Меню

Как называются картины сирота

Почему Васнецов назвал свою Алёнушку дурочкой

Это произведение знакомо нам с детства. Оно является одним из самых популярных и самых любимых полотен Васнецова. Мастер не раз отмечал, что из всех его картин ему самому «Аленушка» милее прочих.

Васнецов долго находился в поисках натурщицы для картины. В то время он жил в подмосковном Абрамцеве, где отдыхал летом с семьёй и рисовал пейзажные этюды на берегу реки Вори. Из Абрамцева он частенько прогуливался пешком до соседней деревни Ахтырка, где и увидел простую деревенскую девушку — свою будущую Алёнку.

«Алёнушка как-будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё», — писал в своих воспоминаниях Васнецов.

Перед написанием самой картины художник сделал несколько предварительных эскизов сидящей на камне девушки. Он признавался, что при написании Алёнушки вглядывался в черты лица Веры Мамонтовой, которую многие помнят по картине Серова «Девочка с персиками». Однако сам образ списан именно с крестьянки. Может быть поэтому, глядя на картину, мы понимаем, что перед нами не сказочный персонаж, а реальная девушка.

Алёнушка притягивает зрителя своей настоящей естественной красотой. В её глазах читается грусть и глубокие переживания, которые таит её сердце, несмотря на юный возраст. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы и загрубевшие босые ноги позволяют увидеть абсолютно реальный образ девушки.

Сюжет усиливается неподвижными деревьями, застывшей водной гладью и медленно парящими над головой облаками. Окружающий героиню лес кажется гиблым местом, в котором очень просто затеряться или сгинуть. Критики отмечают, что пейзаж получился настолько хорошо, что картину легко представить и без Алёнушки.

Изначально картина называлась «Дурочка Алёнушка», но это не значит, что художник считал девушку глупой. В то время значение слова «дурочка» отличалось от современного. Раньше так называли юродивых, обездоленных или сирот. А, согласно сказке, Алёнушка с братцем Иванушкой остались без родителей.

Впрочем, первое слово в названии шедевра быстро исчезло, а осталось лишь одно — «Аленушка». Но смысл картины о этого не пострадал — девушка выглядит очень грустной и обездоленной.

Поскольку, Васнецов часто писал сюжеты сказок, современные зрители воспринимали и Алёнушку сказочным героем. Однако есть версия, что художник вовсе не создавал сказочный образ. Скорее всего, он просто хотел передать в лице одной девушки трагизм всего русского народа. Картина оказалась связана со сказкой только в результате восприятия зрителей.

Как сложилась судьба картины

Картину Васнецов дописал зимой 1881 года, уже в Москве. После этого полотно было оправлено на выставку передвижников. Примечательно, что Павел Третьяков, активно скупавший картины с этой выставки, особого интереса к «Аленушке» не проявлял. Художник даже начал беспокоиться и сам написал Третьякову:

«Уважаемый Павел Михайлович, моя «Аленушка» до сих пор не продана, что сильно влияет на мои денежные дела. Мне очень бы хотелось знать: как она Вам кажется в теперешнем ее виде на выставке. До сих пор я, конечно, не имею повода думать, чтобы она Вам нравилась настолько, чтобы Вы решились приобрести ее для галереи; но знать Ваше мнение на этот счет для меня желательно очень».

Васнецов даже готов был снизить цену, но купец, так и не приобрёл эту картину для своей галереи. Купить «Аленушку» решил Анатолий Мамонтов, брат известного мецената Саввы Мамонтова. Затем полотно несколько раз меняло хозяев, пока, наконец, не было выкуплено для Государственной Третьяковской галереи.

Критик И. Э. Грабарь назвал картину «Аленушку» одной из лучших картин русской школы.

Читайте также:  Как назывались предсказания нострадамуса

Источник

Почему Васнецов назвал свою картину «Дурочка Алёнушка» и кем она была?

Сюжеты сказок так таинственны и поэтичны, что часто вдохновляют художников на то, чтобы запечатлить их на своих полотнах. Васнецов в этом был не исключением, но его картина исключительна безусловно.

Юная девушка с бездонными глазами, безнадёжно опустившаяся на камень у воды. По описанию данной картины многие без труда узнают «Алёнушку». Кто бы мог представить, что такой незамысловатый сюжет способен увековечить полотно Виктора Васнецова?

Возможно, дело в том, что в основу положена сказка. А для русского человека и сказания и быль всегда находились так близко, что словно переплетались и просачивались друг в друга. Поэтому герои произведений всегда были любимыми не только детьми, но и взрослыми. Им сострадали, ими восхищались и неустанно передавали из уст в уста.

Героиню своей картины художник встретил в усадьбе Ахтырка. Произошло это в 1880 году. Что-то было в этой девушке такое, что зацепило творческую душу. Вся её внешность, походка, взгляд выражали одиночество или то, что каждый рождённый на русской земле зовёт тоской. Глубокой, порой не имеющей реально осознанных причин, печалью.

Школьная образовательная программа предполагает, что с таким творческим полётом детей знакомить просто необходимо. Поэтому ученики имеют возможность не только узнать всё об истории полотна, о его авторе, но и проявить собственный полёт фантазии. Каждый школьник получает задание написать сочинение на тему картины Васнецова.

Это сделать не сложно и даже увлекательно, потому, что в основу сюжета положена сказка. А кто из детей не любит сказки? Страшные, таинственные, захватывающие и непременно с добрым концом.

Сестрица, устав от поисков своего непослушного брата присела на бережку пруда. Всё вокруг неё словно замерло в ожидании и тоске. Девушку одолевает тревога и печаль о судьбе братца. Алёнушка пригорюнилась в сиротливой позе, взгляд её устремлён на воду.

Возможно, девушка корит себя за то, что не доглядела за сорванцом и молит о встрече.

Природа в сказках и произведениях всегда передавала и подчёркивала настроение человека. Это удалось высказать и Васнецову. Медленно плывут облака, трепещут тонкие веточки берёз. Ни что не беспокоит уставшей путницы. Словно каждый стебелёк, пропитанный сочувствием к опечаленной героине, старается оградить её от тревог и невзгод.

Каждый фрагмент картины наводит созерцателя на размышление. Здесь вспоминается страшная Баба-Яга, которая могла заманить козлёночка. Или другие нечистые силы, обитающие в затерянном уголке дремучего леса.

Над головой девушки сидят ласточки. Эти птицы всегда являлись символом надежду. И неспроста художник отвёл им место на своём плотнее.

Не смотря на то, что картина насыщена образами красивой природы, ничто не отвлекает созерцателя от Алёнушки. Возможно, что Васнецов умышленно поместил свою героиню в столь гиблое и безлюдное место, чтобы подчеркнуть её незащищённость. И одновременно с этим отвагу, самопожертвование и готовность идти за любимым братцем на край света.

Кому же принадлежат эти тонкие черты лица Алёнушки? Как признавался сам художник – дочери мецената Саввы Мамонтова. Полотно вызвало критические замечания и не сразу заняло своё законное место. Картина была продана всего за пятьсот рублей.

В настоящее время этим произведением искусства можно полюбоваться в Третьяковской галерее.

Сейчас сложно представить, что такой шедевр не приобрёл признание. Но это и не удивительно, настоящие вещи всегда требуют времени, чтобы можно было осознать их величие.

Источник

Сироты на Руси: Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Божедом и скудельница

Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?

Читайте также:  Шутить над собой как это называется

В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице. Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом. Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.

Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.

Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.

Переход заботы о сиротах к государству и первые детские приюты

В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.

Он утверждал: «Были и такие, которые поступали в холопы насильно: еще до воспрещения перехода крестьянам помещик нередко обращал их в холопов. В XVII веке служилые люди торговали самым возмутительным образом женским полом в Сибири. Они насильно брали беспомощных сирот-девиц, иногда сманивали у своих товарищей жен, делали на них фальшивые крепостные акты и потом передавали из рук в руки, как вещь».

Борис Годунов и Василий Шуйский предпринимали меры для обеспечения неимущих, в том числе и сирот, хлебом и другим продовольствием. К сожалению, эта благотворительность часто не приносила плодов, поскольку те, кто заведовал раздачей, включали в списки своих родных и знакомых.

При Алексее Тишайшем в 1650 году была перепечатана Кормчая книга. В нее были внесены и правила православной церкви, которые относились к сиротам. А в 1682 году, в царствование Федора III, царским указом беспризорники выделялись в особую категорию, забота о которой переходила от частных лиц и духовенства к государству. Тогда же было решено строить специальные детские учреждения. В них детей обучали навыкам и специальностям, способным их прокормить.

Первая «сиропитательница» была построена митрополитом Иовом. До этого сироты в монастырях жили вместе со взрослыми. Кстати, семьям было очень выгодно «призревать» сирот, поскольку они становились холопами — бесплатной рабочей силой. То есть поступали в рабство.

Опека и патронаж при Петре I

При Петре Алексеевиче вопросы надзора за беспризорными детьми были полностью отданы в ведомство магистратов. Именно светской, а не духовной власти было дано право решать дальнейшую судьбу ребенка, оставшегося без родителей. Детям назначали опекунов из числа родственников или отдавали их под патронат тех, кто изъявил желание заботиться о сиротах.

Петр I отдал приказ при госпиталях открывать детские комнаты и принимать туда детей. Это были первые государственные учреждения «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются».

Читайте также:  Как называется квадрат на микрофоне

Такие госпитали должны были быть оборудованы специальными окнами, через которые можно было положить ребенка, но при этом лица женщины не было видно. Финансировались эти учреждения частично из городской казны, частично — из церковных подаяний и целевой благотворительности. К сожалению, подобных заведений было слишком мало. Поэтому церковь при этом не была полностью «отлучена» от заботы о сиротах. Так, к примеру, в Москве беспризорников отправляли в Новодевичий монастырь.

Екатерина II — благодетельница сирот

При Екатерине II по проекту личного секретаря императрицы Ивана Бецкого в Москве был учрежден Воспитательный дом. Его строительство велось на деньги от пожертвований, штрафов, а также от первого в России государственного ломбарда. Кроме того, во все церкви были разосланы воззвания, в которых предлагалось обустраивать приюты и «сиропитательницы». Эти воззвания должны были зачитываться прихожанам после церковной службы. Сама царица пожертвовала на нужды Воспитательного дома около 1 000 000 рублей.

К сожалению, наплыв детей в эти дома был слишком велик. Из-за эпидемий смертность в них порой достигала 82%. Поэтому грудных младенцев стали отдавать первоначально в деревни опекунам до достижения 9-месячного возраста, а позже — до 5 лет. Людям, взявшим на себя заботу о ребенке, платили 2 рубля в месяц на его содержание.

Если ребенок по достижении пятилетнего возраста не мог попасть в Воспитательный дом по причине отсутствия свободных мест, то он продолжал жить в крестьянской семье до 17 лет. Затем мальчики становились казенными крестьянами, то есть не принадлежавшими определенному хозяину. Им выделялся участок земли. Девочек выдавали замуж.

В отличие от предыдущих правителей, во время правления Екатерины Великой сироты, направленные в Воспитательные дома, поступали под опеку государства. Раньше они по умолчанию становились крепостными тех помещиков, на землях которых были обнаружены (речь идет о подкидышах), либо тех людей, которые взяли на себя заботу о беспризорниках.

Бывали случаи, когда создать приют или Воспитательный дом не представлялось возможным. Тогда за небольшую плату специально организованный орган местного самоуправления, который назывался Приказ неимущих сирот, мог отдавать детей на усыновление или воспитание любому порядочному гражданину. Однако в этом случае Приказ обязан был следить за судьбой ребенка вплоть до его совершеннолетия.

XIX век — расцвет приютов

Первым частным, то есть не государственным и не монастырским, детским домом в России стал Демидовский приют, который был построен вместо детских комнат в Доме призрения. Изначально в нем воспитывалось 6 мальчиков и вдвое больше девочек, но за год число детей выросло до 112. Покровительство над этим учреждением взяла на себя императрица Александра Федоровна. Этот приют был назван «Образцовым». В нем учили смотрительниц и их помощниц, которых затем направляли на работу в другие подобные учреждения.

Среди богатых людей было принято принимать «в дети» или под опеку сирот. Например, графиня Юлия Самойлова растила двух малышек. Правда, обе девочки были итальянками.

К 1889 году только в одной Москве насчитывалось 42 детских сиротских учреждения. С 1895 по 1917 год в России была организована система детских семейных приютов трудолюбия. В честь рождения княгини Ольги они получили название Ольгинские. В них принимали сирот вне зависимости от сословия и вероисповедания, что было инновационным решением в области государственной опеки. После Октябрьской Революции эти учреждения были ликвидированы и на смену им пришли детские дома.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник