях, если человек двигает рукой – это обозначение признаков либо действия. Жест всегда является образным. К примеру, показывая дом, человек изгибает кисть руки так, чтобы она напоминала крышу. Обозначая страницы, показывает, как раскрывает книгу, чтобы сказать «любовь», используя жестовую речь, нужно приложить пальцы к сердцу и так далее.

Образность

Важнейшей особенностью жестовой речи является ее образность. Благодаря этому она легко усваивается, быстро воспринимается, и общение становится намного проще и приятнее. Если, к примеру, человек не знает итальянского языка, для него слова из него не будут значить ничего. В то время как жесты будут намного понятнее любому.

Расчлененность

Следующий характерный признак заключается в синкретизме. Понятия передаются слитно, обозначаются разными словами, которые относятся к одной и той же категории. Так, изначально слова огонь, костер либо театр, спектакль никак не различаются между собой. Чтобы различать близкие предметы и явления, были введены дополнительные знаки. Из них сложилась отдельная система. К примеру, обозначения «рисовать» и «рама» — это «картина».

Аморфность

Еще одно отличие жестовой речи заключается в ее аморфности. В жесте имеется термин, но нет ни рода, ни падежа, ни чего бы то ни было еще. В глаголах не передается время. По этой причине из ограниченного количества движений рук и губ создаются простейшие сочетания. Например, «действие – отрицание» (хотела – нет), «предмет-качество», «состояние» и так далее.

Пространственность

Еще одна особенность жестовой речи проистекает из пространственности подобных языков. Они позволяют говорить параллельно сразу о нескольких явлениях. Например, «больших объемов предмет передвигается по дороге» передается всего одним жестом. Однако языки, в которых подразумеваются звуки, передают информацию последовательным образом – одна деталь следует за другой, и не бывает такого, что все выражается разом. Передача данных на жестовом языке включает и движения головой, которые также несут дополнительные сведения.

Источник

Как общаются глухонемые? К какому виду общения можно отнести этот способ?

Они общаются невербально. Глухонемые в своем общении наиболее часто используют жестомимический язык, дактильную (пальцевую) азбуку и чтение с губ. Все эти способы относятся к невербальным средствам общения. Обычные же люди используют преимущественно вербальный (речевой, словесный, устный) способ общения.

Что такое правила поведения и общения между людьми?

Это основные нормы, которые действуют в нашем обществе для эффективного общения. Чаще всего они передаются в воспитательном процессе (не плеваться, не материться), что-то усваивается по учебникам этикета, что-то впитывается с культурой.

Многие нормы вы знаете и так:

быть вежливым (здороваться и прощаться);

быть тактичным (не задавать слишком личных вопросов, например, про зарплату у малознакомого человека);

-быть приветливым (улыбаться, не жаловаться и не ныть);

-быть культурным (не мусорить, не говорить слишком громко, не хамить);

  • быть опрятным (носить чистую отглаженную одежду, следить за обувью и гигиеной).

1 0 · Хороший ответ

Какие забавные словосочетания/фразы вы знаете, основанные на омонимичности слов, типа «говорить с утками» (говорить сутками)?

Тут стоит вспомнить фразу одного из наших спортивных комментаторов: «Кэри Прайс отбивает шайбу, у него ж опыта больше» (у него жопа-то больше)

Читайте также:  Как правильно называется факсовая связь

2 1 · Хороший ответ

Как люди становятся психопатами? Какие характерные черты поведения, речи, взаимоотношений проявляются? Как они среда общения влияют?

Я не знаю что вы подразумеваете под словом психопат.

По сути психически больной — человек не способный самостоятельно о себе заботится или представляющий опасность для себя или для других людей.

Я вам расскажу как становятся душевно (психически) больными:

  1. Психические травмы, ведущие к социальной изоляции.

Это может быть всё что угодно, подрывающее доверие к людям, буллинг, физическое насилие, жесткая критика личности и т.д.

Длительное пребывание в состояниях измененного сознания (под действием алкоголя, наркотиков, конфликтных ситуаций, обрядов и т.д.)

На мой взгляд это самое коварное. Т.к. информационное пространство вокруг нас буквально кишит ими. Их спамят соц.сети, новости и люди вокруг нас. Ну буду их перечислять, но весь этот ширпотреб про то какой должна быть внешность, что надо есть, как жить и как думать и на что надеяться. Всё это в гипертрофированном виде ведёт, если не в дурку, то к пограничным нарушениям психики.

Изменения в самом мозге.

Что касается проявлений, то это прежде всего асоциальность. Не умение договариваться и находить общий язык с людьми. Навязчивые идеи.

К сожалению, если создать доверительную атмосферу одиноком человеку 30+ (одинокому я не имею в виду наличие семьи, я имею в виду имеющему трудности с созданием семьи), то он с высокой вероятностью поделится с вами такими своими соображениями, от который у вас непроизвольно по коже побегут мурашки, ну или по крайней мере пронесётся в голове нечто вроде «Какой бред, это капец. А с виду на нормального похож». И в этом суть. С виду человек вполне похож на нормального, он выполняет свою работу, может посмеяться, поддержать разговор, говорить какие-то умные фразы-клише, а тот не адекват который у него в голове о не рассказывает всем подряд т.к. пару раз наткнулся на осуждение, на резкую критику и теперь замкнулся варит это всё в своей голове без какой либо обратной связи.

Пока человек чувствителен к обратной связи от окружающих, он более-менее социально адаптирован и дурка ему не грозит.

Источник

Жестовая речь. Особенности жестового языка глухих

Жесты – одна из основных систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.). Звуковой язык возник 30-50 тыс. лет назад – с тех пор вербальная (словесная) система коммуникации – основное средство общения в человеческом обществе. Но столь же древним является общение при помощи жестов, причем некоторые ученые считают, что оно предшествовало общению словесному. Интерес к невербальным средствам общения в наше время столь возрос, что выделилась особая область исследования — кинесика, предметом изучения которой стал «язык» тела, вся совокупность коммуникативных движений. Основы изучения этой области были заложены в 50-х годах XX века работами шведского ученого Р. Бердвистелла.

Глухой человек получает информацию преимущественно с помощью зрения, при этом пути могут быть различны: через письмо, по движению губ, с помощью жестовой речи. Именно последний способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени, сообщение можно передать большой аудитории. Т. о., этот вид речевого кода очень широко используется во всех сферах жизнедеятельности глухих и многих слабослышащих людей. В разных странах функционируют национальные жестовые языки, причем даже при наличии похожих жестов они отличаются своеобразием лексики и грамматики. Язык жестуно – международный язык жестов, его назначение – облегчить общение между глухими при проведении мероприятий, организуемых ВФГ. Он включает около 1500 жестов, сгруппированных по темам: люди, природа и т. п.

Рассмотрим подробнее своеобразие жестовой речи глухих.

Язык жестов – это своеобразная система, имеющая свой сло­варный состав и грамматический строй. Он возникает и развива­ется в связи с потребностями коммуникации (при отсутствии сло­весной речи). В языке жестов выделяют две разновидности: разговорная (русская) жестовая речь и каль­кирующая жестовая речь (Г. Л. Зайцева).

Разговорная жестовая речь усваивается глухим ребенком непо­средственно в процессе общения с глухими. Система обозначений в этой речи отличается от языка слов. Объем словаря жестов зна­чительно уступает и количественно, и качественно языку слов (Р. М. Боскис, С. А. Зыков, Г. Л. Зайцева). Использование в общении средств русского же­стового языка (РЖЯ) основывается на самобытной лингвистической си­стеме, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой. Устная словесная речь при таком высказывании не используется.

По структуре жесты РЖЯ делятся на одноручные и двуручные.

Выделяют 2 основных компонента строения жеста – конфигурацию и движение. Они воплощаются в жесте одновременно. Конфигурация – в одноручных жестах характеризуется положением пальцев и кисти руки (правой), в двуручных – положением пальцев и кисти каждой руки и взаимным расположением рук. Существует 20 основных конфигураций (А, Б, В, 1, 5 и др.). Движение – характеризуется местом исполнения жеста (локализацией), направлением и качеством движения. Каждый жест можно описать с помощью этих компонентов. Например, МАТЬ – В-конфигурация (характерна для дактилемы В), жест исполняется около лица, справа налево, движение плавное, непрерывное.

Читайте также:  Маленькие болонки как называется порода

Особенности лексического состава РЖЯ:

1) Образность жестов. В РЖЯ, как и в ЖЯ других народов, существует целый класс жестов, которые выражают некоторые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий:

— обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты);

— дают пластическое изображение объекта (пластические жесты);

— передают характерные особенности внешнего вида и поведения (изображение животных);

2) Многозначность жестовых знаков: часто один и тот же жест используется для обозначения разных объектов: действие – орудие действия (утюг = гладить, веник = подметать), действие – деятель – орудие действия (ходить на лыжах = лыжник = лыжи), синонимов (пламя, огонь, пожар); нет отдельных жестов, обозначающих людей по роду их деятельности, поэтому используется два жеста: жест, обозначающий области деятельности (или характерное действие) + жест человек (охотник (охота + человек), писатель (писать + человек)).

3) В РЖЯ широко применяются указательные жесты (при упоминании частей тела, при описании пространственных отношений, цвета).

4) Расчлененность обозначений. В РЖЯ много жестов, передающих смысл расчленено (т. е. многословно), так часто передаются обобщающие понятия (стул + кровать + разный = мебель, картофель + капуста + огурец + разный = овощи).

5) В РЖЯ есть своеобразные конструкции, которые ученые начинают относить к фразеологии РЖЯ.

6) Словарь РЖЯ меньше, чем языка слов, поэтому глухие пользуются дактилем.

Рассмотрим особенности морфологии РЖЯ. Для передачи различных грамматических категорий используются специальные жесты.

1) Значение «множественность» передается 2 способами: 1 – к жесту, обозначающему объект, добавляется жест много или разный, 2 – повторить несколько раз сам жест.

2) Существуют специальные жесты для обозначения грамматических значений: значения принадлежности и предназначения передаются с помощью специальных жестов, время передается с помощью специальных жестов БЫЛО, ЕСТЬ, БУДЕТ; завершенность и незавершенность действия, передающаяся в русском языке видовыми различиями глаголов, передаются с помощью жестов ЗАКОНЧЕНО, ГОТОВО; желательность действия – включается условный жест, образованный слиянием дактилем Б и ы (Бы); значение условность передает жест ЕСЛИ.

3) В РЖЯ существуют особые способы выражения различных отношений между предметами и явлениями. Пространственные отношения выражаются путем изменения характеристик локализации жеста.

Синтаксис РЖЯ.

Вопрос о порядке жестов в высказываниях всегда интересовал ученых. Ученые начала и середины 20 века считали типичной такую структуру жестового высказывания: МУЖЧИНА ЗЛОЙ РЕБЕНОК БИТЬ. МАЛЬЧИК ЯБЛОКО КРАСНЫЙ КУШАТЬ. Т. е.: субъект – объект – предикат. В настоящее время ученые (Г. Л. Зайцева) не выделяют один фиксированный тип высказывания, считая, что порядок жестов в высказывании более свободный, чем в литературном языке. Однако все же для структуры высказываний характерны определенные особенности: в повествовательном предложении: на первом месте – подлежащее, на последнем – сказуемое; вопрос – в конце фразы: МАТЬ ОКНО МЫТЬ КОГДА ; отрицание – в конце фразы: МАТЬ ОКНО МЫТЬ НЕТ . В РЖЯ есть высказывания, в которых одновременно двумя руками выполняются 2 жеста. Они передают: пространственные отношения, причинно-следственные связи, а также определительные высказывания.

Калькирующая жестовая речь складывается и развивается под влиянием языка слов и подчиняется тем же грамматическим зако­номерностям. Чрезвычайно важным при этом является то, что именно язык слов становится орудием мышления глухого ребенка. В процессе обучения глухих детей язык жестов обогащается и развивается. Глухие в жестовой речи стремятся выразить то, что ими приобретено в языке слов. Калькирующая же­стовая речь – это вторичная знаковая система, которая усваивает­ся на базе и в процессе изучения глухими детьми словесной речи. Жесты становятся эквивалентами слов, а порядок их следования – такой же, как в предложении, т. е. этот вид речи калькирует линг­вистическую структуру словесного языка. Жесты сопровождают уст­ную речь говорящего.

Структура КЖР представлена двумя классами жестов: 1 – жесты, заимствованные из РЖЯ (книга, школа), 2 – жесты, принадлежащие только КЖР. Сюда входит 3 подкласса: 1) собственно жесты (дискриминация, интеграл), 2) дактильные слова (кибернетика, имена собственные), 3) слово + несколько дактилем (что + б-ы = чтобы, з + сухо = засуха). Это объясняется тем, что КЖР используется в официальной обстановке, часто возникает потребность в обозначении терминов, а средств РЖЯ для этого недостаточно.

Обучение языку слов не­возможно осуществить путем перевода жестовой речи. Более того, жестовая речь осложняет формирование значений слов и препят­ствует овладению синтаксической структурой языка слов. В ходе обучения на основе словесной речи происходит сложная перестройка в развитии глухого. При этом, чем длиннее было вос­питание глухого вне овладения языком слов, тем труднее обучить его словесной речи и переключить с конкретно-образного мышле­ния на базе языка жестов на словесно-логическое мышление на базе языка слов.

Источник