Меню

Как называются артисты цирка

Кто такой ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР и что общего у цирковых клоунов с колхозом.

18 апреля 2020 года отмечается Всемирный день цирка. Почти все мы с детства (или хотя бы в детстве) любили и любим цирк. Это вполне понятно, там ведь столько всего интересного: дрессировщики с животными, иллюзионисты с фокусами, гимнасты под куполом и, конечно же, клоуны. А командует всем этим (во всех смыслах) «цирком» строгий господин с труднопроизносимой должностью «шпрехшталмейстер»

Давайте разберемся в том, что и почему так называется.

Итак, собственно ЦИРК:

Шпрехшталме́йстер (нем. Sprechstallmeister) — работник цирка, ведущий циркового представления. Шпрехшталмейстера объявляет номера программы, принимает участие в качестве резонёра в клоунских репризах, руководит униформистами (про них читайте ниже), следит за выполнением правил техники безопасности, организация репетиций. Сейчас в российском цирке эта должность называется «инспектор манежа». Само название образовано от немецкого Sprech (говорить) + Stallmeister (начальник конюшни, конюшенный)

шамберьер[фр. chambriere] – длинный кнут, употребляемый в цирке или манеже

В конце приведу замечательное стихотворение о цирке, написанное «цирковым», как артисты цирка сами себя называют:

Шпрехшталмейстер. Шамберьер.
Пять ударов и – в карьер.
Шесть ударов и – в аллюр.
Блестки, бархат и велюр.

Это цирк. И я в манеже.
И меня сознанье нежит,
Что шталмейстер – тоже я.
И что цирк – моя семья!

Я здесь свой, и акробатом
Тоже стану я когда-то.
На антре и на вольтиже
Мне моя мечта все ближе.

А мечталось мне о том,
Чтобы просто стать шутом.
Добрым, злым и нагловатым
Буду я шутом когда-то.
Шпрехшталмейстер. Шамберьер.
Лошадь, одолев барьер,
Пронеслась по кругу ветром.
Это цирк! Тринадцать метров!

Борис Амарантов, пантомимист и жонглёр, 20 июля 1958,

Источник

История цирка

Традиции народного зрелищного искусства уходят корнями в глубокую старину как в России, так и на Западе. Уже в древности находились люди, чьим призванием было развлекать окружающих. В III тысячелетии до н.э. на о. Крит существовали особые сооружения (они считаются первыми в истории цивилизации), предназначенные для проведения народных празднеств и зрелищных представлений. В IV в. до н.э. в Афинах был сооружен первый монументальный каменный театр.

Жанры и стиль балаганных зрелищ бли разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х гг. нынешнего столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Традиции массовых театрализованных зрелищ также берут начало в глубокой древности. Уже давно было замечено, что в периоды мощных социально-исторических потрясений в жизни общества разнообразные зрелищные формы начинают играть все более заметную роль. Они способны даже придать определенную ориентацию действиям огромных масс. Толпа, по замечанию Гете, любит яркое, сильное, выразительное, разнообразное.

В наши дни грандиозные по масштабам, иногда слишком помпезные театрализованные празднества стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Cтали уже традиционными представления на Бородинском поле в день годовщины Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. К 850-летнему юбилею Москвы на Красной площади состоялось оригинальное шоу «Наша древняя столица», поставленное режиссером А. Михалковым-Кончаловским.

Читайте также:  Как правильно называются стороны дома

Развитию зрелищных форм содействует и научно-технический прогресс, открывший широкие возможности применению технических средств. Все помнят знаменитое лазерное шоу, которое организовал в дни празднования 850-летия Москвы французский режиссер Ж.М. Жарр.

Первым профессиональным артистом русской эстрады обычно признается И.Ф. Горбунов (1831-1898), выступавший в дивертисментах Александринского театра.

Синтетическая и многожанровая по своей природе, эстрада всегда была связана с театром, кино, литературой, музыкой. Этот вид искусства мобилен, его любят миллионы людей. В наши дни эстрада вышл на стадионы и площади, где становится массовым зрелищем, рассчитанным на десятки тысяч зртелей. Огромные аудитории собирают сольные концерты известных певцов.

Индустриальное производство развлечений на Западе достигло колоссальных размеров и результатов, демонстрируя свои гигантские возможности воздействия на массы.

Слово «цирк» происходит от латинского слова circus, что означает «круг». Но цирки Римской империи по устройству и назначению мало походили на сегодняшние. Для них строили огромные амфитеатры с вытянутой овальной ареной. Здесь на потеху жестокой толпе бились насмерть гладиаторы. Здесь казнили приговоренных к смерти преступников.

Один из первых современных цирков возник, можно сказать, в рекламных целях. В 1683 г. житель лондонскго предместья по имени Сэдлер обнаружил в своем садике лекарственную траву. Для привлечения пациентов он открыл в Лондоне театр и давал в нем бесплатные представления, подобные тем, что в старину разыгрывали бродячие артисты. Его преемник, Уильям Стоукс, включил в программу конные номера.

В европейских школах верховой езды наездники демонстрировали свое умение управлять лошадью и проделывать различные акробатические упражнения. Нередко они возводили временные манежи и выступали на ярмарках и гуляниях. Именно наездники и стали первыми цирковыми артистами.

Считаются, что первый в мире постоянный цирк родился в середине XVIII в. в Англии, когда англичанин Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, построил в 1780 г.

в Лондоне специальное здание для школы верховой езды, названное амфитеатром. Он же основал и первую цирковую династию. Помимо конно-акробатических номеров в программе впервые появились дрессировщики собак, канатные плясуны, акробаты, клоуны, прыгуны и жонглеры, ставились целые спектакли.

Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово «цирк». Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования.

Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 г. Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк. Одним из наиболее восторженных поклонников его был президент США Джордж Вашингтон, учившийся у Рикетса основам верховой езды.

Интересна история и русского цирка. Его истоки берут свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 г. ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири.

Читайте также:  Как называется болезнь когда человек ест сам себя

В XIX в. в Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. В 1827 г. в Петербурге начал функционировать цирк, построенный Жаком Турниером. В 1877 г. в Петербурге открыл цирк Гаэтано Чинизелли.

В Москве в 1847 г. на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 г. функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В.Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 г. деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 г. газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К.О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 г. купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 г. они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 г. Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Здесь же начинали многократный чемпион мира по борьбе, непревзойденный силач Иван Поддубный и его ученик, также чемпион мира Иван Заикин. Свое мастерство демонстрировали виртуозные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко.

Государственные органы власти считали зрелищные предприятия и народные гулянья одной из статей дохода и стремились взять их под контроль. В циркуляре министра финансов предлагалось отность все зрелищные балаганы к елочным торговым заведениям и взимать с них соответствующие налоги и сборы. Городское управление взимало с антрепренеров значительную земельную пошлину.

В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Впоследствии многие его выпускники составили славу отечественного циркового искусства.

Невероятно, но в 30-40-е гг. в услвиях жестокого политического террора, когда искусство несло потери, закрывались лучшие театры, цирк набирал силу и процветал. Объяснялось это тем, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики. Власти поддерживали цирк, так как его яркие представления служили как бы наглядным подтверждением циничной в условиях массовых репрессий и голода фразы Сталина: «Жить стало лучше, жить стало веселее».

Читайте также:  Наука о вымерших растениях и животных как называется

В послевоенные годы цирк сохранил свою интернациональную сущность и пережил новый творческий подъем. Представления высокого профессионального уровня пользовались стабильным успехом за рубежом. Язык цирка без переводчиков понятен жителям всех странах и континентов.

М. Шуйдин, О. Попов и др. В цирке создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием. Появились новые коллективы.

Из-за постоянного увеличения тарифов на перевозки, роста цен на корма для животных организовывать гастрольные поездки стало очень трудно. Чтобы как-то существовать, цирки вынуждены повышать цены на билеты, что приводит к оттоку зрителей. Некоторые коллективы работают неполную неделю, при полупустых залах.

Но вопреки всем трудностям российский цирк живет и совершенствуется, выдвигает молодых талантливых исполнителей. Совершенно объективно он остается сильнейшим в мире. Подтверждением этому являются новые победы российских артистов на престижных международных конкурсах.

Ю. Куклачева, цирк «Арена» Б. Федотова и другие.

Источник

Артисты цирка

Досье

Цирк – это вид зрелищного искусства, имеющее свои законы, по которым и ставится развлекательное представление. Здание для шоу также называют цирком.

Задача циркового искусства – демонстрировать необычное и смешное, в программу обычно входят пантомима, реприза, фокусы, клоунада, номера с дрессированными животными и артистами, владеющими необычными навыками, зачастую связанными с риском: акробатика, эквилибристика и т.д.

Артисты цирка – это артисты, которые заняты в цирковом представлении. Среди них выделяют акробатов, гимнастов, жонглеров, дрессировщиков, клоунов, вольтижировщиков и фокусников.

В частности, клоун – это артист, который использует в своем выступлении приемы буффонады и гротеска, обычно клоуны работают парами либо группой. Иногда в качестве партнера клоуна выступает зритель. Большая часть клоунов цирка выступает в разных жанрах. Артист может использовать такие сложные приемы как эквилибристика.

Известные в России цирковые артисты – Карандаш (М.Румянцев), Ю. Никулин, О. Попов, Т.Акопян, И. Моисеева, И. Бугримова и др. В цирковом искусстве нередки случаи, когда арену в качестве рабочего места выбирают представители несколько поколений, например, существуют династии Борисовых, Запашных, Дуровых, Енгибаровых.

Вячеслав Полунин – один из самых титулованных клоунов советского, а затем и российского периода. Является автором и постановщиком множества номеров, спектаклей, репризов. Создал в компании коллег театр «Лицедеи». Один из самых его известных номеров – «Snow Show» («сНЕЖНОе шоу»), который был показан в разных странах мира. Как заявляет сам Полунин, он стремится размыть грань между искусством и жизнью. В 2013 году Полунин стал художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке.

Эффектными и востребованными в цирке остаются номера с дрессированными животными: кошками, лошадьми, медведями. Одними из самых популярных цирковых артистов в данной сфере являются братья Запашные, создавшие свой цирк и несколько шоу: «Легенда», «Садко», «Камелот» и др.

С древних времен артистов цирка изображали в своих работах скульпторы и художники. Акробатов и клоунов изображали такие мастера как Пикассо, Шагал, Дали и т.д. Артисты цирка нередко снимаются в кино, знаменитые режиссеры, в частности, Феллини, неоднократно обращались к теме цирка.

Источник